Вторая тема
Двадцатого Слова
Сияние превосходного красноречия Корана,
блистающее над чудесами пророков.
Обрати особое внимание на находящиеся в конце два вопроса и два ответа.
بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ
وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ اِلَّا فٖى كِتَابٍ مُبٖينٍ
«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»
«Нет чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (Коран, 6:59).
Четырнадцать лет назад (а теперь уже тридцать) в одном своём комментарии к Корану, носящем название “Знаки Чуда”, относительно смысла этого аята я написал одну тему на арабском языке. Теперь двое моих братьев попросили объяснить часть той темы на турецком, что, по-моему, важно. Я же, полагаясь на помощь Всевышнего и опираясь на знания, заложенные в Коране, говорю…
Согласно одному утверждению, Ясное Писание (Китаб-ы Мубин) состоит из Корана. Всё, будь то влажное или сухое, находится в нём, о чем и сообщает этот благородный аят. Так ли это? Да, в нём есть всё. Но не каждый сможет увидеть всё. Потому что степени описания различны. Что-то находится в виде семян и косточек, что-то в виде зародыша, что-то в виде выводов, что-то в виде правил, что-то в виде признаков; или явно, или символически, или косвенно, или неопределённо, или же в виде упоминания. Изложение производится посредством одного из этих видов в зависимости от необходимости, в образе, соответствующем цели Корана, и в соответствии с требованием степени.
Например, сейчас появились и заняли важное место в материальной жизни людей такие вещи, как самолёт, электричество, поезд и телеграф, являющиеся результатом развития науки и техники. Конечно, Мудрый Коран, обращающийся ко всему человеческому роду, не оставит их без внимания.
Да, не оставил. Он указал на них в двух видах.
Первый вид: в образе чудес пророков…
Второй вид: в виде некоторых исторических событий.
Например, аят:
قُتِلَ اَصْحَابُ الْاُخْدُودِ ۞ اَلنَّارِ ذَاتِ الْوَقُودِ ۞ اِذْ هُمْ عَلَيْهَا قُعُودٌ ۞ وَهُمْ عَلٰى مَا يَفْعَلُونَ بِالْمُؤْمِنٖينَ شُهُودٌ
(*) ۞ وَمَا نَقَمُوا مِنْهُمْ اِلَّٓا اَنْ يُؤْمِنُوا بِاللّٰهِ الْعَزٖيزِ الْحَمٖيدِ
«Да сгинут собравшиеся у рва» ● «– огненного, поддерживаемого растопкой!»● «Вот они уселись возле него,» ● «будучи свидетелями того, что творят с верующими.» ● «Они вымещали им только за то, что те уверовали в Аллаха Могущественного, Достохвального» (Коран, 85:4-8).
А также аят:
فِى الْفُلْكِ الْمَشْحُونِ ۞ وَخَلَقْنَا لَهُمْ مِنْ مِثْلِهٖ مَا يَرْكَبُونَ
«в переполненном ковчеге.» ● «Мы создали для них по его подобию то, на что они садятся» (Коран, 36:41-42)
– указывают на паровоз. Подобно этому аят:
اَللّٰهُ نُورُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ مَثَلُ نُورِهٖ كَمِشْكَاةٍ فٖيهَا مِصْبَاحٌ اَلْمِصْبَاحُ فٖى زُجَاجَةٍ اَلزُّجَاجَةُ كَاَنَّهَا كَوْكَبٌ دُرِّىٌّ يُوقَدُ مِنْ شَجَرَةٍ مُبَارَكَةٍ زَيْتُونَةٍ لَا شَرْقِيَّةٍ وَلَا غَرْبِيَّةٍ يَكَادُ زَيْتُهَا يُضٖٓىءُ
وَلَوْ لَمْ تَمْسَسْهُ نَارٌ نُورٌ عَلٰى نُورٍ (**) يَهْدِى اللّٰهُ لِنُورِهٖ مَنْ يَشَٓاءُ
«Аллах – Свет небес и земли. Его свет подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое ни на востоке, ни на западе. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает» (Коран, 24:35).
вместе с указанием на множество тайн и сияний света, указывает также на электричество.
Поскольку этой второй частью указаний занимались многие, и так как она требует большого внимания и объяснений, и в связи с тем, что таких указаний много, то, удовлетворившись этими аятами, указывающими на паровоз и электричество, на сей раз эти двери открывать не стану.
Первая же часть делает указания в образе чудес пророков. Мы также, в качестве образца, упомянем некоторые, относящиеся к этой части, примеры.
(*) Примечание: Эта фраза указывает на паровоз. Он пленил мир Ислама. с его помощью неверные победили мусульман.
(**) Примечание: Предложение
يَكَادُ زَيْتُهَا يُضٖٓىءُوَلَوْ لَمْ تَمْسَسْهُ نَارٌ نُورٌ عَلٰى نُورٍ
«Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один свет поверх другого!» (Коран, 24:35)
освещает этот знак.
ПРЕДИСЛОВИЕ. Итак, в согласии с Мудрым Кораном, каждый из пророков был отправлен к человеческим общинам, как основоположник и предводитель их духовного развития; и подобно этому, в руки им были даны некоторые чудеса, дабы каждый из них был неким главным мастером и учителем материального прогресса человечества. И Коран повелевает неуклонно следовать им во всём. И вот, подобно тому как, показав духовные совершенства пророков, Коран побуждает людей извлечь из этого пользу, так и в повествовании об их чудесах чувствуется побуждение к подражанию и совершению подобного. Уместным будет высказывание о том, что подобно духовным совершенствам, материальные совершенства и чудеса также были подарены человечеству в прежние времена в виде чуда. Итак, такие пророческие чудеса, как корабль, являющийся чудом пророка Нуха (Ноя, мир ему) и часы, являющиеся чудом пророка Юсуфа (Иосифа, Мир Ему), были дарованы человечеству в первую очередь руками чуда. На эту истину в некоем тонком виде указывает то, что большинство ремесленников принимают какого-либо пророка основателем определённого ремесла. Например: кораблестроители – пророка Нуха (Мир Ему), часовщики – пророка Юсуфа (Мир Ему), портные – пророка Идриса (Мир Ему)…
Да, поскольку каждый аят Корана является многосторонним наставлением и обладает многогранным указанием пути истины, в чём объединяются его исследователи и специалисты в области риторики, это означает и то, что самые блестящие аяты Корана-Превосходно Излагающего, повествующие о чудесах пророков – не просто исторические сюжеты, а скорее события, заключающие в себе много смыслов и наставлений. Коран, упоминая о чудесах пророков, прочерчивает конечную границу развития человеческих наук и мастерства. Указывает на их самую дальнюю цель. Устанавливает их самую предельную точку. Подтолкнув человечество подбадривающей рукой, направляет его к той цели. И, подобно тому, как прошлое является хранилищем семян будущего и зеркалом происходящей в нём деятельности, так и будущее – некая нива прошлого и зеркало его состояния. Теперь, в качестве примера, покажем несколько образцов из этого обширного источника…
Например: аят
وَ لِسُلَيْمٰنَ الرّٖيحَ غُدُوُّهَا شَهْرٌ وَرَوَاحُهَا شَهْرٌ
«Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь» (Коран, 34:12)
сообщающий о подчинении воздуха пророку Сулейману (Мир Ему), что являлось одним из его чудес, говорит: “Пророк Сулейман, летая по воздуху, за один день преодолевал расстояние двухмесячного пути”. Это указывает на то, что для человечества в воздухе открыт путь для быстрого преодоления таких расстояний. Если же так, то, о человек! Поскольку дорога тебе открыта, то стремись и приближайся к этому уровню. Всевышний Творец, языком этого аята, указывает: “О человечество! Один из Моих рабов отрёкся от своих страстей, и Я дал ему за это возможность подняться в воздух. И вы тоже, руководствуясь наилучшим образом установленными Мной во вселенной законами, обуздав свою лень и прихоти, сможете подняться в воздух”.
И сообщающий об одном из чудес пророка Мусы (Мир Ему) аят:
فَقُلْنَا اضْرِبْ بِعَصَاكَ الْحَجَرَ فَانْفَجَرَتْ مِنْهُ اثْنَتَا عَشْرَةَ عَيْنًا …اِلٰى اٰخِرِ
«и Мы сказали: “Ударь своим посохом по камню”. “Из него забили двенадцать ключей” (Коран, 2:60)
указывает на то, что посредством простого орудия можно использовать сокровищницы милости, скрытые под землёй. Даже из такого твёрдого места, как скала, с помощью посоха можно заставить течь воду жизни. Итак, тот аят говорит людям тем смыслом: “Самое нежное проявление милости, коей является вода — источник жизни, вы можете найти с помощью некого посоха. Если так, то постарайтесь и найдите!” Всевышний Творец, указательным языком этого аята, иносказательно говорит: “О человек! Поскольку одному верному Мне рабу Я даю в руки такой посох, при помощи которого он в любом месте может добыть воду, то и ты, опираясь на законы Моей милости, сможешь добыть похожий или близкий к нему инструмент. Добудь же!”
Итак, одним из важных достижений человечества является изобретение некого инструмента, при помощи которого можно заставить воду бить почти в любом месте. Этот же аят обрисовал ещё более передовой инструмент, как некий конечный предел, к которому стремится его развитие. Точно также, как первый аят расставил точки намного более передовых пределов возможностей, чем те, которыми обладают современные самолёты…
И например, аят, касающийся одного чуда пророка Исы (Иисуса, Мир Ему):
وَاُبْرِئُ الْاَكْمَهَ وَالْاَبْرَصَ وَاُحْيِى الْمَوْتٰى بِاِذْنِ اللّٰهِ
«Я исцелю слепого и прокажённого и оживлю мёртвых с позволения Аллаха» (Коран, 3:49).
Подобно тому, как Коран явно подталкивает людей следовать высокой нравственности пророка Исы (Мир Ему), также, косвенно, он пробуждает в них интерес к находящемуся в его руках высокому мастерству и медицине Всевышнего. Итак, этот аят делает следующее указание: “Даже от самой застарелой болезни можно найти лекарство. В таком случае, о человек, и о охваченные несчастьями сыны Адама! Не впадайте в отчаяние. От любой болезни – какой бы она ни была – есть исцеление. Ищите же лекарство и найдите его. Даже смерти можно временно придать цвет жизни!” По смыслу, указательным языком этого аята, Всевышний Творец говорит: “О человек! Одному Своему рабу, отказавшемуся ради Меня от этого мира, Я вручил два подарка. Один из них – лекарство от духовных болезней, другой – от материальных. Таким образом оживают со светом истины умершие сердца и, с его дыханием и лекарством, обретают исцеление больные, подобные мертвецам. Так и ты сможешь найти в Моей мудрой аптеке лекарство от любой болезни. Постарайся же и найди! Конечно, если проявишь стремление – найдёшь”.
Итак, этот аят обрисовывает гораздо более совершенный уровень развития медицины, чем тот, каким обладает человечество на сегодняшний день, указывает на него и подбадривающе подталкивает к нему.
И например, аяты о пророке Дауде (Давиде, мир Ему):
وَاَلَنَّا لَهُ الْحَدٖيدَ ۞ وَاٰتَيْنَاهُ الْحِكْمَةَ وَفَصْلَ الْخِطَابِ
«Мы сделали железо мягким для него» (Коран, 34:10). ●»Мы укрепили его власть и даровали ему мудрость и решающее слово» (Коран, 38:20),
и о пророке Сулеймане (Мир Ему):
وَاَسَلْنَا لَهُ عَيْنَ الْقِطْرِ
«Мы заставили для него течь источник меди (Коран, 34:12),
указывают на то, что размягчение железа является огромным даром Всевышнего, посредством которого Он показывает достоинства одного великого пророка. Да, смягчение железа до такого состояния, что оно становится подобным тесту, плавление меди, разведка руд и их добыча – являются опорой, основой, начальным звеном и источником всех материальных промыслов человечества. Итак, этот аят указывает: “Смягчение железа, приобретение им мягкости подобно тесту, и вытягивание его в виде проволоки, а также плавление меди как чудо было даровано одному великому пророку, одному великому наместнику (Аллаха) на земле и стало основой большинства всеобщих промыслов”. Поскольку одному пророку и халифу, точнее одному и материальному, и духовному правителю, в уста была вложена мудрость, а в руки – мастерство. Очевидным образом побуждает следовать его мудрости. И конечно же пробуждает интерес и к имеющемуся в его руках искусству. По смыслу, указательным языком этого аята, Всевышний Творец говорит: “О сыны Адама! В уста и сердце одного Моего раба, покорного Моим повелениям, Я вложил такую мудрость, что разобравшись с совершенной ясностью, он показывает истину в любом деле, а его руки наделил таким искусством, что он, словно воску, придаёт любую форму железу. Своей власти придаёт силу. А так как это возможно и предоставляется. И поскольку для вас это важно, и вы нуждаетесь в этом, то будучи покорными созидательным повелениям и законам, которые Я установил во вселенной, вы также сумеете приобрести эту мудрость и искусство. С течением времени вы сможете достичь их и подойти к ним вплотную”.
Итак, многие достижения человечества в профессиональной деятельности, а также господство человека в отношении материальной силы стали возможными благодаря смягчению железа и плавлению меди, о которой в аяте говорится, как о медном расплаве (Кытр). Вышеупомянутые аяты привлекают взоры всего человеческого рода к этой истине и строго напоминают о ней не оценившим её людям тех времён и сегодняшним лентяям…
И, например, необыкновенная история предоставления пророку Сулейману (Мир Ему) трона царицы Белкис, когда один из его визирей, владевший наукой перемещения, сказал: “Я предоставлю тебе этот трон, не успеешь ты моргнуть и глазом”, – о чём сообщает аят:
قَالَ الَّذٖى عِنْدَهُ عِلْمٌ مِنَ الْكِتَابِ اَنَا اٰتٖيكَ بِهٖ قَبْلَ اَنْ يَرْتَدَّ اِلَيْكَ طَرْفُكَ فَلَمَّا رَاٰهُ مُسْتَقِرًّا عِنْدَهُ …اِلٰى اٰخِرِ
«А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: “Я принесу его тебе в мгновение ока…” и т.д. (Коран, 27:40)
— здесь указывается, что есть возможность доставления образов предметов, или же сами те предметы, находящиеся на далёких расстояниях. Из истории также известно, что пророку Сулейману, удостоенному вместе с пророческой миссией царского сана, для справедливого и полновластного управления во избежания грехопадений, Всевышний чудесным образом даровал возможность с лёгкостью лично осведомляться обо всём, что происходит во всех концах его обширного царства, видеть состояние своего народа и слышать его нужды.
Значит, если положившись на Всевышнего, человек станет действовать в соответствии с законами Его обычаев и в согласии с Его милостью, и будет просить у него языком своих способностей, подобно тому, как просил у Него языком своей непорочности Сулейман (Мир Ему), то этот мир может стать для него подобным одному городу. Как трон Белкис находясь в Йемене, появился в Сирии, или же был увиден его образ, так и вместе с образами находящихся возле трона людей, их голоса тоже были слышны. Итак, этот аят в великолепном виде указывает на возможность передачи на большие расстояния образа и звука, и будто бы говорит: “О властители! Если желаете поступать совершенно справедливо, то, подобно Сулейману (Мир Ему), старайтесь увидеть и понять происходящее во всех концах поверхности земли. Потому что справедливый правитель, некий государь, любящий свой народ может спастись от духовной ответственности и действовать полностью справедливо, достигнув той степени, когда он в любое желаемое время может узнавать о происходящем во всех концах его страны”.
Всевышний указательным языком этого аята говорит: “О сыны Адама! Поскольку одному Своему рабу Я даю обширные владения, и для того, чтобы он мог управлять ими по справедливости, Я даю ему возможность лично, самому знать обо всём происходящем на земле; и поскольку в естестве каждого человека Я заложил свойство быть наместником на земле, то конечно, соответственно этому и по требованию Моей мудрости, Я дал ему и способность смотреть, видеть и понимать всё происходящее на поверхности земли. И если даже сам он лично не сможет достичь этой точки, то это сможет сделать человеческий род. Если и не достигнет этого материально, то подобно святым людям, сможет достичь духовно. В таком случае вы сможете воспользоваться этим великим даром. Трудитесь при условии, что вы не забудете о вашей обязанности поклонения, и превратите поверхность земли в некий сад, который может увидеть каждый из вас со всех сторон и до вас донесутся звуки, раздающиеся во всех его концах. Услышьте повеление Милостивого, находящееся в аяте:
هُوَ الَّذٖى جَعَلَ لَكُمُ الْاَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فٖى مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهٖ وَاِلَيْهِ النُّشُورُ
«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (Коран, 67: 15).
Итак, этот аят косвенно показывает находящийся далеко впереди конечный предел такого тонкого человеческого искусства, как передача на расстоянии образа и звука, и побуждает людей устремиться к нему.
И снова пример пророка Сулеймана (Мир Ему):
مُقَرَّنٖينَ فِى الْاَصْفَادِ …اِلٰى اٰخِرِ
وَمِنَ الشَّيَاطٖينِ مَنْ يَغُوصُونَ لَهُ وَيَعْمَلُونَ عَمَلًا دُونَ ذٰلِكَ …اِلٰى اٰخِرِ
«и прочих, связанных оковами» (Коран, 38:38)
«Среди дьяволов были такие, которые ныряли для него и выполняли другие работы.» (Коран, 21:82)
эти аяты, поясняющие о том, что возможно подчинить джиннов, шайтанов и злых духов, и использовать их на пользу, говорят: “Джинн, который после человека является самым важным жителем земли, наделённым разумом, может стать слугой человека. Контакт с ними возможен. Даже шайтаны, будучи вынуждены оставить свою враждебность, могут служить человеку, хотят они того или нет, ведь Всевышний подчинил их некому Своему рабу, покорному Его повелениям”. Всевышний Творец, по смыслу, указательным языком этих аятов говорит:
“О человек! Покорному Мне рабу Я подчиняю джиннов, шайтанов и самых злых из них. Если и ты подчинишься Моему повелению, то многие существа, даже такие, как джинны и шайтаны могут покориться тебе”.
Итак, эти аяты прочерчивают самый конечный предел, показывают полезную форму и даже открывают путь к вещам, подобным спиритизму и вызову духов и общению с джиннами, проявившимся благодаря чрезвычайной материальной и духовной чувствительности людей и слиянию человеческих наук и искусств. Но не для того чтобы, подобно нынешним людям, подчинившись джиннам, шайтанам и злым духам, которые порой присваивают себе имена умерших, стать их посмешищем и быть их игрушкой, а для того чтобы с секретами Корана подчинить их и избавиться от их злодеяний.
И аяты, касающиеся призыва и покорения пророком Сулейманом (Мир Ему) ифритов, указывающие на воплощение духов. И некоторые другие аяты, как:
فَاَرْسَلْنَٓا اِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَرًا سَوِيًّا
«Мы же послали к ней Нашего Духа, и он предстал перед ней в образе прекрасно сложенного человека» (Коран, 19:17).
— вместе с тем, что они указывают на возможность воплощения духов, также сообщают и о возможности их вызова. Но призыв добрых духов же, на который указывает аят, нужен не для тех игрушек, которыми развлекается нынешняя цивилизация, проявляя неуважение к тем серьёзным существам, живущим в очень серьёзном мире, призывая их к себе и к своим игрушкам, а скорее подобно некоторой части святых людей, например, подобно такому очень серьёзному человеку, как Мухйиддин Араби, который для важных целей мог встречаться с духами в любое время, быть привлечённым ими, обрести с ними связь и, уходя к ним, приближаясь в некоторой степени к их мирам, извлекать от их духовности пользу для своей души, на что и указывают эти аяты. И в этом указание ощущается поощрение. А также показывает самую прекрасную форму и прочерчивает самый дальний рубеж такого рода мастерства и тайных наук…
И, например, аяты, касающиеся чудес пророка Дауда (Мир Ему):
اِنَّا سَخَّرْنَا الْجِبَالَ مَعَهُ يُسَبِّحْنَ بِالْعَشِىِّ وَالْاِشْرَاقِ ۞ يَا جِبَالُ اَوِّبٖى مَعَهُ وَالطَّيْرَ وَاَلَنَّا لَهُ الْحَدٖيدَ
и
عُلِّمْنَا مَنْطِقَ الطَّيْرِ
«Мы подчинили горы, и они славословили вместе с ним после полудня и утром» (Коран, 38:18). ● «(Мы сказали) О горы и птицы! Славьте вместе с ним! Мы сделали железо мягким для него» (Коран, 34:10)
“Научил (Он) нас языку птиц” (Коран, 27:16),
сообщают о том, что Всевышний наделил прославляющего Его пророка Дауда (Мир Ему) такой силой, таким высоким голосом и такими хорошими манерами, от которых горы, придя в волнение, словно люди, вставшие вокруг него, и каждая из них – словно некий гигантский фонограф, славословили вместе с ним. Интересно, возможно ли такое, и реально ли это? Да, реально. Каждая гора с пещерой может говорить с любым человеком на его языке, подобно попугаю. Потому что, если ты, стоя перед горой, произнесёшь “Альхамдулиллях” (слава Аллаху), то, посредством эха, гора точно так же, как ты, скажет “Альхамдулиллях”. Поскольку Всевышний пожаловал горам это свойство, конечно, оно может получить развитие, и это семечко может заколоситься.
Итак, поскольку пророку Дауду (Мир Ему), вместе с пророческой миссией, в уникальном виде была дана земная власть, то в качестве чуда, достойного того широкого пророчества и того великого правления, семечко того свойства получило такое развитие, что каждая из огромных гор, словно отдельный солдат, отдельный ученик, отдельный последователь, подражая Дауду (Мир Ему), его языком, по его повелению прославляли Всемогущего Создателя. Они повторяли всё, что бы ни сказал Дауд (Мир Ему). Подобно тому, как сейчас, по причине множества разновидностей и совершенства связи и средств общения, по приказу одного величественного командира, огромное войско, рассредоточенное в горах одновременно говорит “Аллаху Акбар” (Аллах Превелик), посредством чего те огромные горы словно начинают разговаривать и издавать шум. И поскольку один из командиров человеческого рода может так метафорически заставить горы разговаривать языком их обитателей, конечно же будет очевидным то, что величественный командующий Всевышнего может заставить их разговаривать и прославлять (Аллаха) в прямом смысле. Помимо этого, в написанных прежде “Словах” мы изложили, что каждая гора обладает некой духовной сущностью и что каждой из них присущи отдельные соответствующие ей прославления (Творца) и поклонение Всевышнему. Значит, подобно тому, как каждая гора, по тайне отражения голоса, человеческим языком восхваляет (Аллаха), так же горы прославляют Всемогущего Создателя и на своих особых языках.
وَالطَّيْرَ مَحْشُورَةً ۞ عُلِّمْنَا مَنْطِقَ الطَّيْرِ
«А также птиц, собранных вместе. Все они обращались к Нему» (Коран, 38:19) ● «Мы обучёны языку птиц»(Коран, 27:16).
— эти фразы показывают, что Всевышний даровал пророкам Дауду и Сулейману (Мир Им) понимание языков разных птиц и языков их способностей, то есть предназначений. А потому как это – истина, и поскольку поверхность земли является скатертью Милостивого, и расстелена она для приёма человека, то берущие пропитание из этой скатерти другие животные и птицы в большинстве своём подчинены человеку и могут быть его слугами. Подобно тому, как, используя таких самых маленьких из них, как пчела и шелкопряд, с Божественным вдохновением была получена огромная польза, таким же образом дополнили ряд прелестей человеческой цивилизации приспособление голубей в некоторых делах и обучение разговору таких птиц, как попугай. Помимо этого, существуют ещё много разных животных и птиц, распознав язык способностей которых, можно использовать в разных важных делах, подобно домашним животным. Например, если изучить язык скворцов, которые уничтожают саранчу, не поедая её, и если направить их перемещение в нужном направлении, то можно без всякой оплаты использовать их в таком полезном деле, как борьба с нашествием этих насекомых. Итак, эти аяты прочерчивают самую конечную границу в этом виде использования и применения птиц, а также в подчинении неодушевлённых тел и в придании им способности говорить, подобно телефону и фонографу, они (аяты) устанавливают в этих делах самый дальний рубеж и указывают на него величественным жестом, а также, в некотором роде, одобряюще подталкивают к нему.
Указательным смыслом этих аятов, Всевышний говорит: “О люди! Одному вашему соплеменнику полностью покорившемуся Мне, для безукоризненного исполнения пророческой миссии и обязанностей справедливого правителя, Я, подчиняя ему Своих огромных созданий, наделяю их речью, а также даю ему в слуги многих из Своих войск и животных. Подобно тому, как Я вверил каждому из вас великую ответственность, груз которой не смогли вынести ни небо, ни земля, ни горы; и, поскольку Я дал вам способность быть наместниками на земле, то вам необходимо повиноваться Тому, в Чьей Длани находятся поводья этих созданий, дабы эти Его создания также могли быть послушны вам, если сумеете овладеть ими во имя Того, в Чьей Руке их поводья, и если подниметесь на степень, достойную ваших способностей…”
Поскольку истина такова, то вместо того, чтобы бессмысленно баловаться фонографом, играть с голубями, делая из них почтальонов и заставлять говорить попугаев, постарайся обрести самое приятное, самое чистое и высокое, безгрешное развлечение, когда каждая гора сможет стать для тебя огромным фонографом Дауда, и чтобы до твоего слуха донеслась прекрасная мелодия прославления (Творца), рождённая деревьями и травами, звучащими, словно струны, от прикосновения лёгкого ветерка, и горы показали бы свою суть, как удивительные создания, освящающие своего Создателя тысячами языков, и чтобы большинство птиц, подобно Удоду Сулеймана, облеклись для тебя в образ преданных друзей или же покорных слуг. И пусть они тебя развлекают, и пусть с радостью направят тебя к совершенствам, на которые ты способен. И пусть не опустят тебя, подобно другим распутным развлечениям, с той степени, которую требует твоя человеческая суть…
И, например, в аяте:
قُلْنَا يَا نَارُ كُونٖى بَرْدًا وَسَلَامًا عَلٰٓى اِبْرَاهٖيمَ
«Мы сказали: “О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!” (Коран, 21:69)
касающемся одного чуда пророка Ибрахима (Авраама, мир ему), имеется три тонких указания.
Первое: огонь так же, как и другие природные явления проявляет действие отнюдь не самовольно, не слепо и не ради своего удовольствия. Напротив, исполняя приказ, несёт обязанность, при которой подчиняясь повелению “Не жги!”, он, не сжёг пророка Ибрахима (Мир Ему).
Второе: у огня имеется некий уровень, на котором он жжёт холодом. То есть, воздействует так, словно сжигает. Всевышний словом سَلَامًا “спасением” (Примечание) говорит холоду: “И ты тоже, как и жар, не жги его морозом!” Значит, на той степени огонь показывает такое воздействие, что словно сжигает холодом. И огонь, и мороз. Да, по естествознанию огонь имеет степень, именуемой белым пламенем, которое не распространяет по сторонам, а притягивает окружающее тепло к себе, заставляя этой разновидностью холода застывать подобные воде жидкие вещи, находящиеся вокруг него, будто бы сжигает холодом. Итак, лютый мороз – это некий вид огня, сжигающий холодом. Таким образом, есть необходимость в том, чтобы в Аду, вбирающем в себя все степени огня, находилась и степень “Замхарир”.
Третье: подобно тому, как оберегает от огня Ада и спасает от него такая духовная материя, как вера, и такая броня, как Ислам (исполнение предписаний Аллаха), также имеются и физические материи, которые защищают от воздействия огня земного. Потому что Всевышний согласно требованию Своего имени Мудрый и вследствие того, что этот мир является местом мудрости, действует во всём за завесой причин. В таком случае, огонь оказавшийся бездейственным на тело пророка Ибрахима (Мир Ему), не сумел воздействовать и на его одежду, которая была наделена огнестойкими свойствами. Как не сгорел Ибрахим (Мир Ему), так не воспламенилась и его одежда. Итак, этим смысловым указанием тот аят говорит: “О народ Ибрахима! Будьте как Ибрахим, дабы ваша материальная и духовная одежда и здесь и там стала бронёй, защищающей вас от огня, который является вашим самым большим врагом. Подобно вере, которая, будучи надета на ваши души, становится бронёй, защищающей вас от огня Ада, Всевышний приберёг и приготовил некоторые материи для вас и на земле. Они защитят вас от зла огня. Ищите, добывайте их и одевайте”.
Да, одним из важных достижений и открытий человечества является то, что найдены такие материалы, одежда из которых не горит в огне и не пропускает жар. И сравнительно этому обрати внимание на какое превосходное, святое, изящное и не изнашивающееся до самой вечности одеяние, сотканное на станке “Ханифан Муслиман”, указывается в этом аяте…
Примечание: В одном толковании говорится, что если бы не было сказано سَلَامًا “спасением”, то Ибрахима (Мир Ему) сжёг бы холод.
И ещё:
وَعَلَّمَ اٰدَمَ الْاَسْمَٓاءَ كُلَّهَا
говорит: “В вопросе великого наместничества пророка Адама (Мир Ему) великим чудом явилось обучение его именам”. Итак, подобно тому, как каждое чудо других пророков указывает на одно какое-либо удивительное достижение человечества, так и чудо пророка Адама (Мир Ему), являющегося отцом всех пророков и началом пророческой службы, почти явно делает указание на пределы и самые дальние цели всех человеческих совершенств и достижений.
Великий и Всемогущий Аллах, указательным языком этого аята в смысловом значении говорит: “О сыны Адама! Поскольку в качестве доказательства превосходства над ангелами в вопросе наместничества, Я обучил вашего отца всем именам, то, вы, как его дети, а также наследники его способностей, должны показать, изучив все имена, что на уровне “великой ответственности” вы достойны иметь преимущество над всеми созданиями. Потому что во вселенной вам открыт путь к самой высокой степени, находящейся над всеми созданиями, и для подъёма на такие высокие уровни, где вам станут подчиняться такие большие создания, как Земля. Устремляйтесь же вперёд и, ухватившись за какое-либо Моё имя, поднимайтесь к тем степеням!.. Но однажды ваш отец позволил дьяволу обмануть себя и с такой степени, как Рай, временно опустился на землю. Вы также остерегайтесь того, чтобы последовав за сатаной и свернув с пути вашего развития, это не явилось причиной вашего падения с небес Божественной мудрости в заблуждение природы и материализма. Время от времени поднимая голову и внимательно приглядываясь к Моим Прекрасным Именам, сделайте ваши знания и развитие лестницей для восхождения к тем небесам, дабы взойти к источникам и истинам ваших наук и совершенств – к Моим Именам, в соответствии с которыми Я управляю, и дабы через подзорную трубу этих имён взглянуть вам сердцем на вашего Господа…”
Один важный пункт и один важнейший секрет.
В том, что все совершенства знаний, научное развитие и чудеса техники, которым, по причине своих разносторонних способностей, удостоен человек, этот удивительный аят объясняет и называет как “обучение именам”, имеется следующее тонкое и высокое указание: каждое совершенство, каждое знание, каждое достижение, каждая наука имеет некую высокую реалию, которая опирается на одно из имён Аллаха. Основываясь на этом имени, находящемся за многочисленными завесами, обладающем многими проявлениями и разнообразными кругами, та наука, та ценность, то мастерство находит своё совершенство, становится реальностью. Иначе же остаётся некой неполноценной, половинчатой тенью…
Например, геометрия – наука. Её реалия и предельная точка такова: достигнув таких имён Всевышнего Аллаха, как “Справедливый и Предопределяющий”, изумлённо созерцать в зеркале геометрии их мудрые проявления.
Например, медицина – это наука и искусство. Её пределом и реалией также является следующее: опираясь на имя Абсолютно Мудрого (Творца) – “Исцеляющий”, наблюдать среди лекарств великой аптеки, которой является поверхность земли, Его милостивые проявления, благодаря чему эта медицина обретает своё совершенство и становится истиной.
Например, естественные науки, изучающие всё сущее – их мудрость может стать мудростью лишь в том случае, если посредством внимательного наблюдения в вещах и в их полезности предусмотрительного, заботливого великого проявления имени “Мудрый”, проникнуться им и опереться на него. Иначе же они или превратятся в пустую болтовню и станут бессмысленными, или же, подобно материалистической философии, откроют путь к заблуждению.
Итак, вот тебе три примера! Сравни с ними и другие науки и совершенства.
Итак, этим аятом Мудрый Коран, словно поощряющей рукой похлопав по спине человечества, в тех точках его современного развития, по которым оно отстало, показывает ему самые передовые рубежи, самые конечные уровни и говорит: “Устремись вперёд!” На сей раз удовлетворяясь этими драгоценностями из великой сокровищницы того аята, закроем эти двери…
И, например, печать совета пророчества, предводитель пророков, в доказательстве посланнического призыва которого, все их чудеса стоят на положении одного чуда, являющийся гордостью этой вселенной, и в развёрнутой форме, со всеми уровнями, удостоенный всех имён, которым пророк Адам (Мир Ему) был обучен в кратком виде; с величием поднимая палец раскалывающий луну, с грацией опуская вниз, из десяти пальцев которого, словно из райского источника, ключом бьёт вода, заверенный и подтверждённый тысячью чудес – Мухаммад (Мир Ему и Благо) – его такое великое чудо, как Мудрый Коран, с самой блестящей стороной чудесности, заключенной в чистоте выражения разъяснений, касающихся правды и истины, в красноречии его слов, в содержательности его смыслов, в высоте слога и сладости многих его таких аятов-доказательств, как:
قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الْاِنْسُ وَالْجِنُّ عَلٰٓى اَنْ يَاْتُوا بِمِثْلِ هٰذَا الْقُرْاٰنِ لَا يَاْتُونَ بِمِثْلِهٖ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهٖيرًا
«Скажи: Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (Коран, 17:88).
привлекает взоры людей и джиннов к самой явной и блестящей грани захватывающей речи этого вечного чуда. Он задевает их нравы. Пробуждая у друзей воодушевление, а у врагов – упрямство, с великим подбадриванием и сильным побуждением направляет их к подражанию и копированию, то есть к тому, чтобы сделать его подобие и походить на него словами. И ставит это чудо на обозрение народу, словно единственной целью прихода человека в этот мир является его осознанное движение к результату своего сотворения, глядя на это чудо, избирая его своей целью и законом.
Вывод. Каждое чудо прежних пророков (Мир Им), указывает на какое-либо чудо человеческого прогресса. Чудо же пророка Адама (Мир Ему), вместе с основами всех ремёсел и промыслов, в сжатом виде указывает также на перечень чудес и совершенств наук и знаний, даёт стимул двигаться к ним. Но великое же чудо Ахмада (Мир Ему и Благо), коим является Коран Превосходно Излагающий, ясно указывает на удостоенность истины обучения именам в раскрытом виде, на верные цели подлинных знаний и наук, на мирское и потустороннее совершенство и счастье. Давая весьма великий стимул, направляет к ним человечество. И направляет и стимулирует так, что даёт понять следующее:
“О человек! Высшая цель этой вселенной состоит во всецелом человеческом поклонении в ответ на проявление Божественного Господства и Заботы, а самой дальней целью человека является достижение уровня того поклонения, посредством совершенствования и знаний”. И излагает в таком виде, что этим изложением делает такое указание: “Несомненно, что приближаясь к концу времени человечество обратится к знаниям и наукам. И будет получать от них силу. Власть и сила перейдут в руки знания”. И то, что Коран Превосходно Излагающий имеет многократное превосходство по своей чистоте изложения и красноречию – косвенно даёт понять, что: Красноречие и чистота изложения, являющиеся самой блестящей наукой, самым прекрасным умением, со всеми своими разновидностями, примут в периоде конца времён самый ходовой вид. Даже для того, чтобы заставить друг друга принять свои измышления, и для того, чтобы подчинить друг друга своей власти, самым мощным оружием людей будет чистота изложения, а свою непобедимую силу они обретут в искусстве красноречия.
Вывод. Каждый из большинства аятов Корана является отдельным ключом к сокровищнице совершенств и кладези знаний. Если желаешь дотянуться до небес Корана и до звёзд его аятов, то, сделав из вышеприведенных двадцати “Слов” лестницу о двадцати ступенях (Примечание), поднимись на неё и посмотри, насколько ярким солнцем является Коран. Взгляни, какой чистый свет и какое ясное сияние он разливает и распространяет над Божественными истинами и над реалиями вероятности!
Итог. Поскольку аяты, сообщающие о пророках, помимо указаний на сегодняшние необыкновенные достижения человеческой цивилизации, также несут в себе и некий вид изложения, который словно прочерчивает ещё более передовые рубежи; и поскольку несомненно, что каждый аят указывает на многочисленные смыслы, что является общеизвестным и общепринятым; и поскольку есть повеление об абсолютном подчинении и следовании пророкам, в таком случае можно сказать, что наряду с указаниями аятов в прямом смысле, в них содержатся и косвенные указания, дающие стимул к развитию важной части человеческих наук и промыслов…
Примечание: Точнее из тридцати трёх “Слов”, тридцати трёх “Писем”, тридцати одного “Сияния”, тринадцати “Лучей” – некую лестницу о ста двадцати ступенях…
Два важных ответа на два важных вопроса
Первый вопрос:
«Почему в Коране, ниспосланном человечеству, нет разъяснений касательно чудес цивилизации, занимающих важное место в умах и сердцах людей? По какой причине всё ограничивается лишь скрытыми указаниями, тайными намёками, лёгкими знаками и отдалёнными напоминаниями?»
Ответ.
В вопросах, освещаемых в Коране, чудеса человеческой цивилизации занимают положенное им место. Место, на которое они имеют право. В то же время, основное назначение Корана – показать совершенства и деятельность круга Божественного Господства, обучить положениям и обязанностям круга поклонения. Таким образом, в рамках этих двух кругов необыкновенные достижения человечества могут иметь право лишь на упоминание в виде слабого признака и лёгкого указания. Ведь в кругу Божественного Господства эти достижения могут рассчитывать лишь на очень малую часть.
Например, если самолёт, как изобретение человека, пожелает быть упомянутым в Коране, тогда самолёты круга Божественного Господства, коими являются планеты, земной шар, луна скажут от имени Корана:
«Ты здесь вправе претендовать на место, лишь соразмерное своему телу».
Если в том или ином аяте Корана места для себя потребуют человеческие подводные лодки, то подводные лодки этого великого круга, плавающие в океане открытого космоса и в море эфира, а именно земля и звёзды, скажут:
«Ваше место рядом с нами до того маленькое, что его даже не видно».
Если электрические лампы, горящие подобно звёздам, потребуют право голоса и пожелают стать частью аятов Корана, тогда электрические лампы этого круга Божественного Господства, коими являются молнии, метеоры и украшающие лик небес звёзды и светила, скажут:
«Стать частью аятов вы можете лишь в соответствии с яркостью вашего света».
Если же чудеса цивилизации потребуют своего права с точки зрения точного, тонкого искусства и пожелают получить место среди аятов, тогда простая муха скажет им:
«Умолкните! У вас нет права даже размером с моё крылышко! Поскольку даже если собрать воедино все тонкие искусства и точные инструменты, обретённые незначительной человеческой волей, то и они не смогут вызвать такое удивление, какое вызывают тонкое искусство моего малюсенького тельца и его крохотные органы…
Вас заставит замолчать такой аят:
اِنَّ الَّذٖينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللّٰهِ لَنْ يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ …اِلٰى اٰخِرِ
«О люди! Приводится притча, послушайте же её. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберёт у них что-нибудь, они не смогут отобрать у неё это. Слаб тот, кто добивается и тот, от кого он добивается!» (Коран, 22:73).
…Если же эти диковинные достижения и изобретения, обращаясь к великому кругу поклонения, станут требовать свои права в нём, то от входящих в него получат такой ответ:
«Ваша связь с нами очень слаба, и вы не сможете с лёгкостью войти в наш круг. Ведь наша программа такова: этот мир — некая гостиницa, а человек – кратковременный постоялец этой гостиницы, наделённый многими обязанностями, который в этой короткой жизни должен приготовить всё необходимое для жизни вечной. Он должен заниматься, прежде всего, самыми важными и нужными делами. Однако же вы, в большинстве своём, выглядите так, будто сотворены с чувством излишней любви к этому миру, в беспечном принятии его за некую вечную столицу.
В силу этого, ваша составляющая, ведущая к любви к истине и к мыслям о потусторонней жизни и являющаяся основой поклонения, очень мала. Если же вы — дело рук уважаемых мастеров и вдохновлённых изобретателей, которые, конечно, представляют собой меньшинство, и служат лишь для пользы рабов Божьих, для общественной выгоды, для общего удобства и совершенствования общественной жизни, — что является ценным поклонением, — то для таких чутких людей, поистине, достаточно этих указаний и знаков Корана, поощряющих их труд и одобряющих их искусство».
Примечание: При написании этой серьёзной темы, моё перо непроизвольно обратило мой слог в такой изящный юмор. Я же оставил своё перо свободным. Надеюсь, что юмор этого слога не повредит серьёзности темы.
Второй вопрос:
«Теперь, после этих уточнений, у меня не осталось сомнений, и я подтверждаю, что в Коране, наряду с другими истинами, имеются указания и на чудеса современной цивилизации, и скорее даже на более передовые вещи. С учётом большей или меньшей значимости, в нём имеется всё, что нужно человеку для счастья в этой жизни и в мире вечном. Но почему Коран не говорит об этих вещах напрямую, дабы принудить к подтверждению вышеизложенного упрямых неверующих и дабы успокоились наши сердца?
Ответ.
Религия — некий экзамен, некое испытание, в условиях, определённых Аллахом, дабы по итогам отбора высокие и низкие души обособились друг от друга.
Подобно тому как руда помещается в огонь для того, чтобы отделились уголь от алмаза, а золото от глины, так же и условия Всевышнего, из которых состоит это место экзамена, — это испытание и направление к своего рода конкурсу, на котором отделились бы друг от друга высокие драгоценности и низкие, пустые породы, находящиеся в руде человеческих способностей.
Поскольку Коран ниспослан на поле этого экзамена в виде некоего испытания в целях совершенствования человечества на площади этого конкурсного отбора, то, конечно, о скрытых делах мирского будущего, которые будут видны каждому, он может упомянуть лишь знаком, и открывает дверь для разума только в степени, необходимой для подтверждения его доводов. В противном случае, нарушился бы смысл экзамена, и всё стало бы очевидно так же, как если бы на небе звёздами было чётко написано:
لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ «Нет Бога, кроме Аллаха».
И тогда каждый, хочет он того или нет, был бы вынужден признать это. В итоге, конкурс бы не состоялся, возможность проверки была бы утрачена. Это означает, что душа, подобная углю, будет пребывать наряду с душой, подобной алмазу!(Примечание).
Вывод. Мудрый Коран – мудр во всём. Всякой вещи он даёт степень, соответствующую её цене. Так вот, Коран тысяча триста лет назад уже видел скрытые во мраке будущего невидимые результаты и прогресс человечества, он показал их в более прекрасном виде, чем видим мы сейчас и увидим после. Значит, Коран является словом Того, Кто одновременно видит все времена и всё, что в них находится…
Итак, вот одно сияние превосходного красноречия Корана, блистающее над чудесами пророков!
اَللّٰهُمَّ فَهِّمْنَا اَسْرَارَ الْقُرْاٰنِ وَ وَفِّقْنَا لِخِدْمَتِهٖ فٖى كُلِّ اٰنٍ وَ زَمَانٍ
سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ
رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَٓا اِنْ نَسٖينَٓا اَوْ اَخْطَاْنَا
اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ وَ بَارِكْ وَ كَرِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا وَ مَوْلٰينَا مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ وَ نَبِيِّكَ وَ رَسُولِكَ النَّبِىِّ الْاُمِّىِّ وَ عَلٰى اٰلِهٖ
وَ اَصْحَابِهٖ وَ اَزْوَاجِهٖ وَ ذُرِّيَّاتِهٖ وَ عَلَى النَّبِيّٖينَ وَ الْمُرْسَلٖينَ وَ الْمَلٰئِكَةِ الْمُقَرَّبٖينَ وَ الْاَوْلِيَاءِ وَ الصَّالِحٖينَ اَفْضَلَ صَلَاةٍ وَ اَزْكٰى سَلَامٍ وَ اَنْمٰى بَرَكَاتٍ بِعَدَدِ سُوَرِ الْقُرْاٰنِ وَ اٰيَاتِهٖ وَ حُرُوفِهٖ وَ كَلِمَاتِهٖ وَ مَعَانٖيهٖ وَ اِشَارَاتِهٖ وَ رُمُوزِهٖ وَ دَلَالَاتِهٖ وَاغْفِرْلَنَا وَارْحَمْنَا وَ الْطُفْ بِنَا يَا اِلٰهَنَا يَا خَالِقَنَا بِكُلِّ صَلَاةٍ مِنْهَا بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ
وَ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ اٰمٖينَ
«О Аллах! Научи нас тайнам Корана и даруй нам успех в постоянном и ежеминутном служении ему.»
«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (Коран, 2:32).
«О Господи! Не взыщи с нас, если мы позабыли или ошиблись» (Коран, 2:286).
«О мой Аллах, по числу сур Корана, его аятов, букв, смыслов, указаний и знаков низведи самые высокие и чистые благословения и приветствия, изобилие и милость на Твоего раба и посланника – на этого, не умеющего читать и писать, Пророка, на его семью и сподвижников, на его жён и потомков. А также на всех пророков и посланников, на приближенных ангелов, на святых и праведников. О наш Бог, о наш Творец, из почтения ко всем этим благословениям, прости, помилуй и облагодетельствуй нас, о Милосерднейший из милосердных! И вся хвала Аллаху – Господу Миров!»
* * *
Примечание: Проклятый Абуджахль будет выглядеть как Верный Абубакр. Смысл испытания будет потерян.