Оглавление

Оглавление

1. Вступление

2. Начало жизни

Рождение, родители. Обучение в медресе и получение иджаза. Освоение светских наук. Особенности молодого Бадиуззамана Саида Нурси. Жизнь в городе Ван: обеспокоенность и поиски решения проблем и бедствий Востока. Первый приезд в Стамбул с целью донесения идеи нового образовательного проекта. Нахождение в Стамбуле: ответы на все вопросы ученых и простых людей, встреча с шейхом Бахитом Эфенди — большим учёным из университета «Аль-Азхар». Диалог с русским полицейским в городе Тифлис об исламском мире и Западе. Возвращение в город Ван. Поездка в Дамаск и произнесение хутбы в «мечети Омейядов» перед многотысячной аудиторий о болезнях мусульманского мира и путях их лечения («Дамасская проповедь»). Поездка в Румелию от имени восточных вилайетов в свите султана Решада. Закладывание фундамента университета“Медресет уз-Зехра”. Отправление Бадиуззамана вместе с учениками добровольцами на фронт Первой мировой войны. Написание на фронте тафсира Священного Корана — “Ишарат уль-И’джаз”. Попадание в плен к русским. Жизнь в плену, побег и возвращение в Стамбул.

3. Отрывок из трудов Бадиуззамана, описывающий его нахождение в плену

Фрагмент из «Девятой надежды Двадцать шестого Сияния».

Отчаяние и помощь Корана — пробуждения от сна беспечности. Побег из плена и возвращение в Стамбул. Назначение Бадиуззамана членом научного совета “Дар уль-Хикмат” Османской Империи.

4. Фрагменты из написанного Бадиуззаманом о своей жизни в Стамбуле по возвращении из плена

«Десятая надежда Двадцать шестого Сияния»

Погружение и избавление от беспечности. Размышления о смерти и вечной жизни через призму Священного Корана.

«Одиннадцатая надежда Двадцать шестого Сияния»

Жизнь в Стамбуле в районе Чамлыджа, работа в «Дар-уль-Хикмат». Размышления о тленности мирской жизни и духовное пробуждение. Избавление от гнетущих философских вопросов посредством Священного Корана. Диспуты с нафсом (как «доверенного философских наук») о материальности мира, природе, причинно-следственных связях, порядке и форме вещей, сотворении и жизни живых существ — и победа сердца и имана.

5. Оккупация Стамбула иностранными войсками и деятельность Бадиуззамана

Издание Бадиуззаманом своего труда “Шесть шагов” (“Хутувати Ситте”), разоблачающего колониальную политику Запада в отношении исламского мира и османов. Приглашение Бадиуззамана в Анкару от имени парламента и предложение места депутата, а также должности в Управлении по делам религии. Будучи в Анкаре, Бадиуззаман издаёт труд, в котором изобличает материализм, атеизм, доказывая существование Всевышнего и Его единство. Отказ Бадиуззамана от сотрудничества с новыми властями и возвращение в город Ван. Жизнь в отшельничестве и ссылка в село Барла.

6. Новый Саид

О том, как жизнь устаза Бадиуззамана Саида Нурси, с точки зрения его служения, делится на два основных периода: период Прежнего Саида и Нового Саида.

7. Жизнь в Барле и появление «Рисале-и Нур»

Жизнь в ссылке в селе Барла. Начало в Турецкой республике эпохи диктатуры, борьбы с религией, распространения безбожия и гонения на верующих. Начало написания Бадиуззаманом книг «Рисале-и Нур», которым суждено было противостоять таким идеологиям, как атеизм и коммунизм, насаждаемым турецкому народу, который веками служил Исламу, а также способствовать спасению веры и духовности многих людей как в Турции, так и за её пределами. Появление у трудов «Рисале-и Нур» первых учеников, которые переписывали и размножали их вручную. Избрание «Рисале-и Нур» в борьбе с противниками веры и Корана пути не принуждения и раздора, а доказательств.

8. Написание и распространение «Рисале-и Нур»

9. Фрагменты из «Рисале-и Нур» про жизнь Бадиуззамана в Барле

Размышления Бадиуззамана о прошедших событиях жизни, о Божественном предопределении, о внешней и истинной причинах каждого события.

Ответ Бадиуззамана о служении Священному Корану и своём отношении к миру политики.

10. Письмо, написанное Бадиуззаманом врачу, изучающему «Рисале-и Нур»

В письме разъясняется мысль о том, что если врачам удастся извлечь лекарства веры (имана), подобные противоядию, из священной аптеки Корана, то они исцелят свои болезни и излечат раны человечества.

11. Суд в Эскишехире и ссылка в Кастамону

Возбуждение уголовного дела против Бадиуззамана и его учеников, суд в городе Эскишехир.

Испытания заключением и написание в тюрьме ,,Тридцатого Сияния”, а также ,,Первого Луча” и ,,Второго Луча” из книги ,,Лучи”. Распространение «Рисале-и Нур» среди заключенных. Распространение недоброжелателями слухов, порочащих Бадиуззамана. Ссылка в Кастамону.

12. Общение Бадиуззамана с учащимися лицея об Аллахе. Как смотреть верующему на современные науки.

Шестая тема из «Плодов веры».

Общение Бадиуззамана с учащимися лицея — история произошедшая в Кастамону.

О том, как «Каждая изучаемая наука своим особым языком неустанно рассказывает об Аллахе, знакомит с Творцом, даёт познать Его.»

13. Суд в Денизли

О написании книги Великое Знамение”, в которой, языками, присущими существам Вселенной, доказывается бытие и единственность Всевышнего. Арест Бадиуззамана и ссылка в город Денизли. Создание комиссии из профессоров и учёных для проверки книг «Рисале-и Нур». Заключение комиссии: полное оправдание Бадиуззамана и книг «Рисале-и Нур».

14. Некоторые фрагменты защитительных речей Саида Нурси в суде

Ответ о том, членами какого «общества» являются ученики «Рисале-и Нур». О взглядах на республиканский строй. О противоправном и злонамеренном преследовании учеников «Рисале-и Нур» безбожниками.

15. Капитал жизни и самый важный её вопрос

Четвёртая Тема из ,,Плодов веры”

Ответ на вопрос про интерес к мировой политике и о том, что существует ещё более великое событие, чем мировая война, и ещё более важный вопрос, нежели вопрос мирового господства на этой Земле. О существовании кругов функций и обязанностей человека начиная от круга сердца и желудка, тела и дома, района и города, родины и страны, Земного шара и человечества и до круга всего живого мира и Вселенной, входящих друг в друга.

16. Ссылка в Эмирдаг и суд в Афьоне

Ссылка в Эмирдаг. Слежка и контроль за Бадиуззаманом несмотря на полное оправдание в суде. Что Саид Нурси говорил своим посетителям в тот период о целях «Рисале-и Нур» и величайшей задаче нашего времени. Новые уголовные дела и окончательное решение суда об оправдании Бадиуззамана и книг «Рисале-и Нур». Написание труда под названием “Блистательный довод” (,,Elhüccetüz-zehra”), повествующего о Единобожии, пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благо) и толковании суры “аль-Фатиха”. Освобождение Бадиуззамана Саида Нурси из под стражи. Истины, изложенные в ,,Рисале-и Нур”, достигают самых широких слоёв населения — студентов и молодежи. Смерть Устаза в городе Шанлыурфа 23 марта 1960 года.

17. Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

О двух видах тафсира и особенностях тафсира «Рисале-и Нур», объективно разъясняющего истины и основы веры и отвечающего на духовные и интеллектуальные потребности современного человека.

18. Из Лекции о ,,Рисале-и Нур”, прочитанной в Университете г. Анкары (1950 г.)

О различиях между подражательной и осознанной верах. О том, почему в поисках труда, разъясняющего истины веры (имана) и спасающего её, был выбран тафсир Священного Корана «Рисале-и Нур». Об особенностях автора «Рисале-и Нур» — Бадиузаммане Саиде Нурси.

Бадиуззаман

Бадиуззаман

Бергсон, в одной из своих последних книг, называемой “Два источника нравственности и религии”, пишет, что особенно нравственность, опустившуюся в человеческом обществе, только религиозные, чистосердечные личности могут поднять до уровня высокого идеала.

Это мнение бесчисленными примерами постоянно подтверждалось в общечеловеческой и мусульманской истории. Вообще, в связи с тем что придерживающееся этой основы искусство воспитания, опирающееся на психологию, следуя традиционному пути, направляет поколения дающие новые ветви к подражанию людям способным быть такими образцами, то в бывшие до нас времена, оно воспитало людей намного более счастливых, чем мы.

Бадиуззаман, в каком бы обществе и времени он ни жил, является одной из тех чистых и исключительных личностей, хранящих качества образцового человека, о которых мы сказали выше. Разные предатели родины и враги народа, скрыто выращенные шпионскими руками для истребления турецкой нации, и избравшие своим ремеслом ежеминутное надувательство и обман народа, с давних пор обрекли жизнь этой чистой личности на постоянное давление. Мы спрашиваем (Однако, у кого спрашиваем? И что ждём от этого вопроса?): Когда Патриархи Фенера в Стамбуле, которые на протяжении всей нашей истории, при каждом удобном случае доказывали свою самую страшную и безжалостную враждебность, правят в помпезных дворцах, Бадиуззаман, несущий в своей плоти и сердце многовековое служение этой дорогой земле, (по праву, как минимум тысячелетнего владения), разве не имеет права на жизнь хотя бы как простой привратник этого очага смуты?

Если в руках мы держим книги, чтение которых уносит нас в мысленное и духовное путешествие, то кто из нас сможет выдержать, когда на место, почитаемое нами как святое, совершают нападение, вламываются в нашу комнату, вырывают у нас из рук и забирают наши книги? Такое не может произойти даже в Испании, наиболее отсталой из всех стран, считающихся носительницами современной цивилизации, которым, якобы, у нас подражают. Если даже и произойдёт, то больше никогда не повторится.

Нам отвратительно плохое обращение с личностью Бадиуззамана, которое в последнее время совершенно ухудшилось, и отвратительны те, кто так поступает с этим чистым и высоким человеком, украшенным знанием, моралью, добродетелью и приличием. В эти, настолько тёмные для турков дни, когда грязь аморальности словно потоп разливается во все стороны, удушая всякую добродетель, мы находим утешение, видя, как его благодатный свет, неудержимо передаётся от сердца к сердцу. Наши ночи слишком потемнели, но когда ночи слишком темнеют, скоро приходит рассвет.

اِنَّ اللّٰهَ مَعَ الصَّابِرٖينَ

Поистине, Аллах с терпеливыми” (Коран 2:153; 8:46).

Джавдет Сезер

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

Во имя Него, Пречистого!”

Наш очень дорогой, очень благословенный, очень добрый и очень любимый глубокочтимый Устаз!

Внимательно и вдумчиво читая “Рисале-и Нур”, благодаря вашим стараниям и молитвам, мы понимаем, что собрание этих великих произведений является ключом, раскрывающим тайны этой Вселенной и разрешающим её загадки, а также великим наставником (муршидом) и путеводителем настоящего и будущего. Да, о наш глубокочтимый Устаз! Каждый обладатель разума, читающий “Рисале-и Нур”, понимает, что “Рисале-и Нур” спасёт мысли этого и следующего века от мрака, он осветит и направит человечество к истине.

Рисале-и Нур написан не только для этой страны и этого народа (Турции – прим. пер.), он является сборником, дающим ответы на вопросы и нужды всего человечества. Сегодня для человечества, сотрясающегося среди невиданных в истории бед и несчастий, нет другого выхода, кроме как ухватиться за “Рисале-и Нур”, как за спасителя и, не взирая ни на что приобрести эти книги и внимательно и вдумчиво читать их. Каждый из читающих “Рисале-и Нур” осознаёт эту истину.

Если бы мы имели возможность, то, выйдя туда, где бы нас видела вся Вселенная, мы на всю Вселенную объявили бы об этой истине. Но, поскольку достичь этого мы не в состоянии и, поскольку эту мировую значимость “Рисале-и Нур” мы осознали благодаря усилиям нашего Устаза, то мы будем каждый день и каждый час, постоянно и непрерывно, не тратя попусту даже минуты читать эти книги, являющиеся сокровищницей света и спокойствия, источником знания и совершенства, и, иншааллах, будем трудиться ради этого день и ночь. Но достичь успеха в этом, также как и во всех наших делах, мы можем лишь с молитвами нашего великого Устаза.

И ещё, ясным и очевидным является то, что каким бы человек не был учёным ему необходимо быть учеником “Рисале-и Нур” и его автора, он нуждается в изучении “Рисале-и Нур”. Если же поступит беспечно и, подчинившись своей гордыне, не будет читать эти книги, то лишит себя многого.

Мы же не в состоянии описать, какую мы испытываем благодарность и признательность к этому Господнему служителю, являющемуся спасителем человечества и находящемуся впереди миллиардов людей, за осознание нами той великой истины. Опять же с вашими молитвами и стараниями, мы поняли, что мы не в силах отплатить даже малую часть той пользы, которую получили лишь из одной строки этого необыкновенного произведения “Рисале-и Нур”, являющегося духовным чудом Благородного Корана. Поэтому мы решили, что можем лишь обращаться к Аллаху со следующей просьбой:

“О Господи! Сохрани от покушений угнетателей и врагов нашего любимого и доброго Устаза, который с бесподобным произведением “Рисале-и Нур” одарил нас таким ключом сокровищницы истин, которая спасает нас от вечного одиночного заточения и направляет к миру постоянного и нескончаемого счастья! Дай постоянный успех его служению Корану и вере! Даруй ему долгую жизнь в добром здравии!”

Да, наш глубокочтимый Устаз! Мы, группа студентов, удостоенные великого блага внимательно и вдумчиво читать “Рисале-и Нур”, не по причине доброго мнения о вас и не по предположениям, а в истинном и проверенном виде, с несокрушимой научной силой веры, уверены в том, что Бадиуззаман, по милости Аллаха, получит успех в устранении безверия и атеизма, которые стали причиной для невиданного до сих пор на земле ужаса и дикости. Эта наша убеждённость основана не на наивности или предположениях, а на научных и аргументированных исследованиях. Поэтому, сердце даже того, кто не согласен, подтвердит эту истину.

Просим вас молиться за нас и быть к нам милостивым, дабы мы были самоотверженно преданными служению Корану и вере. Читали и переписывали “Рисале-и Нур”, не теряя даже минуты, и обрели полную искренность.

От имени учеников “Рисале-и   

Нур”  ‒ студентов университета

  Абдульмухсин.                   

* * *

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

Во имя Него, Пречистого!”

Наш очень благословенный Устаз!

Во-первых, все, взятые нами в прошлый раз книги “Рисале-и Нур”, разошлись. Искатели света возрадовались. Те, кому суждено, спешат к “Нуру”. Согласно истине:

مَنْ طَلَبَ وَ جَدَّ وَجَدَ  Кто захочет и постарается, тот обретёт” сердца ищущие “Нур” находят его. Все тридцать четыре экземпляра “Слов”, привезённых в этот раз нашим братом Зиёй, ушли “нарасхват”. “Посох Мусы” распространяется в Анкаре и в Анатолии.

……………………………………

Даже те, кто не видят блистания “Рисале-и Нур”, являются его сторонниками. То, что медресе “Рисале-и Нур” расширится в масштабах Анатолии и всего исламского мира, мы поняли из возвышенности его истин и из нерушимого братства, обретающего существование между простыми верующими и учеными, внимательно и осмысленно читающими эти книги. Эта величественная деятельность “Медресет’уз-Зехра” протекает также беззвучно, бесшумно, без помпезности и показухи, очень скромно, но в то же время грандиозно, как величавое воскрешение, вершимое Создателем на земной поверхности весенней порой. Нетерпеливый по своему естеству сын Адама, не думая о действующих в мире Божественных законах, желает сразу получить результат. Бросив свои обязанности в своём маленьком кругу, устремляется к большим кругам.

Истинно верующие личности, засеянные “Рисале-и Нур” и созревшие сейчас, иншааллах, в ближайшее время станут в исламском мире примером для подражания и покажут свет истинного пути.

От имени учеников “Нура” 

из университета Анкары   

Абдуллах                  

* * *

Письмо, написанное Устазу одним большим богословом, обладающим просветлённым сердцем и удостоившимся великого блага распространять “Нур” в Анкаре.

Обладатель искренности, света, совершенства, наставничества, великий борец за веру Бадиуззаман!

Весь мир, ангелы, Престол и Трон, Скрижаль и Перо, Земля и Небеса, вся вселенная, люди и джинны, а также зарубежные носители человечности и Ислама, вместе с этим бессильным рабом Аллаха, являемся непрестанными и постоянными свидетелями того, как вы, бросившись ради Аллаха на арену бедствий и испытаний, до сей поры с непрестанным рвением и усердием, в очень тяжёлых условиях, день и ночь, перед Всевышним и перед людьми, с присущими вам особой силой знания, совершенства, просвещения и наставления стараетесь защитить и сохранить “права людей и Всевышнего” (хукукуибад и хукукуллах).

Наш светоносный Бадиуззаман! Ваш покорный слуга – я всей душой и сердцем, Ваш друг. Эти мои дружеские чувства не из тех преходящих, обречённых на исчезновение чувств. Подобно нашей дружбе в извечном “Базм-и Аляст” и духовном мире, в нашем явном мире, почти полвека изучая и следя за вашими состояниями, высказываниями и поступками, за постигшими вас за это время бедами, испытаниями и лишениями в периоды самодержавия, конституционной монархии и республики; наблюдая за Военным Трибуналом и другими судами, судившими вас в разное время в очень тяжёлых для вас условиях; за сражениями и схватками на полях войны и научных диспутов с подобными вам и с теми, кто превосходил ваших сверстников, за распространёнными вами сильными и красивыми произведениями, за вашими исполненными искренности благодеяниями и светлыми идеями, за вашим малым и большим джихадом, полученные мной уроки мудрости постоянно укрепляли мои дружеские чувства к вашей совершенной личности, доводя их до восхищения и любви. С этим воодушевлением и любовью, со времен Султана Хамида я со своими муравьиными усилиями серьёзно старался, стараюсь и буду стараться, исполняя духовные и материальные обязанности дружбы, охранять и защищать ради довольства Аллаха Ваши личные и общественные права и права учеников Нура. Об этом моём состоянии известно Аллаху, народу и солидной части учеников Нура.

Иншааллах, с Божьей помощью и с поддержкой Мухаммада (Мир Ему и Благо), в большой и малой борьбе нашего необычного времени с вашей бесподобной искренностью скоро правда одержит победу над ложью. Человеческий мир обратится к Исламу, и цивилизация Мухаммада (Мир Ему и Благо) взойдёт в своём полном великолепии. Все мы, люди и джинны, ангелы и духи отпразднуем это великим праздником. И мы постоянно молим Божественную милость дать нам в полном здравии увидеть этот всемирный праздник. И да исполнит Аллах наши молитвы из уважения к Своему Великому Любимцу! Амин и ещё раз амин!

Мой очень благословенный, сердечный, задушевный друг! Не знаю, помните ли вы вашего покорного слугу? На всякий случай напомню: Когда на родине повсюду шла национально освободительная война, и вам пришло более восемнадцати приглашений от разных лиц для совместного продолжения борьбы в Анкаре, я тот ваш старый друг – Осман Нури из Анкары – бывший тогда одним из войсковых муфтиев, с которым вы изволили встречаться в своём жилище в Стамбуле, чтобы посоветоваться, отвечать ли вам на те приглашения или нет. В то время я был назначен в муфтият Министерства Обороны. Около 25 лет я прослужил там муфтием и три года назад ушёл в отставку. Сейчас проживаю в своём доме в Анкаре. Провожу время в мольбах за вас и за других носителей человечности и Ислама. Больше всего мне хочется того, чтобы, пока не умер, глазами этого мира повидать вас и побеседовать ради Аллаха. Желаю этого всей душой и сердцем.

Мой дорожайщий друг! С глубочайшим уважением и почтением мы воодушевленно приветствуем и помним вас и ваших светлых учеников. Молим Всевышнего и Пречистого Аллаха, чтобы они и вы были счастливы в обоих мирах. Скучая по вам, целую ваши очень благословенные руки, нуждаюсь в ваших искренних молитвах и жду ответа. Вверяю вас Аллаху, наш единственный Хазрат, обладающий светом, решимостью, волей и наставничеством.

اَلْبَاقٖى هُوَ اللّٰهُ

Он Вечный, Он Аллах”.

Ваш бедный,           

ничтожный друг и слуга

Осман Нури           

* * *

Отъезд Устаза в Эмирдаг

После освобождения из Афьёнской тюрьмы, Устаз Саид Нурси, с находящимися при нём учениками отправился в Эмирдаг. Там он прожил около двух лет. Во время месяца Мухаррама 1371-го года он приехал в Эскишехир и около полутора месяцев пробыл там в отеле “Йылдыз”. Этот приезд Устаза был очень знаменательным. Вплоть до 1950 года он никуда не выезжал из мест ссылки, ему на это не давали разрешения. Долгое время он не мог бывать даже в близлежащих сёлах.

В Эскишехире Устаз встретился с любящими его учениками, побеседовал с новыми и свежими плодами “Рисале-и Нур” – молодыми учениками Нура, и в некоторой степени поучаствовал в общественной жизни. Его ученики во множестве появились во всех слоях населения, и очень много их появилось среди военнослужащих, особенно среди лётчиков. Каждый из них стал верующим и обладателем высокой нравственности, носителем исламского мужества, искренности и сердца исполненного любви к Пророку, мирового служения Исламу и отечеству.

* * *

Через некоторое время Устаз отправился из Эскишехира в Испарту и пробыл там около семидесяти дней. В это время старательные Стамбульские ученики напечатали “Путеводитель для молодёжи”. По этой причине на Устаза было заведено дело и его вызвали на суд в Стамбул.

Будучи в Испарте и Стамбуле, Устаз написал повествования о Единобожии (таухиде), распространяемые под названием “Ключ к миру Света”. Он отправил их своим ученикам в виде письма. Каждое из этих повествований представляет собой очень ценную сокровищницу Единобожия.

* * *