Содержание: Двадцать третье Сияние

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ СИЯНИЕ

Это “Трактат о природе”, являющийся “Двадцать третьим Сиянием” “Тридцать первого Письма”. Данный высокий и очень ценный труд в невозрождаемом виде уничтожает идею безбожия, основанную на натурализме; не оставляет и камня на камне от фундамента неверия; исключает из совестливых и справедливых рассуждений весьма отвратительные, мерзкие и неразумные идеи, вводящие в заблуждение; ясными доводами и аргументами в очень приятном и насладительном виде доказывает истинные пути, ведущие к вечному счастью; и является причиной постоянных молитв за его автора. Став ясным толкованием благородного аята:

قَالَتْ رُسُلُهُمْ اَفِى اللّٰهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ

Сказали их посланники: «Разве об Аллахе сомнение, Творце небес и земли?..»” (Коран, 14:10).

этот трактат говорит, что “относительно Всевышнего Творца не может и не должно быть сомнений”, и наглядно показывает существование и единственность Аллаха. И этот труд представляет собой полный перевод на турецкий язык брошюры, изданной на арабском в Анкаре и написанной раньше, с желанием разбить голову страшных еретических мыслей, попавших в сильные идеи верующих, которые в свою очередь получили тогда развитие в результате победы исламского войска над греческой армией в тысяча триста тридцать восьмом году (по Хиджре).

Предисловие

Объясняет три из самых серьёзных фраз, которые выходят из уст человека и отдают неверием, и которые верующие люди, не зная, используют.

Первая фраза: “Причины мира создают”.

Вторая фраза: “Происходит само по себе”.

Третья фраза: “Вызывая необходимость, природа создаёт”.

Посредством девяти нелепостей, содержащих по крайней мере девяносто невозможностей, здесь полностью перекрываются три пути, открытых этими ужасными фразами, и на реальных, изящных примерах доказывается истинность четвёртого пути – пути Единобожия – на котором все существа обретают бытие благодаря могуществу Всевышнего Творца.

Первая фраза

“Причины мира создают”. Здесь из очень многих невозможностей упоминаются три нелепости, содержащиеся на пути обретения вещами бытия вследствие объединения причин мира.

Первая нелепость. Говоря о том, что “Непридание созидания любого живого существа Единому и Единственному Творцу и приписывание его причинам представляет собой убеждение в том, что это существо образовалось благодаря тому, что материи, содержащиеся в колбах великой аптеки, под действием удивительной случайности или порыва ветра пролились и собрались в одном месте”, – на примере показывает бесконечную невозможность этого принципа.

Вторая нелепость. Если создание такого существа, как муха, не придать Необходимо Сущему Творцу, а сказать, что “Её творят причины мира”, то для того, чтобы разместить частицы в органах зрения и слуха, в сердце и тельце этой мухи, связанной с большей частью вселенной, понадобится заставить составляющие элементы мира, стихии и природу словно неких мастеров, трудиться над её внешностью и внутренностью. От такой нелепости постесняются даже софисты.

Третья нелепость. В соответствии с правилом: “Если нечто единственное обладает уникальностью, то оно обязательно вышло из одних рук”, – если принять, что некое существо, удостоенное такой совершенной гармонии, этой точной взвешенности и содержательной жизни, не является творением Единого – Единственного Создателя, но принять, что оно возникает среди вносящих путаницу рук безжизненных, незнающих, слепых, глухих, бессознательных и беспорядочных причин, и что среди бесчисленных вероятных путей это существо обретает такую очень совершенную, предельно точную и содержательную жизнь, то это также невозможно, как одновременно принять сотни нелепостей, и такая неразумность насмешит даже осла, о чём говорится в этом пункте.

Вторая фраза

“Образуется само по себе”. Из многих невозможностей, показывающих невероятность данного утверждения, в качестве примера здесь приведены три нелепости.

Первая. Поскольку любое существо не является какой-то простой материей, а также не является твёрдым и неизменным телом, и представляет собой некую составленную из частиц очень удивительную машину и весьма чудесный дворец, а вместе с тем, поскольку оно оснащено внешними и внутренними чувствами, то имеет связь со вселенной. Итак, если сказать, что каждое существо, не опираясь на Создателя Всякой Вещи, образуется само по себе, тогда нужно будет впасть в такую великую глупость и принять такой вздор, что придать каждой частице каждого существа столько знаний и ума, сколько их имеется у тысяч Платонов. Что с доказательствами излагается в этом пункте.

Вторая. Хотя каждое существо, особенно отдельный человек, представляет собой некое удивительно чудесное, расписное творение, подобное дворцу с тысячами куполов, размещёнными внутри друг друга, и в каждом куполе голова к голове составлены тысячи частиц; если сказать, что “Это существо не является произведением искусства Одного Единого Творца, а образуется само по себе”, то появится столько невозможностей, сколько всего бессчётных частиц имеется в теле того существа, и, посадив того обладателя разума на самый край невежества, они уличат его в абсолютном неведении.

Третья нелепость. Если творение, каждое из которых является созданным Всемогущим Творцом, не будет неким письмом, написанным Пером Извечного Предопределения, и будет сказано, что “Его создают причины мира”, тогда те причины потребуют существования стольких природных шаблонов, железных перьев и букв, сколько в теле того творения имеется клеток и тысяч составляющих его органов, и даже, для того, чтобы изготовить те буквы, перья и шаблоны, потребуется ещё множество фабрик, а также ещё другие фабрики для создания тех фабрик. И так далее, чем дальше, тем больше… Те, кто принимают подобную идею, рождающую эту бесконечно невероятную нелепость, получив пощёчину от этой истины, должны отказаться от подобных мыслей.

Третья фраза

“Природа делает необходимостью”. Из множества невозможностей, содержащихся в этой уводящей в заблуждение идее, три нелепости таковы:

Первая: Если созидание, творимое со знанием, с видением и мудростью, принадлежащее перу могущества и предопределения Извечного Солнца, не придать Этому Всевышнему Творцу, но отнести к слепой, глухой, неразумной и бессознательной природе, тогда для создания этих творений природа должна будет или заиметь в каждой вещи бесчисленные нематериальные машины и типографии, или же разместить в каждой той вещи могущество и мудрость, способные создать вселенную и управлять ей. А в таком случае понадобится в каждом существе принять существование некой природы, несущей беспредельное могущество и волю и бесконечные знание и мудрость, почти что некого бога, а это уже является самой неправдоподобной невозможностью и самым лживым бредом во вселенной. И те, кто проявлениям святых качеств Создателя Миров даёт имя “природа”, опускает себя на сто степеней ниже животных.

Вторая. Если не сказать, что эти существа, сотворённые взвешенно, упорядоченно и мудро, являются созданиями Одного бесконечно Могущественного и Мудрого Творца, но придать их природе, тогда эта природа должна будет в каждой горстке земли (играющей роль цветочного горшка и являющейся источником и местом жительства растений) разместить миллиарды разнообразных машин и типографий, дабы та земля могла стать источником и местом жительства всего многообразия растений и в ней имелись бы определённые меры всех различных потребностей, нужных для их жизни. Итак, глядя на ослиную глупость носителей такой идеи, рождающей такие вздор и бесконечную нелепость, и плюя в их сторону, этот пункт даёт реальный и очень разумный ответ на вопрос: Как эта поразительная невозможность, рождающая такие сложности и трудности, превращается в лёгкое существование.

Третья. Содержит два примера.

Первый: Объясняет одну истину на примере некого дикого человека, вошедшего в очень красивый дворец, возведённый посреди пустыни. А именно: в этот мир, который намного более совершенен и прекрасен, чем тот дворец, и который повсюду заполнен чудесами мудрости, входят дикие материалисты, отрицающие Божественность. Не думая о том, что увиденные ими существа являются произведениями искусства Необходимо Сущего Творца, существующего вне круга вероятного, они ошибочно назвали “природой” находящиеся в этом кругу вероятного Божественные законы, являющиеся неким оглавлением искусства Всевышнего и неким собранием правил Божественных обычаев, подобным своего рода журналу переменных и изменяющихся законов Божественного могущества, и создание вещей погрузили на них; тем самым они вступили на такой глупый и ложный путь, что на самом краю глупости собственными руками вешают себе на грудь орден самого великого безумства.

Второй пример: Истина, объясняемая на примере одного дикаря, вошедшего в очень большую казарму и в некую огромную мечеть… В величественную казарму бесчисленных войск Извечно-Вечного Султана и в огромное место поклонения Ему, входят неверующие, несущие натуралистические идеи. Видят, что все существа заняты делом, исполняют свои обязанности. Поскольку эти материалисты отказались от Пресвятой Сути Всевышнего Творца, то возомнив Его могущество являющееся проявлением Его Господства, некой независимой силой, и вообразив Его нематериальные законы некими физическими материями, они вручили им созидание и назвали “природой”. Тем самым приписав природе все видимые ими необыкновенные существа, они показали, что являются самыми дикими из дикарей.

Итак, поскольку в согласии с разумом, существа могут обрести бытие лишь по четырём путям, и поскольку вышеизложенные пути закрыты девятью нелепостями, вызывающими бесчисленные невозможности, то явно и необходимо остаётся твёрдо доказанным четвёртый путь – путь Единобожия. И это показывает, что всякая вещь обязана своим существованием непосредственно деснице могущества Необходимо Сущего Творца, и что небеса и земля лежат во власти Его силы. После показа истинной сути путей следования поклонников причин и натуралистов, которую они не смогли разглядеть, даётся очень приятное и красивое, а также хорошо разъяснённое изложение, призывающее их к совести и побуждающее отказаться от их принципов. А затем очень красивыми ответами разъясняются два вызывающих сомнения вопроса: первый – в соответствии с необходимым требованием закона “Отвержения вмешательства и непринятия соучастия”; второй – с тем, что мудрости Всевышнего Создателя полностью противоречит обращение в бессмыслицу итогов мироздания и плодов вселенной, и что отдание поклонения созданий и особенно человеческой благодарности другим, ведёт к отрицанию мудрости Божественной заботы, и потому в отношении них выказывается недовольство и они запрещаются.

В заключении рассматриваются три любопытных вопроса человека, оставившего безбожную идею натурализма и пришедшего к вере:

Первый вопрос. В чём причина того, что людям, из лени оставившим намаз, угрожается таким наказанием, как Геенна Ада?

Второй вопрос. Каковы мудрость и секрет этого видимого воочию изобилия, этих гармоничных форм в созидании вещей, этой бесконечной лёгкости на пути Единобожия и той предельной простоты, о которой говорится в таких аятах Корана, как:

مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ۞ وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

Ваше (со)творение и воскрешение такое же, как и единой души…” (Коран, 31:28).

“…Наступление часа – как мгновение ока или ещё ближе…” (Коран, 16:77).

Третий. Почему философы говорят, что фабрика вселенной работает в результате соединения и распада, и что ни одна вещь полностью не исчезает, как и ничто не возникает из ничего?

На эти вопросы здесь с помощью очень точных, весьма глубоких, возвышенных и обширных, предельно исчерпывающих и убедительных доводов даются очень достоверные и бьющие в цель ответы, спасающие из болота натурализма поклонников причин и устыжающие тех, кто следует таким принципам.

Хусейн

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек, оставивший безбожную идею натурализма и принявший веру, говорит: «Слава Аллаху, у меня не осталось сомнений, однако меня интересуют несколько вопросов».

Первый вопрос. От многих ленивых и не совершающих намаза людей мы слышим такие слова: «Какова нужда Всевышнего в нашем поклонении, что Он в Коране, так сурово и настойчиво предостерегая тех, кто не совершает поклонения, устрашает их таким ужасным наказанием, как Ад? И соответствует ли умеренному, прямому, справедливому стилю Корана то, что он проявляет чрезмерную суровость против незначительной ошибки?»

Ответ. Всевышний Аллах не нуждается в твоём поклонении. Более того, Он не нуждается ни в чём! Это ты нуждаешься в поклонении, так как ты духовно болен. Ведь поклонение – лекарство для твоих духовных ран, что доказано нами во многих рисале. Так, если какой-нибудь больной, вопреки настоянию милосердного доктора выпить полезные лекарства от его болезни, скажет ему: «Какая у тебя надобность так настаивать?», – ты поймёшь, насколько это нелепо и абсурдно. 

Однако суровые угрозы и страшные наказания, описанные в Коране и адресованные тем, кто не совершает поклонения, можно сравнить с тем, как какой-либо правитель, для защиты прав своих подданных, подвергает простого человека суровому наказанию за его ошибку, нарушающую права подданных этого правителя. Точно так же и человек, не совершающий поклонения и намаза, серьёзно нарушает права созданий, являющихся подданными Извечного Властелина. Дело в том, что совершенство творений выражается в их прославлении Творца и в поклонении Ему. Человек, который не поклоняется, не узрит и не сможет узреть поклонения созданий, и даже отвергнет это. Таким образом, он низводит этих созданий, находящихся, с точки зрения прославления [своего Создателя] и поклонения Ему, на высокой степени, и представляющих собой своеобразные Божественные письма и зеркала, отражающие Имена Творца, с их высоких положений и расценивает их как незначимых, бесцельных, безжизненных, ничтожных, чем оскорбляет их, отрицает их совершенство и нарушает их права.

Каждый видит мир через своё зеркало. Всевышний Аллах сотворил человека в виде некоего мерила, неких весов Вселенной, и каждому человеку Он даровал часть этого всеобщего мира – личный мир человека. Цвет этого мира проявляется в соответствии с духовным убеждением этого человека. К примеру, человек, плачущий от отчаяния и скорби, увидит мир плачущим и безнадёжным, а человек радостный, весёлый и смеющийся увидит мир радостным и весёлым. Точно так же человек, осмысленно, глубоко поклоняющийся своему Творцу и прославляющий Его, в некоторой степени откроет для себя и увидит поклонения и прославления созданий, поистине существующих и несомненных, а человек, не совершающий поклонения ввиду своей беспечности или по причине отрицания Всевышнего, представляет себе созданий в ложном виде, абсолютно противоречащем факту их совершенства, таким образом нарушая их права. Также, из-за того, что этот человек, не совершающий намаз, не принадлежит сам себе, он угнетает себя – раба своего Хозяина (Аллаха). Его Хозяин, для защиты прав Своего раба, сурово устрашает нафс человека, повелевающий зло. К тому же, не совершая поклонения, являющегося целью его сотворения, он посягает на Божественные мудрость и волю, и поэтому подвергнется наказанию.

Одним словом, тот, кто не совершает поклонения, нарушает права и своего нафса, являющегося рабом и собственностью Всевышнего, и права Вселенной на совершенство. Неверие является оскорблением творений, а отказ от поклонения является отрицанием совершенства всего сущего. Помимо прочего, из-за того, что это является ещё и посягательством на Божественную мудрость, он заслуживает сурового устрашения и жестокого наказания.

Итак, чтобы выразить это заслуженное наказание и вышеизложенную истину, Превосходно Излагающий Коран чудесно выбрал этот суровый стиль, который в полной мере соответствует требованиям ситуации, что является одним из основных правил риторики.

Второй вопрос. Человек, отказавшийся от идей натурализма и принявший веру, спрашивает: «Подчинение каждого создания Божественным воле и могуществу во всех отношениях, в каждом деле, в любых обстоятельствах, является такой грандиозной истиной, которую не способен объять наш ограниченный разум. В то же время, наблюдаемые нами воочию безграничное изобилие и чрезвычайная лёгкость в сотворении созданий, бесконечные лёгкость и простота при сотворении созданий Единым Творцом, подтвердившиеся вышеизложенными доказательствами, а также бесконечная лёгкость, очевидно показываемая такими аятами Корана, как:

مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ۞ وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

«Сотворение и воскрешение вас [всех не труднее для Аллаха, чем сотворение и воскрешение] одного человека.»  (Коран, 31:28).

«Наступление Часа [конца света] подобно мгновению ока или еще быстрее.»  (Коран, 16:77).

свидетельствует о том, что эта грандиозная истина наиболее приемлема и разумна. В чём же заключается секрет, мудрость этой лёгкости?»

Ответ.

В «Десятом слове» из «Двадцатого Письма», где поясняется фраза

 وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ 

“…И который над всякой вещью властен”.

этот секрет разъяснён весьма ясно, твёрдо и убедительно. Особенно в Приложении к этому «Письму» с ещё большей ясностью доказано, что если сотворение всех созданий отнести Единому Творцу, их сотворение станет настолько же лёгким, как сотворение одного-единственного создания. В противном случае, сотворение одного-единственного создания станет настолько же сложным, как сотворение всего сущего, и создание одного семечка станет в такой же степени сложным, как создание целого дерева. Если сотворение относить Истинному Творцу, тогда во всём появляется лёгкость: сотворение Вселенной становится лёгким, как сотворение дерева, сотворение дерева – лёгким, как сотворение семечка, сотворение Рая – лёгким, как сотворение весны, а сотворение весны – лёгким, как сотворение цветка. Здесь мы вкратце укажем лишь на два доказательства из сотен, подробно изложенных в других местах «Рисале-и Нур» и раскрывающих секрет и мудрость очевидно наблюдаемых невероятного изобилия, дешевизны (доступности), лёгкости появления у каждого вида большого множества единиц, а также быстрого и лёгкого появления на свет упорядоченных, искусных, ценных творений.

К примеру, подчинение сотни солдат командованию одного офицера во сто крат легче, нежели подчинение одного солдата командованию сотни офицеров. Так же, если передать оснащение армии в распоряжение одного центра, одного закона, одной фабрики, одного правителя, это становится настолько же простым и лёгким, как оснащение одного-единственного солдата. Однако если передать оснащение одного солдата в руки многих центров, многих заводов, многих командующих, это станет настолько же сложным, как оснащение целой армии. Суть в том, что оснащение всем необходимым одного солдата требует наличия тех же фабрик, что и оснащение целой армии.

Также, ввиду того, что в соответствии с секретом единства, дерево обеспечивается жизненно необходимыми веществами через один корень, из единого центра и согласно одному закону, появление и жизнь этого дерева, приносящего тысячи плодов, так же легки, как один-единственный плод. Если же от единства перейти ко множеству, то есть если жизненно необходимые вещества для каждого плода будут поступать из разных мест, тогда каждый плод создаст столько затруднений, как целое дерево. И даже одно-единственное семечко этого дерева, по сути своей являющееся его подобием, станет таким же сложным, как целое дерево, ведь всё необходимое для дерева является необходимым и для семечка.

Итак, имеются сотни примеров, подобных приведённым, которые показывают, что тысячи созданий, появляющихся на свет посредством единства, возникают гораздо легче, чем одно создание, появляющееся на свет посредством множества и многобожия. В связи с тем, что эта истина очевидно, как дважды два – четыре, доказана в других местах «Рисале-и Нур», мы, передавая её разъяснение им, здесь раскроем всего один очень важный секрет этой лёгкости и простоты с точки зрения Божественных знания, предопределения и могущества.

Итак, ты существуешь, и если ты отнесёшь своё сотворение Извечному Всемогущему (аль-Кадир), тогда одним повелением, так же легко, как зажечь спичку, в один миг, Он из ничего сотворит тебя Своим безграничным могуществом. Но если не отнесёшь своё сотворение Ему, а припишешь материальным причинам и природе, тогда, в связи с тем, что ты – своего рода точно собранный экстракт и плод Вселенной, а также её своеобразный небольшой каталог и перечень, для твоего сотворения понадобится, просеяв через тонкое сито Вселенную и её элементы, в чрезвычайно точно определённых мерах собрать из окружающего мира вещества, составляющие твой организм. Ведь всем обладателям разума известно, что материальные причины являются не более чем соединяющими, составляющими, они не могут творить из ничего, из пустоты, из того, чего у них нет. Выходит, что эти материальные причины будут вынуждены собирать какой-либо маленький живой организм из всех элементов окружающего мира.

Пойми же, сколько лёгкости на пути единства и единобожия и сколько трудностей – на пути многобожия и заблуждения!

Во-вторых, с точки зрения Божественного знания имеется чрезвычайная лёгкость. Дело в том, что предопределение – это одна из разновидностей знания, определяющего ту или иную меру, являющуюся нематериальной и индивидуальной формой для той или иной вещи. И эта предопределённая мера служит неким проектом, некой моделью для появления той или иной вещи. Могущество в процессе созидания крайне легко творит, опираясь на эту предопределённую меру. Если вещь не будет отнесена Могущественному (аль-Кадир) Творцу, обладающему всеохватывающим, безграничным, извечным знанием, то, как было упомянуто выше, помимо тысяч сложностей возникнут сотни нелепостей. Ибо если не будет меры, предопределённой знанием, тогда в теле того или иного небольшого живого существа придётся применять тысячи материальных форм, материальных шаблонов.

Итак, пойми же одну из многочисленных мудростей крайней лёгкости единства и единобожия и бесчисленных затруднений многобожия и заблуждения, и познай, насколько верную и высокую истину выражает этот аят:

وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

«Наступление Часа [конца света] подобно мгновению ока или еще быстрее.»  (Коран, 16:77).

Третий вопрос. Человек, пришедший к вере, бывший ранее неприятелем и ставший другом, говорит: «Видные философы современности утверждают, что из ничего ничто не появляется и ничто не исчезает в никуда, что есть только соединение и распад, которые и заставляют работать фабрику Вселенной».

Ответ. Виднейшие философы, которые не смотрят на мир в свете Корана, увидели, что образование и существование этого мира созданий посредством природы и причин, как было доказано выше, – весьма затруднительно, вплоть до невозможности, и поэтому они разделились на две группы. Первая группа – софисты, – отрекаясь от разума, являющегося отличительной особенностью человека, опустившись ниже глупых животных, сочли, что проще отрицать существование Вселенной и даже своё собственное существование, нежели считать причины и природу творцом, как это делают заблудшие. Таким образом, отрицая и бытие, и самих себя, и Вселенную, они впали в абсолютное невежество. Другая же группа философов увидела, что с точки зрения заблуждения, то есть того, что причины и природа являются творцом, создание мухи или семечка чрезвычайно усложняется, затрудняется, требуя некоего могущества, выходящего за пределы осмысления разумом. Поэтому они вынужденно отрицают сотворение и говорят: «Из ничего ничто не возникает». Также, они считают невозможным и полное уничтожение, приходя к мысли о том, что существующее не исчезает. Правда, они представляют себе какое-то мнимое состояние в виде неких соединения и распада, разложения и концентрации, происходящих из-за движения атомов посредством случайных взаимодействий…

Так посмотри же на людей, стоящих на самой низкой ступени глупости и невежества, но считающих себя самыми умными, и пойми, насколько смешным, презренным и тёмным делает человека заблуждение, извлеки урок!

Каждый год Извечное Могущество одновременно сотворяет на поверхности Земли четыреста тысяч видов живых существ. Извечное Могущество сотворило небеса и землю за шесть дней, и каждой весной за шесть недель сотворяет ещё более искусный и мудрый, чем Вселенная, мир живых существ. И ещё более глупым и невежественным, чем считают софисты, относящиеся к первой группе, будет отрицать сотворение, считая что у Извечного Могущества нет способности воплощать существа, материально ещё не существующие, однако находящиеся в извечном знании Творца, где определены их проекты и мера. Ведь это подобно тому, как для проявления надписи, сделанной невидимыми чернилами, на неё наносят определённое вещество, проявляющее её.

Ни эти несчастные, чрезмерно надменные, но абсолютно бессильные и ничем не обладающие, кроме незначительной свободы выбора, ни причины и природа, на которых они полагаются, не способны ничего уничтожать и не способны сотворять ни одной частицы и никакой материи. Поэтому, по глупости своей они говорят: «Ничто не возникает из ничего и  ничто не исчезает в никуда», – желая распространить этот ложный, ошибочный тезис и на абсолютно Всемогущего.

У Всемогущего (аль-Кадир) Творца есть два вида сотворения. Первый вид это сотворение из ничего, когда Он приводит в бытие из ничего и, сотворив всё необходимое для этого создания, предоставляет ему это. Второй вид сотворения – созидание [из уже имеющихся, сотворённых Им же, элементов], то есть для таких очень тонких Божественных целей, как демонстрация совершенной мудрости и проявление Своих Имён, некоторую часть созданий Он сотворяет из уже существующих во Вселенной элементов. Согласно Своему закону пропитания, Он направляет этим созданиям различные элементы и вещества, подвластные каждому Его повелению, заставляя их функционировать внутри этих созданий.

Да, у Абсолютно Всемогущего (аль-Кадир) имеются два способа сотворения – в виде сотворения из ничего и в виде сотворения из существующих материалов. Уничтожение существующего и сотворение из ничего является Его самым удобным, самым лёгким и даже постоянным общим законом. И пусть исчезнет тот, кто против такого могущества, которое каждой весной из ничего даёт бытие формам, качествам и даже – помимо частиц – всем свойствам и состояниям трёхсот тысяч видов живых созданий, заявляет, будто оно не способно приводить к бытию нечто несуществующее!

Наконец, человек, отказавшийся от идей натурализма и перешедший на сторону истины, говорит: «Я возношу Всевышнему Аллаху столько благодарностей и хвалы, сколько существует частиц, за то, что обрёл совершенную веру (иман), избавился от сомнений и заблуждений!».

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى دٖينِ الْاِسْلَامِ وَ كَمَالِ الْاٖيمَانِ

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

«Хвала Аллаху за совершенный иман, и за религию Ислам».

«Пречист Ты [от любых недостатков]! Нет у нас знаний, кроме тех, которым Ты научил нас. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый»

(Коран, 2:32).

* * *

Двадцать третье Сияние

Двадцать Третье Сияние

ТРАКТАТ О ПРИРОДЕ

   Тогда, когда эта тема была Шестнадцатым Пунктом Семнадцатого Сияния, из-за своей значимости, она стала Двадцать Третьим Сиянием.

Этот довод окончательно уничтожает идею безбожия, основанную на натурализме, переворачивая вверх дном фундаментальную основу неверия.

Напоминание

В этой теме на примере девяти нелепостей, содержащих в себе, по крайней мере, девяносто нелепостей, раскрыто то, насколько далека от разумного, насколько безобразна и абсурдна суть пути, по которому следует часть натуралистов, отрицающая Создателя. В других частях «Рисале-и Нур» эти нелепости частично разъяснены, отчего здесь, ввиду сжатого изложения, извлечены некоторые моменты.

Таким образом, напрашивается вопрос: как же вышло так, что эти именитые и настолько интеллектуальные философы приняли эту явно, очевидно абсурдную идею и следуют ей? Дело в том, что они не смогли разглядеть суть своего пути, и я готов подробно, с помощью бесспорных, веских аргументов изложить и доказать всем сомневающимся, что действительностью и сутью пути этих философов являются те безобразные и неприемлемые выводы, вытекающие из их учения, которые приведены в конце каждой описанной нелепости. (Примечание)


Примечание: Причиной написания данного рисале послужила мерзкая атака на Коран, принижающая истины веры, называющая нелепостью то, что является непостижимым для испорченного разума и основывающая своё безбожие на натурализме. Эта атака вызвала гнев сердца, в грубой форме вылившийся на бумаге и ударивший по этим безбожникам и приверженцам заблудшего учения, отвратившимся от истины. Однако метод «Рисале-и Нур» – тактичность и доброе слово.


بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

قَالَتْ رُسُلُهُمْ اَفِى اللّٰهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ

«С именем Аллаха Милостивого, Милующего!»

“Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?” (Коран, 14:10).

Этот аят Корана, посредством риторического вопроса сообщая, что о Всевышнем не может и не должно быть сомнений, показывает, что существование и единственность Аллаха являются бесспорными.

Напоминание перед раскрытием этой тайны

В 1338 (1922) году я поехал в Анкару. Я увидел, как среди сильных идей верующих, получивших новое развитие в связи с победой исламской армии над греческой, коварно работает одна очень страшная безбожная идея, стремясь проникнуть, разложить и отравить их. “Да эта чума доберётся до основ веры!”– беспокойно подумал я. Тогда, обращаясь за помощью к вышеупомянутому аяту в отношении его бесспорного вразумления бытия и единственности Творца, в брошюре на арабском языке я написал одно сильное, взятое из Мудрого Корана доказательство, способное разнести голову этой безбожной ереси. В Анкаре в типографии “Новый день” я опубликовал её. Но к сожалению малочисленность знающих арабский язык, редкость людей придавших значение брошюре, и вместе с этим весьма сжатый и общий вид не дали этому сильному доказательству оказать воздействие. К сожалению, та безбожная идея получила развитие и в то же время стала набирать силу. По необходимости я в некоторой степени изложу это доказательство на турецком языке. Вследствие того, что отдельные его части полностью разъяснены в других брошюрах “Рисале-и Нур”, здесь они будут представлены вкратце. Различные доводы имеющиеся в других брошюрах, частично объединяются в этом доказательстве; каждый из тех доводов представляет собой отдельную его часть.

ПРЕДИСЛОВИЕ

О человек! Знай, что из уст людей исходят жуткие слова, отдающие неверием. Верующие же употребляют их неосознанно. Ниже приведём три наиболее важных фразы из числа таких фраз.

Первая фраза: اَوْجَدَتْهُ الْاَسْبَابُ «Ту или иную вещь создают причины».

Вторая фраза: تَشَكَّلَ بِنَفْسِهٖ«Та или иная вещь возникает, формируется и прекращает своё бытие сама по себе».

Третья фраза: اِقْتَضَتْهُ الطَّبٖيعَةُ «Возникновение и бытие той или иной вещи вызваны природной необходимостью».

Итак, поскольку творения существуют и их бытие не отрицается, поскольку каждое творение возникает искусно и мудро, поскольку они не извечны, а имеют начало, то так или иначе, о неверующих, ты вынужден будешь сказать, что творение, к примеру, вот это животное, либо создано совокупоностью причин, либо сформировано само по себе, либо возникло вследствие природной необходимости, либо же сотворено могуществом Всемогущего (аль-Кадир) Творца.

И  поскольку разумно, что кроме этих четырёх путей иных путей нет, то если твёрдо будет доказано, что первые три пути нелепы, невозможны, неприемлемы, тогда неизбежно и несомненно останется только четвёртый путь – путь единобожия.

ПЕРВЫЙ ПУТЬ

Возникновение и формирование творений вследствие совокупности причин 

Приведём три нелепости из очень большого числа нелепостей этого пути.

Нелепость первая. Предположим, что в некой аптеке имеются сотни стеклянных колб с разнообразными веществами. Из этих веществ требуется получить некую живительную мазь, а также целительное лекарство. Придя в аптеку, мы увидели, что в ней в большом количестве имеются отдельные экземпляры этой мази и этого лекарства. Исследуя их, мы обнаружили, что из каждого стеклянного сосуда в определённом объёме взяты различные вещества: один-два грамма – из одного, три-четыре грамма – из другого, шесть-семь – из третьего и т.д. Если из какой-то колбы будет взято на один грамм меньше или больше, то мазь не сможет стать живительной, не сможет проявить свои особые свойства. Мы также исследовали целительное лекарство.  В этом случае также из каждой колбы было взято ровно столько вещества, сколько необходимо, ведь если бы было взято хоть немногим меньше или немногим больше, лекарство не приобрело бы нужных свойств. Всего колб было более пятидесяти, и из каждой из них вещества были взяты в различных объёмах, но в строго в определённой мере. Интересно, существует ли какая-либо вероятность того, чтобы различные вещества, разлившиеся  из колб,  опрокинутых случайно или по причине ветреной погоды, каким-то образом соединились в точно необходимой пропорции и в объёме, взятом из каждой колбы, образовав ту мазь? Интересно, есть ли что-либо абсурднее, нелепее и невероятнее этого? Если осёл станет ещё большим ослом, а затем превратится в человека, то и он сочтёт сие нелепостью!

Так вот, точно так же каждое живое существо, подобно живительной мази, и каждое растение, подобно целебному лекарству, состоят из большого количества химических элементов, из великого разнообразия веществ, отобранных в особой, чрезвычайно точной мере. Если приписать живые существа и растения причинам и элементам, если заявить, что их создали причины, то это будет так же неразумно, абсурдно и невозможно, как образование той мази в аптеке по причине опрокинутых колб.

Вывод. Живые организмы в этой великой аптеке Вселенной, состоящие из веществ, с абсолютной точностью выбранных предопределением Извечного Мудрого (аль-Хаким) Творца, могут образоваться благодаря Его безграничной мудрости, беспредельному знанию и всеохватывающей воле. Несчастный, считающий, что это дело рук слепых, глухих, не знающих меры, стихийных элементов и природных причин, ещё более глуп, чем безумный невежда, считающий, что то удивительное лекарство возникло само по себе из-за опрокинутых колб. Да, эта безбожная мысль – безумный, бессмысленный вздор.

Нелепость вторая.

Если возникновение всякой вещи не будет отнесено к Единому и Единственному Всемогущему (аль-Кадир) Творцу, а будет приписано причинам, тогда понадобится, чтобы многочисленные элементы и причины мира вмешивались в процессы, происходящие в организме всякого живого существа. Между тем, упорядоченное, соразмеренное, сбалансированное, гармоничное скопление в организме такого маленького живого существа, как муха, различных и противоположных друг другу причин – это такая явная нелепость, которую отвергнет обладающий разумом даже размером с крылышко мухи! Да, маленькое тельце мухи связано со множеством причин и элементов всей Вселенной, а точнее, является их экстрактом. И если не отнести сотворение мухи к Извечному Всемогущему (аль-Кадир), тогда придётся признать, что эти материальные причины должны сами находиться рядом с её тельцем и даже проникнуть вовнутрь крошечного организма мухи! Более того, понадобится, чтобы они проникли в клетку её глаза, являющуюся малым подобием её тельца! Дело в том, что причина, если она материальна, должна находиться рядом с вещью, являющейся её следствием и даже внутри этой вещи. В таком случае потребуется согласиться, что внутри этой микроскопической клеточки, физически в ней присутствуя, в качестве мастеров трудятся основы Вселенной, элементы и природные компоненты. Так вот, даже самые глупые из софистов стыдятся такого учения!

Нелепость третья

 اَلْوَاحِدُ لَا يَصْدُرُ اِلَّا عَنِ الْوَاحِدِ

Это бесспорное правило гласит:

«Если какое-либо создание является целостным и единым, то несомненно, что оно сотворено единым создателем». Особенно если это создание совершенно гармонично, с точностью соразмерено и удостоено всеохватывающей жизни, то оно тем более говорит о его происхождении не от многочисленных рук, порождающих противоречия и беспорядок, а напротив, от одного Всемогущего (аль-Кадир) и Мудрого (аль-Хаким). И приписывание гармоничного, соразмерного, уникального процесса создания бесчисленному множеству неживых, немыслящих, агрессивных, неразумных, беспорядочных, слепых, глухих природных причин, невзирая на то, что бесконечное множество вероятностей, а также скопление и смешивание ещё больше умножают слепоту и глухоту причин, – это нелепость в стократной степени!

Допустим, мы закрыли глаза на эту нелепость, однако воздействие материальных причин, безусловно, возможно посредством контакта. Но природные причины взаимодействуют с внешней стороной живых существ. Между тем, мы видим, что внутренняя сторона живых существ, до которой не дотягиваются и с которой не способны контактировать природные причины, в десятикратном размере более упорядоченна, тонка, творчески совершенна! Мельчайшие же существа, с организмами которых материальные причины не могут контактировать внутренне и лишь отчасти способны взаимодействовать внешне, ещё более удивительны с точки зрения творчества, ещё более оригинальны с точки зрения сотворения, чем самые большие живые существа! И приписать их сотворение, вопреки всему сказанному, этим неживым, немыслящим, грубым, далёким, громоздким, глухим, слепым, противоположным друг другу причинам возможно лишь будучи стократно слепым и тысячекратно глухим!

ВТОРОЙ ПУТЬ

تَشَكَّلَ بِنَفْسِهٖ

«Та или иная вещь возникает сама по себе».

В этой фразе также содержится множество нелепостей, она во многих отношениях ложна и абсурдна. В качестве примера приведём три из этих нелепостей.

Нелепость первая. О упрямый неверующий! Твоё эго настолько тебя одурачило, что ты соглашаешься принять сразу сто нелепостей. Дело в том, что ты – создание, и не являешься какой-то простой, неживой, неизменной материей. Напротив, пребывая в постоянном обновлении, ты своего рода совершенный механизм, удивительный и постоянно преобразующийся дворец. В твоём организме беспрерывно работают атомы, он связан со Вселенной, особенно посредством пищи и в отношении продолжения рода, между ним и Вселенной происходит непрерывный взаимообмен. Атомы, функционирующие в твоём организме, внимательно следят за тем, чтобы этот взаимообмен не нарушился, чтобы эта связь не прервалась. Таким образом, они с осторожностью делают каждый шаг. Словно наблюдая за всем миром и видя вашу с ним взаимосвязь, они занимают соответствующее положение. Ты же пользуешься своими внешними и внутренними чувствами в зависимости от удивительного положения, занимаемого этими атомами. И если ты не воспримешь частицы своего организма либо как мельчайших исполнителей, функционирующих по законам Извечного Всемогущего (аль-Кадир), либо как Его войско, либо же в качестве кончиков пера предопределения, где каждый атом – кончик одного пера, или же в качестве точек, поставленных пером Могущества, где каждый атом – одна точка, тогда каждому атому твоего глаза понадобится такой глаз, который, полностью видя весь твой организм, одновременно наблюдал бы в мире за всем тем, с чем ты связан и, к тому же, каждому атому придётся приписать разум сотни гениев, разум, знающий всё твоё прошлое и настоящее, твой род и твоё происхождение, источники элементов твоего тела и источники пищи. И если ты сам в таких вопросах не обладаешь разумом размером даже с атом, то приписывание одному твоему атому таких знаний и разума, как у тысячи Платонов, – это тысячекратно безумный вздор!

Нелепость вторая. Твоё тело можно сравнить с дворцом с тысячью куполов, где каждый купол выстроен из камней, установленных без опор и поддерживающих друг друга. Однако твоё тело, твой организм в тысячу раз удивительнее этого дворца, ибо является дворцом, находящимся в непрерывном упорядоченном обновлении. Не касаясь души, сердца и чрезвычайно удивительных тонких духовных чувств, а обращаясь лишь к твоему физическому телу, мы видим, что каждая его часть, каждый его орган – это своеобразное однокупольное сооружение. Атомы, подобно камням того купола уравновешенно и упорядоченно соединяясь друг с другом, являют удивительное строение, великолепное искусство и такие необыкновенные чудеса могущества, как глаза и язык. И если не принять, что атомы это своего рода исполнители, повинующиеся повелению Творца этой Вселенной, тогда выходит, что каждому атому тела нужно одновременно быть абсолютным властелином всех остальных атомов и абсолютно зависимым от каждого атома, подобным каждому из них и противоположным каждому из них с точки зрения правления, источником и основой большинства качеств, присущих исключительно Необходимо Сущему (Творцу), весьма ограниченным и абсолютно свободным и всеохватывающим. Обладающий хоть крупицей разума поймёт, что приписывать бесчисленному числу атомов это крайне гармоничное единое творение, которое, согласно секрету единства, может быть творением только Одного-Единственного Создателя, является весьма очевидной, а вернее, стократной бессмыслицей.

Нелепость третья. Если твоё тело не будет «написано» пером Единого и Единственного Извечного Всемогущего (аль-Кадир), а будет «напечатано» природой и причинами, тогда понадобится огромное количество природных шаблонов, причём не только для каждой клетки твоего тела, но и для всех комбинаций клеток, входящих друг в друга подобно кругам. Ведь, к примеру, если вот эта книга, которую мы держим в руках, будет написана от руки, тогда достатоточно будет одного пера для изложения мыслей пишущего. Если же она не будет являться рукописной и не будет принадлежать перу своего автора, если будет сказано, что она появилась сама по себе или же её появление будет приписано природе, то тогда для её печати понадобится отдельное металлическое перо для каждой её буквы. Подобно тому, как в типографии, для печатания букв используются металлические буквы в необходимом количестве, в рассматриваемом случае так же понадобится столько перьев, сколько имеется букв в книге. Если же среди этих букв будет такая, в которой с помощью тонкого пера мелким почерком написана целая страница, то для этой одной-единственной буквы понадобятся тысячи перьев. И если, переплетаясь друг с другом, они образуют гармоничные узоры подобно тому, как это происходит в твоём теле, то из этого следует, что требуется огромное количество шаблонов для каждой комбинации узоров. Предположим, что ты  счёл этот стократно нелепый способ допустимым, однако для изготовления этих совершенных, искусных металлических букв, этих безупречных шаблонов и перьев потребуется столько перьев, шаблонов и металлических букв, сколько всего их существует, поскольку они тоже изготовлены, они тоже совершенны и искусны. И так цепочка может продолжаться до бесконечности.

Итак, пойми же, что в этой мысли столько нелепости и неразумности, сколько атомов в твоём теле! О упрямый атеист, постыдись же этой мысли и отрекись от этого заблуждения!

ТРЕТИЙ ПУТЬ

اِقْتَضَتْهُ الطَّبٖيعَةُ

«Возникновение вследствие природной необходимости»

Это суждение содержит в себе множество нелепостей. В качестве примера рассмотрим три из них.

Нелепость первая. Если искусность и созидание, наблюдаемые в созданиях, особенно в живых, происходящие проницательно и мудро, не будут принадлежать перу предопределения и могущества Извечного Аллаха, а будут приписаны слепой, глухой, немыслящей природе и силе, тогда для того, чтобы природа сумела сотворить, необходимо будет, чтобы в каждом создании имелись её многочисленные нематериальные механизмы и типографии или чтобы в каждом создании она заложила могущество и мудрость, которые способны сотворить Вселенную и управлять ею.

Например, проявления и отражения Солнца видны на поверхности земли в мельчайших осколках стекла и на капельках воды. И если эти маленькие «солнышки», в которых проявляется и отражается солнце, не будут принадлежать единственному небесному солнцу, тогда придётся признать, что в маленьком осколке стекла, где не умещается и головка спички, существует некое естественное, материальное, малого размера, но весьма глубокое солнце, обладающее теми же качествами, что и небесное, согласившись с тем, что существует столько солнц, сколько есть стеклянных осколков. Аналогично этому примеру, если все создания и живые существа не будут непосредственно отнесены к проявлению Имён «Извечного Солнца» (Творца), тогда внутри каждого создания, особенно живого, необходимо будет признать наличие некой природы, некой силы, обладающей безграничным могуществом и волей, неограниченным знанием и мудростью, то есть, по сути, некоего бога. Такого рода суждение является самой вздорной, самой абсурдной из нелепостей, существующих в мире. Человек, приписывающий творчество Создателя Вселенной некой мнимой, несущественной, неразумной природе, явно показывает, что он в сто раз неразумнее, глупее животного.

Нелепость вторая. Если эти крайне гармоничные, соразмеренные, искусные, мудро созданные творения не отнести безгранично Могущественному (аль-Кадир) и Мудрому (аль-Хаким), а приписать природе, то станет необходимым, чтобы природа в каждой горсти земли имела столько механизмов и станков, сколько их имеется во всей Европе, дабы эта горсть земли, являющаяся источником и станком для бесчисленных цветов и плодов, смогла вырастить и сформировать их. Ведь в один и тот же горшок с землёй можно посадить семена различных цветов, и у этой земли явно видна способность придавать этим цветам различные формы и вид. Если их сотворение не отнести Всемогущему (аль-Кадир) Творцу, тогда для создания каждого цветка и для осуществления этого процесса в земле горшка должен находиться персональный природный и нематериальный механизм. Ведь семена состоят из одних и тех же простых веществ, так же, как семя животных или яйца, а именно они состоят из бесформенной смеси водорода, кислорода, углерода, азота. Помимо этого, воздух, вода, тепло, свет также являются простыми, неразумными, стихийными. Но вопреки этому, такое разнообразное, чрезвычайно гармоничное и искусное появление бесчисленного множества цветов из этой земли очевидно и неизбежно вызывает необходимость того, чтобы в земле этого горшка имелось столько нематериальных миниатюрных станков и фабрик, сколько их имеется во всей Европе, дабы этот горшочек земли смог ткать живые ткани и тысячи видов различных разукрашенных материй.

Итак, сравни, в какой степени отдалилось от благоразумия безбожное суждение натуралистов! Взгляни же на то, как сильно эти опьянённые глупцы в облике человека, считающие природу творцом, претендуя на «всестороннюю образованность и разумность», отдалились от разума и науки, на то, какую невозможную и невероятную бессмыслицу они взяли себе за учение, посмейся над этим и плюнь!

Возможно, ты задашь вопрос: «Если всё сущее приписать природе, то возникают невероятные нелепости и образуются невозможные трудности! Но каким образом эти трудности исчезают, если всё сущее отнести Единственному (аль-Ахад) Творцу, Который ни в ком и ни в чём не нуждается, но в Котором нуждается всё (ас-Самад), и каким образом трудная невозможность превращается в лёгкую необходимость?»

Ответ. Как было изложено в первой нелепости, Солнце, проявление его отражения, очень легко, без затруднений проявляет свои качества и воздействует посредством своих малых подобий («солнышек», то есть отражений солнца), начиная с мельчайшего осколка и заканчивая поверхностью самого большого моря. Но если не признать связь этих «солнц» и «солнышек» с настоящим Солнцем, тогда придётся согласиться, что в каждой частице, отражающей Солнце, с большим трудом, в степени невозможности материально существует настоящее Солнце. Подобно этому примеру, если каждое создание будет непосредственно отнесено Единственному (аль-Ахад ас-Самад) Творцу, то в степени необходимости, легко и просто, благодаря связи [с Творцом] и посредством проявления каждое создание будет наделено всем, что ему необходимо. Если же эта связь [с Творцом] оборвётся и дисциплина обернётся анархией, если каждое создание будет предоставлено самому себе и природе, тогда, с большими трудностями, в степени невозможности, придётся допустить, что слепая природа, находящаяся внутри живого создания, например, внутри мухи, и сотворившая весьма удивительный механизм её тела, представляющий собой небольшой своеобразный образец Вселенной, является таким обладателем могущества и мудрости, что способна сотворить всю Вселенную и управлять ею! Но это уже не одна нелепость – это тысяча нелепостей!

Одним словом, подобно тому как невозможно, чтобы у Необходимо Сущего Творца был сотоварищ, было подобие, так же невозможно и нелепо, чтобы у Него был сотоварищ в управлении Вселенной и в сотворении вещей.

Что касается затруднений, имеющихся во второй нелепости, то, как было доказано во многих рисале, если всё будет отнесено Единому и Единственному Творцу, тогда всё будет так же легко и просто, как создание одного творения. Если же приписать это причинам и природе, тогда сотворение одного-единственного создания будет так же трудно, как сотворение всего сущего. Это доказано многочисленными твёрдыми доказательствами.

Итак, ниже следует вывод из одного из доказательств. Предположим, что некий человек в военном или служебном отношении будет связан с правителем. В таком случае, этот военный или служащий, используя эту связь, сможет выполнять задачи, в сто тысяч раз превышающие его собственные силы. Порой же от имени своего правителя он может взять в плен другого правителя. Ведь ему не нужно заботиться о снаряжении и силе, необходимых для выполнения задач – благодаря этой связи силу и снаряжение несут казна правителя и войско, являющееся его опорой и поддержкой. Таким образом, выполняемые им задачи могут быть так же грандиозны, как дела правителя, а проявляемые результаты – столь же удивительны, как результаты деятельности целой армии.

Действительно, муравей, с точки зрения служения, разрушает дворец фараона, а муха с помощью этой связи убивает Нимрода. Благодаря этой связи сосновое семечко, подобное зёрнышку пшеницы, производит все необходимые системы и органы большого соснового дерева. (Примечание)

Однако если эта связь оборвётся и он будет освобождён от своей службы, ему придётся на своей спине и в своих руках нести снаряжение и всё необходимое для предстоящих задач. В таком случае он сможет выполнить задачи лишь в меру своих незначительных сил, будучи ограниченным в боеприпасах, которые несёт на своей спине. И если в таком состоянии от него потребовать выполнить задачи, которые он с лёгкостью выполнял прежде, то, несомненно, ему понадобится обладать в своих руках силой, по мощи равной целой армии, а на свою спину ему придётся взвалить всю мощь военной промышленности правителя. Даже шуты, для потехи сочиняющие всякие небылицы, постеснялись бы такого вымысла!

Одним словом, отнесение сотворения всех существ Необходимо Сущему Творцу влечёт лёгкость в степени необходимости, а приписывание их сотворения природе порождает сложность в степени невозможности.

Нелепость третья. Для разъяснения этой нелепости приведём два примера, изложенных в некоторых местах «Рисале-и Нур».

Пример первый. В некий дворец, оснащённый и украшенный всевозможными произведениями цивилизации, возведённый в безлюдной пустыне, вошёл дикий человек и стал его рассматривать. Во дворце он увидел тысячи прекрасных искусных вещей! По дикости и глупости предположив, что нечто внутри этого дворца, без вмешательства извне, сотворило его вместе со всеми предметами и вещами, он приступил к изучению. И что бы ни попалось ему на глаза, даже его дикий разум не соглашался с тем, что эта вещь способна была сотворить дворец! Однако затем он увидел книгу, в которой были записаны план строительства дворца, перечень предметов и вещей, а также законы управления дворцом. И несмотря на то, что эта безрукая, незрячая, неумелая книга, как и прочие вещи внутри дворца, совершенно не обладает никакими способностями для строительства и украшения этого дворца, этот дикий человек, увидев, что она, в отличие от иных вещей, посредством записанных в ней законов и плана имеет отношение ко всему, что есть во дворце, вынужденно, от безвыходности решил: «Эта книга, построив, упорядочив и украсив этот дворец, сотворила все эти вещи и расставила их по своим местам». Так его дикость превратилась в абсурдные идеи опьяневших глупцов.


Примечание: В случае наличия связи [с Творцом] это семечко, получив указание от Божественного предопределения, удостоится совершения таких удивительных дел. Если же эта связь оборвётся, то сотворение этого семечка потребует ещё больше инструментов, сил и искусства, нежели сотворение огромного соснового дерева. Ибо понадобится, чтобы воплотившаяся в материю и растущая в горах сосна, являющаяся произведением могущества, со всеми своими частями и инструментами содержалась в некоем нематериальном дереве, являющемся произведением предопределения и находящимся в этом семечке. Ведь это семечко – своего рода фабрика этого дерева. Программа дерева, содержащаяся внутри семечка, с помощью могущества материализуется  и становится материальной сосной.


Так вот, подобно этому примеру, в этот дворец Вселенной, который несравненно более упорядоченный, превосходный и необычайно мудрый, чем дворец из примера, входит дикий человек, несущий идею натурализма, которая ведёт к отрицанию Бога. Не думая о том, что всё это является произведением искусства и творчеством Необходимо Сущего Творца, Который – вне круга вероятностных существ, и отвергая Его, он видит некий сборник Божественных законов мироздания и некий перечень Божественных творений, ложно, ошибочно названный Природой, которая является словно доской для Божественного предопределения, на которой пишут и стирают, и изменяющейся книгой законов и правил действия Божественной силы. И говорит: «Поскольку существование этих вещей требует наличия причины, то из всех этих вещей ни одна не подходит на эту роль, кроме этой книги. И хотя разум никоим образом не согласится с тем, что эта слепая, неразумная, бессильная книга способна на сотворение, требующее наличия безграничного могущества и являющееся делом исключительно абсолютного господства, но коль я не признаю Извечного Творца, то мне не остаётся ничего, кроме как заявить, что всё сотворила и творит эта  книга». 

Мы же скажем: «О опьянённый глупец! Вынь свою голову из болота натурализма, оглянись и узри, что все создания – от атомов до звёзд – различными языками свидетельствуют о Могущественном Творце, сотворившем этот дворец и записавшем в этой книге его программу! Взгляни на Его повеление, вними Корану и избавься от тех нелепостей!»

Пример второй. Некий дикий человек входит на территорию огромной воинской части и видит согласованные действия весьма организованной армии, выполняющей учения. Он  замечает, как полк, батальоны и отряды встают, приседают, маршируют, следуя жестам одного военного, и как все стреляют, повинуясь одной лишь команде «огонь!» Из-за того, что его грубый, дикий разум не понимает, что командующий осуществляет своё командование, опираясь на государственное устройство и на Закон правителя, этот дикий человек отвергает это и воображает, что все эти солдаты связаны между собой какими-то невидимыми нитями. Он поражается, представляя, насколько же удивительной должна быть эта воображаемая нить! Затем он продолжает свой путь и попадает на пятничную молитву в такую величественную мечеть, как Айя-София. Там он видит, как верующие, следуя голосу одного лишь человека (имама — прим.пер.), одновременно становятся в ряд, наклоняются, совершают земной поклон и садятся. Не понимая шариата, состоящего из свода духовных, нематериальных, небесных законов, а также духовных правил, основывающихся на повелениях Властителя шариата, он воображает, что эти верующие связаны материальными нитями, которые приводят их в движение. И с такой позорной мыслью, от которой смешно даже самому хищному зверю в облике дикого человека, он продолжает свой путь…

Так вот, подобно этому примеру, в этот мир, являющийся своего рода грандиозным гарнизоном для бесчисленного множества войск Всевышнего Царя извечности и вечности, а также прекрасно устроенной мечетью для поклонения Ему, входит неверующий, несущий безбожную идею натурализма, представляющую собой исключительную дикость. Итак, воспринимая нематериальные законы устройства Вселенной, исходящие от мудрости извечного Властелина, как нечто материальное, и представляя правила, обладающие всего лишь умозрительным существованием и относящиеся к великому естественному шариату (закону) Всевышнего и к условным законам Его правления (рубубият), как нечто материально существующее, таким образом устанавливать эти законы и правила, обладающие всего лишь умозрительным существованием и исходящие от знания и речи, вместо Божественного могущества и приписывать им способность сотворять, затем называя их Природой, а также воспринимать силы, являющиеся лишь проявлением Божественного могущества, как независимых обладателей могущества, – это в тысячекратной степени большая дикость, нежели дикость человека из примера.

Одним словом, то мнимое и нереальное, что натуралисты именуют природой, если и имеет материальную реальность, то, в крайнем случае, может быть лишь творением, но не Творцом, лишь неким узором, но не художником, только законами, но не правителем, сводом естественных законов, но не законодателем, созданной завесой величия, но не Создателем, лишь объектом, но не субъектом воздействия, неким Законом, но не силой, не всемогуществом, неким лекалом, но не чертёжником!

Вывод.

Поскольку создания существуют и, как сказано в предисловии этой темы, поскольку для появления того или иного существа, согласно разумному суждению, невозможно представить иных путей, кроме четырёх, причём ошибочность трёх из четырёх путей была твёрдо доказана на примере трёх очевидных нелепостей каждого из них, то, следовательно, твёрдо и очевидно подтверждается четвёртый путь – путь единства Создателя. И путь этот, как сказано в аяте:

اَفِى اللّٰهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ  «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли!?» (Коран, 14:10)  несомненно и очевидно показывает Божественность Необходимо Сущего, показывает, что всё непосредственно исходит от Его Могущества и что небеса и земля находятся в Его правлении.

О несчастный человек, поклоняющийся причинам и природе! Природа любой вещи, как и сама вещь, является созданием, поскольку она искусна и имеет начало. Внешние, видимые причины – являются искусными творениями, как и их следствие. Существование всякой вещи связано со многими органами и инструментами. Стало быть, существует один абсолютно Всемогущий (аль-Кадир), сотворивший эту природу и создавший эти причины. Нуждается ли этот абсолютно Всемогущий (аль-Кадир) в том, чтобы ничтожные причины были соучастниками в Его управлении и сотворении? Разумеется, нет! Следствие вместе с причиной сотворил непосредственно Он, посредством придания упорядоченности установив лишь внешнюю причинно-следственную связь для проявления своих имён и демонстрации своей мудрости. Он установил причины и природу в качестве внешних завес для своего могущества, дабы они стали мишенью для кажущихся недостатков, изъянов и внешнего отсутствия милосердия, тем самым сохранив своё Божественное величие. 

Интересно было бы знать, что же легче для часового мастера: изготовление деталей часов с последующей их сборкой в соответствующем порядке либо изобретение внутри этих деталей некоего удивительного механизма и дальнейшее предоставление сборки этих часов этому неживому механизму? Интересно, разве это не выходит за рамки возможного? Рассуди же своим бессовестным разумом! И что проще: если какой-нибудь писатель принесёт чернила, перо, бумагу и с их помощью напишет книгу либо если он специально для этой книги изобретёт внутри бумаги, чернил и пера некую пишущую машинку, которая ещё более искусна и ещё более сложна, нежели сама книга, а затем прикажет этой неразумной машине писать? Разве это не во сто крат сложнее, чем написание книги от руки?

Возможно, ты спросишь: «Да, изобретение такой машинки, которая сама пишет книгу, в сто раз сложнее [написания] самой книги. Но, возможно, есть некое облегчение в отношении того, что эта машинка является средством для написания многих экземпляров этой же книги?»

Ответ. Извечный Творец, Своим безграничным могуществом постоянно обновляя бесчисленные проявления своих Имён, дабы показать их в различных формах, сотворил создания и лица таким образом, что ни одно Его письмо и ни одна Его книга не могут быть точными подобиями других писем и книг. Так или иначе, для выражения разных смыслов будут необходимы разные лица. 

Если ты зрячий, то обрати внимание на человеческое лицо. Достоверно известно, что со времён Адама вплоть до наших дней и даже до самой вечности это небольшое по своему размеру лицо, обладая, как и все остальные лица, основными органами, в то же время отличается от них наличием тех или иных уникальных черт. Поэтому каждое лицо – это отдельная книга. И для одного лишь придания искусности уже требуется отдельный набор письменных принадлежностей, отдельный порядок и уникальное написание. К тому же, для доставки элементов, для их размещения и установки всего необходимого для тела необходима отдельная мастерская.

Что ж, допустим невозможное и посмотрим на природу как на типографию. Но ведь помимо составления и печатания, то есть штампования уже чего-то составленного в определённом порядке, что относится к типографии, для изготовления веществ из окружающего мира, составляющих живой организм, элементы которых взяты в определённой мере и в особом порядке, что в сто раз сложнее, чем это составление, а также для доставки и передачи их в распоряжение типографии, требуются могущество и воля создавшего её абсолютно Всемогущего (аль-Кадир) Творца. Следовательно, такая вероятность и такое предположение являются сущей нелепостью.

Подобно этим примерам с часами и книгой, Могущественный Творец, Властный над всякой вещью, сотворил причины и сотворяет их следствия. Своей мудростью Он установил причинно-следственные связи. Своей волей Он определил проявление великих законов мироздания, регулирующих всевозможные процессы во Вселенной, и установил природу вещей, являющуюся лишь неким зеркалом и отражателем этого проявления в творениях. Также, своим могуществом Он создал ту сторону природы, которая удостоена материального бытия, на основе этой природы сотворил всех созданий и смешал их. Интересно, что проще: признать эту разумную истину, подтверждённую многочисленными доказательствами, или же приписать всю эту деятельность, с мудростью и знанием происходящую во Вселенной, а также сотворение бесчисленных инструментов и приспособлений, необходимых для существования любого создания, тому, что вы называете причиной и природой, которые в действительности являются неживыми, неразумными, сотворёнными, простыми, заявив, что  это они управляют данными процессами? Разве первое не является обязательно необходимым, а второе – выходящим за пределы вероятного и возможного?! Оставляем это на совести твоего бессовестного разума.

Человек, отрицающий Творца и поклоняющийся природе, говорит: «Коль ты взываешь к моей совести, я, так и быть, признаю, что путь, которому мы ошибочно следовали до сих пор, и совершенно нелеп, и безобразен, и очень вреден. Обладающий хоть крупицей разума поймёт, исходя из ваших предыдущих исследований, что приписывать причинам и природе способность творить невозможно и нелепо, а относить сотворение непосредственно Необходимо Сущему Творцу является необходимым и обязательным. Я принимаю веру и благодарю за неё Аллаха. Однако у меня осталось одно сомнение: я согласен с тем, что Всевышний Аллах является Творцом, но какой ущерб, какой вред способно нанести Его Господству (Рубубият) вмешательство некоторых мелких причин в сотворение незначительных вещей и приобретение ими некоторой доли восхваления?»

Ответ. Как мы весьма убедительно доказали в некоторых трудах «Рисале-и Нур», правление требует отвержения вмешательства. Даже самый мелкий правитель или чиновник отвергает вмешательство собственного сына в дела своего правления. И даже некоторые религиозные правители, будучи халифами, опасаясь вмешательства в свою власть, убивали своих невинных детей, что свидетельствует о том, насколько сильно этот принцип отвержения вмешательства господствует в сфере управления и власти. Принцип отвержения соучастия, служащий необходимым и обязательным условием независимости власти, не приемлет как двух начальников в одном селе, так и двух правителей в одном государстве. Этот принцип многократно находил своё проявление в истории посредством смут и хаоса. Взгляни же на то, с какой силой этот принцип отвержения вмешательства проявляет себя даже у бессильных людей, нуждающихся в поддержке, обладающих лишь тенью власти и господства! Посмотри, как он препятствует вмешательству других, как не признаёт соучастия в своей власти и фанатично стремится сохранить независимость на своём уровне! Затем, если можешь, узри, какой несомненной необходимостью Божественного Господства является это отвержение вмешательства и соучастия и непринятие сотоварища у Всемогущего, чья Абсолютная Власть находится на уровне абсолютного господства (рубубият), чьё абсолютное правление – на уровне Божественности (Улухият), чья абсолютная независимость – на уровне Его единственности (ахадият) и чьё абсолютное величие – на уровне абсолютного могущества (кадирият).

Вторая же сторона твоего сомнения говорит: «Неужели уменьшится поклонение всех созданий, начиная от атомов и заканчивая звёздами, Необходимо Сущему Творцу, являющемуся абсолютно достойным поклонения, если некоторые незначительные вещи будут направлять часть своего поклонения некоторым причинам?» 

Ответ. Мудрый (аль-Хаким) Творец (аль-Халик) этой Вселенной, создав Вселенную в виде некоего дерева, самым совершенным его плодом сделал разумные существа, а среди них наиболее содержательным плодом – человека. И самым важным в человеке, и даже целью его сотворения и плодом его жизни являются благодарение и поклонение. Так разве же этот абсолютный Властелин и независимый Повелитель, этот Единый и Единственный, сотворивший Вселенную чтобы дать Себя полюбить и познать, предоставит человека, являющегося плодом всего сущего, а также его благодарение и поклонение, являющиеся его высшим плодом, другим? Разве Он, вопреки своей мудрости, обессмыслит цель сотворения и плод Вселенной? Никогда и ни за что! Разве Он допустит, чтобы создания поклонялись другим, тем самым отрицая Его Мудрость и Господство? И разве Он позволит, вопреки Своим деяниям, показывающим, что Он в безграничной степени даёт полюбить и познать Себя, передав другим причинам благодарность и признательность, любовь и поклонение Своих самых совершенных созданий, тем самым дать забыть Себя и отрицать Свои высшие замыслы сотворения Вселенной? Не так ли, о друг, отказавшийся от обожествления Природы?!

И сказал тот человек: «Хвала Аллаху! Помимо того, что разрешились два моих сомнения, ты показал два настолько ясных и мощных доказательства Единства Всевышнего, а также того, что лишь Он поистине достоин поклонения и того, что всё прочее, кроме Него, недостойно поклонения, что отрицание этих доказательств подобно высокомерному отрицанию солнца и дня!»