Второй пункт Тридцатого Сияния
وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا عِنْدَنَا خَزَٓائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُٓ اِلَّا بِقَدَرٍ مَعْلُومٍ
“Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере”. (Коран, 15:21).
Один смысл этого аята и одно проявление Величайшего Имени Аллаха либо проявление имени Адль, которое является одним из шести сияний Его Величайшего Имени, как и в первом пункте, также я увидел издалека, когда находился в Эскишехирской тюрьме. Для того чтобы облегчить его понимание, снова посредством сравнительного примера скажем:
Эта Вселенная является таким дворцом, внутри которого существует некий город, находящийся в беспрерывном разрушении и восстановлении. И в том городе существует бурлящее среди постоянных войн и переселений некое государство. И в этом государстве есть некий мир, постоянно вращающийся между смертью и жизнью.
Между тем в этом дворце, городе, государстве и мире господствует такое изумительное равновесие, взвешенность и баланс, которые очевидно доказывают, что происходящие в этих бесчисленных существах бессчётные изменения, приход и расход балансируются и взвешиваются весами Одного Единственного, который в каждый миг видит всю Вселенную одновременно, и от контролирующего взора которого не укрывается ничто. Иначе, если бы факторы и обстоятельства, со страшной силой старающиеся нарушить равновесие и распространиться повсюду, подобные рыбам, одна из которых несёт по тысячу икринок, и растениям, один цветок из которых, подобный маку, даёт по двадцать тысяч семян, либо текущие подобно сели потоки элементов, преобразования и изменения, происходящие в мире, остались без присмотра, либо были бы отнесены безрассудной случайности, незнающей меры слепой силе и неразумной мрачной природе, то этот баланс существ и равновесие Вселенной нарушилось бы так, что за год, а скорее за день от него не осталось бы и следа. То есть, моря бы заполнились, чем попало, источали бы зловоние. Воздух, заполнившись вредными газами, стал бы ядовитым. Земля же превратилась бы в мусорную свалку, скотобойню и болото. Мир бы задохнулся…
Итак, начиная от клеток животных организмов, от красных и белых кровяных телец, от преобразования частиц и от соразмерности органов тела, до прибыли и убыли морей, до пополнения и расхода подземных вод, до рождений и смертей животных и растений, до осенних и весенних разрушений и восстановлений, до функционирования и движения элементов и звёзд, до смены и столкновения смерти и жизни, света и мрака, тепла и холода, всё это соразмеряется и взвешивается настолько точными весами и настолько тонкими мерками, что человеческий разум ни в одном месте не видит того, что действительно было бы излишеством, не видит ничего, что было бы бессмысленным, а человеческая мудрость же видит и показывает во всём самый совершенный порядок, самое прекрасное равновесие. Скорее даже мудрость человечества является проявлением того порядка и равновесия, является неким их переводчиком.
Итак, посмотри же на равновесие Солнца и двенадцати отличных друг от друга планет. Разве это равновесие не указывает, словно солнце, на существование Всевышнего, являющегося Справедливым и Могущественным?
Особенно наш корабль, входящий в число тех планет, то есть наш Земной шар, за год он совершает круиз, проходя круг длиной в двадцать четыре тысячи лет. И вместе с той необыкновенной скоростью, он не рассыпает и не выкидывает в космос вещи, расставленные и собранные на поверхности Земли. Если бы его скорость немного увеличилась или уменьшилась, то его жители, взлетев в воздух, рассыпались бы в космическом пространстве. И если его равновесие испортится на минуту, или даже на секунду, наш мир погибнет, а скорее Земля столкнётся с другой планетой и начнётся Конец Света.
И особенно, существующее на поверхности земли милосердное равновесие между четыреста тысячами видов растений и животных, в их появлении на свет и гибели, в их питании и образе жизни – всё это указывает на Одного Единственного Справедливого и Милосердного, как указывает свет на солнце.
И особенно органы, способности и чувства любой единичной особи из бессчётных единиц тех бесчисленных видов, настолько точно связаны и сбалансированы друг с другом, что это равновесие и взаимосвязь явно показывают Справедливого и Мудрого Творца.
И особенно клетки тела каждой особи животных, кровеносные сосуды, кровяные тельца и элементарные частицы в этих тельцах имеют настолько тонкое, чувствительное и чудесное равновесие, которое явно доказывает, что все они взращиваются и управляются по правилам, законам и мерам Одного-Единственного Справедливого и Мудрого Создателя, в руках которого находятся поводья всех вещей и у которого находятся ключи всего сущего, который с лёгкостью управляет всем сущим словно одной какой-либо вещью и при этом одно дело не мешает другому.
Если тот, кто, сомневаясь в осуществимости, не верит в то, что на Страшном Суде, на великих весах справедливости будут точно взвешены все дела джиннов и людей, внимательно приглядится к великому равновесию в этом мире, которое видно даже невооружённым глазом, то конечно, сомнений у него не останется.
О, небрежный и неэкономный… О, деспотичный и несправедливый… О, грязный и неопрятный несчастный человек! Оттого, что ты не соблюдаешь бережливость, чистоту и справедливость, которые являются правилами всей вселенной и всех существ, то противореча гармонии всего сущего, ты духовно удостаиваешься отвращения и гнева всех существ. На что ты опираешься, когда своей несправедливостью, неуравновешенностью, небрежностью и нечистоплотностью злишь и раздражаешь всех созданий?
Да, мудрость, заложенная во всей Вселенной, которая является великим проявлением имени Всевышнего Хаким (Мудрый), действует в соответствии с экономией и бережливостью. Повелевает соблюдать экономию и быть бережливым.
И абсолютная справедливость, существующая во Вселенной, исходя от величественного проявления имени Адль (Справедливый), управляет равновесием всех вещей. Повелевает людям быть справедливыми. В суре “Рахмáн”, в аяте
وَالسَّمَٓاءَ رَفَعَهَا وَوَضَعَ الْمٖيزَانَ ۞ اَلَّا تَطْغَوْا فِى الْمٖيزَانِ ۞ وَاَقٖيمُوا الْوَزْنَ بِالْقِسْطِ وَلَا تُخْسِرُوا الْمٖيزَانَ
Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес. (Коран, 55:7-9).
– четырёхкратное упоминание весов, которое указывает на четыре их уровня и вида, показывает великую важность и высокую и очень большую значимость равновесия во вселенной. Да, так же как ни в одной вещи нет излишества, также ни в чём нет и истинной несправедливости и чрезмерности. А также, исходящее от великого проявления имени Куддус очищение и чистота, очищает и делает красивым каждое существо во вселенной. Ни в чём, ни в одной вещи, при условии, что там не побывала грязная рука человека, не увидишь истинной, действительной грязи и безобразия!
Итак, пойми насколько основательными правилами в жизни человечества являются такие законы Корана и правила Ислама, как справедливость, бережливость и чистота. И насколько положения Корана связаны со Вселенной, укоренились в ней и окутывают её. И пойми, что изменить эти правила также невозможно, как невозможно изменить вселенную и её облик!
И тогда, когда такие три великих сияния, как милость, благосклонность, сохранение, и ещё сотни подобных им всеохватывающих истин требуют существования воскресения из мёртвых, и делают его необходимым, возможно ли допустить, что правящие во всей Вселенной и в каждом существе такие мощные, всеобъемлющие истины, как милость, благосклонность, справедливость, мудрость, бережливость и чистота, превратились бы с отсутствием Воскрешения и Вечного Мира в безжалостность, насилие, глупость, растрату, грязь и бессмыслицу?
Ни за что! Сто тысяч раз ни за что и никогда! Разве, Милосердие и Мудрость, которые милостиво сохраняют право на жизнь одной мухи, станут ли, не создавая Воскрешения, нарушать бессчётные права на жизнь всех обладателей разума и бесконечные права всех существ? И если можно так выразиться, это величественное Господство, которое с милостью и состраданием, справедливостью и мудростью показывает неограниченную чуткость и внимание, а также эта Божественное правление, нарядившее эту вселенную бесчисленными чудесными творениями и дарами, дабы показать своё совершенство, сообщить о Себе и дать полюбить себя, позволит ли отсутствием Воскрешения опустить в ничто все свои совершенства и все свои создания, и дать повод для их отрицания? Ни за что! Явно, что такой Абсолютно Красивый не допустит существования такой абсолютной мерзости.
Да, человек, отрицающий вечную жизнь, сначала должен отрицать весь мир, со всеми его истинами. Иначе этот мир и все его истины, сто тысяч языками опровергнут его и докажут сто тысячекратную ложь его отрицания. Десятое слово твёрдыми доводами доказало, что существование Иного Мира настолько же твёрдо и, несомненно, как существование этого мира.
* * *