Первое Слово

Бисмиллах — начало всего благого и доброго. И мы тоже начнём с него. Знай, о мой нафс! Помимо того, что это благословенное слово является символом Ислама, также оно является молитвой, непрестанно повторяемой всеми созданиями на языке их состояния.

Если хочешь понять, какой неиссякаемой, великой силой, какой нескончаемой благодатью (баракатом) является Бисмиллах, обратись к следующему сравнительному рассказу, послушай…

Человеку, странствующему по пустыням кочевой Аравии, необходимо заручиться покровительством вождя какого-нибудь племени, дабы обезопасить себя от злодеяний разбойников и приобрести всё необходимое. Иначе, в одиночку, он пострадает от многочисленных разбойников, а его нужды останутся неисполненными.

И вот однажды, для подобного странствия, два человека вышли в путь по пустыне. Один из них был скромным, другой же — надменным. Скромный принял покровительство одного из вождей, а надменный — отказался. Путник, принявший покровительство, везде странствовал в безопасности. При встрече же с разбойниками он говорил: «Я держу свой путь с именем такого-то вождя и пользуюсь его покровительством», — и они не осмеливались причинять ему вред. Если он заходил в какой-нибудь шатёр, то из уважения к его покровителю ему оказывали почёт. Другой же, надменный, пережил в пути столько бед, что описать невозможно: постоянно унижался, непрестанно дрожал в ожидании опасности.

Итак, о мой надменный нафс! Этот мир — как та пустыня, а ты — тот путник. Бессилие твоё и нищета — бесконечны. И недругов, и нужд у тебя — бесчисленное множество. В таком случае, пользуйся именем Вечного Господина и Извечного Властелина этого мира, и ты спасёшься от унижения перед всем миром и от трепета перед любым событием!

Да, это слово — Бисмиллах — является таким благословенным сокровищем, что твои безграничные бессилие и нужда возведут тебя к безграничному могуществу и милости Всевышнего, и эти бессилие и бедность обратятся в наилучших заступников у обители Милосердного Всемогущего. Действующий с этим словом подобен тому, кто стал воином армии: он действует от имени государства и никого не боится. Говоря: «Именем закона, именем государства», — он исполняет любую службу, выдерживает любое испытание.

В начале было сказано, что все создания языком своего состояния произносят «Бисмиллах». Так ли это?

Да, если ты видишь, как некий человек насильно согнал население всего города и заставил их работать, ты без сомнения знаешь, что этот человек не действует своей силой, от своего имени: безусловно, он является неким воином, состоящим на службе у государства. Он действует от имени государства и опирается на могущество правителя.

Таким же образом, всё вокруг функционирует от имени Всевышнего: мельчайшие, как крупинки, семена с именем Аллаха несут в себе огромные деревья, поднимают грузы наподобие гор. Стало быть, всякое дерево говорит «Бисмиллах», и плодами сокровищницы Божьей Милости наполняет свои руки-ветви, протягивает их нам. Любой сад говорит «Бисмиллах». Он является своего рода котлом из «кухни Могущества», в котором одновременно готовится множество разнообразных вкусных блюд.

Такие благословенные животные, как корова, верблюдица, овца, коза также произносят «Бисмиллах». Они являются неким молочным источником, проистекающим от Божьей милости. От имени Дарующего пропитание (ар-Раззак) преподносят нам самый нежный, самый чистый продукт, подобный живой воде. Мягкие, как шёлк, корни всех растений, деревьев и трав говорят «Бисмиллах». Они пробиваются сквозь твёрдую землю и камни. «Во имя Аллаха, во имя Милосердного», — скажут они, и всё им будет подвластно. Совершенно свободное, подобно разрастанию веток и созреванию на них плодов в воздухе, распространение корней внутри твёрдой земли и между камней, их плодоношение под землёй, а также то, что нежные зелёные листья на протяжении месяцев остаются зелёными при сильной жаре, заставляет умолкнуть безбожного натуралиста, тычет в его глаза, которым вообще бы не видеть, и говорит: «И прочность, и температура, на которые ты больше всего полагаешься, также действуют по повелению Свыше. Эти мягкие, как шёлк, корни, как посох Мусы (мир ему) повинуясь повелению: فَقُلْنَا اضْرِبْ بِعَصَاكَ الْحَجَرَ  «Ударь своим посохом о камень!» (Коран, 2:60), — рассекают камни; такие тонкие и нежные, как папиросная бумага, листья, подобно частям тела пророка Ибрахима (мир ему), читают аят против пылающего жаром пламени: يَا نَارُ كُونٖى بَرْدًا وَ سَلَامًا  «О огонь, будь прохладой и миром!» (Коран, 21:69).

Поскольку все создания выражают смысл «Бисмиллах» и от имени Аллаха преподносят нам Его дары, мы тоже должны говорить «Бисмиллах»: должны давать от имени Аллаха и брать во имя Аллаха. Однако мы не должны брать у беспечных людей, дающих не от имени Аллаха.

Вопрос. Людям, несущим обязанности продавцов, мы что-либо платим. А какую же плату требует Аллах — истинный Хозяин всего сущего?

Ответ. Платой, которую требует от нас Истинный Благодетель за эти ценные блага и богатства, являются три вещи: одна из них — зикр, другая — шукр, третья — фикр.

В начале — «Бисмиллах» — это зикр (поминание Аллаха). В конце — «Альхамдулиллях» («хвала Аллаху») — это шукр (благодарность Аллаху). А в середине — осмысление и осознание того, что эти блага, являющиеся драгоценным дивом творения, не что иное, как чудо могущества и дар милости Единственного (аль-Ахад) и Самодостаточного (ас-Самад) Творца. И это — фикр (осмысление).

Будет глупо, если ты будешь целовать ноги некоего жалкого человека, доставившего тебе от какого-нибудь правителя дорогой подарок, при этом не признав самого хозяина подарка (т.е. правителя), и будет тысячекратной глупостью, если ты, восхваляя и любя внешних благодетелей, забудешь об истинном Благодетеле.

О нафс! Если ты не хочешь быть таким же глупцом, то давай во имя Аллаха, бери во имя Аллаха, начинай во имя Аллаха, трудись во имя Аллаха! Вот и всё.