Приложение к Десятому Слову
Двадцатого Письма
بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ
«Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков! “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44)
بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ
اَلَا بِذِكْرِ اللّٰهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ۞ ضَرَبَ اللّٰهُ مَثَلًا رَجُلًا فٖيهِ شُرَكَٓاءُ مُتَشَاكِسُونَ
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. “…Разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?” (Коран, 13:28). “Аллах приводит притчей человека, о котором соучастники препираются…” (Коран, 39:29)
Вопрос. Во многих местах ты говоришь: “В единственности (Бога) есть предельная легкость, во множестве же и в придании (Богу) соучастников возникают бесконечные трудности. В Единобожии есть простота в степени необходимости, в многобожии же содержится сложность в степени невозможности”. Однако, показанные тобой невозможности и трудности имеют место также и со стороны единственности. Например, ты говоришь: “Если частицы не будут служащими, тогда потребуется, чтобы в каждой частице имелось либо всеобъемлющее знание, либо абсолютное могущество, либо бесчисленные нематериальные машины и печатные станы. Это же является в бесконечной степени невозможным”. Между тем, если эти частицы будут даже служащими Всевышнего, они опять же должны иметь некую удостоенность этого, дабы суметь исполнить все те бесчисленные точные обязанности. Желаю решения этой проблемы.
Ответ. Во многих “Словах” мы объяснили и доказали, что: Если все создания придать Одному-единственному Творцу, то они становятся лёгкими и простыми, как одно-единственное создание. Если же приписать их многочисленным причинам и природе, то одна-единственная муха станет такой же сложной и обременительной, как небеса, один-единственный цветок – как весна, а один плод – как сад. Поскольку этот вопрос рассмотрен и доказан в других “Словах”, то, передавая речь им, здесь изложим лишь три указания, которые обеспечат спокойствие твоей души в отношении этой истины.
Первое. Например, некая прозрачная и блестящая частичка если останется сама по себе, то не сможет поместиться в ней свет даже размером со спичечную головку и не может стать его источником. В ней может быть лишь огонёк размером с её тело и соответствующий её сущности, подобный элементарной частице. Однако, если эта частица свяжется с огромным солнцем и взглянет на него своим открытым оком, то она сможет вобрать его в себя, вместе с его сиянием, семью цветами, теплом и даже расстоянием, сможет удостоиться некого его великого проявления. Значит, если эта частица останется сама собой, то сможет сделать функцию лишь одной частицы. Если же она будет воспринята слугой солнца и неким связанным с ним его зеркалом, тогда она, как солнце, сможет показать некоторые элементарные подобия солнечной деятельности.
Итак, وَلِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى «Аллаху присущ наивысший пример.» если каждое создание, и даже каждую частицу приписать множеству, многобожию, причинам или самим себе, тогда каждая частица, каждое существо должно стать либо обладателем всеобъемлющего знания и абсолютного могущества, либо в них должны образоваться бесчисленные нематериальные машины и печатные станы, дабы они смогли исполнить возложенные на них удивительные обязанности. Если же эти частицы придать Единому-Единственному Творцу, тогда каждое творение, каждая частица становится связанной с Ним, облекается в форму некого Его служащего. Эта связь удостаивает их Его проявлений. С этой удостоенностью и связью они опираются на бесконечное могущество и знание. С силой своего Создателя они исполняют дела и обязанности, в миллионы раз превышающие их собственные силы.
Второе. Допустим, что есть два брата. Один из них смелый, полагается на себя; другой же патриотичный, любящий свой народ. В военное время самонадеянный человек не взаимодействует с государством и хочет всё делать самостоятельно. При этом он вынужден нести источники пополнения своих сил на собственной спине. И ему необходимо самолично переносить тяготы своего вооружения и боеприпасов в соответствии с собственными силами. Эти личные и маленькие силы позволяют ему противостоять лишь какому-нибудь десятнику вражеского войска, на большее он не способен. Другой же брат на себя не надеется и считает себя слабым и бессильным. Он имеет взаимосвязь с правителем, записался в солдаты. Благодаря этой связи его точкой опоры стало некое огромное войско. И имея за спиной такую опору, с духовной силой, которая с благоволения правителя может сконцентрировать за ним духовную силу всей армии, он бросился в бой. И сражался до тех пор, пока не встретил среди разбитого войска противника одного большого вражеского маршала. От имени своего правителя он объявил ему: “Я беру тебя в плен, пошли!” – и с этими словами пленил его и привёл к своим. Смысл и мудрость данного положения таковы:
Поскольку первый партизан вынужден нести свои продовольствия и оружие сам, то способен лишь на весьма незначительные дела. Однако у того служащего нет нужды самому нести источники пополнения своих сил, их несёт армия и правитель. Подобно связи тонкими проводами своего аппарата с телеграфной или телефонной линией, этот человек связывает себя с той бесконечной силой.
Итак, وَلِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى «Аллаху присущ наивысший пример.» если каждое создание, каждая частица будет отнесена к Единому-Единственному Творцу, и если они будут связаны с Ним, тогда с силой той связи, с мощью и повелением своего Господина муравей обрушит на фараона его дворец, перевернёт его с ног на голову… и муха, убив Намруда, бросит его в Ад… и один микроб отправит в могилу самого страшного тирана… и сосновая семечка, размером с пшеничное зернышко, станет неким станком и машиной для производства огромного, как гора, соснового дерева… и частица воздуха может прекрасно трудиться в формировании и функциях всех цветов и плодов. Все эти легкости, очевидно, появляются по причине связи и несения службы. Если же всё обратится в анархию и, будучи брошенным на произвол причин, и множеств, и самих себя, пойдёт по пути многобожия, тогда каждая вещь сможет сделать что-то лишь на вес собственного тела и по величине своего разума.
Третье. Допустим, есть два товарища, которые хотят написать некую статистическую географию относительно состояния страны, никогда не виданной ими.
Один из них, связавшись с правителем той страны, попадает в его министерство связи. Посредством десятикопеечного провода подключает свой телефон к государственной телефонной сети. Звонит в каждое место, спрашивает и получает сведения. Пишет совершенный труд о весьма упорядоченной и прекрасной статистической географии той страны.
Другой же товарищ должен будет либо пятьдесят лет непрерывно ходить по той стране и, преодолев многие трудности, услышать обо всём интересующем, либо ему придётся потратить миллионы, чтобы стать владельцем телефонно-телеграфной сети, наподобие государственной и, как правитель, стать хозяином телеграфа. Лишь тогда он сможет написать такой же полный труд, как его первый товарищ.
Также и, وَلِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى «Аллаху присущ наивысший пример.» если бесчисленные вещи и существа придавать Единому и Единственному Создателю, тогда той связи удостаивается каждое создание. Удостоившись проявления Этого Извечного солнца, оно обретает связь с законами Его мудрости, с правилами Его знания и уставом Его могущества. И тогда это каждое создание удостаивается такого Божественного проявления, когда с силой и могуществом Всевышнего оно словно имеет некое всевидящее око, некое обращённое во все стороны лицо и подходящее в каждом деле слово. Если та связь прервётся, эта вещь также оторвётся от всего остального и втиснется в крохотные размеры своего тела. В этом состоянии, для того, чтобы исполнить задачи, которые она исполняла в первом случае, она должна стать обладательницей некой абсолютной божественности.
Вывод. На пути Единобожия и веры имеются лёгкость, простота в степени необходимости. В многобожии и причинах же кроются сложности и трудности в степени отвержения (такого варианта). Потому что некто единственный легко может придать какое-либо положение многим вещам и получить нужное ему следствие. Если же придание этого положения и получение того следствия поручить тем многочисленным вещам, то таких же результатов можно будет достичь только через весьма многочисленные трудности и посредством очень многих действий. Например, как было сказано в “Третьем Письме”, приводя в движение войска звёзд на площади небес под командованием солнца и луны, каждую ночь и каждый год им придётся величественное и славословящее кружение и обращение, в которых обретает бытие такие большие полезности, как смена сезонов и притягательных, милых небесных картин, и если эти высокие и мудрые результаты Земли придать Единобожию, то Этот Извечный Царь легко назначает такого Своего рядового солдата, как Земля, командиром небесных тел для получения тех положений и результатов. Тогда Земля, получив приказ и воодушевившись назначением, поднимается в небеса, вращаясь в зикре, подобно мевлеви. В результате с малыми затратами возникает то красивое состояние и обретает бытие тот важный итог. Если же Земле будет сказано: “Ты стой, не вмешивайся!” И получение тех результата и состояния будет поручено небесам, и если от Единобожия свернуть к множеству и многобожию, тогда придётся каждый день и каждый год приводить в движение миллионы звёзд, по размеру в тысячи раз превышающих Земной шар, и за один год и за двадцать четыре часа заставлять их преодолевать расстояние в миллиарды лет.
Искомый результат. Коран и люди веры придают бесчисленные творения Одному-Единственному Творцу. Каждое дело знают непосредственно от Него. Следуют и направляют по пути, который лёгок в степени необходимости (следования ему). Что же касается носителей многобожия и непокорности, то, приписывая одно-единственное создание бесчисленным причинам, они следуют пути трудному в степени его отвержения. В таком случае все создания на пути Корана равны одному-единственному созданию на пути заблуждения. И даже появление всех вещей от Единственного бесконечно легче и проще появления единственного от бесчисленных вещей. Подобно тому, как один офицер управляет тысячью солдатами также легко, как одним солдатом; если же управление одним солдатом поручить тысячам офицеров, то для них это будет также сложно, как управление тысячей солдат, это становится причиной неразберихи.
Итак, этой истиной бьёт по голове многобожников и разбивает их этот великий аят:
ضَرَبَ اللّٰهُ مَثَلًا رَجُلًا فٖيهِ شُرَكَٓاءُ مُتَشَاكِسُونَ
وَرَجُلًا سَلَمًا لِرَجُلٍ هَلْ يَسْتَوِيَانِ مَثَلًا اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ بَلْ اَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ
“Аллах приводит притчей человека, о котором соучастники препираются, и человека, мирного к другому человеку. Равны ли они в притче? Хвала Аллаху! Да, большая часть их не знает!” (Коран, 39:29).
سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ
اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ بِعَدَدِ ذَرَّاتِ الْكَائِنَاتِ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ اٰمٖينَ وَالْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ
اَللّٰهُمَّ يَا اَحَدُ يَا وَاحِدُ يَا صَمَدُ يَا مَنْ لَا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ وَحْدَهُ لَا شَرٖيكَ لَهُ يَا مَنْ لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ يَا مَنْ يُحْيٖى وَ يُمٖيتُ يَا مَنْ بِيَدِهِ الْخَيْرُ يَا مَنْ هُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ يَا مَنْ اِلَيْهِ الْمَصٖيرُ بِحَقِّ اَسْرَارِ هٰذِهِ الْكَلِمَاتِ اِجْعَلْ نَاشِرَ هٰذِهِ الرِّسَالَةِ وَ رُفَقَائَهُ وَ صَاحِبَهَا سَعٖيدًا مِنَ الْمُوَحِّدٖينَ الْكَامِلٖينَ وَ مِنَ الصِّدّٖيقٖينَ الْمُحَقِّقٖينَ وَ مِنَ الْمُؤْمِنٖينَ الْمُتَّقٖينَ اٰمٖينَ
اَللّٰهُمَّ بِحَقِّ سِرِّ اَحَدِيَّتِكَ اِجْعَلْ نَاشِرَ هٰذَا الْكِتَابِ نَاشِرًا لِاَسْرَارِ التَّوْحٖيدِ وَ قَلْبَهُ مَظْهَرًا لِاَنْوَارِ الْاٖيمَانِ
وَ لِسَانَهُ نَاطِقًا بِحَقَائِقِ الْقُرْاٰنِ اٰمٖينَ اٰمٖينَ اٰمٖينَ
«…Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый!” (Коран, 2:32). “О Аллах! Благослови и приветствуй нашего господина Мухаммада по числу частиц Вселенной, а также его семью и сподвижников! Амин! И хвала Аллаху – Господу Миров…”. О Единый, Единственный и Самодостаточный, О Тот, кроме Которого нет другого бога, О Единичный и не имеющий ни одного сотоварища, О Тот, Кому принадлежат все владения и Кому присуща вся слава, О Дающий жизнь и Дающий смерть, О Тот, в Чьей Руке всё благо, О поистине Могущественный над каждой вещью. О Тот, к Которому вернутся все создания, мой Аллах! Ради прав этих слов сделай распространителей этого трактата, их товарищей и его автора Саида настоящими единобожниками, убеждённо правдивыми и богобоязненными верующими. Амин. О мой Аллах! Из уважения к Твоей Единственности удостой распространителя этой книги быть распространителем секретов единобожия, а его сердце – света веры, и да сделай его язык глаголящим истинами Корана! Амин, амин, амин.»
* * *