Послесловие “Четырнадцатого Слова”

Удар по беспечной голове и урок-наставление

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 وَمَا الْحَيٰوةُ الدُّنْيَا اِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”

“…А ближайшая жизнь – только пользование обольщением.” (Коран, 3:185)

О мой несчастный нафс, погрузившийся в беспечность, представивший эту жизнь сладкой, позабывший о вечности, и поэтому жаждущий земного мира! Знаешь ли ты, на кого походишь? Ты подобен страусу, который видит охотника, но не может улететь, и прячет свою голову в песок, чтобы охотник не видел его! Однако его большое тело – на поверхности. Охотник видит страуса, хотя тот спрятал голову в песок и не видит ничего.

О нафс! Обрати внимание на это уподобление и осознай, что посвящение себя лишь этому миру превращает достойное наслаждение в горькое страдание.

К примеру, в этом селении (то есть в Барле) есть два человека. Девяносто девять из ста друзей одного из них переселились в Стамбул и прекрасно там живут. Последний друг также вскоре переедет туда. Поэтому этот человек страстно желает уехать в Стамбул, думает о нём и желает быть с друзьями. И когда ему скажут: «Уезжай в Стамбул!» — он с радостью переедет туда. У второго же человека девяносто девять из ста друзей исчезли: одни погибли, другие — пропали без вести. Этот человек предполагает, что они пропали навсегда. И этот несчастный ищет утешения в том или ином единственном госте, с помощью которого надеется забыть про горькую боль разлук.

О нафс! Все твои  близкие и друзья, во главе с Любимцем Аллаха, находятся по ту сторону могилы. Оставшиеся же здесь несколько из них также направляются туда. Так не отворачивайся от смерти и могилы во страхе и испуге! Смело взгляни могиле в лицо и услышь её, смело улыбнись смерти и пойми чего она требует! Берегись, не уподобляйся второму, беспечному человеку!

О нафс мой! Не говори: «Время изменилось, век стал другим, все погрузились в этот мир, ставят превыше всего эту жизнь, опьянены заботой о ней». Дело в том, что смерть и разлуку никто не отменял, человеческие беспомощность и бедность лишь множатся, движение человека по пути жизни к могиле не останавливается, а только набирает обороты.

Также, не говори: «Я такой же, как все». Ведь всякий человек будет с тобой в дружеских отношениях только до могилы. А такое утешение, как «быть в беде вместе со всеми», на той стороне (т.е. после смерти) будет совершенно безосновательным.

А также, оставь мысли о том, что ты предоставлен самому себе! Ведь если ты мудро взглянешь на всё окружающее тебя в этом бренном мире, то не сыщешь ничего беспорядочного, бесцельного. Так можешь ли ты быть без цели и порядка?!

И происходящие в природе явления, наподобие землетрясений, также не являются игрой случайности. Ты видишь воочию, что земная поверхность одета в одеяние, сотканное из переплетённых меж собой нитей различных видов растений и животных и украшенное смыслами и мудростями, а также знаешь, что Земля не бесцельно вращается, совершая гармоничные обороты, подобные вращениям вдохновлённого дервиша-мевлеви. В таком случае, возможно ли считать, — как написал один безбожник, — бессмысленными и стихийными такие смертоносные и жизненно необходимые земные явления, как землетрясения (Примечание), похожие на сотрясание от духовной тяжести некоторых беспечных (греховных) деяний сынов Адама, особенно верующих, представив пустыми и напрасными горькие потери пострадавших, что приведёт их к горькому отчаянию?! Ведь это — и большая ошибка, и великая несправедливость.
(Примечание: Написано в связи с землетрясением в Измире)

Безусловно, такого рода события служат, по повелению Мудрого и Милостивого, обращением в милостыню тленного имущества верующих и его увековечением, а также искуплением грехов, исходящих от неблагодарности Всевышнему. Таким образом, наступит такой момент, когда эта, покорная Богу, Земля, увидев деяния человека, которые должны быть украшением её лика, противоречащими единобожию и неблагодарными, сочтёт их мерзкими и, по велению своего Создателя, грандиозным землетрясением сметёт их со своего лика, очистится от них, отправит многобожников в Ад, а благодарным скажет: «Добро пожаловать в Рай!»