Этот отрывок вошёл в “Приложения”, поскольку посредством одного доносчика попал в руки официальных лиц.
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ
“Во имя Него, Пречистого”. “И нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой”.
За день до начала Благородного Рамадана, от отравления, которое подтвердил доктор и, которое с большой долей вероятности устроили мне мои скрытые враги-безбожники, температура у меня стала подниматься выше сорока градусов. В это время Кастамонские работники прокуратуры и следователи пришли ко мне, чтобы обыскать моё жилище. Предчувствуя страшное нападение на меня, которое начнётся с этой минуты и понимая, что моё сильное отравление ведёт к смерти, я сердцем помолился о том, чтобы умереть на руках моих ценных братьев из Испартского вилайета и быть похороненным в той благословенной земле. Я открыл “Хизбʼуль-акбарʼуль-Курʼан”, и мне сразу предстал Благородный Аят:
وَ اصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَاِنَّكَ بِاَعْيُنِنَا وَ سَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ
“Терпи же решения Господа твоего! Ведь ты на Наших глазах. И восхваляй славу Господа твоего!” (Коран 52:48).
Он сказал мне: “Вглядись в меня!” Я вгляделся и увидел, что его указательный смысл тремя сильными знаками даёт мне и всем нам утешение. Это в некотором отношении свело на нет эту беду, выпавшую на нашу долю. И моя пятая ссылка под стражей в Испарту подтвердила, что эта мольба моего сердца была принята.
Первый Знак. Если считать знаки удвоения, то, по подсчёту “абджат” выходит тысяча триста шестьдесят два (1362), что полностью совпадает с этим годом по арабскому (хиджри) летоисчислению и тем самым говорит: “Терпи! Смирись с Божественным предопределением, постигшим тебя! Не беспокойся, ты – под защитой Всевышнего! Продолжай свои ночные восхваления и прославления Аллаха!”
Разбор: Три ر (ра) – шестьсот; четыре ن (нун) – двести; одна س (син) и одна م (мим) – сто; одна ص (сад), одна ف (фа) и одна م (мим) – двести десять; четыре ك (кяф), одна ع (’айн) – сто пятьдесят; три ح (ха), одна و (вав), одна ى (йа) – сорок; одна ل (лям), девять ب (ба), одна د (даль), одна و (вав), четыре ا (алиф) – шестьдесят два. В сумме получается тысяча триста шестьдесят два (1362), что является сильным знаком, поскольку полностью совпало непосредственно с этим годом, и с той минутой, когда на наши головы пришла эта беда.
………………………………………………………………………………………
Поскольку в изложении третьего знака сейчас нет нужды, то он не был написан.
Саид Нурси
* * *
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ
“Во имя Него, Пречистого!”
Когда под воздействием этих событий, я всем сердцам твёрдо решил пожертвовать собой ради моих невинных братьев и мысленно искал для этого способ, я прочитал “Джальджалутию”. Тотчас я вспомнил, что Имам Али (да будет доволен им Аллах), в своей молитве говорил: “О Господи! Помоги!” – Иншааллах, по секрету этой молитвы, вы спасётесь.
Да, Имам Али (да будет доволен им Аллах), в своей касыде “Джальджалутия”, в двух формах сообщает о “Рисале-и Нур”, а также, указывая на брошюру “Великое Знамение”, говорит:
وَ بِالْاٰيَةِ الْكُبْرٰى اَمِنّٖى مِنَ الْفَجَتْ
“Ради Великого Знамения спаси меня от гибели”.
Этим знаком он даёт понять, что из-за “Великого Знамения” ученики “Рисале-и Нур” попадут в серьёзную беду, и ради “Великого Знамения” молит: “Спаси его учеников от этого краха и беды!”- делая эту брошюру и её источник заступником своей молитвы. Да, беда, пришедшая с изданием “Великого Знамения”, точно подтвердила этот скрытый знак.
И в той же касыде, на противоположной странице, в заключении указаний на важные составляющие части “Рисале-и Нур”, он говорит:
فَتِلْكَ حُرُوفُ النُّورِ فَاجْمَعْ خَوَاصَّهَا ۞ وَ حَقِّقْ مَعَانٖيهَا بِهَا الْخَيْرُ تُمِّمَتْ
То есть: “Ты собери их особенности и изучи их смысл. С ними становится полным всякое счастье и благо”. Под знаком “Изучи смыслы букв” имеются в виду не звуки, непередающие никакого смысла, скорее, имеются в виду слова, что указывает на брошюры, составляющие “Слова”.
لَا يَعْلَمُ الْغَيْبَ اِلَّا اللّٰهُ
“Никто не может знать скрытого, кроме Аллаха.”
رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَٓا اِنْ نَسٖينَٓا اَوْ اَخْطَاْنَا
“Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись… ” (Коран 1:286)
Саид Нурси
* * *
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ
“Во имя Него, Пречистого”. “И нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой”.
Мои дорогие, преданные братья!
От всей души поздравляю вас с прошедшей Ночью Могущества и с наступающим праздником. Вверяю вас единственности и милости Милосерднейшего Всевышнего. Согласно правилу:
مَنْ اٰمَنَ بِالْقَدَرِ اَمِنَ مِنَ الْكَدَرِ
“Кто уверовал в предопределение, тот избавился от огорчений.”
“Кто уверовал в судьбу, тот избавился от печали”, – я не считаю вас нуждающимися в утешении, но вместе с тем говорю:
وَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَاِنَّكَ بِاَعْيُنِنَا وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ
“Терпи же решения Господа твоего! Ведь ты на Наших глазах. И восхваляй славу Господа твоего!” (Коран 52:48).
Утешение, даваемое указательным смыслом этого аята, я увидел во всей полноте. Итак:
Когда мы хотели забыть о мире и спокойно провести рамадан, это невообразимое и превысившее всякое терпение, ужасное событие я увидел настоящим благом и для меня, и для “Рисале-и Нур”, и для вас, и для нашего рамадана, и для нашего братства. Изложу вам две-три пользы из многих, касающихся меня.
Первая: это событие заставило меня в рамадане с большим волнением, серьёзностью, прибеганием к Аллаху и мольбой трудиться, превозмогая серьёзную болезнь.
Вторая: я очень сильно хотел увидеться с каждым из вас и в этом году, находясь рядом с вами. Я бы согласился на перенесённые мною трудности даже ради того, чтобы увидеться только с одним из вас и приехать в Испарту.
Третья: и в Кастамону, и в пути, и здесь, все неприятные положения вдруг необычайным образом меняют облик и, вопреки ожидаемому и представляемому, в них проявляется милость Всевышнего, побуждая сказать:
اَلْخَيْرُ فٖى مَا اخْتَارَهُ اللّٰهُ
“Благо в том, что предопределил Аллах.”
Это открывает новый уровень побед, заставляя теперь и самых беспечных людей, которые занимают в этом мире самые высокие посты, с полным вниманием читать “Рисале-и Нур”. И все мои переживания и муки за более всего задевающие мою жалость ваши страдания, добавляющиеся к моим собственным, поскольку в рамадане каждый час превращается в сто часов, а также эта беда в этом благословенном городе, с поклонением, умножает каждый час на десять и доводит те сто савабов до тысячи, то это моё плачущее, горькое и печальное состояние обратилось в желание поздравить и похвалить стойкость таких, как вы, знающих о том, что этот мир тленен и является местом торговли, жертвующих всем ради веры и Иного мира и верящих, что временные тяготы этого “медресе Юсуфа” принесут постоянные наслаждения и пользы. И я сказал:
اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى كُلِّ حَالٍ سِوَى الْكُفْرِ وَ الضَّلَالِ
“Слава Аллаху в любом состоянии, кроме неверия и заблуждения.”
Подобно этим, относящимся ко мне пользам, в этом отношении есть ещё такие выгоды и для нашего братства, и для “Рисале-и Нур”, и для нашего поста в рамадане, и для вас, что если завеса откроется, я убеждён, они побудят нас сказать: “Господи наш! Благодарим Тебя! Такая судьба и предопределение нам во благо”.
Не ругайте тех, кто стал причиной такого происшествия. Страшный и широкий план этого несчастья составлен уже давно. Однако для нас все обошлось очень и очень легко. Иншааллах, все быстро закончится. Согласно смыслу аята:
عَسٰٓى اَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ “И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас является благом” (Коран 2:216) – не печальтесь.
Саид Нурси
* * *
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ
“Во имя Него, Пречистого”. “И нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой”.
Мои дорогие братья!
Я очень счастлив находиться рядом с вами. Время от времени я мысленно с вами разговариваю и нахожу в этом утешение. Знайте, если бы это было возможно, то я бы с полной гордостью и радостью понёс все ваши тяготы. Вы стали причиной того, что я полюбил Испарту, со всеми её окрестностями, камнями и землёй. И даже могу сказать и скажу официально: “Если власти Испарты меня накажут, а в другом вилайете оправдают, то я все же предпочту эти места.” Да, я в трёх отношениях испартанец. Хотя я не могу доказать этого исторически, но у меня есть убеждение, что род Саида, пришедшего в мир в волости Испарит, вышел отсюда. И вилайет Испарта дал мне таких истинных братьев, что ради каждого из них я готов с радостью отдать не только Абдульмаджида и Абдуррахмана, но и самого Саида.
Я думаю, что сейчас на Земном шаре нет никого, кто бы сердцем и душой и мыслями переносил меньше томлений, нежели “ученики Рисале-и Нур”. Потому их сердца, души и разумы, освещаясь сияниями осознанной веры, томлений не испытывают. Что же до физических трудностей, то, зная из уроков “Рисале-и Нур”, что они и преходящи, и несут награды (савабы), и незначительны, и являются причиной открытия нового направления в служении вере, они встречаются ими с благодарностью и терпением. Своими состояниями эти ученики доказывают, что осознанная вера (иман-ы тахкики) несёт счастье уже и в этом мире. Так, сказав: “Посмотрим, что Всевышний свершит, ведь всё прекрасно Он вершит”, – они стойко стараются обратить эти тленные тяготы в вечные милости.
Да преумножит Всемилостивый и Милосердный Аллах число подобных им людей и да сделает их основой славы и счастья этой страны, и да удостоит их вечного счастья в садах Фирдауса, амин!
Саид Нурси
* * *
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ
“Во имя Него, Пречистого!”
Ещё раз поздравляю вас с праздником. О том, что мы не можем видеться воочию, не переживайте. Мы с вами по-истине постоянно вместе. Иншааллах, так будет и на пути в вечность. Уверен, что обретаемые вами в служении вере вечные награды, а также радости и достоинства души и сердца сводят на нет нынешние преходящие и временные горести и томления. До сих пор в таком очень святом служении ещё никто не переносил тягот, меньших, чем ученики “Рисале-и Нур”. Да, рай недешев. Спасение от уничтожающего две жизни абсолютного неверия является в это время очень важным делом. Если в нём и есть немного трудностей, то они должны встречаться с воодушевлением, благодарностью и терпением. Поскольку наш Создатель, побуждающий нас трудиться, милосерден и мудр, то все, что выпадает на нашу долю, мы должны принимать с согласием, радостью и с доверием Его милости и мудрости.
Саид Нурси
* * *
В этот раз в своей небольшой защитительной речи я сказал:
— Содержащиеся в “Рисале-и Нур” сострадание, совесть, истина и правда запретили нам политику. Потому что невинные попадут в беду, и мы можем оказаться их угнетателями. Некоторые люди пожелали объяснения этого. Я же сказал:
В нынешнем бурном веке, из-за порождённых жестокой цивилизацией эгоизма и национализма, а также из-за исходящего от мировой войны военного произвола и из-за исходящей от заблуждения безжалостности, распространились чрезмерный произвол и ужасная тирания, что если люди истины будут защищать свои права физической силой, то или с чрезмерным произволом, по причине сторонничества, погубят многих несчастных людей, а в таком состоянии они и сами станут тиранами или же окажутся побеждёнными. Потому что люди, действующие и нападающие следуя таким чувствам, за ошибки одного-двух человек, под ничтожным предлогом бьют и давят ещё два-три десятка людей. Если люди истины будут, следуя истине и справедливости, бить только бьющего, то по сравнению с понесёнными потерями получат в тридцать раз меньше, оставшись в состоянии побеждённого. Если же согласно деспотичному закону адекватного ответа эти люди истины тоже, за ошибки одного-двух преступников раздавят двадцать-тридцать бедолаг, тогда от имени справедливости они свершат ужасную несправедливость.
Итак, таковы истинные причины и мудрость того, что, по велению Корана, мы всячески и с отвращением избегаем политики и вмешательства в дела властей. Иначе, у нас есть такая сила истины и справедливости, что мы полностью и весьма прекрасно могли бы защитить свои права. И поскольку все в мире преходяще и тленно, и смерть не умирает, а врата могилы не закрываются, трудности же обращаются в милость, то, конечно, мы, уповая, с терпением и благодарностью, храним молчание. Если же насильно нарушить наше молчание, то это будет полностью противоречить и совести, и справедливости, и преданности родине, и любви к народу.
Заключительное слово: Нет ничего, что могло бы послужить причиной борьбы с нами представителей власти, политиков, органов надзора, юстиции и полиции. Есть только то, что из-за своего фанатичного безбожия, исходящего от страшной человеческой чумы, материализма и абсолютного неверия, которые ни одна страна в мире не поддержит и которые не нравятся ни одному разумному человеку, некоторые скрытые безбожники, обманывая своим дьявольским коварством часть официальных лиц и внушая им опасения, направляют их против нас. Мы же говорим: “Даже если вы направите против нас не только нескольких мнительных чиновников, но и весь мир, то и тогда, опираясь на мощь Корана и защиту Всевышнего Аллаха, мы не отступим. Не сдадимся перед этим вероотступническим неверием и безбожием!..
Саид Нурси
* * *
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ
“Во имя Него, Пречистого!”
Мои дорогие, преданные братья!
Ваша стойкость и выдержка сорвали все планы масонов и лицемеров.
Да, братья, скрывать нет нужды. Эти безбожники, сравнив “Рисале-и Нур” и его учеников с тарикатом, особенно с “Накшибенди”, желая опорочить нас и разбить, совершили это нападение согласно тому же плану, с которым они разгромили этот тарикат. А именно:
Во-первых, напугать, вызвать панику и показать злоупотребления в этом учении.
Во-вторых, огласить недостатки его приверженцев и деятелей.
И в-третьих, вызвав смуту с помощью притягательного распутства и усыпляющего, приятного яда материалистической философии и культуры уничтожить согласие между ними; и с помощью разных коварств подорвать авторитет их наставников; и показав некоторые научные правила и законы разочировать их в своём учении. Таким образом, с тем же самым оружием, которое они применили против “Накшибенди” и других тарикатов, они напали на нас. Однако, обманулись. Потому что основными принципами “Рисале-и Нур” являются: абсолютная искренность, отказ от высокомерия, обретение в трудностях милости, а в страданиях – вечных наслаждений, и показ мучительных страданий, находящихся в тленных греховных наслаждениях, а также того, что вера является основой бесконечных наслаждений уже в этом мире, и разъяснение истин и вопросов, до которых не дотягиваются руки никакой философии. Поэтому, их планы, иншааллах, полностью сорвутся, и они будут вынуждены замолчать, показав тем самым, что “принципы Рисале-и Нур с тарикатами не сравнимы”.
Саид Нурси
* * *
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ
“Во имя Него, Пречистого!”
Мои дорогие братья!
Я убеждён, что личностям, непоколебавшимся во время суровых экзаменов этих двух – прежнего и нового – Медресе Юсуфа, не оставившим свои уроки и, обжегши рты горячей похлёбкой, не бросившим учёбу, и не потерявшим свою духовную силу перед такими сильными нападениями на них, будут аплодировать люди истины и будущие поколения, а также аплодируют ангелы с духовными созданиями. Однако, с нахождением среди вас больных, хрупких и нуждающихся, физические томления умножаются. Но и эти томления сводятся на нет тем, что каждый из вас служит друг для друга утешителем и примером для подражания в терпении и нравственности, и в сплоченности и поддержке является сострадательным братом, и в обсуждении урока – смышлёным собеседником, и неким зеркалом, отражающим хорошие качества друг друга. Думая об этом я нахожу утешение в отношении вас, любимых мною больше своей души.
Как-нибудь я вам отправлю джуббе Мавляны Халида, которому сто двадцать лет. Также как тот имам надел его на меня, так и я, от его имени, когда только пожелаете, отправлю это джуббе вам, чтобы с благословением надеть его на каждого из вас.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие, преданные братья!
Одна из мудростей того, что справедливость Божественного предопределения направило нас в это Денизлинское Медресе Юсуфа состоит в том, что больше других в “Рисале-и Нур” и в его учениках нуждаются заключенные и те, кто с ними связан, а скорее даже служащие тюрем и юстиции. Исходя из этого мы, исполняя обязанность веры, касающуюся Иного мира, вошли в это томительное испытание. Да, среди двадцати-тридцати заключенных лишь один-два человека совершали намаз как положено (соблюдая таʼдил-и аркан), и то, что к ним присоединились сразу сорок-пятьдесят учеников “Рисале-и Нур”, которые все, без исключения совершают намаз в полной мере, само по себе является такими уроком и наставлением выраженными состоянием и действием, которые сводят на нет все эти томления и трудности, даже заставляя их полюбить. И также, как эти ученики преподают урок своими действиями, так и сильной, осознанной верой своих сердец они образуют стальную крепость для спасения находящихся здесь верующих от сомнений и наваждений заблудших, чего мы с надеждой ожидаем от милости и благосклонности Всевышнего.
То, что местные мирские люди запретили с нами разговаривать и контактировать – не повредит. Язык состояния говорит и воздействует сильнее речи. Поскольку в тюрьму попадают для воспитания, то, если они любят народ, пусть дадут возможность узникам встречаться с учениками “Рисале-и Нур”, дабы за месяц или даже за день они получили воспитание больше, чем за год. И чтобы стали полезными людьми и для народа и отчизны, и для своего будущего и Иного мира. Если бы здесь был “Путеводитель для молодёжи”, то принёс бы большую пользу. Иншааллах, как-нибудь он сюда попадёт.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие, преданные братья!
Сегодня мне пришла на память моя известная вам беседа с моим покойным старшим братом Муллой Абдуллахом касательно Зияэддина. Затем я подумал о вас и решил для себя следующее: Если откроется завеса сокровенного и каждый из этих искренне религиозных, серьёзных мусульман, проявляющих такую стойкость в это нестабильное время и оставшихся непоколебимыми в таких горячих и жгучих обстоятельствах, окажется неким святым или даже кутбом, то это в весьма малой степени увеличит мою нынешнюю привязанность к ним и придаваемую мной им важность. Если же они окажутся простыми и обычными людьми, то это совершено не уменьшит ценность, которую я им придаю сейчас. Потому что в таких весьма тяжёлых условиях служение ради спасения веры находится превыше всего. Поскольку хорошее мнение в это смутное и бурное время ослабевает, то любовь к добавленным хорошим мнением достоинствам обладателей личных степеней ослабевает, отчего эти обладатели достоинств, ради сохранения в глазах людей своего положения, чувствуют принуждённость к проявлению притворства, манерности и тягостной важности. Итак, бесконечная хвала Всевышнему мы не нуждаемся в такой холодной показухе и притворстве.
Саид Нурси
* * *
………………………………………………………………………………………
Братья! Хотя это положение вызвало у некоторой части единомышленников и чиновников чувство страха и опасение перед “Рисале-и Нур”, однако, оно пробудило внимание и желание познакомиться с этими книгами у всех противников, у всех верующих людей и связанных с этим делом чиновников. Не беспокойтесь, этот Свет воссияет.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие братья!
Я думаю, что нашей настоящей и самой последней защитительной речью будет брошюра, являющаяся плодом Денизлинского заключения. Потому что ранее, по причине некоторых подозрений, больше года против нас неким широким образом планировалось применить следующие обвинения: “Создание тариката, организация комитета, служение интересам иностранных течений, использование религиозных чувств в политике, ведение деятельности против республиканского строя и правительства, нарушение общественного порядка”. И на нас нападали под этими беспочвенными предлогами. Да вознесётся бесконечная хвала Всевышнему, все их планы сорвались. В настолько широком пространстве, среди сотен учеников и сотни брошюр, в книгах и письмах, написанных на протяжении восемнадцати лет, не нашли ничего, кроме “истин веры и Корана, подтверждений Иного мира и труда ради вечного счастья”. Желая скрыть свои планы они начали искать самые ничтожные предлоги. Однако, как я думаю, для того, чтобы стать защитой против возможности нападения на нас ужасного тайного безбожного комитета, прямо способствующего сейчас насаждению абсолютного неверия и действующего против нас, вводя в заблуждение некоторых представителей власти, по воле Свыше нами была написана ясная, как солнце, не оставляющая сомнений и нерушимо крепкая, как гора, брошюра “Плоды веры”, которая заставит их замолчать.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие братья!
В эту пятницу, когда я читал один важный хизб, вдруг я вспомнил о вас. Языком своего состояния вы спросили: “Что нам делать, чтобы спастись от этой напасти?” На сердце мне пришло следующее: «В сплочённой солидарности примкните друг к другу плечом к плечу, рука к руке. Потому что те, кто желают отойти друг от друга, от “Рисале-и Нур” и от меня, отречься и подхалимствовать перед скрытыми силами, желающими нас раздавить, не увидят ничего, кроме вреда. Уверяю вас, если бы я знал, что отрекшись от меня вы спасётесь, то разрешил бы вам злословить обо мне, оскорблять меня и предавать. Однако, желающие раздавить нас скрытые силы знают вас и не обманутся. Видя вашу слабость и отречение, они ещё больше осмелеют и будут давить сильнее. И, поскольку нашим принципом является дружба и братство, то в отношении личности и самомнения между нами соперничества быть не может. Вы должны смотреть не на недостатки такого, как я, очень грешного и слабого бедняги, а на совершенства “Рисале-и Нур”.»
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие, преданные братья!
Против очень быстрых изменений и исчезновений этой мирской жизни, а также её бренных и быстротечных, безрезультатных наслаждений и ударов гибелей и разлук неким действенным утешением является встреча с верными искренними друзьями. Да, порой человек, чтобы в течении нескольких часов повидаться с одним своим другом, совершает двадцатидневный путь и тратит сотню лир. Сейчас, в это время, когда нет друзей, встреча в течении одного-двух месяцев сразу с сорока-пятьюдесятью друзьями, общение с ними ради Аллаха и обмен истинным утешением, конечно, делают весьма ничтожными все выпавшие на нашу долю трудности и материальные потери, сводя их на нет. Я сам принял бы все эти трудности только ради того, чтобы после десяти лет разлуки повидаться хотя бы с одним из находящихся здесь братьев. Жалоба – это критика предопределения, благодарность – покорность судьбе.
* * *
Мои дорогие, преданные братья!
Поскольку вы ради Иного мира, ради блага, ради поклонения и саваба, ради веры и вечной жизни связались с “Рисале-и Нур”, то, так как в этих тяжёлых условиях каждый час подобен двадцати часам поклонения, и эти двадцать часов с достоинством духовной борьбы в служении Корану и вере обретают ценность ста часов, и эти сто часов проходят рядом с такими истинными старательными братьями, каждый из которых имеет значимость ста человек, укрепляя с ними братские связи, придавая друг другу силу и утешение, и в истинной сплоченности стойко продолжая святое служение, а также беря пользу от их хороших качеств, и приобретая достоинство быть учениками Медресетʼуз-Зехра, конечно, нужно благодарить за то, что вы пришли в это открытое для такого испытания Медресе Юсуфа, за вашу предопределённую судьбу получать отсюда свой надел, вкушать здесь пищу, которая вам суждена, и получать за эту пищу саваб. Думая о вышеупомянутых пользах, необходимо с терпением и выдержкой встречать все томления и тяготы.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие, преданные, стойкие и верные братья!
Не для того, чтобы опечалить вас или предпринять какие-то физические меры, но для того, чтобы мне ещё больше получить пользу от молитв вашего духовного сотрудничества, и чтобы вы ещё больше сохраняли ваши хладнокровие, осторожность, терпение, выдержку и сильную сплоченность, я расскажу вам об одном своём состоянии: “Здесь за один день мне приходится переносить такие томления и муки, каких в Эскишехире я не переносил за месяц. Ужасные масоны натравили на меня одного своего бессовестного масона, дабы я от гнева и пыток сказал: “С меня хватит!” – в чем бы они нашли некий предлог и, показав это в качестве одной из причин своих противоправных нападений, смогли бы скрыть свою ложь. Я же, по причине необыкновенного дара Всевышнего, благодарно терплю, и решил терпеть и дальше”.
Поскольку мы, смиряясь с предопределением, согласно смыслу:
خَيْرُ الْاُمُورِ اَحْمَزُهَا “Лучшее из деяний то, которое является трудным” (хадис, аль-Аджлуни, Кашф’уль-хафа 1:55) – воспринимаем эти тяготы, как некий духовный дар для получения большого саваба; и поскольку большинство преходящих мирских несчастий заканчиваются радостью и благом; и так как у нас имеется ясное и несомненно твёрдое убеждение в том, что свою жизнь мы посвятили такой истине, которая сияет ярче солнца, красива, как рай, и сладка, как вечное счастье… Конечно, мы должны не жаловаться и считать, что посредством этих тягостных обстоятельств “мы ведём некую духовную борьбу”.
Мои дорогие братья! Наше первое и последнее наставление: “Сохранение сплоченности; самозащита от высокомерия, эгоизма и соперничества; хладнокровие и осторожность”.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие, преданные братья!
Из обвинительного заключения этого прокурора стало понятно, что план скрытых безбожников, обманом направляющих против нас некоторых представителей власти, сорвался, и ложь вскрылась. Сейчас, приписывая нам организацию сообщества или комитета, они пытаются скрыть свою ложь и, как одно из следствий этого, не дают никому со мной контактировать. Будто контактирующий с нами сразу становится одним из нас. Даже большие чиновники избегают меня и, добавляя мне страданий, выслуживаются перед своим начальством.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие, преданные братья!
Хотя я не вижу вас воочию, но, поскольку нахожусь рядом и в одном с вами здании, то очень счастлив и благодарен Всевышнему; и, порой, без моей на то воли, мне напоминается о необходимых мерах предосторожности. Например, в соседнюю с моей камеру масоны подсадили одного ложного заключенного-шпиона. Поскольку портить легко – особенно такую праздную молодёжь – то этот тип причиняет мне много неприятностей и портит эту молодёжь. Из чего я понял, что в противовес вашим наставлениям и исправлениям, безбожники стараются портить и разрушать нравственность. При таком положении нужна предельная осторожность, и необходимо, насколько это возможно, не обижаться на старых заключенных, не обижать их и не давать места расколу, проявлять хладнокровие, выдержку и, по степени возможности, со скромностью, смиренностью и отказом от эгоизма, укреплять братство и сплоченность наших товарищей. Занятие мирскими делами причиняют мне боль, поэтому, полагаясь на вашу смышлёность, без особой необходимости я не могу обращать на них внимание.
Саид Нурси
* * *
Братья!
Предусматривая всякую вероятность, пришло время изложить положение, напомненное этим утром.
Ясные, как солнце и день, взятые нами из Корана истины не оставляют место ни для каких сомнений; поэтому мой нафс и дьявол, на протяжении двадцати лет ищут: “что на это скажут безбожные философы и на чем они основываются?”. Однако, не найдя изъяна ни в одном уголке, они замолчали. Я думаю, что истина, заставившая замолчать моих очень щепетильных нафса и дьявола, находящихся с внутренней стороны дела, заставит замолчать и самых упрямых оппонентов. Поскольку мы трудимся на пути и ради такой нерушимой, самой высокой, самой великой и самой важной истины, которой нет цены, и которую не купить даже ценой всего мира, всей жизни и всех любимых, то, конечно, мы должны с совершенной стойкостью противостоять всем бедам, тяготам и врагам. И возможно, что найдутся некоторые обманувшиеся или обманутые шейхи, муллы и внешне богобоязненные люди. С ними бороться не нужно, не надо поднимать споры; необходимо сохранять нашу сплоченность и единство.
Саид Нурси
* * *
Мои дорогие, преданные братья!
В Кастамону один богобоязненный человек, в виде жалобы сказал:
— Я опустился, утратил все свои прежние духовные состояния, наслаждения и свет.
Я же ему ответил:
— Может наоборот, ты развился, так что, оставив позади наслаждения и озарения, ласкающие нафс, дающие вкусить в этом мире плоды Иного мира и будящие чувство самодовольства, теперь со смирением, отказом от эгоизма и уже не ища тленных наслаждений, взлетел на более высокую степень.
Да, одно из важных благ Всевышнего состоит в том, что людям, не оставившим высокомерия, Он не даёт ощутить это благо, дабы они не впали в самодовольство и гордыню.
Братья! Исходя из этой истины, люди, думающие подобно этому человеку, или с хорошим мнением устремившие свой взор к ярким степеням, глядя на вас, видят простых, обычных людей, выглядящих скромными, смиренными и услужливыми учениками, и говорят: “Это что ли герои истины, бросившие вызов миру? Увы! Где они, и где борцы этого святого служения, оставляющие позади себя в это время святых людей!” – и с этими словами, если это друзья, то испытывают разочарование, если же противники, то находят свою позицию справедливой.
Саид Нурси
* * *
Будучи в Денизлинской тюрьме, Бадиуззаман Саид Нурси за два пятничных дня написал брошюру “Плоды веры”, содержащую девять очень важных тем. Это произведение в кратком виде объединяет в себе истины всего собрания “Рисале-и Нур”. На протяжении срока заключения ученики Нура много раз занимались тем, что читали эти “Плоды веры” и переписывали. И когда стало понятно, что эта брошюра, по началу распространявшаяся по камерам будучи написанной внутри спичечных коробков, является очень ценной и полезной, действуя на заключенных как лекарство, она стала писаться уже свободно. В суд г. Денизли, в Кассационный Суд и в инстанции Анкары она была отправлена в качестве настоящей защиты “Рисале-и Нур”.
Поскольку в тюрьме г. Денизли брошюра “Плоды веры” оказала очень серьёзное воздействие, и так как содержание в ней святых истин веры в некотором отношении послужило оправданию в Денизлинском Суде, то, исходя из её важности, показалось правильным поместить здесь Шестую и Седьмую темы этой брошюры.
* * *