Второе Приложение к Трактату «Капелька»

Приложение к «Капельке»

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

الحمد لله الذي تقدست عن الاشباه ذاتهُ، وتنزّهت عن مشابهة الأمثال صفاتُه، الخلاّق الذي؛ ذاك العالمُ الكبير إبداعهُ.. وهذا العالمُ الصغير «أي الإنسان» إيجادهُ.. وذا انشاؤه وهذا بناؤه.. وذا صنعتهُ وهذا صبغتهُ.. وذا نقشه وهذا زينتهُ.. وذا رحمتهُ وهذا نعمته.. وذا قدرتهُ وهذا حكمته.. وذا عظمتهُ وهذا ربوبيتهُ وذا مخلوقهُ وهذا مصنوعهُ.. وذا ملكهُ وهذا مملوكهُ.. وذا مسجدهُ وهذا عبده.. وعلى جوانبهما بل على كلِّ جزءٍ منهما سكتهُ الناطقة بأن الكلَّ مالهُ

اَللّٰهُمَّ يَا قَيُّومَ الْاَرْضِ وَ السَّمَاءِ اِنَّا نُشْهِدُكَ وَ جَمٖيعَ مَصْنُوعَاتِكَ وَ جَمٖيعَ خَلْقِكَ بِاَنَّكَ اَنْتَ اللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا اَنْتَ وَحْدَكَ لَا شَرٖيكَ لَكَ وَ نَسْتَغْفِرُكَ وَ نَتُوبُ اِلَيْكَ وَ نَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُكَ وَ رَسُولُكَ اَرْسَلْتَهُ رَحْمَةً لِلْعَالَمٖينَ اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلَيْهِ كَمَا يُنَاسِبُ حُرْمَتَهُ وَ كَمَا يَلٖيقُ بِرَحْمَتِكَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

Знай, мой дорогой брат! На стороне того, кто вручает себя Аллаху, находится всё. Однако, всё обращается против того, кто не вручил себя Аллаху. Принадлежать же Аллаху возможно лишь отрекшись от всего, а также с осознанием того, что всё исходит от Него и к Нему предстоит возвращение.

Знай, мой дорогой брат! Существование и всё для него необходимое даны тебе Аллахом не в качестве собственности. Иными словами, они даны тебе не для распоряжения ими по собственному усмотрению как личным имуществом, а для того, чтобы пользоваться ими в соответствии с тем, что угодно Аллаху. Да, гость не вправе допускать излишество в еде и в других вещах против воли и желания хозяина.

Знай, мой дорогой брат! Как же могут считать неразумными Конец Света и всеобщее Воскрешение те люди с затуманенными глазами, которые своим слепым взором видят происходящие перед ними бесчисленные частные воскрешения?! Удивительно, если они видят ежегодное воскрешение фруктов на цветущих и плодоносящих деревьях, то как после этого не стыдятся считать невозможным всеобщее Воскрешение?! Если они хотят очевидно узреть всеобщее Воскрешение, при условии, что разум у них будет на месте, пусть летней порой войдут в сад земного шара. Разве эти сладкие, медовые, тонкие и изящные чудеса Могущества – нежные создания, висящие на ветвях деревьев – не являются теми же, или копиями тех, что были раньше, то есть умерших и ушедших плодов?!

Если бы у этих фруктов, как и у людей, была единственность души, то разве эти ушедшие и вновь пришедшие плоды не были бы одними и теми же?! Однако, поскольку у них нет души, между ними есть такое, близкое к тождественному, подобие, что они как будто бы и не те, но и не другие. Так разве может считать невозможным воскрешение тот, кто видит это состояние плодов?!

А также, разве может быть трудным всеобщее Воскрешение для Извечного Могущества, Которое на неких духовных лифтах поднимает необходимое питание на высокие ветви деревьев, и из этих сухих, безжизненных сучьев создаёт и низводит такие улыбающиеся плоды, как тутовник и абрикос, приводя те сухие деревья в удивительное состояние и в чудный, живой вид?! Конечно, нет! Для Могущества, Которое низводит эти тонкие и нежные творения из тех сухих деревьев, не может быть сложным ничего. Ответ на вопрос очевиден. Однако те, чьи глаза слепы, видеть это не могут.

Знай, мой дорогой брат! Каждая сура Превосходно Излагающего Корана вкратце заключает в себе всё его содержание, а также содержит цели и важные рассказы, упомянутые в других сурах. Мудрость этого состоит в том, чтобы люди, которым время не позволяет прочесть весь Коран или которые могут прочесть только одну его часть либо суру, не лишились награды (саваб), являющейся результатом полного прочтения Корана.

Да, имеющиеся среди обязанных выполнять религиозные предписания (мукалляф) неграмотные зачастую могут прочесть лишь одну суру. Для того, чтобы и их не обделить полной наградой (саваб), превосходное красноречие Корана, следуя этой чудесной особенности, сделало одну суру подобием целого Корана.

Знай, мой дорогой брат! Тому, кто нематериален, и тем более тому, кто управляет множеством, противоположным своей сути, нет нужды вступать в непосредственный контакт и заниматься каждой единицей этого множества.

Да, управление и наведение порядка неким командиром среди рядовых солдат возникает исключительно посредством его приказов и воли. Если же обязанности и дела командования возложить на рядовых, то для наведения порядка понадобится, либо чтобы этим занимался каждый солдат лично, либо чтобы каждый солдат превратился в командира.

Исходя из этого, управление созданиями Всевышний Аллах осуществляет посредством приказа и воли. Непосредственного контакта (прикосновения) нет. Это подобно освещению солнцем Вселенной.

Знай, мой дорогой брат!(*) Cогласно своему жизненному положению, человек подобен сорвавшемуся с горы и угодившему в селевой поток или падающему с высотного здания.

Да, здание жизни рушится. Самолёт бытия проносится подобно молнии. Время быстро вращает селевые колёса. Также и корабль земли, двигаясь с большой скоростью, читает аят تَمُرُّ مَرَّ السَّحَابِ «…они движутся так быстро, словно облака…» (Коран 27:88). Быстро перемещаясь на этом корабле, пусть человек подумает, что в руки, протянутые к недозволенным мирским наслаждениям, вонзятся ядовитые шипы. Поэтому, глядя на отравленные стрелы этого мира, не тянись за ними. Боль расставания сильнее наслаждения встречи.

О, мой повелевающий нафс! Я тебе не подчиняюсь. Поклоняйся кому пожелаешь и бегай за кем хочешь. Я же могу быть рабом только Мудрого, Великого Творца, Который, создав меня, подчиняет мне Солнце, Луну и Землю.

А также, сев на самолёт бытия, летящий в пространстве предопределения, или в локомотив времени, молниеносно движущийся через тоннели и мосты между горами жизни, я прошу помощи у Милостивого и Милосердного Создателя, направляющего меня ко входу тоннеля могилы, подобной перрону страны вечности.


* Важно.

А также, мольбы, воззвания и просьбы я обращаю лишь к бесконечно Могущественному Великому Господу – Господу, способному обездвижить приводящие Земной шар в движение колёса Вселенной; Господу, способному остановить ход времени, соединив Солнце с Луной, и властному удержать скатывающийся с вершин бытия мир! Ведь мои стремления и цели связаны со всем сущим!

А также, я не поклоняюсь никому, кроме Пресвятого Аллаха, слышащего самые тонкие и сокровенные желания моего сердца и удовлетворяющего его стремления и чаяния, а также способного дать вечное счастье, желаемое моим разумом и мечтами. Да, Могущество, по воле которого настаёт Конец Света и земной мир превращается в мир Иной, мощно над всем. От взора такого Могущества не скроется даже частица! Солнце, полагаясь на свою величину, не спасётся от рук этого Могущества!

Да, благодаря познанию Всевышнего, страдания превращаются в наслаждения. Если же не познать Его, то знания переходят в сомнения, мудрость обращается в болезни и беды, а существование преобразуется в небытие. Жизнь превращается в смерть, свет – во мрак, а наслаждения – в грехи.

Да, если нет знания о Нём, то друзья человека, его имущество и владения становятся его врагами. Существование становится бедой, совершенство – тщетой; житие – пустотой; жизнь – мучением; разум – наказанием; стремления – страданиями.

Да, для того, кто является рабом и слугой Аллаха, слугой будет всё сущее. Это возможно с верой и осознанием того, что всё сущее принадлежит Аллаху.

Да, Могущество сотворило человека в неком состоянии, связанном с очень многими кругами, дав ему такие волю и силы, что его руки могут дотянуться лишь до самого малого из тех кругов. В самых же широких кругах – от земли до небес, от извечности до вечности – обязанностью человека является только мольба (дуа). Благородный аят

قُلْ مَا يَعْبَؤُا بِكُمْ رَبّٖى لَوْلَا دُعَاؤُكُمْ

«Скажи: «Не озаботился бы о вас Господь, если бы не ваши мольбы» (Коран 25:77)

достаточен для освещения и доказательства этой истины.

Таким образом, подобно тому, как ребёнок просит у своих отца и матери то, до чего не может дотянуться, раб Божий своими слабостью и нуждой обращается к своему Господу, просит у своего Создателя.

Знай, мой дорогой брат! Наблюдаемое в вещах видовое и индивидуальное единство произошло от секрета единства Творца, и это потому, что сила не рассеивается. Сила могущества Всевышнего не дробится, не разделяется, не расходуется на что-то в большей, на что-то в меньшей степени. Если бы единства не было; если бы в расходах, производимых могуществом, были различия, то и в творениях имели бы место различия и беспорядочность. Значит, единство могущества в управлении творениями подобно солнечному освещению, при котором единое солнце, не делая различий, освещает всё – большое и малое, в то же время присутствуя рядом со всем посредством своего отражения. Исходя из этого, если деятельность жалкого, безжизненного, мёртвого и удостоенного проявления имени «Нур» (свет) Солнца, являющегося несущей обязанность единицей круга творений, в связи с секретом единства, настолько упорядоченна, то каково же распоряжение и управление творениями Извечным Солнцем, Вечным Султаном, Неизменным Вседержителем, Необходимо Сущим, Единым и Единственным?!

Знай, мой дорогой брат! Первое среди самых верных свидетельств единства Творца – это единство, наблюдаемое в частных и общих вещах. Ведь любая вещь – от частицы и до мира – характеризуется единством и связана с ним. Значит, Творцу присуще единство. Он – Единый.

Второе это то, что в каждой вещи, согласно её способностям, имеется совершенная искусность. В таких вещах, как самое простое маленькое растение или животное, даже слепые глаза увидят удивительные и потрясающие произведения искусства!

Третье лёгкость в сотворении и создании всякой вещи. Видимая воочию лёгкость в сотворении не нуждается в аргументах и доказательствах.

Знай, мой дорогой брат! Из магазина земного шара вы обеспечиваетесь продуктами питания, питьём, одеждой и всем необходимым. Если все эти товары, получаемые вами бесплатно, брать не из Божественной сокровищницы, а поручать их производство отдельным причинам, то интересно, за какое время и насколько дорогим получится один такой плод, как гранат?! Ведь этот гранат связан со всеми вещами. Невозможно, чтобы он получил существование в короткий срок и дёшево. И в то же время, содержащиеся в нём узоры, порядок, искусство, аромат, вкус, запах и им подобные тонкие вещи дают понять, что этот гранат является творением такого Творца, Который создаёт без сложности и без соприкосновения.

В таком случае, если Творец вещей магазина этого земного шара, в каждой точке которого для удовлетворения вкусов и прихотей насекомых имеются тысячи разных тонких чудес, бесплатно и настолько обильно раздаёт такие ценные, искусные вещи, то Он либо является бессознательным, бесчувственным, безвольным, незнающим, действующим непроизвольно и несовершенным – такая же вероятность является очевидно ложной и не требует доказательств, либо сделал эту сокровищницу некой скатертью милости для временно пребывающих здесь людей, готовящихся к уходу в Иной мир. Сотворение вещей в этой скрытой сокровищнице связано с повелением «Будь!». Внутренняя сторона всех вещей (малякут), словно некий узловой центр, находится в Деснице Могущества Мудрого, Всемогущего, Обладающего абсолютной волей, Знающего и Необходимо Сущего Создателя.

Вместе с тем, вещи с той Божественной скатерти служат не только для удовлетворения вкусов и удовольствий людей и животных. Кроме частной пользы каждого отдельного потребителя, обращённой к живым созданиям, есть ещё бесчисленные цели и мудрость, касающиеся проявлений Имён Аллаха, а также секретов и характерных черт Его деятельности. Следовательно, появление этого всеобщего угощения, этой благодати от какой-либо слепой силы и придание текущих подобно сели плодов и результатов этих вещей случайности невозможно и абсурдно. Это так, поскольку упорядоченная, мудрая своеобразность (индивидуальность) этих вещей отвергает слепую случайность и совпадение. Также и дешевизна, лёгкость и изобилие, имеющиеся на этой скатерти милости, являются свидетелями, показывающими, что эти вещи исходят от одного Абсолютно Щедрого, Абсолютно Мудрого и Абсолютно Всемогущего.

Знай, о человек, привязанный к причинам! Создание причины, установление причинно-следственной связи и наделение причины всем необходимым для появления следствия, для Того, перед Чьим могуществом частицы равны солнцам, не является чем-то более лёгким, более совершенным и более высоким, нежели создание самого следствия посредством повеления «Будь!».

Знай, мой дорогой брат! Видимые в этом мире – особенно в жизни растений и животных – исчезновение и уничтожение являются ничем иным, как сменой и обновлением подобий. Для того, кто является верующим, они приносят не горечь гибели и разлуки, а наслаждение встречи с пришедшими на их место подобиями. Так что приди к вере и избавься от печали и огорчений! Покорись судьбе и обрети благополучие!

Знай, мой дорогой брат! Невежественная приверженность нации – это смесь, состоящая из солидарных между собой и помогающих друг другу беспечности, заблуждения, лицемерия и несправедливости. По этой причине националисты избирают нацию своим объектом поклонения. Исламский же патриотизм – это распространяющийся свет, исходящий от сияния веры.

Знай, мой дорогой брат! Те, кто занимается диспутами с безбожниками и, в особенности, с подражателями Европы, подвержены большой опасности, потому что если их нафс не очищен и ненадёжен, может случиться так, что они постепенно будут побеждены своими противниками. Ведь в беспристрастном диспуте, называемом нейтральным суждением, нельзя полагаться на свой повелевающий нафс, потому как беспристрастный участник дискуссии время от времени примеряет, в воображаемом пространстве спора, одеяния оппонента и, становясь его адвокатом, защищает его. С повтором этого положения, в его мозгу появляется некое пятно критики, что наносит ему вред. Однако, если его намерения искренни, и он уверен в своих силах, то вреда не будет! Для человека, попавшего в такое положение, единственным выходом является мольба к Аллаху и просьба о Его прощении. Так он сможет избавиться от этого пятна.

Знай, мой дорогой брат! Гостиница земного шара не является людским имуществом и владением. Люди в ней – лишь рабочие, занятые разнообразными делами и украшением этой гостиницы. Если некто извне земного шара придёт и обратит внимание, какой чудесной и необыкновенной является эта гостиница, и какими бессильными, бедными и нуждающимися являются люди, то решит, что они не способны быть хозяевами и творцами этого здания, и твёрдо постановит, что Творец этого необычайного творения является чудотворцем. Эти же люди – рабочие, трудящиеся для целей этого Извечного Царя. И вновь он постановит, что эти рабочие не обладают ничем, кроме платы за свой труд. А также, тот, кто обратит внимание на любовь, дружбу и улыбки, проявляемые цветами по отношению к живым созданиям, поймёт, что они являются украшением и дарами Мудрого и Щедрого Творца, назначенными для служения Его гостям, а также для того, чтобы быть средством для познания и для любви между Творцом и Его творениями.

О, нафс! В каждом произведении ты желаешь видеть величие его Творца, однако ищешь смыслы, являющиеся внешними, в смыслах умозрительных. В каждом из Прекрасных Имён [Аллаха] хочешь видеть лучи всех Его Имён. Каждой фиброй души (латифа) желаешь почувствовать ощущения всех фибр. Исполняя дела и потребности какого-либо чувства, хочешь проделать дела всех чувств. По этой причине тебя охватывают сомнения.

Знай, мой дорогой брат! Всеобщность некоего дара, распространение его на всех не указывает на его неполноценность и незначительность, и не может быть признаком того, что этот дар не исходит от неких воли и намерения. Например, наличие такого дара, как глаза, у всех животных, не снижает твою в них сильную потребность, а также не может быть причиной уменьшения их ценности. К тому же, если частный, единичный дар ещё может быть случайным, то дар всеобщий, в любом случае, является проявлением намерения и воли Дарителя.

Знай, мой дорогой брат! Жизнь каждого живого существа имеет бесчисленные цели. Самим существам принадлежит лишь одна тысячная часть этих целей, а остальные, в соответствии с неограниченным правом на владение, принадлежат Тому, Кто сотворил жизнь. Из этого следует, что у большого создания нет права превозноситься над маленьким. А также, поскольку живому существу не принадлежит вся польза жизни, то, с точки зрения истины, бессмысленности не существует. Да, всеобщее Божественное угощение, ежегодно производимое на земной поверхности, является неким даром человеческому роду в связи с его наместничеством. Иначе говоря, всё это не только для человеческого использования.

Знай, мой дорогой брат! Порой человеку на ум приходит такое наущение (васваса): «Ты – такое же существо, как некий простой жучок. Чем ты ценнее животных? Каким достоинством и каким служением перед держащим в Деснице Своего Могущества небеса и землю Всевышним Творцом ты заслужил того, чтобы Он занимался тобой?!».

Против внушения такого наущения нужно задуматься о следующей истине.

Во-первых, человек, будучи безгранично бессильным и нуждающимся, благодаря вере во Всевышнего удостоился [проявлений] Его могущества, богатства и достоинства. Так, вследствие этой удостоенности, человек, возвысившись над животным уровнем, стал наместником Земли.

Во-вторых, поскольку величие и могущество Всевышнего всеохватывающи, Он слышит мольбы человека и видит его нужды. Управление небесами и землёй не мешает Ему проявлять внимание и к человеку.

Вопрос. Не противоречит ли величию Всевышнего управление мелкими и ничтожными делами?

Ответ. Это занятие не противоречит Его величию. Наоборот, отсутствие занятия ими было бы неким недостатком величия Его Господства. Например, если некоторые вещи останутся вне солнечного света, это будет неким изъяном солнца. Однако, каждое из солнечных отражений, видимых во всех прозрачных вещах, может сказать: «Солнце – моё. Солнце со мной. Солнце во мне». И нет в этом препятствия между солнцем и частицами. Все создания (особенно люди) – единица или вид, благородные или низменные – удостоены проявлений знания, воли и могущества Всевышнего. Каждая вещь и каждый человек могут сказать: «Аллах – со мной». Более того, в зависимости от слабости, бедности и бессилия человека проявляется близость Всевышнего и связь с Ним, подобно тому как каждая вещь связана с Ним. Насколько же красива связь бесконечно слабого и бедного человека с бесконечно Могущественным, Богатым и Великим Аллахом!

Превозносим заключившего безграничную милость в безграничное величие и величайшее сострадание в величайшее могущество; превозносим объединившего бесконечную близость с бесконечной отдалённостью и установившего братство между частицами и солнцами; превозносим Того, Кто, соединив эти противоположные друг другу вещи, в определённой степени показал уровень Своего величия!

Знай, мой дорогой брат! Самым необходимым и самым важным после знаний, касающихся веры, является [совершение] благих деяний. Благие деяния заключаются в том, чтобы не нарушать материальных и моральных прав рабов Божьих (хукукуль’ибад) и в том, чтобы в полной мере исполнять права Аллаха (хукукуллах). Что же касается заимствованных от иностранцев материальных знаний, то они полезны и нужны, если касаются научно-технического прогресса, и вредны, если касаются распутства.

اَللّٰهُمَّ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اِرْحَمْ اُمَّةَ مُحَمَّدٍ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ وَ نَوِّرْ قُلُوبَ اُمَّةِ مُحَمَّدٍ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ وَ نَوِّرْ بُرْهَانَ الْقُرْاٰنِ وَ عَظِّمْ شَرٖيعَةَ الْاِسْلَامِ اٰمٖينَ

“О, Аллах! О, Всемилостивейший и Милосердный! Смилуйся над уммой Мухаммада (мир ему и благо) и наполни её сердца светом веры и Корана. Освети довод Корана и возвысь Шариат Ислама, аминь!”

* * *

Первое Приложение к Трактату «Капелька»

هٰذِهِ الْمُنَاجَاةُ تَخَطَّرَتْ فِى الْقَلْبِ هٰكَذَا بِالْبَيَانِ الْفَارِسٖى

يَارَبْ بَشَشْ جِهَتْ نَظَرْ مٖيكَرْدَمْ دَرْدِ خُودْرَا دَرْمَانْ نَمٖى دٖيدَمْ

دَرْ رَاسْتْ مٖى دٖيدَمْ كِه دٖى رُوزْ مَزَارِ پَدَرِ مَنَسْتْ

وَ دَرْ چَپْ دٖيدَمْ كِه فَرْدَا قَبْرِ مَنَسْتْ

وَ اٖيمْرُوزْ تَابُوتِ جِسْمِ پُرْ اِضْطِرَابِ مَنَسْتْ

بَرْسَرِ عُمْرْ جَنَازَۀِ مَنْ اٖيسْتَادَه اَسْتْ

دَرْ قَدَمْ اٰبِ خَاكِ خِلْقَتِ مَنْ وَ خَاكِسْتَرِ عِظَامِ مَنَسْتْ

چُونْ دَرْ پَسْ مٖينِگَرَمْ بٖينَمْ اٖينْ دُنْيَاءِ بٖى بُنْيَادْ هٖيچْ دَرْ هٖيچَسْتْ

وَ دَرْ پٖيشْ اَنْدَازَۀِ نَظَرْ مٖيكُنَمْ دَرِ قَبِرْ كُشَادَه اَسْتْ

وَ رَاهِ اَبَدْ بَدُورِ دِرَازْ بَدٖيدَارَسْتْ

مَرَا جُزْ جُزْءِ اِخْتِيَارٖى چٖيزٖى نٖيسْتْ دَرْ دَسْتْ

كِه اُو جُزْءْ هَمْ عَاجِزْ هَمْ كُوتَاهُ و هَمْ كَمْ عَيَارَسْتْ

نَه دَرْ مَاضٖى مَجَالِ حُلُولْ نَه دَرْ مُسْتَقْبَلْ مَدَارِ نُفُوذْ اَسْتْ

مَيْدَانِ اُو اٖينْ زَمَانِ حَال و يَكْ اٰنِ سَيَّالَسْتْ

بَا اٖينْ هَمَه فَقْرْهَا وَ ضَعْفْهَا قَلَمِ قُدْرَتِ تُو اٰشِكَارَه نُوِشْتَه اَسْتْ

دَرْ فِطْرَتِ مَا مَيْلِ اَبَدْ وَ اَمَلِ سَرْمَدْ

بَلْكِه هَرْ چِه هَسْتْ ، هَسْتْ

دَائِرَۀِ اِحْتِيَاجْ مَانَنْدِ دَائِرَۀِ مَدِّ نَظَرْ بُزُرْگٖى دَارَسْتْ

خَيَالْ كُدَامْ رَسَدْ اِحْتِيَاجْ نٖيزْ رَسَدْ دَرْ دَسْتْ

هَرْچِه نٖيسْتْ دَرْ اِحْتِيَاجْ هَسْتْ

دَائِرَۀِ اِقْتِدَارْ هَمْچُو دَائِرَۀِ دَسْتِ كُوتَاهْ كُوتَاهَسْتْ

پَسْ فَقْرُ و حَاجَاتِ مَا بَقَدْرِ جِهَانَسْتْ

وَ سَرْمَايَۀِ مَا هَمْ چُو جُزْءِ لَايَتَجَزَّا اَسْتْ

اٖينْ جُزْءْ كُدَامْ وَ اٖينْ كَائِنَاتِ حَاجَاتْ كُدَامَسْتْ

پَسْ دَرْ رَاهِ تُو اَزْ اٖينْ جُزْءْ نٖيزْ بَازْ مٖى گُذَشْتَنْ چَارَۀِ مَنْ اَسْتْ

تَا عِنَايَتِ تُو دَسْتْگٖيرِ مَنْ شَوَدْ رَحْمَتِ بٖى نِهَايَتِ تُو پَنَاهِ مَنْ اَسْتْ

اٰنْ كَسْ كِه بَحْرِ بٖى نِهَايَتِ رَحْمَتْ يَافْتْ اَسْتْ

تَكْيَه نَه كُنَدْ بَرْ اٖينْ جُزْءِ اِخْتِيَارٖى كِه يَكْ قَطْرَه سَرَابَسْتْ

اَيْوَاهْ اٖينْ زِنْدِگَانٖى هَمْ چُو خَابَسْتْ

وٖينْ عُمْرِ بٖى بُنْيَادْ هَمْ چُو بَادَسْتْ

اِنْسَانْ بَزَوَالْ دُنْيَا بَفَنَا اَسْتْ اٰمَالْ بٖى بَقَا اٰلَامْ بَبَقَا اَسْتْ

بِيَا اَىْ نَفْسِ نَافَرْجَامْ وُجُودِ فَانٖى خُودْرَا فَدَا كُنْ

خَالِقِ خُودْرَا كِه اٖينْ هَسْتٖى وَدٖيعَه هَسْتْ

وَ مُلْكِ اُو وَ اُو دَادَه فَنَا كُنْ تَا بَقَا يَابَدْ

اَزْ اٰنْ سِرّٖى كِه ، نَفْىِ نَفْىْ اِثْبَاتْ اَسْتْ

خُدَاىِ پُرْكَرَمْ خُودْ مُلْكِ خُودْرَا مٖى خَرَدْ اَزْ تُو

بَهَاىِ بٖى گِرَانْ دَادَه بَرَاىِ تُو نِگَاهْ دَارَسْتْ

Примечание. Эта молитва на фарси, несмотря на свою краткость, содержит очень длинные истины. Она, будучи напечатанной тридцать пять лет назад в Анкаре, очень понравилась афганскому послу Султан Ахмеду и он отправил часть тиража в подарок афганскому шаху.

Поскольку её перевод приведён в «Путеводителе для пожилых» и в «Семнадцатом Слове», здесь она представлена в оригинале.

* * *

Эта часть была написана автором на турецком языке

Обращённая к собранию депутатов проповедь, написанная в тысяча триста тридцать девятом году (1922 г.)

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اِنَّ الصَّلٰوةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنٖينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!»

«…Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (Коран, 4:103)

О, борцы за Ислам! О, обладатели власти! Прошу вас выслушать десять фраз и несколько наставлений этого бедняги в отношении одного вопроса.

Во-первых, необычайное благо Всевышнего, стоящее за этой победой, для своего продолжения и увеличения требует благодарности. Иначе говоря, благо, не увидев благодарности, уйдёт. Поскольку, с помощью Аллаха, вы спасли Коран от вражеского нападения, вам необходимо исполнять наиболее явные и твёрдые его повеления – такие, как намаз, дабы его свет продолжал сиять над вами таким необычайным образом.

Во-вторых, вы обрадовали исламский мир, заслужили его любовь и симпатию. Однако продолжение этой любви и этой симпатии возможно лишь при условии соблюдения исламских устоев, ведь мусульмане любят вас во имя Ислама.

В-третьих, в этом мире вы возглавили гази и шахидов, имеющих степень святых (аулияуллах). И таким доблестным людям, как вы, необходимо стремиться к тому, чтобы посредством исполнения твёрдых повелений Корана быть спутниками этой светлой группы и в Ином мире. Иначе же, являясь командирами здесь, там вы будете вынуждены просить помощь и света у какого-нибудь простого рядового. Этот низкий мир – со всеми его почестями и славой – не та ценность, которая могла бы насытить, удовлетворить, а также быть самоцелью таких людей, как вы.

В-четвёртых, общины этого исламского народа (если даже какая-либо община не совершает намаз и является грешной) желают, чтобы во главе них стояли религиозные люди. Даже во всём Курдистане самым первым вопросом относительно любого чиновника было: «Интересно, совершает ли он намаз?». Если совершает, то ему полностью доверяют. Если же не совершает, то каким бы способным и сильным он ни был, на него смотрят с недоверием. Однажды в племени Бейтуш-шабаб вспыхнул мятеж. Я отправился туда и спросил: «В чём причина?». Они ответили: «Наш каймакам не совершал намаз и пил ракы. Как же мы можем подчиняться таким безбожникам?!». Между тем, говорившие это сами не совершали намаза и занимались разбоем.

В-пятых, то, что большинство пророков пришли на Восток, а большинство философов – на Запад, является неким знаком Извечного Предопределения, указывающим на то, что Восток поднимут на ноги религия и сердце, а не разум и философия. Итак, поскольку вы пробудили Восток, то дайте ему направление, соответствующее его естеству. Иначе же, ваши старания либо пропадут понапрасну либо останутся временными и поверхностными.

В-шестых, европейцы, являющиеся вашими врагами, а также недругами Ислама, пользовались и продолжают пользоваться вашим равнодушием к религии. Могу даже сказать, что люди, пользующиеся вашим пренебрежением к религии, наносят Исламу такой же вред, как и ваш враг. Ради пользы Ислама и благополучия народа вам необходимо сменить это пренебрежение на выполнение исламских предписаний. Ведь очевидно, что несмотря на высокую стойкость и самоотверженность членов «Единения и прогресса», и даже при том, что они стали причиной нынешнего пробуждения исламского мира, их частичное пренебрежение религией послужило причиной неприязни к ним народа внутри страны. Мусульмане же других стран, не видя этого пренебрежения, проявили к ним уважение.

В-седьмых, несмотря на то, что мир неверия всеми своими средствами, всей своей цивилизацией, философией, науками, миссионерами атакует исламский мир, долгое время одерживая победу в материальном отношении, победить исламский мир в религиозном плане ему не удалось. И в то время, как Ислам сохраняет свои прочность и стойкость посредством сунны и общины (ахл ус-сунна валь-джамаа), а все заблудшие группы внутри него обречены оставаться вредоносным меньшинством, еретическое течение, проникающее из мерзкой части европейской цивилизации, не сможет укорениться внутри Ислама. Следовательно, провести серьёзные, реформаторские преобразования в исламском мире возможно лишь повинуясь законам Ислама и никак иначе. По-другому никогда и не было, а если и было, то быстро угасало.

В-восьмых, в то время, как порочная европейская цивилизация, ставшая причиной ослабления религии, начала трещать по швам; в тот момент, когда приблизилось восхождение цивилизации Корана, невозможно совершать конструктивные дела, проявляя безразличие и пренебрежительность к религии. Что же касается дел негативных, разрушительных, то многократно израненный Ислам в них совершенно не нуждается.

В-девятых, вашу победу в этой Войне за Независимость и ваше высокое служение одобряет, любя вас душой и сердцем, весь верующий народ и, в особенности, слой простонародья, представители которого – стойкие мусульмане. Они вас любят, поддерживают, питают к вам признательность и ценят вашу самоотверженность, предоставляя вам огромную и серьёзную пробудившуюся силу. Во благо Ислама, вам также необходимо объединиться с ними и опереться на них, исполняя повеления Корана. Иначе же, если вместо простых мусульман отдавать предпочтение отошедшим от Ислама несчастным, безродным, обольщённым и подражающим Европе, то это будет противоречить пользе Ислама, вследствие чего исламский мир направить взор в другую сторону и будет искать помощи в другом месте…

В-десятых, если на некоем пути есть девять из десяти вероятностей гибели и лишь одна вероятность уцелеть, то надо быть отрёкшимся от жизни, сумасшедшим смельчаком, чтобы пойти по нему. Исполнение же такого обязательного предписания религии, как фарз намаз, занимающего лишь один из двадцати четырёх часов, даёт девяносто девять из ста вероятностей спасения. Только лишь по причине беспечности и лени существует единственная вероятность мирского вреда. Между тем, отказ от обязательных предписаний религии (фарз) заключает в себе девяносто девять вероятностей вреда и лишь одну возможную вероятность спасения, опирающуюся на беспечность и заблуждение. Так чем же, интересно, можно оправдать вредящие религии и мирской жизни небрежность и отказ от фарзов, и как это может совмещаться с патриотизмом?!

Тем более, что действия этих борцов за веру и этого высокого собрания послужат примером для подражания. Народ будет либо подражать их недостаткам либо критиковать их. И то, и другое – вредно. Значит, для них права Аллаха (хукукуллах) включают в себя и права Его рабов (хукукуль’ибад). С людьми же, которые не прислушиваются к бесчисленным достоверным (мутаватир) и общепринятым (иджма’) сообщениям и доказательствам, принимая вздор нафса и исходящие от дьявольских наущений сомнения, серьёзного и настоящего дела не сделаешь.

Фундамент этих великих преобразований должен быть крепким. Духовная личность этого Собрания, с точки зрения силы, которой она владеет, выполняет значение султаната. Если, самолично исполняя предписания Ислама и побуждая к их исполнению других, это Собрание не возьмёт на себя также и функции халифата и не удовлетворит религиозные потребности народа, который, помимо того, что для жизни нуждается в четырёх вещах, ежедневно, по меньшей мере пять раз, нуждается и в религии; народа, естество которого не испорчено, и который, под давлением распутства цивилизации, не забыл о своей духовной потребности, тогда значение халифата народ вынужденно полностью отдаст принятым вами имени и слову. Для поддержания же этого значения придаст также и силу. Между тем, такая сила, не находящаяся в руках Собрания и неподвластная ему, послужит причиной раскола. Раскол же противоречит аяту  وَ اعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللّٰهِ جَمٖيعًا «Держитесь за вервь Аллаха все вместе…» (Коран 3:103). Нынешнее время – время коллектива. Духовная личность коллектива, являющаяся его душой, более стойкая. Она более всего способна к исполнению предписаний Шариата. Личность халифа может исполнять свои обязанности только опираясь на неё. Если духовная личность, являющаяся душой коллектива, праведна, то она более ярка и совершенна; если же она скверна, то будет ещё более скверной. Добро и зло индивидуума ограничены, а у коллектива – безграничны. Не надо портить достигнутое вами в глазах внешнего мира благоприятное положение злом внутри. Ведь вы знаете, что ваши вечные враги и противники разрушают устои Ислама. Таким образом, вашей неизбежной обязанностью является оживление и сохранение этих устоев. Иначе же, это будет неосознанной помощью сознательному врагу. Пренебрежение устоями – показатель слабости нации. Слабость же не останавливает врага, а наоборот, подстёгивает.

حَسْبُنَا اللّٰهُ وَنِعْمَ الْوَكٖيلُ ۝ نِعْمَ الْمَوْلٰى وَنِعْمَ النَّصٖيرُ

«Достаточно нам Аллаха. Он — наш Помощник во всех делах и прекрасный Доверенный!» (Коран 3:173). «Прекрасный Он Покровитель и прекрасный Помощник» (Коран 8:40)

* * *

Знай, мой дорогой брат! Изучая аргументы и доводы, представленные для доказательства истин веры, не критикуй их, говоря «Эти слабые аргументы не могут привести к такому грандиозному выводу». Ведь этот обвиняемый тобой в слабости аргумент по правую и по левую стороны снабжён силами подкрепления. Да, все указывающие на верность Ислама свидетели, свидетельства, доказательства, аргументы и признаки, оказывая поддержку своему товарищу на оборонительных позициях, расписываются в его годности. Он же, в свою очередь, компетентно подтверждает их свидетельства. Поскольку цель истин веры – утверждение, а не отрицание, то один указывающий на что-либо установленное подобен тысяче. Ведь способы утверждения доказывающих соответствуют друг другу и совпадают, поэтому каждый из них подтверждает другого. В случае же отрицания, свидетельства отрицающих не соответствуют друг другу, а причины отрицания несовместимы. Поэтому их свидетельства не могут быть подтверждением достоверности друг друга.

Знай, мой дорогой брат! Порой сильная любовь к некой вещи становится причиной её отрицания. Помимо этого, причинами отрицания могут быть сильный страх, грандиозное величие и неспособность охватить разумом.

Знай, мой дорогой брат! Я явно увидел, что подобно тому, как в семени колоцинта заложено дерево колоцинта, Ад скрыт в семени неверия и заблуждения. А также, подобно тому, как косточка финика несёт в себе финиковую пальму, в зерне веры заключён Рай, что я познал посредством верной интуиции. Ведь так же, как неудивительно то, что те семена превратятся в деревья, несомненно то, что суть неверия и заблуждения породит терзающий Ад, а вера и следование истине – Рай.

Знай, мой дорогой брат! Если проколоть «сердце» некоего зёрнышка, то есть его ядро, то, разумеется, оно не прорастёт и не заколосится, а погибнет. Так же и если «Я», называемое сердцем эгоизма, будет прожжено лучом и теплом зикра «Аллах, Аллах», то оно не вырастет, не превратится по беспечности в фараона. Оно не сможет восстать против Создателя небес и земли. Таким образом, посредством поминания (зикра) Аллаха, «Я» (эгоизм) исчезнет.

Итак, последователи [тариката] Накшбанди, открыв сердце с помощью избранного ими скрытого поминания (зикри хафи), преуспели в уничтожении «вируса» эгоизма и в покорении повелевающего нафса (нафси аммара), являющегося подчинённым сатаны. Подобно им, последователи [тариката] Кадири посредством громкого поминания (зикри джахри) разбили на куски идолов природы.

Знай, мой дорогой брат! Подобно тому, как во всякой вещи в мире видны следы мудрости, на самых далёких, самых обширных и самых тонких уровнях множества видны следы мудрости и внимания. Да, на являющихся пределом и результатом множества человеческом лице, лбу, а также на его коже и ладонях пером предопределения начертано много линий, узоров и символов. Известно, что написанные на этих страницах человека слова, буквы, точки и символы указывают на заложенные в его душе смыслы и значения, а также на письма, написанные предопределением в его естестве. Друг! Примечания, написанные предопределением на вышеприведённых страницах человека, не оставили никакого пространства для вмешательства случайности.

Знай, мой дорогой брат! Некоторые люди, охваченные любовью к мирской жизни, считают, что целью и смыслом её возникновения являются лишь служение ей самой и её продолжение, и что больше никакой пользы она не несёт. Иными словами, они полагают, что Мудрый Создатель на время поместил в живых созданиях и в человеческой сути все эти удивительные системы и чудесное оснащение лишь для того, чтобы сохранять и продолжать эту быстротечную жизнь. Между тем, будь это так, видимые на лике мира мудрость, благосклонность, порядок и другие доказательства и аргументы отсутствия напрасности, о существовании которых свидетельствует бесконечная упорядоченность во Вселенной, должны были бы стать доказательствами и аргументами обратного, то есть бесполезности, расточительства, беспорядка и отсутствия мудрости.

Друг! Пользы у этой мирской жизни очень много. Часть её принадлежит обладателю жизни (в зависимости от его распоряжения и служения); оставшиеся же цели и плоды относятся к Мудрому Создателю. Да, человек и человеческая жизнь являются некой нивой для проявлений Божественных имён. В Раю она удостаивается проявления разновидностей Божественной милости. Для удивительных, бессчётных плодов потусторонней жизни она – некий рассадник или семя. Иначе говоря, человек подобен некоему капитану корабля. Из неисчислимой пользы, приносимой кораблём, капитану, в соответствии с его причастностью и служением, достаётся часть. Оставшаяся же часть принадлежит правителю. Так же и человек получает долю живых плодов бытия в зависимости от степени своей причастности к кораблю бытия. Всё остальное принадлежит Извечному Царю…

Знай, мой дорогой брат! Даже если мирские наслаждения, удовольствия и украшения и будут являться раем, то без познания своего Создателя, Хозяина и Господа они, по сути, ад. Я увидел это и ощутил. Так что же, кроме познания Аллаха, может унять жжение огня, испытываемое при сострадании?! Да, познав Аллаха, аппетит к мирским удовольствиям исчезает, и даже стремление в Рай отходит на задний план.

Знай, мой дорогой брат! Всё происходящее и случающееся в этом мире имеет две стороны: одна из них обращена к Иному миру и, по сути дела, является самой стабильной и весомой; вторая обращена к этому миру, к самой себе и к страстям. Вторая сторона находится на таком низком, незначительном, тленном положении, что совершенно не стоит сердечных переживаний, огорчений и страданий!

Знай, мой дорогой брат! Среди людей есть такие глупцы, которые, увидев в некой прозрачной частице отражение Солнца или его проявление в окраске некоего цветка, требуют от этого проявления или этого отражения всех необходимых качеств Солнца – даже того, чтобы оно было центром мира и притягивало к себе планеты! Вместе с тем, когда вдруг, по какой-либо причине, наблюдаемые в той частице или в том цветке отражение или проявление исчезают, то из-за своей слепоты, недальновидности они начинают отрицать настоящее Солнце. А также, эти глупцы не могут отличить существование отражения, возникающего посредством проявления, от истинного, реального существования, путая их друг с другом. Поэтому, видя в некой вещи отражение, тень Солнца, начинают требовать от неё солнечного тепла, света и других особенностей.

А также, глядя на муху, жучка и на другие маленькие, незначительные вещи, и видя в них очень высокое искусство и мудрость, эти глупцы говорят: «Творец придал им излишнюю важность. Какая ценность есть в мухе, что для неё потребовалось столько затрат и сложностей?».

Друг! Для того, чтобы убедить таких глупцов и развеять их сомнения, необходимо знать четыре вещи.

1) Всякая вещь, связанная с совершенством господства и заботы Всевышнего (рубубият), описывает Его. В связи с тем, что эта вещь удостоилась господства и заботы Всевышнего (рубубият), она также становится местом проявления Его совершенства. Однако же, обладать Его совершенством она не может.

2) В каждой вещи открываются двери к свету Аллаха. Закрытие одной из таких дверей не требует закрытия других бесчисленных дверей. Однако, все двери можно открыть с помощью одного ключа.

3) Предопределение, являющееся отражением всеобъемлющего знания [Всевышнего], в каждой вещи запечатлело некоторую часть [проявления] светлых имён.

4) اِنَّمَٓا اَمْرُهُٓ اِذَٓا اَرَادَ شَيْئًا اَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ ۝ مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ

«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать «Будь!», как это сбывается» (Коран 36:82). «Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека» (Коран 31:28)

Согласно явному изложению этих аятов, бытие всякой вещи связано с повелением «Будь!». Также, сотворение всех вещей, а затем и их воскрешение, подобны сотворению и воскрешению одной души. Значит, если сотворение придать Аллаху, оно становится настолько лёгким и простым. Однако, если его приписать причинам и самим творениям, то всем обладателям ума придётся принять нелепости, рождённые суждениями всех глупцов.

Знай, мой дорогой брат! Превосходно Излагающий Коран рассказывает об истинах посредством общеизвестных примеров, так как абстрактные (муджаррад) истины, относящиеся к божественной сфере, в сфере вероятностного (имкан) можно объяснить и показать только посредством примеров и уподоблений. Также и вероятный (мумкин), жалкий человек, глядя на примеры из сферы вероятностного, задумывается о состояниях и качествах сферы обязательно необходимого (вуджуб), находящегося выше.

Знай, мой дорогой брат! Внутренняя сторона всякой вещи называется малякут, а внешняя – мульк. В этой связи человек и его сердце являются друг для друга как оболочкой, так и содержимым. С внешней (мульк) стороны человек является оболочкой для сердца. С внутренней же стороны (малякут) он – содержимое сердца.

Это правило применимо также и в отношении Арша и всего сущего, а именно: Арш – это сплав и смесь таких имён, как аз-Захир (Явный), аль-Батын (Скрытый), аль-Авваль (Первый) и аль-Ахир (Последний). Относительно входящего в этот сплав имени аз-Захир (Явный), Арш – это мульк, а всё сущее – малякут. Относительно же имени аль-БатынАрш – малякут, а всё сущее – мульк. Значит, если смотреть на Арш с точки зрения имени аз-Захир, то он будет оболочкой, а всё сущее – содержимым. Если же смотреть с точки зрения имени аль-Батын, то Арш сам будет содержанием, а всё сущее – оболочкой. А также, с точки зрения имени аль-Авваль, как указывает аят وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَٓاءِ «И был Его Арш на воде» (Коран 11:7), он вбирает в себя начало всего сущего, а с точки зрения имени аль-Ахир, как указывает благородный хадис 

سَقْفُ الْجَنَّةِ عَرْشُ الرَّحْمٰنِ «Крыша Рая – Арш Милостивого», он вбирает в себя предел всего сущего.

Следовательно, Арш – это такой сплав, который посредством долей, взятых от этих четырёх имён, охватывает правую и левую стороны, верх и низ всего сущего и бытия.

Знай, мой дорогой брат! Бессилие – это источник мольбы. Потребность – очаг мольбы.

О, мой Господь! О, мой Создатель! О, мой Владыка!

Моя потребность – моё свидетельство о воззвании к Тебе.

Нужда моя – готовность для обращения к Тебе.

Моё средство для достижения (василя) – безысходность и нищета.

Моя слабость – сокровищница.

Мои чаяния – мой капитал.

Заступник мой – Твой Любимец (мир ему и благо) и Твоя милость. Прости и помилуй, о Аллах! О, Милостивый! О, Милосердный! Амин!

* * *