Содержание: Двенадцатое Сияние

ДВЕНАДЦАТОЕ СИЯНИЕ

اِنَّ اللّٰهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتٖينُ ۞ اَللّٰهُ الَّذٖى خَلَقَ سَبْعَ سَمٰوَاتٍ وَمِنَ الْاَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْاَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا اَنَّ اللّٰهَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ وَ اَنَّ اللّٰهَ قَدْ اَحَاطَ بِكُلِّ شَىْءٍ عِلْمًا

Здесь в двух пунктах разъясняются две истины этих аятов, ставших поводом для критики со стороны людей науки и современных географов и астрономов.

Первый пункт: Говоря о том, что всё пропитание находится непосредственно в Руках Всемогущего Творца и исходит из сокровищниц Его милости, доказывает, что смерти от отсутствия пропитания не бывает.

Второй пункт: вопреки упрямым философам-географам доказывает, что Земной шар в семи отношениях имеет семь уровней, а также, вопреки философам-астрономам, доказывает, что и небеса также в семи отношениях представляют собой семь уровней. Для таких болтливых безбожников эта тема является своего рода уздой.

Двенадцатое Сияние

Двенадцатое Сияние

   Написано в связи с двумя маленькими вопросами Рэ’фэт Бея и касается двух тонкостей изложения аятов Корана.

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ عَلٰى اِخْوَانِكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ

Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков!

…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44),

Мир вам, и вашим братьям, а также благословение и милость Аллаха!

Мой дорогой, преданный брат, Рэ’фэт Бей!

Твои вопросы, заданные мне в это неподходящее время, застают меня в затруднительном положении. Эти два твоих вопроса, хоть и маленькие, но имеют связь с двумя тонкостями изложения Корана и касаются критики географии и астрономии в отношении семи слоёв земли и семи уровней небес, а поэтому я счёл их важными. Так что, не глядя на их малость, здесь в научном и обширном виде будут вкратце изложены две тонкости, касающиеся двух благородных аятов. И ты возьмёшь из них часть, относящуюся к твоим маленьким вопросам.

ПЕРВАЯ ТОНКОСТЬ. Состоит из двух пунктов

ПЕРВЫЙ ПУНКТ

وَكَاَيِّنْ مِنْ دَٓابَّةٍ لَا تَحْمِلُ رِزْقَهَا اَللّٰهُ يَرْزُقُهَا وَاِيَّاكُمْ ۞ اِنَّ اللّٰهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتٖينُ

«Сколько животных, которые не приносят себе пропитания, – Аллах питает их и вас…» (Коран 29:60).

«Ведь Аллах – Податель надела, Обладатель силы, Мощный!» (Коран 51:58).

По смыслу этих аятов, пропитание находится непосредственно в Руках Всемогущего Творца и исходит из Его сокровищницы милости. Поскольку пища каждого живого существа находится под обязательством Всевышнего, то никто не должен умереть от голода. Между тем, внешне всё выглядит так, словно от голода и от отсутствия пищи умирают многие. Секрет этой истины состоит в следующем:

Обязательство Всевышнего – истина; от отсутствия пищи никто не умирает. Потому что Мудрый и Всемогущий Творец запасает, как резерв, часть отправленного живому существу питания в виде масла и внутреннего жира. Даже часть пищи, отправляемой каждой клетке тела, Он запасает внутри этой же клетки. Делает её неким резервным фондом, который будет расходоваться, когда пища не будет поступать из вне. Так вот, живые создания умирают раньше, чем заканчивается этот запас. Значит, эта смерть происходит не от отсутствия пищи. Скорее, из-за злоупотребления рождается некая привычка и те голодающие умирают от болезни, возникшей в результате этого злоупотребления и оставления привычки.

Да, естественной пищи, запасённой в теле живого существа, в среднем прекрасно хватает на сорок дней. Даже вследствие некой болезни или духовной концентрации этот срок может увеличиться вдвое. И даже тринадцать лет назад (а сейчас уже тридцать девять) газеты писали о том, что в Лондонской тюрьме один человек от своего страшного упрямства продолжал жить в полном здравии, ничего не ев семьдесят дней.

Поскольку это естественное питание продолжается от сорока до семидесяти-восьмидесяти дней… И поскольку проявление имени Всевышнего Раззак (Кормилец) в весьма обширном виде наблюдается на поверхности земли… И поскольку пища совершенно неожиданным образом истекает из материнской груди и появляется из дров… Если исполненный зла человек не вмешается со своим злым умыслом, то в любом случае, до окончания того естественного питания, то имя Всевышнего поспеет тому существу на помощь и не допустит его голодной смерти. В таком случае, умершие от голода, если это произошло до истечения сорока дней, умерли никак не от отсутствия пищи. Скорее смерть наступила в результате некой болезни, возникшей от оставления привычки, которая в свою очередь родилась от разных злоупотреблений. А значит, можно сказать, что от голода умереть нельзя.

Да, невооружённым глазом видно, что пропитание имеет обратную зависимость от силы и воли. Например, некий ребёнок, ещё не пришедший в этот мир, находясь в материнской утробе, полностью лишён какой-либо силы и воли. Но при этом ему даётся пища, ради которой ему не нужно даже шевелить ртом. Затем, когда он приходит в этот мир, у него также нет воли и силы, но в какой-то степени есть способности и некоторые чувства, и поэтому из материнской груди ему в ротик даётся самая прекрасная, самая питательная и легко усваиваемая пища, для получения которой ему нужно лишь шевелить своим ртом. После, когда этот ребёнок обретает некоторую связь с силой и волей, та лёгкая и прекрасная пища начинает от него удаляться. Источник тех грудей иссякает и питание отправляется ему из других мест. Однако, поскольку его воля и сила пока не позволяют находить пропитание, Щедрый Кормилец отправляет ему в помощь сострадание и милосердие родителей. Когда его сила и воля достигают определённого совершенства, пища перестаёт спешить и двигаться ему навстречу. Она стоит на месте и говорит: “Давай, ищи меня, найди и возьми”. Следовательно, пища обратно пропорционально связана с силой и волей. И даже во многих брошюрах мы изложили, что самые бессильные и безвольные животные живут и питаются гораздо лучше других.

ВТОРОЙ ПУНКТ. Вероятности бывают разных видов. Это такие вероятности, как разумная вероятность, закономерная и обычная. Если некое событие находится за кругом разумного, то оно отвергается; если оно будет за кругом закономерного, то является чудом (му’джизе), однако не может легко стать караматом. Если среди закономерного и обычного нет ничего подобного, то данное событие может быть принято лишь с твёрдыми доказательствами, имеющими степень очевидности.

Итак, исходя из этого смысла, необыкновенные состояния Сейида Ахмеда Бедеви, ничего не евшего сорок дней, находятся в кругу закономерного. Они являются караматом и могут быть неким сверхъестественным обычаем. Да, то что Сейид Ахмед Бедеви (Да святится его тайна) пребывал в удивительном и самозабвенном состоянии, передаётся на уровне исторического свидетельства. Бывало так, что он ел один раз в сорок дней. Но так было не всегда, лишь иногда в виде некого карамата. Вероятно, что поскольку его самозабвенное состояние не видело нужды в питании, то для него это имело форму некого обычая. Доподлинно известно ещё о многих чудесных состояниях такого рода, имевших место со множеством святых праведников подобных Сейиду Ахмеду Бедеви (Да святится его тайна). Поскольку, как мы доказали в первом пункте, запаса пищи в организме хватает более чем на сорок дней и не есть в течение этого времени возможно, и достоверно известно, что святые люди обладали таким состоянием, то, конечно, отрицать это неразумно.

ДВЕ ВАЖНЫЕ ТЕМЫ, НАПИСАННЫЕ В СВЯЗИ СО ВТОРЫМ ВОПРОСОМ

Они будут изложены по причине того, что география с астрономия не смогли своими узкими правилами, недалёкими законами и мелкими весами подняться к небесам Корана, не смогли открыть семь уровней смыслов в звёздах его аятов и глупо стали их критиковать, даже отрицать.

ПЕРВАЯ ВАЖНАЯ ТЕМА. Касается того, что у земли, как и у небес, также имеется семь слоёв, уровней. Философам нового времени это положение кажется неверным, их науки о небесах и земле этого не принимают. Они используют данное обстоятельство для возражения против некоторых истин Корана. Относительно этого мы вкратце напишем несколько указаний.

Первое. Во-первых, смысл аята – это одно, а составляющие единицы тех смыслов и их подтверждения – это другое. И если среди многочисленных составляющих того объемлющего смысла не найдётся одной единицы, то это не говорит о том, что весь тот смысл можно отрицать. Из множества единиц составляющих объемлющий смысл аятов, касающихся семи уровней небес и семи слоёв земли, наглядно видны семь подтверждений.

Во-вторых, в аяте прямо не сказано «семь слоёв земли». Аят:

اَللّٰهُ الَّذٖى خَلَقَ سَبْعَ سَمٰوَاتٍ وَمِنَ الْاَرْضِ مِثْلَهُنَّ … اِلٰى اٰخِرِ

Аллах – (Он) Тот, Который сотворил семь небес и из земли подобное же им [семи небесам]…”. (Коран, 65:12).

– явно говорит: “Землю создал подобно семи небесам. И назначил её обителью для Своих созданий”, – не говорит, что создал землю в виде семи слоёв. Подобие же, о котором здесь говорится,– это некая аллегория, касающаяся сотворённости земли и её предназначенности для жизни созданий.

Второе. Земной шар по сравнению с небесами является очень маленьким, но поскольку он удостоен бесчисленных творений Всевышнего и подобен некому их собранию, выставке и центру, то так же как сердце сопоставимо с телом, так и земной шар, как некое сердце и духовный центр сопоставим с огромными бескрайними небесами. Поэтому из аятов Корана можно усвоить знания об известных с давних пор имеющихся на земле в маленьком масштабе семи(*) климатах; семи континентах: Европе, Африке, Австралии, двух Америках, Азии и Антарктиде; и на этой стороне, а также со стороны нового света вместе с морями таких известных частях света, как Восток, Запад, Север и Юг; и об известных науке прилегающих друг к другу и разных семи слоях земного шара, от его центра, до внешней коры; и ставших основой для жизни живых созданий семи содержательных элементах, называемых «семь групп» и включающих в себя семьдесят простых элементов; и вместе с четырьмя стихиями, такими, как вода, воздух, земля и огонь, о таких трёх мирах, как неорганический мир, мир растений и мир животных, составляющих вместе семь слоёв и уровней миров; а также о существующих по свидетельству множества праведных созерцающих людей семи уровнях миров земли, являющихся местом обитания джиннов, ифритов и других живых и разумных созданий; и о существовании семи разных шаров, подобных Земному шару, являющихся местом обитания живых существ, то есть из указания на то, что имеется семь подобных земных шаров, Земной шар был воспринят из Аятов Корана как семь слоёв и уровней.

Итак, то что земля в семи образах и видах имеет семь уровней, подтверждается. Последний смысл, являющийся восьмым, важен с другой точки зрения. В эти семь он не входит.

Третье. Поскольку Абсолютно Мудрый растраты не делает, ненужных вещей не создаёт… И поскольку всё созданное существует для обладателей разума, с ними оно обретает совершенство, оживает и избавляется от бессмысленности… Поскольку явно заметно, тот Абсолютно Мудрый, тот Всемогущий Всевышний оживляет бесчисленные существа на поверхности земли, в воде и воздухе… И поскольку, как вода и воздух не препятствуют перемещению животных, так и плотные материалы, подобные земле и камню не препятствуют прохождению таких материй, как электричество и рентгеновские лучи… Конечно, Этот Мудрый и Совершенный, Этот Неисчезающий Творец не оставит пустыми и заброшенными эти семь целостных слоёв, обширных пространств, миров и пещер, расположенных друг над другом, начиная от центра нашего земного шара и до его наружной коры, являющейся нашими центром и местом жительства. Конечно, Он их оживил; сотворив подходящих для этого созданий, поселил их там. И поскольку эти разумные существа должны быть из рода ангелов и из вида духов, то конечно, для них самые плотные и твёрдые слои всё равно, что море для рыбы и воздух для птицы. И при этом даже ужасный огонь в центре земли должен быть для них таким же, как для нас солнечное тепло. Поскольку эти разумные духовные создания состоят из света, то огонь для них подобен свету.


(*) При написании этой брошюры (в оригинале на Османском), арабское слово “Себ’а — семь”, – семь раз совпало на строчках. Да, и это прекрасно.

Четвёртое. В «Восемнадцатом Письме» был упомянут один пример, касающийся выходящих за рамки разумного сообщений святых праведников, имеющих озарения, описывающих удивительные уровни земли. Вкратце там говорилось следующее:

Земной шар является в явном мире некой косточкой. В мире подобий же и в загробном мире он, словно огромное дерево, имеет величину, способную встать на одном уровне с небесами. То, что те праведники видели уровень земли, на котором живут ифриты, занимающим тысячелетние расстояния, относится не к косточке, находящейся в явном мире, а к ветвям и уровням мира подобий (алем-и мисаль). Поскольку у внешне незначительного уровня земного шара в другом мире имеются такие величавые проявления, то конечно, можно сказать, что соответственно семи уровням небес он тоже имеет семь уровней. И для того, чтобы напомнить о вышеупомянутых пунктах, аяты Корана лаконичным и красноречивым образом показывают эту маленькую землю в противовес семи уровням небес.

ВТОРАЯ ВАЖНАЯ ТЕМА.

تُسَبِّحُ لَهُ السَّمٰوَاتُ السَّبْعُ وَالْاَرْضُ وَمَنْ فٖيهِنَّ … اِلٰى اٰخِرِ

ثُمَّ اسْتَوٰٓى اِلَى السَّمَٓاءِ فَسَوّٰيهُنَّ سَبْعَ سَمٰوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلٖيمٌ

«Прославляют Его семь небес и земля, и те, кто на ней…» (Коран 17:44). «…Потом обратился к небу и устроил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ!» (Коран 2:29).

Эти и подобные им благородные аяты повествуют, что небеса представляют собой семь небес. В толковании, носящем название “Ишаратуль и’джаз” мы в первый год Мировой войны, находясь на фронте и будучи вынужденными сокращать, весьма сжато изложили эту тему. И теперь уместно привести оттуда лишь один вывод. Итак:

Древняя мудрость, вообразив, что небес девять, прибавила к семи небесам называемые языком Шариата Арш и Курси и описала всё это неким поразительным образом. Пышные повествования гениальных мудрецов (философов), представляющих ту древнюю мудрость, на протяжении долгих веков держали человечество под своим воздействием. Даже многие толкователи Корана были вынуждены подгонять под их принципы толкования внешних смыслов Аятов Корана. Тем самым красноречие Мудрого Корана было в некоторой степени закрыто завесой. Новая философия же, называемая новой мудростью, абсолютно противореча перебору древних мудрецов, словно вовсе отрицает существование небес. Первые перебрав, о вторые недобрав, не смогли показать истину полностью.

Святая же мудрость Корана, оставив перебор с недобором и избрав золотую середину, говорит: Всевышний Творец создал семь уровней небес. Движущиеся звезды же, словно рыбы странствуют в небе и восхваляют Аллаха. В хадисе сказано: اَلسَّمَاءُ مَوْجٌ مَكْفُوفٌ .То есть: “Небо – это некое море, чьи волны остановились”.

Итак, посредством семи основ и семи граней смысла мы в весьма сжатом виде докажем эту истину Корана.

Первая основа. Наука и мудрость подтверждают, что этот бескрайний мир космоса не является бесконечной пустотой, но заполнен некой материей, называемой “Эфиром”.

Вторая основа. Согласно науке и разуму, и даже очевидности, является твёрдо установленным, что существует некая материя, заполняющая этот космос и служащая связью таких законов, как притяжение и отталкивание небесных тел, а также по которой передаются и распространяются силы таких материй, как излучение, тепло и электричество.

Третья основа. Испытаниями подтверждено, что материя эфира, оставаясь при этом эфиром, подобно другим материям, находится в разных состояниях и в различных формах. Да, подобно тому, как пар, вода и лёд, представляющие собой три разных вида вещей: газообразные, жидкие и твёрдые – образуются из одной материи. Также и нет никаких разумных препятствий для того, чтобы материя эфира образовывала семь видов уровней и это никак не может быть поводом для возражений.

Четвёртая. Если внимательно присмотреться к небесным телам, то становится видно, что уровни этих высоких миров имеют различия. Например уровень, находящийся в великой системе имеющей форму облака и известный под названием “Млечный путь”, конечно не похож на уровень «неподвижных» звёзд. Эти звезды неподвижного уровня – словно созревшие, спелые летние плоды. А бесчисленные звезды Млечного пути, видимого в виде облака, только-только появившись начинают поспевать. И верное чутьё подсказывает, что неподвижный уровень отличается также и от уровня Солнечной системы. И так далее, с помощью чувств восприятия и интуиции становится понятным отличие друг от друга семи систем и семи уровней.

Пятая. Интуитивно и индуктивно, чувствами восприятия и испытаниями подтверждается, что если в некой материи начнётся формирование и упорядочение, и из этой материи будут создаваться другие творения, то, конечно, образуются различные слои и формы. Например, когда начинается формирование в материи алмаза, рождаются такие виды веществ, как зола, уголь и алмаз. И, например, когда начинает формироваться огонь, он подразделяется на уровни пламени, дыма и угля. И например, когда кислород соединяется с водородом, из этого соединения образуются и вода, и лёд, и пар. Из этого становится понятно, что если в некой однородной материи начнётся формирование, она расслоится на уровни. В таком случае, поскольку в материи эфира Созидательная Мощь Создателя взялась за формирование, то конечно, по смыслу:

 فَسَوّٰيهُنَّ سَبْعَ سَمٰوَاتٍ «…и устроил его из семи небес» (Коран 2:29),– создала из него семь видов небес, представляющих собой семь разных уровней.

Шестая. Эти вышеупомянутые признаки необходимо указывают и на существование, и на множественность небес. Поскольку небес точно несколько… И поскольку Верный Вестник, языком Корана – Превосходно Излагающего, говорит что их семь… Значит, конечно их семь.

Седьмая. Поскольку в арабском языке такие обороты как семь, семьдесят, семьсот, повествуют о множестве, то эти семь объединяющих слоёв могут заключать в себе ещё большое множество слоёв.

Вывод. Всемогущий Творец, создав из материи эфира семь уровней небес, и придавая им равновесие, упорядочил их в весьма точной и удивительной гармонии и засеял звёздами. Поскольку Коран – Превосходно Излагающий является некой извечной проповедью, говорящей со всеми слоями людей и джиннов… Конечно, каждый слой человечества получит свою долю из каждого аята Корана, и каждый аят Корана будет содержать множество разных косвенных и указательных смыслов, которые удовлетворят понимание каждого слоя.

Да, содержательность и значения проповеди Корана, широта его указаний, его учтивость в отношении степени понимания всех слоёв человечества, от самых простых людей и до самых образованных, показывают, что у каждого его аята есть по одной грани обращённой к каждому людскому слою, по одному смотрящему на каждый из них лицу. Итак исходя из этого секрета, обобщающий смысл слов “семь небес” разъясняет для слоёв человечества семь разных смысловых уровней. А именно:

Под словами аята:

فَسَوّٰيهُنَّ سَبْعَ سَمٰوَاتٍ   «…и устроил его из семи небес» (Коран 2:29),  узко мыслящие люди понимают слои атмосферы. Другой слой человечества, сбитый с толку астрономией, понимает под этим известные “Семь планет” и их орбиты. Ещё одни люди понимают семь других планет, похожих на нашу и также ставших местом жизни живых существ. Другая часть человечества понимает разделение на семь уровней солнечной системы и существование вместе с нашей солнечной системой семи таких систем. Ещё одна часть человечества понимает то, что материя эфира подразделяется на семь уровней. Ещё более широко мыслящий слой человечества считает, что все видимые небеса украшенные звёздами, являются одним небом. И называя его небом этого мира, понимает из этого аята, что кроме него есть ещё шесть уровней небес. И седьмой слой человечества и самый высокий из него, не думает, что семь небес ограничены лишь явным миром, но считает, что имеется семь небес, каждое из которых является некой отдельной оболочкой и крышей для всех миров: этого и потустороннего, скрытого мира и мира подобий.

И так далее… Подобно вышеупомянутым уровням смысла “семи небес”, в совокупности этих аятов есть ещё множество мелких значений. Каждый, согласно своему пониманию, берёт из них свою долю. И каждый находит свою пищу на этой небесной трапезе.

Поскольку у этих аятов есть столько верных подтверждений, то нападки на них нынешних неразумных философов и беспутных астрономов, прикрываясь при этом отрицанием небес, подобны бросанию пакостными детьми камней в звёзды, видимые на небе, намереваясь сбить одну из них на землю. Потому что, если верно хотя бы одно из подтверждений совокупного смысла аята, то весь этот смысл становится верным и справедливым. Даже смысл, которого нет в реальности, но который “ходит” у всех на языках, для того, чтобы почтить общее мнение, может войти в ту совокупность. Между тем, мы увидели много настоящих и истинных смыслов. Так посмотри же теперь на эту несправедливую и бессовестную географию и на эту опьяневшую и беспутную астрономию: как обе эти науки, ошибаясь, закрыли глаза на истинный, настоящий и верный совокупный смысл аята и не видя множество его верных подтверждений, возомнили его значением некий странный воображаемый единичный смысл и бросили в этот аят камень, разбили свою голову и потеряли веру!

Вывод. Поскольку подобные джиннам и дьяволам нерелигиозные, материалистические мысли не могут взойти к семи уровням небес Корана, ниспосланного в семи чтениях, в семи сторонах, в семи чудесах, в семи истинах, в семи столпах, то, не зная, что есть среди звёзд его аятов, они приносят ложные и ошибочные сведения. И от звёзд этих аятов на их головы падают метеоры, подобные вышеприведённым изысканиям и сжигают их. Да, с философией джиноподобно мыслящих философов на небеса Корана не взойти. Но к звёздам аятов можно подняться лишь посредством вознесения истинной мудрости и крыльев Веры и Ислама.

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى شَمْسِ سَمَاءِ الرِّسَالَةِ وَ قَمَرِ فَلَكِ النُّبُوَّةِ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ نُجُومِ الْهُدٰى لِمَنِ اهْتَدٰى

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

اَللّٰهُمَّ يَا رَبَّ السَّمٰوَاتِ وَ الْاَرْضِ زَيِّنْ قُلُوبَ كَاتِبِ هٰذِهِ الرِّسَالَةِ وَ رُفَقَائِهٖ بِنُجُومِ حَقَائِقِ الْقُرْاٰنِ وَ الْاٖيمَانِ اٰمٖينَ

«О Аллах! Благослови и приветствуй нашего Господина Мухаммада, являющегося солнцем небес посланничества и луной над горизонтом пророчества, и его семью и сподвижников, которые словно путеводные звёзды для тех, кто нашёл дорогу!»

«…Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (Коран, 2:32).

«О Аллах! О Хозяин небес и земли! Укрась сердце того, кто написал эту книгу и сердца его друзей звездами истин Корана и Имана. Амин!»

 

* * *