O люди! Поклоняйтесь вашему Господу, сотворившему вас и всех, кто был до вас, — так вы достигнете благочестия! И, опять же, поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вам землю ковром, а небеса – кровлей вашему дому, и низвёл с неба воду, чтобы взрастить плоды и прочую пищу для вашего пропитания! И не придавайте подобия и сотоварищей Аллаху — вы же знаете, что нет иного Бога и Творца, кроме Него!

Вступление

Лишь поклонение (ибадат) Всевышнему укрепляет и утверждает человека в вере, делая постулаты вероубеждения естественными для него.

Без укрепления постулатов веры, основанных на совести и разуме, при помощи поклонения, состоящего из выполнения повелений Аллаха и воздержания от запретного, их влияние будет весьма слабым. Нынешнее положение Исламского мира свидетельствует об этом.

Поклонение является средством достижения счастья в этом мире и в Ином мире, средством упорядочения земных дел человека и его деяний, относящихся к Иному миру, средством личного и общечеловеческого совершенствования, а также весьма возвышенной и почетной связью между человеком и его Создателем. 

Обстоятельства, разъясняющие, почему поклонение является средством достижения счастья в этом мире

Первое обстоятельство. В отличие от животных, человек сотворён с удивительной и тонкой натурой, по причине чего у него возникли весьма разнообразные наклонности и желания. Например, человек желает для себя наилучшего, предпочитает избранное, хочет роскоши, стремится жить достойной человека жизнью. Для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и ином необходимом человек нуждается во множестве ремёсел. Но поскольку он не владеет навыками всех ремёсел, он вынужден взаимодействовать с другими людьми для удовлетворения нужд путём взаимопомощи и взаимообмена результатами труда. 

Однако дело в том, что для возможности развития человека с помощью данной ему частичной свободы выбора, его плотские влечения, умственные способности и сила гнева не ограничены Создателем, вследствие чего во взаимоотношениях людей порой имеют место несправедливость и преступления. Во избежание этих преступлений общество нуждается в правосудии. Но не каждый обладатель разума способен охватить и постичь справедливость, поэтому существует необходимость в универсальном разуме, а такой разум существует лишь в виде закона. Таким законом может быть только Божий Закон (Шариат). 

Также, для внедрения Шариата и его функционирования необходим некий авторитетный источник, некое ответственное лицо, и таким источником, таким ответственным является лишь Пророк. Чтобы главенствовать над своими последователями, Пророку необходимо духовное и физическое превосходство. Помимо этого, в доказательство своей связи с Творцом Пророк наделён способностью являть чудеса.

Затем, во исполнение Божественных повелений и запретов, необходимо закрепить в сознании людей величие Создателя. Этому способствует лишь укрепление постулатов веры, которое, в свою очередь, возможно посредством регулярно повторяемого поклонения. 

Второе обстоятельство. Целью поклонения служит направление мыслей человека к Мудрому Создателю, что влечёт за собой его повиновение и покорность. Повиновение и покорность приучают человека к порядку. Следствием этого становится проявление мудрости, о которой свидетельствует искусность сотворения всего сущего. 

Третье обстоятельство. Человек — средоточие всех законов и правил мироздания, в связи с чем важным является следование человека этим законам и движение в русле этих правил, дабы человек не был раздавлен механизмами мироустройства на различных уровнях Вселенной. Единственный путь к этому — поклонение Всевышнему, состоящее в выполнении повелений и избегании запретного. 

Четвёртое обстоятельство. Благодаря следованию законам и отказу от запретного человек взаимодействует со многими уровнями общества. В особенности, в религиозной и общественной жизни положение индивида станет равноценным положению целого общества в силу множества функций, возлагаемых на индивида, таких, как защита прав и достоинства, наставление, обучение, воспитание и т.д. И если таких личностей не будет, то эти функции потеряют своё значение. 

Пятое обстоятельство. Благодаря Исламу и поклонению человек обретает прочную связь со всеми мусульманами, что становится причиной для нерушимого братства, подлинных дружеских отношений, что, в свою очередь, является залогом общественного развития.

Разъяснение того, почему поклонение является средством для личного совершенствования.

Вопреки тому, что человек, с точки зрения физического тела, не обладает крупными размерами и большой силой и рассматривается как часть животного мира, он отличается высоким духом, большими талантами, множеством наклонностей, бесчисленными стремлениями, неисчислимым множеством суждений и такими неограниченными силами, как плотские влечения и гнев, такой удивительной натурой, словно он сотворён в качестве каталога всех видов и миров. 

Так вот, поклонение Всевышнему возвышает душу человека, развивает его таланты, различает и очищает его склонности, помогает осуществиться его стремлениям, расширяет его суждения и упорядочивает мысли, ограничивает силы плотских влечений и гнева, устраняет естественный налёт, загрязняющий его внешние и внутренние органы и чувства, способствует росту человека до предначертанного ему совершенства. И лишь поклонение является самой возвышенной и тончайшей связью между поклоняющимся рабом и Всевышним. Да, для совершенствования человека идеальной является именно эта связь. 

Напоминание. Душой поклонения является искренность (ихлас). Искренность же – это совершение поклонения лишь во исполнение повелений Всевышнего. Любая иная причина делает это поклонение пустым, бессмысленным, и может выступать лишь в роли стимула.

Из книги «Ишаратуль-И’джаз»