Четвёртое Слово

 بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلصَّلَاةُ عِمَادُ الدّٖينِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

Намаз – опора религии (хадис)»

Если хочешь ясно, как дважды два — четыре, осознать, насколько ценен и важен намаз и насколько он, в то же время, необременителен, насколько неразумным и терпящим убыток является человек, не совершающий его, обратись к ниженаписанному сравнительному рассказу, послушай…

Однажды один великий правитель отправил двух своих слуг на проживание в одно из своих особых прекрасных поместий, находившееся на расстоянии двухмесячного пути, выделив им по двадцать четыре золотых монеты. Правитель велел им следующее: «Эти деньги используйте на дорожные расходы и покупку билета. Также, закупите некоторые необходимые для проживания там вещи. Кроме того, на расстоянии однодневного пути находится станция, где имеются и автомобиль, и пароход, и поезд, и самолёт, на которых можно добраться до поместья, в зависимости от имеющегося капитала».

Выслушав наставление, двое слуг отправились в путь. Один из них был счастливым: до назначенной станции он потратил некоторую часть своих денег, однако эти затраты обернутся для него такой хорошей прибылью, что его капитал возрастёт тысячекратно, и это будет с одобрением воспринято его господином.

Другой же слуга, по своей злополучности и по беспутству, ещё до прибытия на станцию истратил на азартные игры и развлечения двадцать три золотых монеты, и осталась у него лишь одна монета. Его товарищ посоветовал ему: «Послушай! Потрать эту монету на билет, дабы не идти по этой длинной дороге пешком и не остаться голодным. К тому же, наш господин великодушен, и, возможно, он сжалится над тобой и простит совершённую ошибку. Тебя тоже посадят в самолёт, и мы за один день доберёмся до нашего места жительства. Иначе же ты будешь вынужден два месяца голодным, в одиночку, пешком скитаться по пустыне». И разве же не поймёт даже самый неразумный, насколько безумным, убыточным, злосчастным будет этот путник, если вместо того, чтобы отдать эту одну–единственную монету за билет, что послужит ключом от сокровищницы, он, заупрямившись, истратит её на распутство ради временного удовольствия?!

Итак, о человек, не совершающий намаз, и о мой нафс, противящийся намазу! Тем правителем является наш Господь, наш Создатель. Один из тех слуг-путников олицетворяет соблюдающих религиозные предписания людей, которые с воодушевлением совершают намаз, другой — людей беспечных, не совершающих намаз. Те двадцать четыре золотых монеты — это двадцать четыре часа нашей ежедневной жизни. То особое поместье — это Рай. Той станцией является могила. То путешествие — это путь человека к вечности, проходящий через могилу и площадь Судного Дня. Люди, в зависимости от своих деяний, от степени своего благочестия, по-разному преодолевают этот длинный путь: одни богобоязненные, подобно молнии, за день преодолеют тысячелетнее расстояние, другие же — за то же время, со скоростью мысли, преодолеют расстояние в пятьдесят тысяч лет. Великий Коран указывает на это двумя аятами. Билетом же из приведённого примера является намаз. Всего лишь одного часа будет достаточно для совершения пятикратного намаза вместе с омовением.

И как же пострадает сам человек, как несправедливо он поступит по отношению к самому себе, насколько противоречащий разуму поступок он совершит, если будет отдавать свои двадцать три часа на эту краткую земную жизнь, но не будет использовать всего лишь один час для бесконечной жизни! Ведь человеческий разум соглашается отдавать половину своего состояния на азартную лотерею, в которой участвует тысяча человек, при том, что вероятность выигрыша — одна из тысячи, но в то же самое время человек не отдаёт даже одну двадцать четвёртую часть своего капитала на обретение вечной сокровищницы, при том, что вероятность такого обретения равняется девяносто девяти процентам! Так неужели человек, считающий себя разумным, не осознаёт, насколько это неразумно, насколько это противоречит мудрости?!

Между тем, в намазе душа, сердце и разум обретают великий покой. К тому же, и для тела это не настолько уж обременительное занятие. Кроме того, все остальные дозволенные (мубах) земные дела человека, совершающего намаз, с помощью доброго намерения приобретут значение поклонения Всевышнему. Таким способом человек весь свой жизненный капитал делает достоянием Иного мира, тем самым увековечивая свою тленную жизнь.