СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
–А–
Абджат – числовое значение букв арабского алфавита. Иными словами, каждая буква соответствует определённой цифре, и каждое слово в арабском алфавите имеет цифровое значение. И, исходя из этого, можно производить суммарный подсчёт.
Адаб – поведение соответственно Исламской религии.
А́диль – из Имён Аллаха, Совершающий справедливость, Проявляющий истину.
Азан – призыв к обязательной молитве, который громко провозглашается муэдзином для оповещения мусульман о наступлении времени очередной ритуальной молитвы.
Азиз – Могучий, Тот, у Кого особое величие, Непобедимый, Сильнейший, Одерживающий победу над всеми, Величайший; существование сходное с его существованием абсолютно невозможно.
Азраил – ангел смерти, уполномоченный забирать души. Один из Великих Четырёх Ангелов (наряду с Джабраилом, Микаилом и Исрафилом).
Акрабият – близость Аллаха к человеку.
Актаб – Кутубы. “Предводители” истинных тарикатов.
Алевизм – направление в Исламе, основным принципом которого является любовь к семье Пророка.
Алем-и барзах – промежуточный, загробный мир, между этим миром и Ахиратом. Души умерших людей будут находиться в том мире до дня Воскресения.
Алем-и ма’на – мир смыслов. Мир, раскрывающийся для некоторых избранных. Духовно познаваемый мир.
Алем-и мисаль – один из духовных миров, мир подобий всех существ, состояний и происшествий нашего мира. Мир Мисаль можно созерцать во сне.
Алем-и эрвах – мир духов.
Али Бейт – потомки Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), являющиеся источниками, хранителями и последователями Его высокой Сунны.
Али́м – одно из Прекрасных Имён Аллаха – Знающий обо всем. Аллах, обладающий извечными знаниями, Всезнающий. Тот, Чьи знания объемлют всё сущее: явное и скрытое, мелкое и великое, первое и последнее. Всякое знание исходит от Него.
Аллаху Акбар – выражение, означающее: «Аллах Превелик».
Аллям-уль-Гуюб – одно из Божественных имён. Аллах, знающий всякую вещь, все сокровенное, прошедшее, предстоящее, отсутствующее в данный момент и то, что в мирском и в Ахирате.
Альхамдулиллях – вкратце смысл этого выражения: Вся признательность и благодарность, от кого бы то они ни исходили и к кому бы ни предназначались, от извечности до вечности присущи Аллаху. Выражение, которое излагает веру, благодарность, восхваление, удовлетворённость.
Антере – Антере Ибн Шеддад – один из поэтов доисламского периода невежества. Автор одного из семи, пользующихся большой славой, написанных золотом и вывешенных на стенах Каабы стихотворений, под названием “Семь Вывесок”.
Арш-и Азам –самый великий Арш. Арш — трон; место проявления величия, господства и могущества Всевышнего. Слово трон, является аллегорией, которая выражает Божественное Господство, правление и могущество Всевышнего. Арш охватывает Вселенную, Знания и Могущество Аллаха же охватывает все.
Аср-и Саадат – Век Счастья. Период Пророческой миссии Мухаммада (Мир Ему и Благо)
Асфия – великие ученые Ислама, ставшие наследниками Пророка (Мир ему и Благо), обладающие чистотой, благочестием, совершенством, которые (занимались) работали над тем, чтобы возродить, возобновить и провести в жизнь путь и цель Пророка (Мир ему и Благо).
Аулия – святые, праведники, которые всегда стремились следовать не своим желаниям, а довольству Аллаха, достигшие высокой степени в поклонении и повиновении, в благочестии и воздержании. Люди, которые близки к Аллаху.
Афаки – относящееся к событиям во Вселенной. Относящееся к внешнему миру.
Ахад – Аллах — обладающий Единой Сущностью.
Ахирзаман – последняя эпоха. Время перед концом света.
Ахл-и Суннат валь-Джамаат – люди Сунны и (согласия) общины – мусульмане-сунниты, следующие Сунне, “пути жизни” Пророка Мухаммада (Мир ему и Благо) и «мнению общины» в решении религиозных вопросов, которую представляют авторитетные богословы и учёные.
Аят – 1) Предложение, стих Корана. 2) Знамение, служащее духовному пробуждению.
–Б–
Ба́ис – одно из Имён Аллаха: “Посылающий пророков и воскрешающий в Судный День”.
Баракаллах – выражение в значении: Аллах благословил. Да благословит Аллах! Да будет благодатным и обильным!
Баракат – приумножение блага по воле Аллаха, Божественная благодать.
Батха – старое название Благословенной Мекки.
Бид’а – то, чего ранее не было и появилось позже; новшества, которые были выдуманы и введены в Исламскую религию после периода жизни Пророка Мухаммада и Его сподвижников.
Бисмиллях – Во имя Аллаха, ради Аллаха. С именем Аллаха и Его дозволения.
Бурак – корень слова – берк, означающее “молния”. Имя верхового животного, относящееся к Раю, на котором Пророк Мухаммад совершил ми’радж. Скорость передвижения Бурака определялась его полем зрения.
–В–
Ваджиб – правовой термин, который обозначает необходимость обязательного исполнения того или иного религиозного предписания. В то же время, эта обязательность, не так явно выражена в Коране и Сунне, как действия, попадающие под категорию фарза. Неисполнение же оценивается как большой грех.
Ваджиб-уль-Вуджуд – Необходимо Сущий, то есть Его существование является естественным, извечным и вечным, Его небытие невозможно, исчезновение невероятно; уровень Его бытия самый стабильный, самый основательный, самый сильный и самый совершенный.
Ва́рис – одно из Имён Аллаха: “единственно нетленный, остающийся вечно после того, как погибнет все и вся, и Единственный, которому вернётся все, что принадлежало рабам Его”.
Вахдетуль-Вуджуд – принцип некоторых суфиев, согласно которому нет ничего существующего, кроме Аллаха.
Вахдетуш-Шухуд – принцип в учении тариката. Исходит из того, что последователь этого учения приковывает взор к бытию Необходимо Сущего (Аллаха) и видит существование всего созданного по сравнению с Ним настолько слабым и тенеподобным, что решает, что они не заслуживают называться существующим.
Вахий – важнейшее понятие в Исламском вероучении, которое означает передачу Аллахом Своих откровений избранным Им пророкам посредством Ангела Джабраила.
Ва́хид – одно из Имён Аллаха: “Не имеющий равных Себе и сотоварищей ни в самости Своей, ни в качествах Своих, ни в именах и деяниях Своих”
Вахид-и Ахад – Единственный и Единый Аллах.
Ваххаб – одно из Имён Аллаха: “Щедро и многократно Дарящий рабам Своим желаемое, даже если они не достойны того”.
Веду́д – одно из Имён Аллаха: “Более всех Любимый и Любящий всякого, кто придёт к Нему и покается”.
Велаят – состояние святости кого-либо. Святость. Близость к Аллаху, приобретаемая путём самосовершенствования, аскетизма, величайшей богобоязненности, поклонения и покорности Аллаху.
Велаят-и Кюбра – великий велаят: короткий, но возвышенный путь перехода от внешней реальности к истине, исходящий от наследования пророческой миссии; путь сахабов и великих имамов муджтахидов.
Вирд – очень часто и постоянно читаемая молитва.
–Г–
Гази – мусульмане, участвующие в войне за веру. Газиями называли также оставшиеся в живых участников войны за веру. Погибшие же в такой войне называются шахидами.
Гафу́р – одно из Имён Аллаха: “Прощающий грехи рабов Своих”.
Гыйбат – заглазное осуждение, сплетня в адрес какого-либо человека. Гыйбат является одним из самых больших грехов в религии.
–Д–
Даджализм – см. Даджаль
Даджаль – по сообщению хадисов и описанию великих ученых – это ужасная безбожная личность, которая появится во времена, предшествующие наступлению Конца Света.
Дар-и Харб – это территория, которая не управляется на основании законов Ислама.
Дар-уль Ислам – это государство или часть мира, в котором в полной мере действуют или когда-либо дествовали Исламские религиозные законы.
Дар-уль-Хикмат аль Исламия – одно из названий Управления по Делам Религии во время Османского государства.
Джаббар – одно из Имён Аллаха: “Заставляющий покориться и исполнить все, что Он пожелает”.
Джабраил – ангел, который несёт послания Аллаха и с Его повелением помогает и оказывает поддержку пророкам (мир им). Ангел, который доставил через откровения (вахий) Мудрый Коран Пророку Мухаммаду (Мир Ему и Благо). Один из Великих Четырёх Ангелов (наряду с Азраилом, Микаилом и Исрафилом).
Джабрийа – это имя тех, кто, в противоположность Кадарийа, отрицает свободу воли, и на этой основе не делает различия между человеком и бездушной природой, ввиду того, что его действия подчинены принуждению (джабр) Аллахом.
Джальджалютия – опираясь на урок Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), составленная в стихотворной форме касыда на языке Сюрьяни Почтенным Али (да будет доволен им Аллах), на основе джифра и абджада.
Джезалет– плавный и правильный стиль выражения мысли, при котором произношение слов усиливает восприятие смысла и соблюдается соответствие слов друг другу и главной мысли текста.
Джифр – наука, дающая возможность, по числовым значениям букв, выявлять из выражений указания к будущим или прошлым событиям.
Дихья – один из сподвижников пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо).
Ду’а – молитва, мольба, в отличие от намаза произносимая в свободной, произвольной форме и на любом языке.
–З–
Закят – один из пяти столпов Ислама. Мусульманин, имеющий определённую сумму денег или соответствующее имущество ежегодно выплачивает одну сороковую часть в пользу неимущих.
Зикр – поминание Всевышнего Творца языком и сердцем.
Зухд — забвение в своём сердце всего, кроме Аллаха; а также безразличное отношение к материальным прелестям земной жизни и проведение своего времени в молитвах. Обязательным зухдом для верующего является отказ от совершения больших грехов, всего сомнительного, а также от всего того, что мешает искреннему служению Аллаху.
–И–
Иблис – имя джинна, за знания свои возведённого на уровень ангелов, но отверженного и проклятого Аллахом за непокорность Ему. Сатана, глава дьяволов, сводящих людей с верного пути.
Иджтихад – дословно “проявление усердия”, “настойчивость”, поиск богословом-правоведом аргументов, методов и приёмов решения богословско-правовых вопросов.
Иктисад – экономность, бережливость.
Ильхам – вдохновение, пришедшее на сердце от Аллаха.
Имам – так называют человека, который проводит коллективную молитву-намаз, и крупного мусульманского ученого, и халифа – главу мусульманского государства.
Имам Али – сын Абу Талиба дяди пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), принявший Ислам на второй день пророчества в десятилетнем возрасте. За храбрость и самоотверженность, проявленные в боях с неверующими, был удостоен называться “Львом Аллаха”.
Имам Газали – один из самых известных средневековых мусульманских мыслителей. Полное имя с куньей — Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Газали. Родился в иранском селении Газал близ города Тус. Был последователем шафиитской правовой школы. Имел высокий титул Худжату’ль-Ислам.
Имам Раббани – Ахмад аль-Фаруки Сирхинди (1562, Cирхинд – 1624, Дели) – мусульманский религиозный деятель, глава суфийского тариката Накшбенди, распространённого главным образом в Иране, Средней Азии и Индии.
Имам-и Мубин – (Ясное руководство) – это название одной из разновидностей Божественных знания и повелений, относящихся более к скрытому миру, чем к миру явному. (см. “Десятое Письмо”)
Иман – вера, религиозное верование; признание, принятие Ислама со всеми его истинами и действовать в соответствии с ними.
Иман-ы биллях – вера в Аллаха, в его Единство и Существование.
Имкан – быть вероятным, изменчивым, возможным между бытием и небытием. Всё сущее кроме Аллаха, бытие которого необходимо, постоянно и неизменчиво.
Иншааллах – выражение в значении: “Если пожелает Аллах”.
Истигфар – просьба Аллаха о прощении за совершаемые грехи. Это то, что всегда должно быть в жизни мусульманина.
Ирхасат – необыкновенные случаи и явления, произошедшие до пророческой миссии Мухаммада (Мир Ему и Благо) и являвшиеся предзнаменованием Его пророчества
Ифрит – название джинна, способного причинить вред людям. Это слово применяется и в отношении джинна, обладающего большой силой.
–К–
Кааба – первый в истории человечества храм Единобожия, святыня Ислама. Расположена в Мекке.
Каб-и Кавсейн – степень, которую достиг Мухаммад (Мир Ему и Благо); некая степень между вероятным (созданным) и необходимым (Божественным).
Кадариты – это мусульманская секта, которая верит, что человек сам создаёт свои поступки, что означает, что они считают человека творцом действий (хaлик аль-аф’aль), таким образом придавая Аллаху сотоварища по созданию.
Кади́р (Всемогущий) – одно из Имён Аллаха: “Обладатель безграничного могущества”.
Камат – призыв к выполнению обязательной части молитвы (фарза), который произносится непосредственно перед её выполнением.
Карамат – необычное, сверхъестественное явление, дарованное Аллахом праведным людям.
Касыда – твёрдая поэтическая форма народов Ближнего и Среднего Востока, Средней и Южной Азии, восхваляющая Всевышнего Творца, Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо) и великих выдающихся людей.
Каххар (Карающий) – одно из Имён Аллаха: “Преобладающий силой и властью Своей, и Ведущий создания Свои, куда пожелает, независимо от их воли”.
Кашф – открытие (видение) неведомого посредством вдохновения (ильхама) Всевышнего.
Кери́м – одно из Имён Аллаха — Щедрый; чья доброта не имеет границ, а щедрость не иссякает, в ком собраны все достоинства, и чьи дела достойны восхваления.
Кибла – направление на Каабу, которого надо придерживаться при совершении молитв (намазов).
Китаб-и Мубин – (Ясная Книга) является неким наименованием, тетрадью и книгой могущества и воли Всевышнего, нежели Его знания и повеления. (см. “Десятое Письмо”)
Курайшиты – одно из самых известных и почитаемых арабских племён, к которому принадлежал Пророк Мухаммад.
Курбан – обряд жертвоприношения. Этот обряд является важной ритуальной особенностью исламской религии. Он является выражением безмерной преданности и служения Аллаху.
Курбият – приближение человека к Аллаху своими стараниями.
Куруш – сотая часть турецкой лиры.
Кутб (Кутуб) – духовный предводитель значимой части Мусульманской уммы.
Кутуб-у Ситте-и Сахиха – шесть авторитетных в мусульманском мире сборников хадисов пророка Мухаммада. К ним относятся: 1. «Аль-Джами ас-Сахих» Аль-Бухари; 2. «Аль-Джами ас-Сахих» Муслима; 3. «Ас-Сунан аль-Кубра» Абу Давуда; 4. «Аль-Джами аль-Кабир» Ат-Тирмизи; 5. «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» Ан-Насаи; 6. «Китаб ас-Сунан» Ибн Маджи.
Кыраат – правильное чтение Корана в соответствии с установленной традицией. Существует несколько исторически сложившихся видов чтения Корана. Их история восходит к пророку Мухаммаду.
–Л–
Лати́ф – одно из Имён Аллаха Любезный: “Дарящий Своим рабам и созданиям все, что для них полезно, и Знающий все сокрытые стороны всякого дела.”
Летаиф-и Ашере – десять ступеней совершенствования в тарикате Накшбенди, каждая ступень соответствует одному из тонких чувств человека таких как: сердце, душа, тайна, совесть, разум, желания и другие.
Лукман – упоминается в Коране, известен своими мудрыми нравоучениями и медицинскими наставлениями. Имеются разногласия в том, был он пророком или святым.
Ля иляха илла хува – Нет Бога кроме Него (Аллаха).
Ля иляха илляллах – нет бога, кроме Аллаха.
Лявх-и Махфуз – Хранимая Скрижаль, книга, в которой записано все происходящее во вселенной, одно из названий Божественного Знания.
Ляйлятуль Кадр – так называется одна из ночей месяца Рамадан. Это самая священная и возвышенная ночь, когда Пророку Мухаммаду (Мир Ему и Благо) стали ниспосылаться первые откровения.
–М–
Ма’буд-у Лемъезаль – Неисчезающий, Вечный, неограниченный местом и временем, и всех своих рабов делающий Себе покланяющимися – Истинный Создатель (Аллах)
Ма’кулюль-ма’на – некоторая часть положений шариата, в которых некие мудрость и дельность играли роль в становлении данного положения законом. Однако они не являются основанием и причиной. Потому что истинное основание – это Божественные повеление и запрет. (см. “Двадцать девятое Письмо”)
Ма́лик (Хозяин) – Царь царей, Владыка Дня Суда, Тот Единственный, Которому принадлежит истинное царство.
Ма’на-и исми – значение созданий относительно самого себя.
Ма’на-и харфи – значение созданий, обращённое к Всевышнему Творцу.
Ма’неви таватур – см. таватур.
Ма’рифатуллах – познание Аллаха, Его Имён и Атрибутов через Его создания.
Мавлид – дата рождения Пророка. Стихотворное произведение, описывающее происходящие события при Его рождении.
Магриб – название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта; сохранилось в арабском языке и поныне.
Маджзуб – человек, по причине сильной любви к Всевышнему находящийся в особом духовном состоянии, при котором в поступках и словах он не руководствуется разумом.
Мазхаб – дословно “путь”, богословско-правовая школа.
Мазхаб Ханафи – одна из четырёх основных правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа и его ученики Абу Юсуф и Шейх Зуфар.
Мазхаб Шафии – один из четырёх правовых школ суннитского Ислама. Основателем мазхаба является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии
Малякут – сторона Божественного влияния в каждой вещи.
Махбубият – любовь Аллаха к своим творениям. Всевышний Творец ухаживает за своими рабами, заботится о них всевозможными видами благ и даёт ответ на их нужды.
Махди – личность из рода Пророка, которая появится перед концом света и станет причиной пробуждения всех мусульман, укрепления религии и обновления веры через произведения, содержащие истины Имана и Корана.
Машааллах – выражение удивления и одобрения, буквально: “Так пожелал Аллах”.
Мевджуд – Истинный Хозяин бытия, и для Своего существования, ни в чем не нуждающийся Аллах.
Мевлеви – мусульмане, последователи тариката Мевляны Джалаледдина Руми. Во время радений они кружатся, уподобляясь всеобщему движению и вращению во Вселенной, размышляя о Божественном Величии, управляющем Небесами и Землёй.
Мечеть Харам – Запретная мечеть. Главный священный храм мусульман, к которому совершается обязательное паломничество — хадж. Находится в Мекке.
Мешмешие – невероятное место в скрытом мире, наблюдаемое некоторыми святыми.
Ми’радж – вознесение пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо) к Всевышнему.
Минбар – возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу (проповедь).
Мир мисаль – один из духовных миров, мир подобий.
Михраб – ниша в стене мечети, обращённая в сторону Киблы.
Муджаддид – обновитель веры. В одном хадисе от пророка Мухаммада (Мир ему и Благо) говорится: «В конце каждого столетия Аллах пошлёт для этой уммы человека, который обновит веру».
Муджтахид – мусульманский богослов, имеющий право выносить самостоятельные богословско-правовые заключения, совершать иджтихад.
Мульк – материальная сторона каждой вещи.
Мумит – Умерщвляющий; Тот, Кто предписал смерть всем смертным; Тот, кроме Которого нет умерщвляющего; Тот, Кто укрощает рабов Своих смертью когда хочет и как хочет.
Мутаватир (таватур) – см. таватур
Мутазилиты (Мутазилизм) – представители заблудшего направления в Исламе. Они верят, руководствуясь только своим умозаключением, что человек сам создаёт свои поступки, что означает, что они считают человека творцом действий (хaлик аль-аф’aль), таким образом придавая Аллаху сотоварища по созданию.
Мутекеллим-и Эзели – Извечно Говорящий – Аллах.
Мухаддис – ученый-хадисовед, который занимается наукой о хадисах и их методологией.
Мухаджир – дословно “совершивший хиджpу”. Мусульманин, переселившийся из Мекки в Медину из-за преследования со стороны язычников и многобожников. После мирного взятия мусульманами Мекки Пророк Мухаммад дал слову “мухаджиp” pасшиpенное толкование – “тот, кто “покидает”, удаляется от запрещенного Всевышним”.
Мухаккикины – великие учёные Ислама, которые исследуют истину и по праву компетентны в этом деле.
Мухйи́ – Оживляющий; Тот, Кто творит жизнь; Тот, Кто даёт жизнь любой вещи, которой хочет; Тот, Кто создал творения из ничего; Тот, Кто оживит и после смерти.
Мухсин – дарующий дары и благодеяния – Аллах.
Муэдзин – мусульманин, громко возвещающий о наступлении времени очередного обязательного намаза. Это возвещение называется азаном (объявлением).
Мюрид – для создания какой-либо вещи, на все имеющий волю – Аллах.
Мюрид – в суфизме это ученик, который покорил свою волю воле Аллаха, а также своего учителя (шейха).
Махбуб-у Лаезаль – Истинно любимый Аллах, ни на одно время неподверженный разлуке и расставанию.
Махбуб-у Баки – Вечно Любимый Аллах.
–Н–
Намаз – молитва, в том числе и ежедневная пятикратная обязательная молитва. Один из пяти столпов Ислама. Намаз является выражением покорности и благодарности Аллаху.
Намахрем – чужие люди (не из близких родственников), с которыми по шариату не запрещено заключать брак.
Нафс – самость человека, эго. Источник низменных, животных страстей и влечений.
Нафс-и аммара – повелевающие низменные страсти.
Нахви язык – Арабский язык — язык, связанный с правилами, упорядоченный, утончённый и с широким значением.
Нуфус-у себ’а – семь уровней в воспитании нафса.
–О–
Окка – османская мера веса равная 1,2828 кг.
Омейяды – династия арабских халифов (661—750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя.
–П–
Пара́ – сороковая часть куруша.
Путь джахри – см. тарикат джахрийа
Путь хафи – см. тарикат хафия
–Р–
Рабб – Господь и Властелин, который сотворил всё сущее, всесторонне заботится о своих творениях и правит Вселенной. Это – одно из прекрасных имён всевышнего Аллаха.
Раззак – Кормилец, Создающий блага, Тот Кто сотворил средства к существованию и наделил ими Свои создания.
Рамадан – девятый и самый возвышенный месяц мусульманского лунного календаря. Месяц Рамадан является священным. В этом месяце был ниспослан Коран. Также в месяце Рамадан все мусульмане соблюдают пост.
Расуль – посланник Аллаха.
Рафизиты – последователи одного из шиитских направлений.
Рахи́м – Милосердный, Милостивый, Проявляющий милость, Обладающий бесконечной милостью.
Рахманият – Аллах, который даёт пропитание всем своим созданиям, всегда желает им добра и проявляет сострадание. Обладатель справедливости и упорядоченности.
Рахман – Всемилостивый, Обладающий широчайшей милостью и благами.
Рахман-и Рахим – Обладатель величия, нескончаемых даров, милости и милосердия, и дающий пропитание всему сущему — Аллах.
Рубубият – Единственность Аллаха в обладании Господством. Этот элемент веры в Аллаха подразумевает убеждённость и признание того, что только Аллах является Творцом всего сущего, его Владыкой, Хранителем, Оживляющим и Умертвляющим, Дарующим средства к существованию, а также обладающим всеми теми атрибутами, которые присущи истинному Господу (Ар-Рабб). Мусульмане верят также, что нет у Аллаха равного Ему в господстве, сотоварища, партнёра или помощника.
–С–
Са’ – меpа сыпучих тел, pавная пpимеpно 3260 г.
Саваб – воздаяние, награда Аллаха за благие дела.
Сайр-исулюк – путь духовного становления (развития).
Саки́на – 1) спокойствие, умиротворение, уверенность. 2) Название молитвы, составленной Имамом Али (да будет доволен им Аллах).
Салават – молитва, благопожелание Пророку Мухаммаду (Мир Ему и Благо).
Саляф-и Салихин – первые предводители Ахл-и Суннатваль Джамаата. Это – сахабы, табиины, и таба-и табиины.
Самад – одно из Имён Аллаха — Вечный; Тот, Которому все подчиняются; Тот, без Чьего ведома не происходит ничего; Тот, в Ком нуждаются все во всем, а Сам Он не нуждается ни в ком и ни в чем.
Самадият – см. Самад.
Сами – Всеслышащий; Тот, Kто слышит и самое утаенное, самое тихое; Тот, для Kого не существует невидимое среди видимого; Тот, Kто объемлет Своим видением даже самое мельчайшее.
Сарих таватур – см. таватур.
Сахабы – мусульмане, которые видели, слышали пророка Мухаммада и общались сним
Сахих хадис – хадис, переданный заслуживающими доверия рассказчиками, обладающими хорошей памятью. Такие хадисы являются точными, в них нет скрытых недостатков и они не противоречат другим достоверным хадисам.
Сейид – уважаемый потомок Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо).
Сейр-и афаки – метод духовного самосовершенствования путём внешнего созерцания мира.
Сейр-и энфуси – метод духовного самосовершенствования путём внутреннего самосозерцания.
Стена Зулькарнайна – стена, построенная Зулькарнайном для защиты от нашествия племён йаджудж и маджудж (гог и магог). Зулькарнайн был праведным и набожным человеком. История этого праведника упоминается в суре “аль-Кахф”.
Субханаллах – “Пречист Аллах от всех недостатков!” – возглас удивления и восторга.
Султан «Ляуляк» — имеется в виду Пророк Мухаммад (Мир Ему и Благо), который удостоился обращения Всевышнего, начинающегося со слов «ляуляк» и в переводе означающего: « Если бы не было тебя, не создал бы я миры».
Суннат – жизнеописание последнего посланника Творца, Мухаммада (Мир Ему и Благо), включающее в себя его высказывания, невысказанные одобрения и поступки.
Сура – так называются главы Корана. Все суры состоят из аятов (стихов). Всего в Коране содержится 114 сур.
Сурьяни язык – язык одного из народов, населявших древнюю Сирию.
Суфьян – ужасная личность, называемая “Суфьян”, под маской лицемерия отрицающая посланническую миссию Ахмада (Мир Ему и Благо), возглавит лицемеров и будет стараться разрушить Исламский шариат.
Сыддыкины – искренние, праведные люди верные Аллаху и Пророку.
Сира – книга, повествующая о жизни, характере и быте Пророка (Мир Ему и Благо).
–Т–
Тааббуди – некоторая часть положений шариата, то есть эти положения не связаны с суждением разума, а исполняются потому, что их повелено исполнять. Их основание – повеление. (см. “Двадцать девятое Письмо”)
Таба-и табиины – праведные мусульмане, которые были знакомы с табиинами и получили от них религиозные знания.
Табиины – праведные мусульмане, которые были знакомы со сподвижниками пророка Мухаммада (Мир ему и Благо) и получили от них религиозные знания.
Таватур (мутаватир) – это хадис, число рассказчиков которого столь велико, что невозможно предположить, что все они сговорились лгать. Хадисы Мутаватир делятся на два вида:
— Сарих (явный; по словам) – это хадис, переданный различными рассказчиками почти одними и теми же словами, то есть все передатчики хадиса единодушны в своих сообщениях;
— Ма’неви (смысловой) – это хадис, переданный рассказчиками различными словами, иногда даже не совпадают события, о которых идёт речь, но все рассказчики единодушны в передаче основного смысла предания.
Танзих — несравнимость Аллаха, т.е. абсолютная невозможность сравнить Аллаха с чем-либо, кем-либо, каким бы то ни было образом. Считать Аллаха далёким от каких-либо изъянов, недостатков и т.п.
Тарикат – буквально путь, дорога; путь постепенного приближения сердцем к познанию Истины, путь религиозно-нравственного совершенствования, включает в себя аскетическую практику.
Тарикат-хафия – заключает в себе метод внутреннего (сердцем), беззвучного поминания Аллаха
Тарикат-джахрийа – тарикат, в котором используется метод громкого (вслух) поминания Аллаха.
Тасаввуф – – тоже что и суфизм. Школа духовного усовершенствования, искренности с Аллахом. Существует тасаввуф истинный и ложный. Истинный базируется на Коране и сунне пророка (Мир Ему и Благо), а ложный, соответственно, противоречит им. Конечная цель тасаввуфа заключается в познании Всевышнего и раскрытии истин Веры.
Тасбихат – (множественное от тасбих) Восхваления Всевышнего Творца.
Текиййе – место, где собираются для чтения зикра (упоминание Аллаха) или проведения наставлений.
Туба – райское дерево.
Тюркизм – турецкий национализм.
–У–
Улема-и захир – учёные, которые видят в Коране только внешние, экзотерические (захир), буквальные смыслы.
Улема-уссу – горе-учёные, которые скрывают правду ради собственной выгоды, которые предпочитают мирское вечному.
Умма – сообщество людей, объединённых по религиозному, национальному, географическому или иному признаку. Умма Мухаммада — мусульмане.
Усул-уд дин — совокупность основных положений исламского вероучения.
–Ф–
Фа’а́ль – одно из имён Аллаха. Вершитель, Деятель.
Фарз – обязательное для исполнения религиозное предписание, повеление Аллаха которое выражается в ясных и бесспорных доказательствах из Корана и Сунны. В Коране это слово упоминается во многих аятах.
Фарз-’айн – это индивидуальная обязанность, то есть предписание, которое является обязательным для каждого мусульманина. Например, это совершение ежедневного намаза или соблюдение поста в месяц Рамадан.
Фарз-кифая – это коллективная обязанность, то есть предписание, которое является обязательным для мусульман в целом, и если достаточное количество мусульман занимается выполнением этой обязанности, то остальные мусульмане освобождаются от неё. Примером этого является намаз-джаназа.
Фасубханаллах – возглас удивления: “Аллах превыше всех недостатков”.
Фатиха – это первая сура по порядку расположения в Коране.
Фатрат – промежуток времени между двумя пророками.
Фаттах (Раскрывающий скрытое) – Победитель; Тот, Кто раскрывает скрытое, облегчает трудности, отводит их; Тот, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ. Он раскрывает сердца верующих для познания Его и любви к Нему, открывает нуждающимся врата для удовлетворения их потребностей. Имя Всевышнего.
Фейз – благодать, духовное воздействие.
Фетва – богословско-правовое заключение, сделанное авторитетным мусульманским богословом для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата.
Фуркан – Коран, различающий истину ото лжи.
–Х–
Хабар-и вахид – хадис, переданный одним передатчиком.
Хадж – паломничество к Священной Каабе в месяц Зуль-хиджа, один из пяти столпов Ислама.
Хадис – сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путём. В этом смысле слово “хадис” приближено по своему значению к слову “сунна”.
Хадисы-Кудси – богооткровенные хадисы, которые отличаются от остальных сообщений тем, что они исходили непосредственно от Аллаха. То есть, смыслы этих хадисов исходили от Аллаха, но воспроизводил их пророк Мухаммад (Мир ему и Благо).
Хайй-и Кайюм – Вечносущий, Постоянный и Поддерживающий жизнь во всем сущем.
Хакикат – правда, истина; истинное положение вещей; Суть, сущность, основа каждой вещи.
Хаки́м – Мудрый; Тот, Кто все делает мудро; Тот, Кто знает суть, внутреннее содержание всех дел.
Халлак – одно из имён Аллаха. Создатель Всего Сущего.
Хамза – знак арабского алфавита
Хамсе-и ал-и аба – пять членов семьи Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), состоящей из самого Пророка, Его дочери Фатимы, зятя Али, и внуков Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах). Названы таким именем потому, что Пророк накрыл своей накидкой (абой) себя и этих членов семьи, и сделал для них особое ду’а.
Ханнан-ы Маннан – Обладающий широтой благодеяний и милости — Аллах.
Хариджиты – первая в истории Ислама религиозно-политическое движение, обособившееся от основной части мусульман.
Хафиз – человек, знающий Коран наизусть.
Хиджра – мусульманский лунный календарь, в котором исчисление ведётся от даты переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину, что соответствует сентябрю 622 года в григорианском календаре.
Хизб – 1) четвёртая часть одного джуза Корана. А джуз – одна тридцатая часть Корана. 2) Некоторая часть аятов из Корана, взятые для зикров и вирдов.
Ходжа – учитель, наставник.
Ху(ва) – “Он”, слово часто упоминающееся в Коране со значением Аллах.
Хузур – внутренняя связь с Аллахом в намазе и в другое время. Ощущение присутствия пред взором Всевышнего.
Хызыр – пророк, либо святой человек, который жил после пророка Ибрахима (мир ему).
–Ш–
Ша’бан – восьмой месяц мусульманского лунного календаря.
Шайтан – сатана, лишившийся Божьей милости, далёкий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис.
Шариат – комплекс предписаний, закреплённых прежде всего Священным Писанием и действиями, словами посланника Божьего, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности верующих, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Шах Накшибенд – Мухаммад Баха ад-Дин Накшибенд аль-Бухари, основатель тариката Накшибенди.
Шахада – первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой “Ля иляхэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах” (Нет бога, кроме Единого Аллаха, Мухаммад — Его посланник) и содержащее два первых догмата Ислама.
Шахид – умерший на пути Всевышнего.
Шеаир-и Исламия – правила, знаки Ислама, имеющие отношения ко всей Исламской умме; дела, обстоятельства, выпадающие на долю каждого мусульманина.
–Э–
Энфуси – мнения и взгляды одного человека, относительно его жизни и внутреннего мира.
Эхл-и бид’а – те, которые выдумывают и создают новшество, нововведение в Исламе, не основывающиеся на доказательствах шариата.
Эхл-и зэвк – верующие люди, получающие удовольствие, постигая истины веры и Корана, через приближение к Аллаху и бдительность сердца.
Эхл-и кальб – люди сердца. Люди, которые чувствуют близость Аллаха через совершенствования своего сердца.
Эхл-и кэшф – святые праведники, которые по благоволению и милости Аллаха знают скрытые и непознаваемые внешними чувствами истины.
Эхл-и суффа – Асхаб ас-Суффа – неимущие сподвижники Пророка Мухаммада (Мир Ему и Благо), жившие под навесом мечети в Медине и обучавшиеся у него религиозному знанию.
Эхл-и шухуд – праведники, святые, в точности созерцающие во Вселенной знамения единобожия и видящие с дозволения Аллаха божественные и скрытые тайны. Пророки и святые, обладающие твёрдым убеждением в степени видения.