Второе Письмо

ВТОРОЕ ПИСЬМО

 بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِه

Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков! “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44)

[Часть ответа на подарок одного известного ученика.]

В-третьих. Ты отправил мне подарок. Хочешь нарушить один мой очень серьёзный принцип. Я не говорю, что: “не принимал подарков от своего брата и племянника – Абдулмаджида и Абдуррахмана – и от тебя тоже не приму”. Потому что ты обогнал их и моей душе ты более близок. И пусть подарок каждого будет отвергнут, но твой, один раз, в качестве исключения, отвергнуть нельзя. Однако в этой связи я изложу смысл своего принципа. Итак:

“Прежний Саид” никому ничем обязан не был. Он предпочитал умереть, нежели остаться в долгу. Несмотря на перенесённые множество трудностей и тягот, он никоим образом не нарушал этот принцип. Эта черта характера, доставшаяся от “Прежнего Саида” твоему бедному брату, не является просто каким-то притворным аскетизмом и показной самодостаточностью, а скорее опирается на четыре-пять серьёзных причин.

Первая. Заблудшие обвиняют ученых религии в том, что они используют своё знание в корыстных целях. Говоря: “Свою религию и знание они сделали способом для обретения средств к существованию”, – бессовестно на них нападают. Таких людей нужно опровергнуть на деле.

Вторая. В распространении истины мы обязаны следовать Пророкам. В Мудром Коране распространители истины, говоря:

 اِنْ اَجْرِىَ اِلَّا عَلَى اللّٰهِ ۞ اِنْ اَجْرِىَ اِلَّا عَلَى اللّٰهِ

“…поистине, моя награда – только у Аллаха…” (Коран, 10:72). “…поистине, моя награда – только у Аллаха…” (Коран, 11:29).

показывали, что от людей они ни в чем не нуждаются. Фраза из суры “Йа син:

 اِتَّبِعُوا مَنْ لَا يَسْئَلُكُمْ اَجْرًا وَهُمْ مُهْتَدُونَ

“Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и кто на прямом пути” (Коран, 36:21).

для нас весьма значительна.

Третья. Как было сказано в “Первом Слове”: нужно давать и брать во имя Аллаха. Между тем, в большинстве случаев или дающий – беспечный и даёт от своего имени, тем самым делает человека обязанным. Или же беспечен берущий, благодарность и похвалу, принадлежащие Истинному Дарителю, отдаёт внешним причинам и ошибается.

Четвёртая. Упование на Аллаха, удовлетворённость и бережливость – это такие сокровище и богатство, что их не променяешь ни на что другое. Я не хочу, взяв какие-то вещи у людей, перекрыть эти неиссякаемые кладези и сокровищницы. Бесконечно благодарю Всемогущего Кормильца за то, что с самого моего детства Он ни разу не сделал меня вынужденным унижаться и быть кому-либо обязанным. Полагаясь на Его благоволение, я молю Его милость о том, чтобы и оставшуюся жизнь провести в соответствии с этим моим принципом.

Пятая. За эти один-два года я по многим признакам и испытаниям твёрдо убедился в том, что не являюсь тем, кому разрешено брать что-то у людей, особенно подарки богатых и чиновников. Некоторые из них вредят моему здоровью. Порой они превращаются во вредный для меня вид. Значит, по смыслу, это является неким повелением не брать имущества других и запретом на это. И у меня есть некая уединённость, я не могу принять любого человека в любое время. Если стану принимать от людей подарки, тогда, из уважения к ним, нужно будет в те моменты, когда мне этого бы не хотелось, принимать и их самих. Это тоже мне не нравится. Есть кусок чёрствого хлеба, и одевать одежду со ста заплатами, которые спасают меня от фальши и лести, для меня более приятно. Мне не нравится есть самые лучшие пирожные, и одевать расшитые одежды других людей, и быть вынужденным считаться с ними.

Шестая. И самая серьёзная причина того, что я ни у кого ничего не беру, состоит в том, что самый уважаемый ученый нашего мазхаба, Ибн Хаджар, сказал: “Если тебе, как благочестивому, даётся вещь, и если ты не благочестив, то принять её – харам”.

Так вот, люди этого времени, из-за жадности и алчности, свои маленькие подарки продают слишком дорого. Вообразят такого, как я, грешного беднягу, благочестивым или святым, а затем дают булку хлеба. Если, да простит Аллах, я посчитаю себя благочестивым, то это будет признаком гордыни и доказательством отсутствия благочестия. Если же я не считаю себя благочестивым, то принимать ту вещь мне нельзя. И брать за благодеяния, обращённые к Иному миру, милостыню и подношения – значит в тленном виде съедать в этом мире вечные плоды Иного мира.

اَلْبَاقٖى هُوَ الْبَاقٖى

«(Аллах) Вечный, Он Вечен»

Саид Нурси

* * *