Письмо Устаза относительно посетителей

Письмо Устаза относительно посетителей

   Я вынужден принести извинения всем своим друзьям, особенно тем, кто пришёл и приехал меня навестить.

Большая часть моей жизни прошла в изоляции, а также тридцать-сорок лет я подвергался слежке и нападкам, поэтому, избегая не имеющих необходимости разговоров, я стал их сторониться. И с давних пор духовные и материальные подарки были мне не приятны. А сейчас число друзей и посетителей увеличилось. Появилась нужда в духовном ответе. Также как сейчас один кусок материального подношения делает меня больным, так и все посещения, встречи и особенно нелёгкие приезды из других мест, для того чтобы пожать руку, являются серьёзным духовным подарком… Ответить на них я не могу. И этот подарок недёшев, духовно он очень дорог. Я не считаю себя достойным таких почестей, и не могу равноценно на них ответить. Поэтому в качестве Божественной благосклонности, сейчас также как в случае с материальными подарками, мне были запрещены не имеющие необходимости беседы, подобные духовным подаркам. Некоторые из них делают меня больным, также как материальные подарки, за которые я не отплатил. Поэтому пусть это вас не оскорбляет, не обижайтесь.

Чтение “Рисале-и Нур” в десять раз полезнее встречи со мной. Вообще, встречи со мной должны иметь место ради Иного мира, веры и Корана. Поскольку связи с этим миром я оборвал, то встречаться со мной ради него бессмысленно. Ради же Иного мира, веры и Корана, “Рисале-и Нур” не оставляет во мне нужды. Даже с близкими братьями по служению я не могу видеться без особой нужды. Мне хочется встречаться лишь с некоторыми людьми, по поводу некоторых дел, касающихся некоторых побед и распространения “Рисале-и Нур”. Как только я захочу встретиться по поводу этих вопросов, тогда встреча становится возможна и она не будет мне в тягость. Не знающим этого положения посетителям, я сообщаю, что несколько лет назад через газеты мною было объявлено, что всех желающих встречи со мной, особенно тех, кто приехал из дальних мест и уехал, не повидав меня, я включаю в свою личную молитву… И каждое утро молюсь за них… Поэтому пусть не обижаются.

Саид Нурси

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ  اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ

Во имя Него, Пречистого. Мир вам, милость и благословение Аллаха”.

Нашему сильно болеющему Устазу пришло письмо от одного важного официального лица. Он пишет: “Для того, чтобы эта “Биография” не издалась, важные лица прежней партии за большую компенсацию направили некоторых чиновников своей партии к этой ошибке…”

Наш Устаз же сказал:

— Самая важная часть этой “Биографии” три раза издавалась “Себилюррешадом” и четыре раза тридцать-сорок лет назад издавалась старыми и новыми буквами, и имеющиеся в ней разделы, касающиеся защиты, читались в многочисленных судах и издавались официально. Из нового в этой книге есть лишь несколько правдивых писем, относящихся к благодарности и пояснениям, написанных пару учёными людьми из таких зарубежных мест, как Пресветлая Медина. Поэтому нет совершенно никакой стороны, с которой суды могли бы официально предъявить претензии к этой книге.

Во-вторых. Тогда как “Рисале-и Нур” необычайным образом, под давлением всех политических деятелей, в одиночку, за сорок-пятьдесят лет распространился в Исламском мире, теперь, когда у него появились миллионы распространителей, не то что прежняя партия, но даже если соберётся весь мир, то и он не сможет воспрепятствовать его распространению. Это невозможно. Скорее это будет играть роль рекламы. Поэтому пусть “ученики Нура” не огорчаются…

В-третьих. Я простил все несправедливости причинённые мне прежней партией. И по причине распространения в Анатолии и в Восточных вилайетах “Рисале-и Нур”, который учит основному закону Корана

 وَ لَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ اُخْرٰى  Ни одна душа не понесет чужого бремени” (Коран 6:164; 17:15; 35:18; 39:7)  гласящему, что “за ошибки одного человека не ответственны другие люди, его партия и родственники”, – была проведена полноценная работа по поддержанию общественного порядка в стране. Значит “Рисале-и Нур” оставляет в сердце каждого, некого блюстителя порядка, подобного духовному полицейскому. Исходя из этого положения, “Рисале-и Нур” препятствует тому, чтобы четыре-пять ошибок прежней партии умножились в сотни раз. Не даёт проступкам четырех-пяти человек из ста, распространиться на остальных девяносто пять, и стать двадцати-тридцати кратно большими. Поэтому большинство той партии, подобно правящей партии, должны быть признательны “Рисале-и Нур”. Потому что если бы эти книги не преподали урок того фундаментального Коранического закона, ошибки тех пяти человек, сделали бы ответственными ещё тысячи людей.

В-четвёртых. Твёрдо установлено, что “Рисале-и Нур” является неким уроком духовного чуда Мудрого Корана, защищающим этот народ и исламский мир от нападающего извне абсолютного неверия. И ни один из атеистических философов не смог найти ничего, что можно было бы противопоставить этому уроку. Нам достоверно известно, что в некоторых местах зарубежного мира, около миллиона молодых людей признали, что “Рисале-и Нур” способен обеспечить всеобщий мир. Мы узнали, что в некоторых зарубежных странах, таких как Германия и Америка, сторонники всеобщего мира начали переводить “Рисале-и Нур”.

В-пятых. Если официальные лица, придав ложный смысл некоторым новым законам, предъявят претензии к пару строкам, то вместо меня вы им скажите: “Разве можно из-за проступка одного человека, наказывать и арестовывать двадцать тысяч его соседей? Разве в мире есть хоть один закон, позволяющий так поступать?”. Так вот, если одна строка некой пятисот страничной книги, содержащей на каждой странице по двадцать строк, сурово бьёт одного человека (при том что имя его не открывалось, и в этом нет никакой ответственности.., а если и есть, то эту строку можно подвергнуть цензуре и убрать); то изымать эту книгу – это всёравно что бросить в тюрьму десять тысяч человек – такое же неслыханное во вселенной беззаконие и несправедливость. А также, поскольку остальные двадцать тысяч строк насегодня укрепили веру двадцати тысяч человек, то они несут двадцать тысяч благ и добрых дел, что конечно покрывает ту одну ошибку и погрешность…

Если бы я не был сильно болен, то говорил бы ещё. Вы, мои помощники, отредактируйте и поправьте. Даже если сочтёте нужным, то скажите полицейским, что я всех их прощаю. В то время, когда полицейские больше других должны быть сторонниками уроков “Рисале-и Нур”, дающих большую силу полиции в деле поддержания общественного порядка, духовно исполняя их обязанность, моя душа не согласна с тем, что сейчас задача проведения обысков, фактически вредящая полицейскому делу, официально возложена на них.

В-шестых. Когда ожидалось, что приход “Ночи Вознесения” послужит причиной уважения к Благородному Вознесению и к Трём Благословенным Месяцам, вести об обысках в связи с книгой “Биография” принесли сильное сожаление и огорчение. Согласно постановлению достоверного хадиса: “Милостыня отводит беды”, – “Рисале-и Нур” стал для Анатолии некой милостыней, отводящей от неё беды. Были сотни случаев, когда с оправданием и освобождением этого произведения беды отходили, и когда во время нападок на него, приходили то землетрясения, то бури. Так и в этот раз, одновременно с началом нападок пришёл невиданный мною в жизни восемнадцатиградусный мороз.

Из-за сильной болезни Устаз не мог много говорить. Своему помощнику он сказал: “Отправите это для сведения некоторым друзьям и официальным лицам, чтобы те не беспокоились”.

Помощник очень болеющего Устаза

Да, мой помощник написал верно.

Саид Нурси                           

* * *

Фотография, снятая в автомобиле, во время посещения

Устазом Бадиуззаманом Саидом Нурси Стамбула в 1959-ом году.

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ  اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ

Во имя Него, Пречистого. Мир вам, милость и благословение Аллаха”.

Наш уважаемый Устаз!

Свободное распространение “Рисале-и Нур” показывает нам, что в награду за вашу духовную борьбу и ваше прекрасное терпение, Аллах даровал претворение в жизнь вашего святого служения вере. Это святое дело, продолжающееся много лет, этот идеал и эта нелёгкая борьба завершилась победой. В конечном итоге всё завершилось по воле Всевышнего Аллаха. Желания и чаяния наших сердец исполнились. Вера, победив неверие и с треском разорвав завесы мраков, залила лучами света небосвод. “Рисале-и Нур”, даровавший нам, турецкому народу, а скорее, всему человечеству счастье достичь этого результата и этой победы, обрести бесконечную радость веры и тем самым приблизиться ко Всевышнему, стал неким “спасительным атомом” в великой и страшной войне с неверием. Он завоевал наши души и сердца, исцелив их и укрепив. Выражая в этом отношении признательность и благодарность нашему любимому и дорогому Устазу, мы хотим сказать, что несмотря на то, что каждый миг его благословенной вековой жизни прошёл в борьбе, в сражениях, муках, тяготах, гонениях и ссылках страшной эпохи, его решимость, преданность, самоотверженность, смелость и наконец более прочные чем сталь вера и сознательность, принесли в результате то, что под влиянием того образца который он показал в понимании Ислама и человечности, во внешних и внутренних проявлениях и особенно под воздействием оказанным на человечество книгами “Рисале-и Нур” и отражённым ими смыслом, Вам – нашему Устазу – выражают восхищение и признательность миллионы “учеников Нура”, решившиеся пойти, идущих и которые ещё пойдут следуя за Вами по Вашему пути.

Наш уважаемый Устаз, будьте спокойны, несмотря на вашу старость и усталость, ваше нелёгкое испытание завершится успехом. Уже подросли молодые Саиды будущего, которые продолжат это святое дело веры и Корана. Со светом и сознанием веры они будут продвигать это высокое, священное дело, иншааллах, до самого конца света, передавая его из поколения в поколение.

Наш почтенный господин! Мы радостно празднуем завершение печати в Анкаре новой и подробной вашей “Биографии”, которая завтра, гордо и почётно будет занесена на золотые страницы истории. Потому что эта “Биография” имеет большую важность в отношении вашей длящейся всю жизнь борьбы за ставшее для вас целью бытия дело спасения веры, а также в отношении вашего неустанного стремления к этой великой цели среди тысячи разных лишений, и с точки зрения интересных сведений касательно написания, систематизирования и распространения “Рисале-и Нур”, являющегося милостью для мира. Эта река Света, взволновавшая насегодня уже миллионы людей, унеся их к благополучию, будет постоянно разливаться, утопит неверие, рассеет мрак, защищая и спасая человечество.

Мы – ваши признательные должники. С самой глубокой любовью выражаем вам наши приветствия и почтения; ожидая ваших благословенных молитв за нас, целуем ваши руки, наш дорогой, любимый Устаз!

Стамбульские ученики Нура.

* * *

Устаз Бадиуззаман Саид Нурси, при выходе из отеля,

в котором он остановился при посещении Анкары в 1959-м году.

 

Бадиуззаман и Рисале-и Нур

Бадиуззаман

и

Рисале-и Нур

Что такое “Рисале-и Нур”

и каким он является тафсиром?

Собрание книг “Рисале-и Нур”, объясняющее и доказывающее истины Корана в образе, соответствующем позитивным наукам, ясно и твёрдо отвечает на такие, самые важные для каждого человека вопросы, как: “Кто я? Откуда я пришёл? Куда уйду? Каковы мои функции? Откуда и куда движутся эти существа? В чём их суть и истина?” – просвещая и удовлетворяя души и умы.

Эти произведения, представляющие собой мудрость Корана двадцатого века, заявляют и доказывают, что исламская цивилизация, содержащая и объемлющая в себе с одной стороны материальную составляющую в виде науки, техники и мастерства, а с другой стороны – духовную часть, коими являются вера и нравственность, превзойдёт все другие цивилизации, опирающиеся только лишь на материальное.

Подобно тому, как в отношении веры и убеждения, однажды поселившихся в сердцах наших предков, они с героизмом, исходящим от веры, противостояли превосходящим их в сотню раз государствам и народам; пронесли через Азию, Африку и половину Европы знамя Ислама и духовного совершенства; и, говоря: “Если умру – буду шахидом, а если убью – буду гази”, – они, смеясь встречали смерть, противостоя враждебным натискам идущим одно за другим; также и сейчас всем известно, насколько необходимо для пользы отчизны и народа, для нашего благополучного будущего развитие среди нас, молодых, высоких нравов, являющихся гордостью нашего народа. Мысли об обязательной материальной оплате или личной выгоде в каждом деле и служении, не могут совместиться с честью и достоинством национальной истории турков. Мы трудимся только ради Божественного довольства. Наслаждение, получаемое нами от самого нахождения в этом служении, а также относящаяся к вечной жизни радость и надежда, исходящие от удостоенности иметь возможность помогать нашим братьям и соотечественникам, Исламу и всему человечеству, являются нашей единственной истинной платой и воздаянием, которые мы будем получать и получаем по этой части.

Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

Тафсир бывает двух видов. Первый вид – это всеми известные толкования, которые излагают, объясняют и доказывают смыслы оборотов, фраз и предложений Корана. Второй же вид тафсира – это изложение, доказательство и объяснение с мощными доводами коранических истин веры. Этот вид имеет очень большую важность. Хотя первые, известные толкования порой вкратце содержат его, но “Рисале-и Нур” – это некий смысловой тафсир, который взял за основу только лишь этот, второй вид, и бесподобным образом заставляет умолкнуть даже самых упрямых философов.

“Рисале-и Нур” – это собрание книг, которое в далёком от субъективных взглядов и соображений образе, рационально и объективно объяснив истины нашей пресвятой Книги – Корана, в каждом веку ведущей за собой миллионы людей, предлагает их человечеству.

“Рисале-и Нур” ‒ это светлое толкование аятов Корана… От начала до конца подтверждённое истинами веры и единобожия… Подготовленное согласно пониманию всех слоёв народа… Снабжённое знаниями точных наук… Убеждающее маловерных сомневающихся… Обращаясь ко всем, начиная от самого простого народа и до самого большого ученого, вынуждающее сдаться даже самых упрямых философов…

“Рисале-и Нур” ‒ это светлое собрание книг… Сто тридцать произведений, в виде больших и маленьких брошюр… Он полностью отвечает нуждам века… Удовлетворяет и разум, и сердце… Не словесное, а смысловое толкование Благородного Корана в двадцатом столетии…

Доказывает!.. Все вопросы, приходящие на ум… Все степени веры, от частицы до солнца… Единственность Аллаха… Истину пророчества…

Доказывает!.. Всё, начиная от уровня земли и небес, от тем про ангелов и духов, от реалии времени, от событий Судного Дня и Иного мира, от бытия Рая и Ада, от сущности смерти и до истоков вечного счастья и несчастья… Все вообразимые и невообразимые вопросы веры доказывает самыми бесспорными доводами, делая это разумно, логично и научно… Он возбуждает интерес к позитивным наукам… Это шедевр, убеждающий разум и сердце более точными доказательствами, чем в математике, устраняя все сомнения и беспокойства…

* * *

Все поступления от этих произведений, изданных в небольшом количестве, не преследуя при этом никаких торговых целей и даже не поставляя их продавцам, будут потрачены на издание следующих партий книг.

Ещё одна важная особенность, к которой мы относимся с большим трепетом и разборчивостью: книги “Рисале-и Нур” должны попадать только в достойные руки, и истинная плата за них – это распространение их пользы как минимум на двадцать пять человек.

Это духовное толкование представляет собой четыре больших сборника, имеющих названия: “Слова”, “Письма”, “Сияния” и “Лучи”, которые в сумме состоят из ста тридцати частей.

Издатели

* * *

Говорит только истина

В книгах «Рисале-и Нур» доказано, что иногда в угнетении проявляется справедливость. То есть человек по какой-нибудь причине подвергается несправедливости и угнетению, он попадает в бедствие, осуждается на тюремное заключение и оказывается брошенным в тюрьму. Эта причина станет несправедливой, а это осуждение — насилием.

Однако это становится средством проявления справедливости: Божественное предопределение, по другой причине, кого-нибудь являющегося заслуживающим наказания и осуждения в этот раз руками злодея наталкивает на наказание и приводит его к несчастью. Это и является своего рода проявлением Божественной справедливости.

Я сейчас думаю: уже двадцать восемь лет, заставляя переходить из области в область, из посёлка в посёлок, направляют меня из суда в суд. На какое моё преступление ссылаются те, кто совершает эти злодейские пытки? Может, на использование религии в политике? Тогда почему они не могут этого доказать? Потому что на самом деле ничего подобного нет. Один суд, стараясь найти мою вину, месяцами, годами пытается осудить меня. Только он оставит меня, как другой суд, опять же по этому вопросу, снова берет меня под следствие. Некоторое время занимается мною, оказывает на меня давление, подвергает меня различным мучениям. И он тоже меня оставляет, не в силах получить результат. В этот раз уже третий хватает меня за ворот. И вот так я иду, волочась от несчастья к несчастью, от бедствия к бедствию. Так прошли двадцать восемь лет моей жизни.

Наконец они и сами поняли, что вина, которую они мне приписали, не является обоснованной. Специально ли они сделали это обвинение, или же они поддались некоему подозрению? Будь то специально, или будь то из-за подозрений, но то, что у меня не было отношения к такой вине, я совершенно точно, несомненно, по совести знаю… И даже весь мир справедливости знает, что я не являюсь тем человеком, который использует религию в политике… И это знают даже те, кто приписал мне эту вину. В таком случае, отчего они упорно продолжали совершение против меня этого насилия? Отчего я, невиновный, подвергся такому продолжительному насилию и настойчивым пыткам? Почему я не избежал этих бед? Не противоречит ли это обстоятельство Божественной справедливости?

Четверть века на эти вопросы я не мог найти ответа. И только теперь я познал истинную причину свершённых надо мною насилия и мучений.

Фотография, снятая во время церемонии закладки фундамента мечети при штабе Испартской бригады войск,

куда для молитвы и установки первого камня был приглашён Бадиуззаман Саид Нурси.

Устаз Бадиуззаман Саид Нурси при закладке первого камня мечети для воинских подразделений Испарты.

Сейчас я понимаю: была вероятность использования мною служения Корану для моего материального и духовного прогресса и совершенствования.

Теперь я это понимаю и чувствую. Я выражаю тысячи благодарностей Аллаху, что долгие годы, вне моей воли, серьёзные духовные препятствия не позволяли мне приспособить моё служение вере своему материальному и духовному совершенству и прогрессу, не позволили сделать его средством спасения от мучений Ада и причиной для достижения вечного счастья, или же преследовать любые другие цели.

Эти внутренние чувства и вдохновения меня несказанно поразили. Я удерживался своей душой и сердцем от того нравящегося каждому состояния, чтобы заслуживать благими деяниями духовные степени и вечное счастье, которое является дозволенным правом каждого, и направляться по этому пути тогда, когда на нём ни для кого не содержится никакого вреда. Кроме довольства Аллаха, по побуждению естественной обязанности знаний, мне было предписано исключительно служение вере.

Потому что в нынешнее время необходимо в виде особого воздействия знакомить с истинами веры, которые нельзя ни к чему приспособить и подчинить, и которые выше всяких целей, тех, кто не знаком с естественным поклонением, и тех, кто нуждается в знаниях. Спасать веру в этом беспокойном мире и таким образом убеждать упрямых – то есть, таким образом, чтобы не приспосабливаться ни к чему, дать такой урок Корана, чтобы он разрушил абсолютное неверие, упрямство и упорство безбожия, и чтобы он мог убедить каждого.

А это убеждение в это время и в таких условиях может осуществиться со знанием того, что религия ни к чему не была приспособлена: ни к личному, ни к вечному, ни к приходящему, ни к материальному, ни к духовному. В противном случае, одна личность, даже если она и будет на самой высокой духовной степени, выступившая против духовной личности ужасного безбожия, родившейся от комитетов и обществ, все же не сможет полностью устранить все сомнения. Потому что эгоизм и нафс упрямого человека, желающего принять веру, может сказать: «Тот человек привлёк нас своей гениальностью и своей удивительной степенью», и в нём останутся сомнения.

Пусть вознесутся тысячи благодарностей Аллаху: уже двадцать восемь лет, находясь под обвинением приспособления религии к политике, Божье предопределение, вне моей воли, для того, чтобы не приспособить религию ни к какому личному интересу, наказывает и предупреждает меня злодейскими руками людей, что является самой справедливостью. «Берегись! – говорит. – Не приспосабливай истины веры к своей личности, чтобы поняли те, кто является нуждающимся в вере, что говорит только истина. Чтобы больше не осталось сомнений нафса, и замолчали наущения сатаны»…

ТАК ВОТ, СЕКРЕТ ВЛИЯНИЯ «РИСАЛЕ-И НУР» НА СЕРДЦА И УМЫ ЛЮДЕЙ ПОДОБНО ВОЛНАМ БЕСКРАЙНЕГО МОРЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИМЕННО В ЭТОМ, И НИ В ЧёМ ДРУГОМ. И тогда, когда точно такие же истины, какие изложены в «Рисале-и Нур», и даже намного красноречивей, издали тысячи учёных в своих сотнях тысяч книг, всё же они не могут остановить абсолютное неверие. Если «Рисале-и Нур» в борьбе с абсолютным безбожием, находясь в таких тяжёлых условиях, овладеет хоть некоей степенью успеха, то секретом этого будет следующее: САИДА НЕТ, И НЕТ У НЕГО НИ СИЛ, НИ УМЕНИЯ. ГОВОРИТ ТОЛЬКО ИСТИНА, ИСТИНА ВЕРЫ.

И поскольку свет истины оказывает своё влияние на души нуждающихся в вере, то пусть будет принесён в жертву не один, а тысячи Саидов. Пусть будут прощены двадцать восемь лет перенесённых мною притеснений и страданий, а также мучения, которым я подвергался, и несчастья, которые я испытал. И я простил всех тех, кто мне причинял злодеяния, кто водил меня от селения к селению, тех, кто меня оскорблял, кто хотел осудить меня различными обвинениями, кто готовил для меня место в тюрьмах.

А справедливому предопределению я скажу: я заслужил эти твои милостивые пощёчины. В противном случае, если бы я, как другие, думал о самом себе, выбрав для себя другой дозволенный и безвредный путь, и если бы я не пожертвовал своими материальными и духовными высокими чувствами, то потерял бы в этом служении вере самую великую духовную силу. Я пожертвовал духовным и материальным, я вынес все несчастья и стерпел все муки. И благодаря этому, истины веры распространились повсюду. Благодаря этому, в просветительной школе «Рисале-и Нур» получили уроки тысячи и даже миллионы учеников. Отныне они будут продолжать служение вере на этом пути. И они не отойдут от моего принципа – быть самодостаточным, отрекаясь от всякой материальной и духовной выгоды: они будут трудиться только лишь ради довольства Аллаха.

А мучившие нас, сами не зная того и не постигая разумом смыслов и глубоких проявлений предопределения Всевышнего, послужили нашим целям и развитию истин веры. И наша обязанность состоит только в том, чтобы молиться за постижение ими Истинного пути.

Я очень болен. Не осталось у меня сил ни для того, чтобы писать, ни для того, чтобы говорить. И возможно, эти слова могут быть последними. Пусть не забудут эти мои завещания ученики «Рисале-и Нур» .

Саид Нурси

* * *