ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ СИЯНИЕ
Это “Трактат о природе”, являющийся “Двадцать третьим Сиянием” “Тридцать первого Письма”. Данный высокий и очень ценный труд в невозрождаемом виде уничтожает идею безбожия, основанную на натурализме; не оставляет и камня на камне от фундамента неверия; исключает из совестливых и справедливых рассуждений весьма отвратительные, мерзкие и неразумные идеи, вводящие в заблуждение; ясными доводами и аргументами в очень приятном и насладительном виде доказывает истинные пути, ведущие к вечному счастью; и является причиной постоянных молитв за его автора. Став ясным толкованием благородного аята:
قَالَتْ رُسُلُهُمْ اَفِى اللّٰهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ
“Сказали их посланники: «Разве об Аллахе сомнение, Творце небес и земли?..»” (Коран, 14:10).
этот трактат говорит, что “относительно Всевышнего Творца не может и не должно быть сомнений”, и наглядно показывает существование и единственность Аллаха. И этот труд представляет собой полный перевод на турецкий язык брошюры, изданной на арабском в Анкаре и написанной раньше, с желанием разбить голову страшных еретических мыслей, попавших в сильные идеи верующих, которые в свою очередь получили тогда развитие в результате победы исламского войска над греческой армией в тысяча триста тридцать восьмом году (по Хиджре).
Предисловие
Объясняет три из самых серьёзных фраз, которые выходят из уст человека и отдают неверием, и которые верующие люди, не зная, используют.
Первая фраза: “Причины мира создают”.
Вторая фраза: “Происходит само по себе”.
Третья фраза: “Вызывая необходимость, природа создаёт”.
Посредством девяти нелепостей, содержащих по крайней мере девяносто невозможностей, здесь полностью перекрываются три пути, открытых этими ужасными фразами, и на реальных, изящных примерах доказывается истинность четвёртого пути – пути Единобожия – на котором все существа обретают бытие благодаря могуществу Всевышнего Творца.
Первая фраза
“Причины мира создают”. Здесь из очень многих невозможностей упоминаются три нелепости, содержащиеся на пути обретения вещами бытия вследствие объединения причин мира.
Первая нелепость. Говоря о том, что “Непридание созидания любого живого существа Единому и Единственному Творцу и приписывание его причинам представляет собой убеждение в том, что это существо образовалось благодаря тому, что материи, содержащиеся в колбах великой аптеки, под действием удивительной случайности или порыва ветра пролились и собрались в одном месте”, – на примере показывает бесконечную невозможность этого принципа.
Вторая нелепость. Если создание такого существа, как муха, не придать Необходимо Сущему Творцу, а сказать, что “Её творят причины мира”, то для того, чтобы разместить частицы в органах зрения и слуха, в сердце и тельце этой мухи, связанной с большей частью вселенной, понадобится заставить составляющие элементы мира, стихии и природу словно неких мастеров, трудиться над её внешностью и внутренностью. От такой нелепости постесняются даже софисты.
Третья нелепость. В соответствии с правилом: “Если нечто единственное обладает уникальностью, то оно обязательно вышло из одних рук”, – если принять, что некое существо, удостоенное такой совершенной гармонии, этой точной взвешенности и содержательной жизни, не является творением Единого – Единственного Создателя, но принять, что оно возникает среди вносящих путаницу рук безжизненных, незнающих, слепых, глухих, бессознательных и беспорядочных причин, и что среди бесчисленных вероятных путей это существо обретает такую очень совершенную, предельно точную и содержательную жизнь, то это также невозможно, как одновременно принять сотни нелепостей, и такая неразумность насмешит даже осла, о чём говорится в этом пункте.
Вторая фраза
“Образуется само по себе”. Из многих невозможностей, показывающих невероятность данного утверждения, в качестве примера здесь приведены три нелепости.
Первая. Поскольку любое существо не является какой-то простой материей, а также не является твёрдым и неизменным телом, и представляет собой некую составленную из частиц очень удивительную машину и весьма чудесный дворец, а вместе с тем, поскольку оно оснащено внешними и внутренними чувствами, то имеет связь со вселенной. Итак, если сказать, что каждое существо, не опираясь на Создателя Всякой Вещи, образуется само по себе, тогда нужно будет впасть в такую великую глупость и принять такой вздор, что придать каждой частице каждого существа столько знаний и ума, сколько их имеется у тысяч Платонов. Что с доказательствами излагается в этом пункте.
Вторая. Хотя каждое существо, особенно отдельный человек, представляет собой некое удивительно чудесное, расписное творение, подобное дворцу с тысячами куполов, размещёнными внутри друг друга, и в каждом куполе голова к голове составлены тысячи частиц; если сказать, что “Это существо не является произведением искусства Одного Единого Творца, а образуется само по себе”, то появится столько невозможностей, сколько всего бессчётных частиц имеется в теле того существа, и, посадив того обладателя разума на самый край невежества, они уличат его в абсолютном неведении.
Третья нелепость. Если творение, каждое из которых является созданным Всемогущим Творцом, не будет неким письмом, написанным Пером Извечного Предопределения, и будет сказано, что “Его создают причины мира”, тогда те причины потребуют существования стольких природных шаблонов, железных перьев и букв, сколько в теле того творения имеется клеток и тысяч составляющих его органов, и даже, для того, чтобы изготовить те буквы, перья и шаблоны, потребуется ещё множество фабрик, а также ещё другие фабрики для создания тех фабрик. И так далее, чем дальше, тем больше… Те, кто принимают подобную идею, рождающую эту бесконечно невероятную нелепость, получив пощёчину от этой истины, должны отказаться от подобных мыслей.
Третья фраза
“Природа делает необходимостью”. Из множества невозможностей, содержащихся в этой уводящей в заблуждение идее, три нелепости таковы:
Первая: Если созидание, творимое со знанием, с видением и мудростью, принадлежащее перу могущества и предопределения Извечного Солнца, не придать Этому Всевышнему Творцу, но отнести к слепой, глухой, неразумной и бессознательной природе, тогда для создания этих творений природа должна будет или заиметь в каждой вещи бесчисленные нематериальные машины и типографии, или же разместить в каждой той вещи могущество и мудрость, способные создать вселенную и управлять ей. А в таком случае понадобится в каждом существе принять существование некой природы, несущей беспредельное могущество и волю и бесконечные знание и мудрость, почти что некого бога, а это уже является самой неправдоподобной невозможностью и самым лживым бредом во вселенной. И те, кто проявлениям святых качеств Создателя Миров даёт имя “природа”, опускает себя на сто степеней ниже животных.
Вторая. Если не сказать, что эти существа, сотворённые взвешенно, упорядоченно и мудро, являются созданиями Одного бесконечно Могущественного и Мудрого Творца, но придать их природе, тогда эта природа должна будет в каждой горстке земли (играющей роль цветочного горшка и являющейся источником и местом жительства растений) разместить миллиарды разнообразных машин и типографий, дабы та земля могла стать источником и местом жительства всего многообразия растений и в ней имелись бы определённые меры всех различных потребностей, нужных для их жизни. Итак, глядя на ослиную глупость носителей такой идеи, рождающей такие вздор и бесконечную нелепость, и плюя в их сторону, этот пункт даёт реальный и очень разумный ответ на вопрос: Как эта поразительная невозможность, рождающая такие сложности и трудности, превращается в лёгкое существование.
Третья. Содержит два примера.
Первый: Объясняет одну истину на примере некого дикого человека, вошедшего в очень красивый дворец, возведённый посреди пустыни. А именно: в этот мир, который намного более совершенен и прекрасен, чем тот дворец, и который повсюду заполнен чудесами мудрости, входят дикие материалисты, отрицающие Божественность. Не думая о том, что увиденные ими существа являются произведениями искусства Необходимо Сущего Творца, существующего вне круга вероятного, они ошибочно назвали “природой” находящиеся в этом кругу вероятного Божественные законы, являющиеся неким оглавлением искусства Всевышнего и неким собранием правил Божественных обычаев, подобным своего рода журналу переменных и изменяющихся законов Божественного могущества, и создание вещей погрузили на них; тем самым они вступили на такой глупый и ложный путь, что на самом краю глупости собственными руками вешают себе на грудь орден самого великого безумства.
Второй пример: Истина, объясняемая на примере одного дикаря, вошедшего в очень большую казарму и в некую огромную мечеть… В величественную казарму бесчисленных войск Извечно-Вечного Султана и в огромное место поклонения Ему, входят неверующие, несущие натуралистические идеи. Видят, что все существа заняты делом, исполняют свои обязанности. Поскольку эти материалисты отказались от Пресвятой Сути Всевышнего Творца, то возомнив Его могущество являющееся проявлением Его Господства, некой независимой силой, и вообразив Его нематериальные законы некими физическими материями, они вручили им созидание и назвали “природой”. Тем самым приписав природе все видимые ими необыкновенные существа, они показали, что являются самыми дикими из дикарей.
Итак, поскольку в согласии с разумом, существа могут обрести бытие лишь по четырём путям, и поскольку вышеизложенные пути закрыты девятью нелепостями, вызывающими бесчисленные невозможности, то явно и необходимо остаётся твёрдо доказанным четвёртый путь – путь Единобожия. И это показывает, что всякая вещь обязана своим существованием непосредственно деснице могущества Необходимо Сущего Творца, и что небеса и земля лежат во власти Его силы. После показа истинной сути путей следования поклонников причин и натуралистов, которую они не смогли разглядеть, даётся очень приятное и красивое, а также хорошо разъяснённое изложение, призывающее их к совести и побуждающее отказаться от их принципов. А затем очень красивыми ответами разъясняются два вызывающих сомнения вопроса: первый – в соответствии с необходимым требованием закона “Отвержения вмешательства и непринятия соучастия”; второй – с тем, что мудрости Всевышнего Создателя полностью противоречит обращение в бессмыслицу итогов мироздания и плодов вселенной, и что отдание поклонения созданий и особенно человеческой благодарности другим, ведёт к отрицанию мудрости Божественной заботы, и потому в отношении них выказывается недовольство и они запрещаются.
В заключении рассматриваются три любопытных вопроса человека, оставившего безбожную идею натурализма и пришедшего к вере:
Первый вопрос. В чём причина того, что людям, из лени оставившим намаз, угрожается таким наказанием, как Геенна Ада?
Второй вопрос. Каковы мудрость и секрет этого видимого воочию изобилия, этих гармоничных форм в созидании вещей, этой бесконечной лёгкости на пути Единобожия и той предельной простоты, о которой говорится в таких аятах Корана, как:
مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ۞ وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ
“Ваше (со)творение и воскрешение такое же, как и единой души…” (Коран, 31:28).
“…Наступление часа – как мгновение ока или ещё ближе…” (Коран, 16:77).
Третий. Почему философы говорят, что фабрика вселенной работает в результате соединения и распада, и что ни одна вещь полностью не исчезает, как и ничто не возникает из ничего?
На эти вопросы здесь с помощью очень точных, весьма глубоких, возвышенных и обширных, предельно исчерпывающих и убедительных доводов даются очень достоверные и бьющие в цель ответы, спасающие из болота натурализма поклонников причин и устыжающие тех, кто следует таким принципам.
Хусейн