Семя

Семя

одного из плодов райского сада Корана

حَبَّه مٖى گُويَدْ

مَنْ شَاخِ دِرَخْتَمْ پُرْ اَزْ مَيْوَۀِ تَوْحٖيدْ يَكْ شَبْنَمَمْ اَزْ يَمْ پُرْ اَزْ لُؤْلُؤِ تَمْجٖيدْ

Семя говорит:

«Я – ветвь дерева, нагруженного плодами единобожия; я – капля моря, полного жемчужин возвеличивания»

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى دٖينِ الْاِسْلَامِ وَ كَمَالِ الْاٖيمَانِ وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلٰى مُحَمَّدٍ الَّذٖى هُوَ مَرْكَزُ دَائِرَةِ الْاِسْلَامِ وَ مَنْبَعُ اَنْوَارِ الْاٖيمَانِ وَعَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ مَا دَامَ الْمَلَوَانِ وَمَا دَارَ الْقَمَرَانِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»

«Хвала Аллаху за религию Ислам и за совершенную веру! Благословение и мир Мухаммаду – центру Ислама и источнику светлых истин веры, а также всем его родным и сподвижникам, покуда есть ночь и день, солнце и луна!»

Знай, мой дорогой брат! Если на этот великий мир, видимый тобой, смотреть как на великую книгу, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет чернилами пера Автора этой книги; если представить, что этот великий мир – некое дерево, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет его семенем и плодом; если вообразить мир огромным живым существом, то этот свет будет его душой; если представить неким большим человеком, то этот свет будет его разумом; если принять за прекрасный, пышный райский сад, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет его соловьём; если же счесть его грандиозным дворцом, содержащим произведения искусства и прекрасные проявления красоты грандиозного царства Извечного Султана, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет его смотрителем и глашатаем. Он приглашает всех людей и описывает все находящиеся в этом дворце удивительные, необычайные произведения и чудеса. Привлекательным, потрясающим образом призывает народ уверовать в Создателя и Хозяина этого дворца.

Знай, мой дорогой брат! Плодом древа мироздания является человек. Известно, что плод, будучи самой совершенной и наиболее удалённой от корня частью, заключает в себе свойства и достоинства всех остальных частей. А также, семенем сотворения мира, находящимся на положении его цели, вновь является человек. Затем, один из людей, являющихся плодом этого дерева, был избран семенем древа Ислама. Значит, это семя является и основателем исламского мира, и его основой, и его солнцем.

Ядром же этого семени является сердце. Под влиянием потребностей сердца, оно обладает многочисленными связями с видами [созданий] мира и с его частями. Оно нуждается во всех сияниях Прекрасных Имён Аллаха. У этого сердца имеются бесчисленные, размером с целый мир, чаяния и враги, и только с Абсолютно Богатым и Истинным Хранителем оно способно обрести покой и удовлетворение. Также, это сердце обладает свойством, посредством которого оно, подобно некой карте или содержанию, олицетворяет собой весь мир. В свой центр, вглубь себя оно не принимает ничего и никого, кроме Единого и Единственного. Оно не соглашается ни на что иное, помимо вечного существования.

Если сердце человека, являющееся его семенем, под покровом поклонения и искренности будет полито водой Ислама и пробудится с верой, то посредством повеления, пришедшего из светлого, духовного мира повелений, оно расцветёт словно светлое дерево и станет духом его (человека) материального мира. Если же это семя – сердце – не получит такого воспитания, то, оставшись сухим, должно будет гореть в огне, покуда не превратится в свет.

А также, у этого семени-сердца имеется множество слуг, и если они, благодаря жизни сердца, оживут и будут развиваться, то огромная Вселенная будет для них местом экскурсий и путешествий. Даже такой служитель сердца, как самое слабое и малозначимое воображение, способно провести своего хозяина, заключённого в тюрьме, через весь мир, подарив ему облегчение. Также оно способно преклонить прямо под Чёрным Камнем Каабы голову человека, совершающего намаз на востоке, и доверить его шахаду на сохранение этому Чёрному Камню (Хаджар уль-асвад).

Поскольку человеческий род является плодом Вселенной, то подобно тому, как в результате молотьбы зёрна отделяются от колосьев и помещаются в зернохранилище, площадь Судного дня это также некая молотьба: она ждёт сынов Адама, являющихся колосьями и плодами Вселенной.

Знай, мой дорогой брат! В этом видимом всеобщем мире у каждого человека есть свой частный мир. Эти частные миры такие же, как и мир всеобщий, с той лишь разницей, что центром всеобщего мира является солнце, а центром частного – личность. Ключи от частных миров, находясь у своих обладателей, связаны с их тонкими духовными чувствами. Чистота этих частных миров, а также их красота или безобразность, свет или мрак зависят от являющихся их центрами личностей. Да, подобно тому, как движение, изменение и другие состояния отражения в зеркале некоего сада зависят от зеркала и подчинены ему, так же и мир каждой личности зависит от неё самой. Это сродни тени и отражению.

Исходя из этого, глядя на малые размеры своего тела, не думай, что и грехи его так же малы, ведь одна-единственная крупица чёрствости сердца затмит собой все звёзды твоего частного мира.

Знай, мой дорогой брат! Уже тридцать лет я сражаюсь с двумя идолами. Один из них – в человеке, другой – во [внешнем] мире. Первый – это эго («Я»), а второй – природа.

Первого идола я увидел в образе зеркала, не имеющего собственного смысла, а лишь отражающего и проявляющего. Однако те, кто придают важность непосредственно этому идолу, становятся подобными Фараону и Намруду.

Второй же идол предстал передо мной в виде некоего Божественного творчества, в виде неких узоров искусства Милостивого Творца. Однако, если смотреть беспечным взором, то оно представляется природой и становится божеством для материалистов. Вместе с тем, принимаемая за природу вещь является Божественным творчеством. Да вознесётся хвала и слава Аллаху, с помощью благодатного света Корана моё сражение завершилось смертью этих двух идолов, разрушением этих истуканов.

Да, как разъяснено и доказано в моих трудах «Пункт», «Капля», «Частица», «Благоухание», «Семя» и «Капелька», мнимая завеса природы разорвалась, и из неё, словно солнце, взошли естественный шариат Аллаха и сознательное творчество Милостивого Творца. А также, в «эго» («Я»), указывающем на фараонство, явно проявилось «хуве» («Он»), обращённое к Великому Творцу.

Знай, мой дорогой брат! В этом мире есть многое из того, что относится к тебе, но о сути и об итоге чего ты не ведаешь.

Одна из таких вещей – это тело. Да, если твоё тело, будучи молодым, похоже на прекрасный, нежный и изящный цветок розы, то в старости оно походит на сухой и увядший зимний цветок.

Ещё одной из таких вещей является живое, одушевлённое бытие. Его конец – смерть и исчезновение.

А также человечность, которая колеблется между исчезновением и продолжением бытия. Для её сохранения необходимо поминать Вечно Существующего (делать зикр).

А также, жизнь. Она ограниченна, и невозможно шагнуть ни вперёд, ни назад. Поэтому, не переживай и не грусти. Не взваливай на себя непосильный груз бесконечных стремлений и желаний!

А также существование, которое, по сути, тебе не принадлежит. Его хозяином является Хозяин всех владений. Он более тебя сострадателен к твоему существованию. Поэтому, когда ты вмешиваешься в это существование, выходя за рамки повелений истинного Хозяина, ты наносишь вред (подобно алчности, порождающей безнадёжность).

А также, беды и несчастья. Они непродолжительны. Если думать об их исчезновении, то на ум приходит их противоположность, которая приносит наслаждение.

А также то, что ты здесь являешься гостем и направишься отсюда в другое место. Тот, кто является гостем, не связывает своё сердце с тем, что не сможет унести с собой. Так же, как ты покинешь это помещение, ты покинешь и этот город. И подобно этому, покинешь и этот бренный мир. Поэтому, постарайся покинуть его, будучи почтенным. Посвяти своё существование Тому, Кто его сотворил, и взамен получишь великую плату. Иначе же, оно либо исчезнет понапрасну, либо, будучи Его достоянием, вновь вернётся к Нему. Если понадеешься на своё существование, то впадёшь в небытие, так как существование может иметь место лишь с отречением от него. Кроме того, если ты думаешь придать ценность своему существованию, то в твоих руках может быть лишь одна его точка. Всё твоё существование, вместе с его четырьмя сторонами, погрузится во мрак небытия. Если же ты выбросишь из рук и эту его точку, то получишь свет существования в полном смысле.

А также, мирские наслаждения. Они зависят от предопределённого удела. Стремление к ним приводит к беспокойству и страданиям. Поскольку их исчезновение стремительно, то обладающий разумом не придаст им цены и не впустит в своё сердце.

Каким бы ни был итог твоего мира, наилучшим является отказ от наслаждений, потому как твой итог – либо счастье, возможное лишь посредством отречения от тленных наслаждений, либо несчастье. Разве может наслаждаться украшениями своей виселицы человек, готовящийся к смерти и казни?! Тому, кто по своему неверию считает, что итогом мира является абсолютное небытие, также лучше отказаться от наслаждений. Это так, потому что в результате исчезновения каждого из тех наслаждений, он ежеминутно ощущает муки и страдания абсолютного небытия. Такие наслаждения не могут возобладать над этими страданиями.

Знай, мой дорогой брат! Вышедший за пределы пастбища баран, в которого попадает камень, брошенный пастухом для того, чтобы повернуть стадо, языком своего состояния говоря «Мы подвластны пастуху. Он больше нас заботится о нашей пользе. Раз он недоволен, то вернёмся», возвращается вместе со стадом.

О, нафс! Ты не более мятежный и не более заблудший, чем этот баран. Когда в тебя попадает камень несчастья, брошенный предопределением, скажи

اِنَّا لِلّٰهِ وَ اِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ «Мы принадлежим Аллаху и к Нему предстоит возвращение», и вернись к Тому, к Кому предстоит возвращение, приди к вере и не огорчайся. Он заботится о тебе больше тебя самого.

Знай, мой дорогой брат! То, что сердце создано не для того, чтобы намеренно заниматься мирскими делами, возможно объяснить следующим образом: мы видим, что к чему бы ни притронулось сердце, оно привязывается к этому всеми силами и с особым усердием заключает в свои объятия. Оно желает вечной привязанности и в полном смысле растворяется в этом. В первую очередь, оно стремится к самому великому и вечному. Между тем, любая мирская вещь, в сравнении с желаниями и стремлениями сердца, ничтожна. Следовательно, сердце – это окно, распахнутое в вечность, и оно не удовлетворится тленным миром.

Знай, мой дорогой брат! Коран был ниспослан с небес, и вместе с ним была ниспослана небесная скатерть. Эта скатерть полна разных яств, расставленных согласно аппетиту и потребностям различных слоёв человечества. В первую очередь, эта скатерть устлана яствами, предназначенными для простонародья. Например, благородный аят

اَنَّ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ كَانَتَا رَتْقًا فَفَتَقْنَاهُمَا

«…небеса и земля были единым целым, а Мы разделили их…»

(Коран 21:30)

излагает этому первому слою человечества следующий смысл: «Небеса были ясными, безоблачными и не способными проливать дождь, а земля была иссохшей и неподходящей для взращивания растений. Затем Мы разорвали их. С небес начала низводиться вода, а из земли – всходить растения.» На данный смысл, излагаемый приведённым аятом, указывает этот благородный аят

وَ جَعَلْنَاَ مِنَ الْمَٓاءِ كُلَّ شَىْءٍ حَىٍّ

«И сделали из воды всякую вещь живую» (Коран 21:30)

Ведь питание, сохраняющее животную и растительную жизнь, может родиться только от «бракосочетания» неба и земли.

За этим обращённым к простонародью смысловым уровнем в вышеупомянутом аяте следует и уровень, указывающий на отделение планет и солнца от тестообразной материи, созданной из света Мухаммада (мир ему и благо). Указание этого уровня подкрепляется доказательством благородного хадиса:

اَوَّلُ مَا خَلَقَ اللّٰهُ نُورٖى

«Прежде всего Аллах сотворил мой нур»

Второй пример:

اَفَعَيٖينَا بِالْخَلْقِ الْاَوَّلِ بَلْ هُمْ فٖى لَبْسٍ مِنْ خَلْقٍ جَدٖيدٍ

«Разве Мы изнемогли после первого сотворения? Но они сомневаются в новом сотворении (воскрешении)» (Коран 50:15)

Обращённый к простонародью смысловой уровень этого благородного аята таков: «Они, видя и подтверждая своё более удивительное первое сотворение, сомневаются в более лёгком повторном». За этим уровнем имеется великое доказательство, освещающее необычайную лёгкость воскрешения из мёртвых.

О пустоголовый, отрицающий Воскрешение! Сколько раз за свою жизнь ты меняешь своё тело?! Известно ли тебе, что ты ежегодно полностью обновляешь его подобно тому, как утром и вечером сменяешь свою одежду?! Точнее, каждый год и даже каждый день часть элементов твоего тела погибает, а на смену им приходят их подобия. Ты об этом совершенно не думаешь, потому как голова твоя пуста. Если бы ты мог думать, то не отрицал бы Воскрешение, тысячи примеров которого постоянно происходят в мире! Сходи к врачу – пусть он вылечит твою голову!

Знай, мой дорогой брат! Посмотри на неразумность и глупость нафса. Воспитываясь одним Независимым и Мудрым Господом и зная, что он (нафс) является Его рабом и творением, видит, что эти воспитание и владение, обретая образ всеобщего правила, действуют в отношении всех единиц, видов и родов. И ввиду всеобъемлемости этого света, всё это удостаивается согласия и подтверждения на деле, в связи с чем нафсу нужно было бы обрести убеждённость и уверенность в этой истине, ставшей законом и правилом. Однако, нафс считает заполняющие всё вокруг проявления имён (хотя и сам он является частью этого проявления) возможностью укрытия и признаком упущения, словно над нафсом нет контролирующего все его состояния. И сам себя, в совершённых действиях, видит скрытым هُوَ «Хува». Приписывая обширность проявлений невозможности, а величие – небытию, своим измышлением заставляет устыдиться даже дьявола.

Знай, мой дорогой брат! Страдающий и беспокойный нафс, пребывая в сомнениях, не прибегает к упованию и не соглашается с предопределенной ему судьбой. Между тем, подобно тому, как установлены и предопределены восход и закат солнца, восход и закат человека и вся его судьба записаны пером Предопределения на его лбу. И даже если он ударится головой о камень, то она расшибётся, а запись не сотрётся!

К тому же, пусть он твёрдо знает, что человек, не способный спастись бегством за пределы небес и земли, должен с любовью довольствоваться господством (рубубият) Создателя всего сущего.

Знай, мой дорогой брат! Если творец некой вещи будет находиться внутри неё, то между ними понадобится полное соответствие и взаимосвязь. Число же творцов должно будет сравниться с числом творений, что абсурдно и невозможно. В таком случае, творец не может находиться внутри творения.

К примеру, книга, размножаемая в типографии, в любом случае пишется пером некоего человека. Узоры и буквы этой книги появляются не из неё самой. Также и писарь не сидит внутри этого письменного произведения. В противном случае порядок будет нарушен. Следовательно, узоры любого творения не происходят от него самого – они пишутся исключительно пером могущества Всевышнего согласно предначертанному Им предопределению.

Знай, мой дорогой брат! У разума есть одно весьма поразительное свойство: он обладает столь «длинными руками», что порой охватывает всю Вселенную, и даже выходит за круг вероятного, пытаясь вмешаться в наивысшие круги. Порой же он тонет в одной капле воды, растворяется в одной частице, теряется посреди чего-либо незначительного.

Вместе с тем, во что бы он ни был погружён, всё существование он считает ограниченным этой вещью. И в какую бы точку он ни вошёл, хочет забрать с собой туда весь мир.

Знай, мой дорогой брат! Если владение и управление миром или бытием будут находиться в твоих руках, то ввиду груза сложностей, связанных с заботой, сохранностью и страхами, тебе не удастся наслаждаться благами, и тебя охватит постоянное беспокойство за обеспечение всем необходимым и за сохранность имеющегося. А ведь те блага находятся под обязательством Щедрого Благодетеля, и твоё дело состоит в том, чтобы есть и пить с той скатерти даров и благодарить. В благодарности нет никакой сложности. Наоборот, она увеличивает наслаждение от благ, ибо благодарить значит видеть в дарах дарение. Осознание дарения устраняет страдания, возникающие в результате исчезновения даров. Ведь поскольку дар является исчезающим, то Истинный Даритель не оставит его место пустым – Он заполнит его схожим даром, и ты получишь наслаждение от обновления.

Да, благородный аят

وَ اٰخِرُ دَعْوٰيهُمْ اَنِ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ

«А их молитвы будут завершаться словами: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Коран 10:10)

указывает на то, что хвала является подлинным наслаждением, потому что она показывает в плоде дара дерево дарения. Посредством этого устраняется страдание, возникающее в результате мыслей об исчезновении дара. Ведь на дереве есть много плодов, и если уйдёт один, то на его место придёт другой. Следовательно, хвала – подлинное наслаждение.

Знай, мой дорогой брат! Внешняя информация, то есть информация, получаемая извне, издалека, не может быть лишена мнительности и наущений (васваса). Что же касается информации субъективной, внутренней (основанной на интуитивном познании), то она свободна от сомнений и измышлений. Исходя из этого, взгляд должен быть направлен от центра к окружности, изнутри наружу.

Знай, мой дорогой брат! Под действием этой порочной цивилизации, превратившей земной шар в одну деревню, завеса беспечности стала намного толще. Устранение её требует огромного усердия. А также, в душе человечества открылось очень много окон, обращённых к дольнему миру. Закрыть их удастся лишь тем, кто удостоится милости Аллаха.

Знай, мой дорогой брат! Одна-единственная частица посредством отражения способна вобрать в себя огромное Солнце, однако с точки зрения объёма не может вместить и двух крохотных частиц. Исходя из этого, подобно каплям дождя, содержащим солнечное отражение, частицы и сложные (составные) творения Вселенной, с точки зрения проявления и отражения, могут удостоиться сияний Извечного Светлого Могущества, опирающегося на знание и волю. Однако, некая частица клетки глаза не может быть источником могущества, сознания и воли, явно воздействующих на нервы, вены и артерии. Согласно требованиям удивительного творчества, упорядоченных узоров и тонкой мудрости, каждая простая частица и сложные (составные) творения во Вселенной должны быть либо источником свойственных Божественной природе всеобъемлющих и абсолютных качеств, либо же отражателем проявлений Извечного Солнца, обладающего этими качествами.

В первом случае содержится столько же нелепостей, сколько существует частиц. Исходя из этого, каждая частица, постановляя, что она не в силах нести тяжесть того огромного груза, объявляет своё свидетельство: «Творец (аль-Муджид), Создатель (аль-Халик), Господь (ар-Рабб), Хозяин (аль-Малик) и Вседержитель (аль-Каййум) – только Аллах!». А также, каждая частица, каждое сложное (составное) творение, своими разнообразными языками и указаниями, читает следующий бейт:

عِبَارَاتُنَا شَتّٰى وَ حُسْنُكَ وَاحِدٌ وَ كُلٌّ اِلٰى ذَاكَ الْجَمَالِ يُشٖيرُ

«Если наши слова и различны, то Твоя красота одна. И все эти слова указывают на неё».

Да, каждая буква одной стороной указывает на своё существование, но многими сторонами указывает на существование своего писаря и своего творца. Да,

تَاَمَّلْ سُطُورَ الْكَائِنَاتِ فَاِنَّهَا ۞ مِنَ الْمَلَاِ الْاَعْلٰى اِلَيْكَ رَسَائِلُ

«Внимательно прочти строки Вселенной, ведь они – письма, отправленные тебе из высшего мира»

Знай, мой дорогой брат! Есть много вещей, подобных стеклу, воде, воздуху, миру Мисаль, духу, разуму, воображению, времени и так далее, которые удостоены проявления отражений. Отражения непрозрачных, плотных материй являются мёртвыми и отделёнными от объекта отражения, потому что они другие, отличные от него и лишенные его свойств. Отражения же светящихся созданий неотделимы от объекта отражения и обладают его свойствами. Исходя из этого, если бы Аллах придал теплу Солнца жизнь, наделив его свет разумом, а цвета его света – чувствами, то находящееся в твоём зеркале отражение Солнца заговорило бы с тобой. Это потому, что когда оно появилось в отражении, с ним появились его тепло, свет и цвета. С теплом оно обрело бы жизнь, со светом стало бы разумным, а с цветами стало бы чувствующим. Став таким, оно могло бы говорить с тобой. Исходя из этой тайны, Досточтимый Посланник (мир ему и благо) одновременно сведущ обо всех читаемых для него благородных салаватах.

Знай, мой дорогой брат! Фразы «Субханаллах» и «Альхамдулиллях» косвенно описывают Аллаха такими качествами, как Величие (Джаляль) и Красота (Джамаль). Фраза «Субханаллах», заключающая в себе качество «Величие» (Джаляль), говорит о том, что рабы и создания далеки от Аллаха. Фраза «Альхамдулиллях», вбирающая в себя качество «Красота» (Джамаль), указывает на то, что Аллах близок к рабам и созданиям Своей милостью. Например, у Солнца есть две обращённые к нам стороны, одна из которых – близость, а другая – отдалённость. С точки зрения близости, оно даёт нам свет и тепло, а с точки зрения удалённости, оно остаётся чистым от людского вреда. В этой связи, человек для Солнца может выступать только объектом воздействия. Быть субъектом, то есть воздействующим, он не может.

Так же, но не прибегая к уподоблению (биля ташбих), в том смысле, что Аллах близок к нам Своей милостью, мы Его восхваляем (тахмид), а с точки зрения того, что мы от Него далеки – прославляем (тасбих). Поэтому, глядя на близость Его милости, восхваляй Его (тахмид); глядя же на свою от Него отдалённость – прославляй (тасбих). Но не путай эти два положения и не смешивай эти два взгляда, дабы не сбиться с истины и с прямого пути. Однако же, не смешивая и не путая их, ты можешь как менять, так и объединять эти положения и взгляды. Да, фраза «Субханаллаху ва бихамдихи» объединяет в себе оба этих положения.

Знай, мой дорогой брат! Есть четыре обстоятельства, из-за которых нужно не делом, а сердцем отречься от этого мира.

1) Жизнь этого мира, будучи кратковременной, движется к закату и быстро исчезает. Боль исчезновения уничтожает наслаждение встречи.

2) Наслаждения этого мира похожи на отравленный мёд. По мере наслаждения увеличивается и боль.

3) Ожидающая тебя могила, к которой ты стремительно движешься, не примет в подарок красивые вещи и наслаждения этого мира, потому что вещи, которые мирские люди считают красивыми, там отвратительны.

4) Сравнение одного часа нахождения среди врагов и вредных насекомых с многолетним пребыванием в собрании друзей и великих людей подобно сравнению между этим миром и могилой. Вместе с тем, Аллах призывает отказаться от одного часа наслаждений, чтобы ты мог годами отдыхать среди друзей. В таком случае, пока тебя не повели связанного и закованного в кандалы, ответь на призыв Аллаха.

Пресвят Аллах (Фасубханаллах)! Милость и щедрость Аллаха к людям настолько велика, что вверенное Им на время имущество Он покупает у них за большую цену, увековечивает его и оберегает. Если человек, присвоив это имущество, не продаст (не посвятит) его Аллаху, то попадёт в большую беду, так как ему придётся взять его под свою ответственность. Однако, сил для такой ответственности у него недостаточно. Если он взвалит его на себя – надорвётся; если возьмёт руками, то оно ускользнёт, ибо его не удержать. В конце концов, оно напрасно пропадёт, оставив в наследство лишь грехи.

Знай, мой дорогой брат!

وَ عَيْنٖى قَدْ نَامَتْ بِلَيْلِ شَبٖيبَتٖى ۞ وَ لَمْ تَنْتَبِهْ اِلَّا بِصُبْحِ مَشٖيبِ

Этот стих, гласящий о том, что «Во время моей молодости, похожей на ночь, глаза мои спали. Проснулся я лишь с рассветом старости», относится и ко мне, потому что в молодости я считал, что достиг самых высоких вершин пробуждения. Сейчас же понимаю, что то пробуждение таковым не являлось – оно было лишь нахождением в самом глубоком колодце сна. Исходя из этого, просвещение и пробуждение, которыми гордятся «цивилизованные», должны быть отнесены к разряду пробуждений моей молодости. Они подобны тому спящему, который во сне, словно проснувшись, рассказывает людям про своё сновидение. Между тем, это его пробуждение во сне указывает на то, что сон перешёл из лёгкой стадии в глубокую. Такой спящий подобен мёртвому. Так как же он может пробудить дремлющих людей?!

О, спящие, считающие себя бодрствующими! Не сближайтесь с «цивилизованными», проявляя терпимость и снисхождение в религиозных делах, или уподобляясь им! Ведь пропасть между нами очень глубока. Вам не удастся заполнить её пустоту. Вы либо присоединитесь к ним, либо упав в заблуждение потоните в нём.

Знай, мой дорогой брат! В сути греха – особенно продолжительного – имеется семя неверия (куфр), поскольку продолжающий тот грех привыкает к нему. Затем он влюбляется в него, приобретает пристрастие и доходит до того, что становится не в состоянии от него отказаться. Впоследствии он начинает желать, чтобы тот грех был ненаказуем. Если это состояние будет продолжаться, то начнёт прорастать семя неверия. В конце концов, он начинает отрицать и наказание, и место наказания. Также, по причине испытываемого от греха стыда утверждая, что этот грех не является грехом, он отрицает даже ангелов, знающих о его грехе. Из-за этого сильного стыда он желает даже того, чтобы не наступил День Суда. Если же найдёт простейшее сомнение, отрицающее Судный День, то сочтёт его огромным доказательством. В результате, сердца тех, кто не покаялся и не отрёкся от греха, чернеют и погибают. Да упасёт от этого Аллах!

Знай, мой дорогой брат! Сейчас ты услышишь некоторые сияния, касающиеся чудесности (и’джаз) и красноречия (балягат) Превосходно Излагающего Корана, разъяснённые в моём произведении «Сияния».

1) В чтении Корана присутствует высокое благозвучие. Он лёгок для языка.

2) Он обладает величайшей безупречностью; его слова и смысл – безукоризненны.

3) Между аятами имеются большие связанность и сплочённость: они, опираясь друг на друга как в кирпичном строении, защищают здание Корана от сотрясений.

4) Аяты не являются чуждыми друг для друга. Они прекрасно соотносятся, являются взаимодополняющими и помогающими друг другу.

5) Несмотря на то, что Коран ниспосылался частями и в разное время, его аяты настолько взаимосвязаны, будто бы он ниспослан целиком и сразу.

6) Несмотря на то, что причины ниспослания были различными, из-за прочной согласованности причина будто бы едина.

7) Хотя он отвечает на различные повторяющиеся вопросы, из-за его абсолютного единства и гармонии вопрос будто бы один.

8) Хотя он излагает различные, многочисленные события, его совершенная упорядоченность создаёт впечатление, что речь идёт об одном и том же событии.

9) Стиль и слог его ниспослания, называемый «Божественное снисхождение», близок к пониманию собеседников.

10) Хотя он обращает свои слова ко всем людям – к пришедшим в этот мир в разные времена и в разных местах, изложение его настолько лёгкое, словно обращено лишь к одному собеседнику.

11) Повторения, используемые для достижения целей наставления, служат в качестве закрепления и утверждения. Вместе с тем, эти повторы не наносят вред и не портят удовольствия. Повторяясь, они благоухают подобно мускусу.

12) Коран – сила и пища для сердец, лекарство для душ. Повторное питание увеличивает силу. Поскольку с повторением он становится более привычным и близким, наслаждение возрастает.

13) Человек в своей материальной жизни каждое мгновение нуждается в воздухе, постоянно нуждается в воде, ежедневно нуждается в пище и еженедельно – в свете. Их повторение, по сути повторением не являясь, нужно из-за возобновления потребности. Так же и в отношении духовной жизни: человек нуждается во всех видах потребностей, упомянутых в Коране. В одних видах – таких, как «Хуваллах» – каждое мгновение, потому что ими дышит душа; в других – периодически, а в некоторых иных – постоянно… Так вот, Коран использует повторения, исходя из нужд души и сердца. Например, «Бисмиллах», питающее сердце и душу подобно чистому воздуху, исходя из частой потребности повторяется в Коране многократно.

14) Повторение таких частных событий, как история Мусы (мир ему), указывает на содержание в них великих правил.

Вывод: Коран – это и поминание (зикр), и размышление, и мудрость, и знание, и истина, и шариат, и исцеление для сердец, и руководство для верующих, и милость.

Знай, мой дорогой брат! Удивительное состояние человеческой природы таково, что во время беспечности человек путает между собой функции чувств и органов. Например, некий сумасшедший, спутавший функции глаз и рук, видя что-либо в высоте своими глазами, протягивает к этому руку. В связи с тем, что его руки расположены вблизи от глаз, он полагает, что они могут делать то же, что и глаза. Так же и беспечный человек, не способный навести простейший, элементарный порядок в отношении себя самого, посредством гордыни и воображения деспотично протягивает руки к деяниям Аллаха.

Ещё одно удивительное состояние человеческой природы таково: если между людьми и имеются внешние отличия, то весьма несущественные. Однако духовно и внутренне разница между ними столь же велика, как между Cолнцем и частицей. Между тем, другие живые существа не таковы. Например, душа рыбы и душа птицы очень близки по ценности. Самая маленькая подобна самой большой. Это так, поскольку сила души человека является неограниченной. Эгоизм опускает человека настолько низко, что уравнивает с частицей, а повиновение Всевышнему поднимает настолько высоко, что делает его «солнцем двух миров» (подобно досточтимому Мухаммаду, мир ему и благо).

Знай, мой дорогой брат! Основа вещей – вечность, а не уход в небытие. Даже такие быстро исчезающие вещи, как слова, фразы и образы, уходящие, как мы думаем, в небытие, не исчезают. Они, лишь сменив форму и состояние, сохраняются в определённых местах и спасаются от абсолютного небытия. Современная наука если и познала этот секрет, то с неполной ясностью. И в то же время, она допустила ошибку и чрезмерность, постановив: «В мире нет абсолютного небытия – есть только соединение и распад». Ведь в мире существует соединение посредством сотворения, разложение с позволения Аллаха, создание из ничего и уничтожение по воле Аллаха.

يَفْعَلُ اللّٰهُ مَا يَشَٓاءُ وَ يَحْكُمُ مَا يُرٖيدُ

«Аллах вершит то, что пожелает, и повелевает всё, что пожелает»

Знай, мой дорогой брат! Могила – это дверь, открытая в Иной мир. Её обратная сторона – милость, а наружная – страдание. Все друзья и любимые находятся за этой дверью. Не пришло ли время и тебе присоединиться к ним? Разве тебе не хочется навестить их? Да, время подошло. Дабы очиститься от скверны этого мира, необходимо совершить полное омовение. Иначе же, твоя осквернённость вызовет у них отвращение.

Если бы Имам Раббани Ахмед Фаруки был сегодня жив и если бы пришло приглашение посетить его в Индии, то невзирая на все трудности и опасности, я отправился бы его посетить. Исходя из этого, по ту сторону могилы живёт «солнце двух миров», в Евангелии именуемое Ахмедом, в Торе называемое Ахьядом, а в Коране Мухаммадом, вокруг которого находится миллион подобных Ахмеду Фаруки личностей. Почему же мы не спешим навестить их?! Отказ от этого – большая ошибка.

Необходимо обратить внимание на следующие основы.

1) Если человек будет рабом Аллаха, то всё ему будет покорно. В противном случае всё будет против него.

2) Всё предопределено. Будь доволен своей судьбой, дабы обрести покой.

3) Всё имущество принадлежит Аллаху. Тебе оно вверено на время. Увековечив это вверенное имущество, Он сохранит его для тебя. Если же оно останется у тебя, то тщетно пропадёт.

4) В том, что непродолжительно, наслаждения нет. Ты подвержен тлену, твой мир подвержен тлену, мир всех людей и нынешний облик Вселенной подвержены тлену. Всё это, подобно секунде, минуте, часам и дням, следуя друг за другом, движется к исчезновению.

5) Если ты не сделал ничего, что спасло бы тебя в Ином мире, не придавай значения тому, что остаётся в мире тленном.

Знай, мой дорогой брат! Послушай, какова польза от трёх священных фраз «Субханаллах», «Альхамдулиллях» и «Аллаху Акбар», и в каких случаях они употребляются.

1) Человек, обладающий живым сердцем, глядя на Вселенную и наблюдая, особенно, за непостижимыми для его разума Божественными «манёврами», выполняемыми в [небесном] пространстве, испытывает удивление. Итак, огонь, возникший в душе от удивления и потрясения, можно погасить лишь испив чистую воду, истекающую из слов «Субханаллах».

2) Этот же человек, выражая удовольствие, полученное им от насладительных благ, видит в них дарение, а в дарении – Дарующего блага, что является хвалой и благодарением. Желая продолжения благ и увеличения наслаждений, он произносит «Альхамдулиллях» и глубоко вздыхает подобно человеку, нашедшему сокровищницу благ.

3) Этот же человек, видя удивительные творения и поразительные действия, которые его разум не способен постичь, произносит «Аллаху Акбар» и обретает спокойствие. Ведь их Творец более велик, и для Него несложно создавать их и управлять ими.

Знай, мой дорогой брат! Человек своими грехами не вредит Аллаху – Он наносит вред лишь самому себе. Например, в реальности, в действительности у Всевышнего Аллаха нет сотоварища, дабы, войдя в его группу, можно было бы вмешаться в Его владения и творения. Человек лишь представляет сотоварища в своей пустой голове, потому что в реальности места сотоварищу нет. В этом случае этот глупец своими же руками рушит свой дом.

Знай, мой дорогой брат! Аллаха достаточно для того, кто на Него уповает. Поскольку Аллах абсолютно совершенен, то Он любим по своей сути. И поскольку Аллах является Создателем и Необходимо Сущим, то в близости к Нему есть свет существования, а в отдалении – мрак небытия.

Аллах – Тот, к Кому прибегают за помощью и спасением уставшие от жизни души, для которых тесен этот мир и которым опротивели украшения земной жизни.

Аллах – Вечный, и лишь благодаря Его вечности этот мир обретает вечность.

Аллах – Истинный Владелец. Он забирает твоё имущество, чтобы сохранить его для тебя.

Аллах – Богатый и Дарующий богатство; ключи от всего находятся у Него. Если человек будет искренним рабом Аллаха, то принадлежащая Аллаху Вселенная будет словно и его владением.

Знай, мой дорогой брат! Разумный человек не будет радоваться тому, что обрёл в этом мире, и не будет грустить о том, что потерял. Ведь этот мир – преходящий, и человек в этом мире недолговечен. Ты также являешься путником. Посмотри: заря старости поднялась над твоими висками. Больше половины твоей головы обернулось белым саваном. Болезни же, намеревающиеся поселиться в твоём теле, являются предвестниками смерти. Вместе с тем, тебя ждёт вечная жизнь. Покой и удовольствие вечной жизни зависят лишь от труда и усердия в этой тленной жизни. Ты же вовсе не ведаешь о вечной жизни. Очнись прежде, чем тебя разбудит агония смерти!

Знай, мой дорогой брат! Если ты сочтёшь, что Аллах тебе известен и познан тобой, Он будет неизвестным и отвергаемым, поскольку это известное является лишь привычным обычаем, следованием услышанному. Это не способно обучить истине. Вместе с тем, смысл, приходящий на ум в результате этого, не даёт познать абсолютные качества Всевышнего, а служит лишь поводом для рассуждения. Однако если рассматривать Всевышнего как существующего, но неизвестного, то лучи познания Аллаха начнут пробиваться. Таким образом нетрудно будет познать Обладателя всеобъемлющих абсолютных качеств, проявляющихся во Вселенной.

Знай, мой дорогой брат! Каждое из Прекрасных Имён Аллаха в общем виде вбирает в себя остальные Имена (так же, как свет вбирает семь цветов). К тому же, каждое из Имён является как доказательством для всех остальных Имён, так и выводом для каждого из них. Значит, Прекрасные Имена, подобно зеркалу, показывают друг друга. Исходя из этого, их можно читать как сравнения, приводящие к выводам или как выводы, основанные на доказательствах.

تضرع ونياز

اِلٰهٖى لَازِمٌ عَلَىَّ اَنْ لَا اُبَالِىَ وَ لَوْ فَاتَ مِنّٖى حَيَاةُ الدَّارَيْنِ وَ عَادَتْنِى الْكَائِنَاتُ بِتَمَامِهَا اِذْ اَنْتَ رَبّٖى وَ خَالِقٖى وَ اِلٰهٖى اِذْ اَنَا مَخْلُوقُكَ وَ مَصْنُوعُكَ لٖى جِهَةُ تَعَلُّقٍ وَ اِنْتِسَابٍ مَعَ قَطْعِ نِهَايَةِ عِصْيَانٖى وَ غَايَةِ بُعْدٖى لِسَائِرِ رَوَابِطِ الْكَرَامَةِ فَاَتَضَرَّعُ بِلِسَانِ مَخْلُوقِيَّتٖى يَا خَالِقٖى ٠ يَا رَبّٖى يَا رَازِقٖى يَا مَالِكٖى يَا مُصَوِّرٖى ٠ يَا اِلٰهٖى اَسْئَلُكَ بِاَسْمَائِكَ الْحُسْنٰى وَ بِاِسْمِكَ الْاَعْظَمِ وَ بِفُرْقَانِكَ الْحَكٖيمِ وَ بِحَبٖيبِكَ الْاَكْرَمِ وَ بِكَلَامِكَ الْقَدٖيمِ وَ بِعَرْشِكَ الْاَعْظَمِ وَ بِاَلْفِ اَلْفِ قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ اِرْحَمْنٖى يَا اَللّٰهُ يَا رَحْمٰنُ يَا حَنَّانُ يَا مَنَّانُ يَا دَيَّانُ اِغْفِرْلٖى يَا غَفَّارُ يَا سَتَّارُ يَا تَوَّابُ يَا وَهَّابُ اِعْفُ عَنّٖى يَا وَدُودُ يَا رَؤُفُ يَا عَفُوُّ يَا غَفُورُ ٠ اُلْطُفْ بٖى يَا لَطٖيفُ يَا خَبٖيرُ يَا سَمٖيعُ يَا بَصٖيرُ وَ تَجَاوَزْ عَنّٖى يَا حَلٖيمُ يَا عَلٖيمُ يَا كَرٖيمُ يَا رَحٖيمُ اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقٖيمَ يَا رَبِّ يَا صَمَدُ يَا هَادٖى جُدْ عَلَىَّ بِفَضْلِكَ يَا بَدٖيعُ يَا بَاقٖى يَا عَدْلُ يَا هُوَ اَحْىِ قَلْبٖى وَ قَبْرٖى بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ يَا نُورُ يَا حَقُّ يَا حَىُّ يَا قَيُّومُ يَا مَالِكَ الْمُلْكِ يَا ذَا الْجَلَالِ وَ الْاِكْرَامِ يَا اَوَّلُ يَا اٰخِرُ يَا ظَاهِرُ يَا بَاطِنُ يَا قَوِىُّ يَا قَادِرُ يَا مَوْلَاىَ يَا غَافِرُ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اَسْئَلُكَ بِاِسْمِكَ الْاَعْظَمِ فِى الْقُرْاٰنِ وَ بِمُحَمَّدٍ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ اَلَّذٖى هُوَ سِرُّكَ الْاَعْظَمُ فٖى كِتَابِ الْعَالَمِ اَنْ تَفْتَحَ مِنْ هٰذِهِ الْاَسْمَاءِ الْحُسْنٰى كُوَاةً مُفٖيضَةً اَنْوَارَ الْاِسْمِ الْاَعْظَمِ اِلٰى قَلْبٖى فٖى قَالِبٖى وَ اِلٰى رُوحٖى فٖى قَبْرٖى فَتَصٖيرَ هٰذِهِ الصَّحٖيفَةُ كَسَقْفِ قَبْرٖى وَ هٰذِهِ الْاَسْمَاءُ كَكُوَاتٍ تُفٖيضُ اَشِعَّةَ شَمْسِ الْحَقٖيقَةِ اِلٰى رُوحٖى اِلٰهٖى اَتَمَنّٰى اَنْ يَكُونَ لٖى لِسَانٌ اَبَدِىٌّ يُنَادٖى بِهٰذِهِ الْاَسْمَاءِ اِلٰى قِيَامِ السَّاعَةِ فَاَقْبَلْ هٰذِهِ النُّقُوشَ الْبَاقِيَةَ بَعْدٖى نَائِبًا عَنْ لِسَانِىَ الزَّائِلِ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ صَلَاةً تُنْجٖينَا بِهَا مِنْ جَمٖيعِ الْاَهْوَالِ وَ الْاٰفَاتِ وَ تَقْضٖى لَنَا بِهَا جَمٖيعَ الْحَاجَاتِ وَ تُطَهِّرُنَا بِهَا مِنْ جَمٖيعِ السَّيِّئَاتِ وَ تَغْفِرَ لَنَا بِهَا جَمٖيعَ الذُّنُوبِ وَ الْخَطٖيئَاتِ يَا اَللّٰهُ يَا مُجٖيبَ الدَّعَوَاتِ اِجْعَلْ لٖى فٖى مُدَّةِ حَيَاتٖى وَ بَعْدَ مَمَاتٖى فٖى كُلِّ اٰنٍ اَضْعَافَ اَضْعَافِ ذٰلِكَ اَلْفُ اَلْفِ صَلَاةٍ وَ سَلَامٍ مَضْرُوبٖينَ فٖى مِثْلِ ذٰلِكَ وَ اَمْثَالِ اَمْثَالِ ذٰلِكَ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ اَصْحَابِهٖ وَ اَنْصَارِهٖ وَ اَتْبَاعِهٖ وَاجْعَلْ كُلَّ صَلَاةٍ مِنْ كُلِّ ذٰلِكَ تَزٖيدُ عَلٰى اَنْفَاسِىَ الْعَاصِيَةِ فٖى مُدَّةِ عُمْرٖى وَ اغْفِرْلٖى وَ ارْحَمْنٖى بِكُلِّ صَلَاةٍ مِنْهَا بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اٰمٖينَ

* * *