Великое Знамение

Из собрания произведений

«Рисале-и Нур»

ВЕЛИКОЕ ЗНАМЕНИЕ

Автор
Бадиуззаман Саид Нурси

Важное напоминание и разъяснение цели

Не каждый человек поймёт все темы этого важного рисале, однако и без пользы не останется никто. Это подобно тому, как человек, вошедший в некий большой сад, не в состоянии дотянуться до каждого плода, но и того, что он сорвёт, будет достаточно. Ведь этот сад не только для него одного – несомненно, найдутся люди с более длинными руками.

Имеется пять нижеследующих причин, затрудняющих понимание этого труда.

1) Свои наблюдения я писал исходя из своего понимания и для себя. Я не опирался на понимание и воззрения других, как в прочих книгах.

2) Истинное единобожие раскрыто здесь в наивысшей степени, с проявлением величайшего имени Аллаха. Поэтому темы этой книги являются и весьма обширными, и весьма глубокими, а подчас и очень длинными, что не каждому под силу объять сразу.

3) Ввиду того, что каждая тема является большой, объёмной истиной, чтобы не делить её на части, в некоторых местах одно предложение занимает целую страницу или даже лист, и несколько предпосылок выступают в качестве единого довода.

4) Большинство тем изобилует множеством аргументов и доводов, в связи с чем для объединения десяти-двадцати доводов в единое доказательство та или иная тема порой удлиняется. Недостаточно проницательные могут не понять.

5) Посредством благодати месяца рамадан я удостоился светлых истин этого рисале, ограничившись его первым черновиком, написанным на скорую руку в то время, когда моё положение в нескольких отношениях было тяжёлым, а организм был ослаблен несколькими болезнями. К тому же, во время написания я чувствовал, что делаю это не по своей воле, и счёл неуместным упорядочивать и вносить исправления от себя, отчего изложение этого труда в некоторой степени может затруднить его понимание. Кроме того, в книгу вошло много арабских изречений, и по той причине, что первый раздел написан на арабском, он был извлечён и изложен отдельно.

Несмотря на пять этих причин, являющихся недостатками и затрудняющих понимание, это рисале обладает такой значимостью, что Имам Али (да будет доволен им Аллах) в своих караматах о сокрытом назвал его «Аят-уль Кюбра» («Великое знамение») и «Аса-и Муса» («Посох Мусы»). Среди других рисале он обратил на него особое внимание (Примечание). Рисале «Великое знамение», являющееся истинным толкованием великого аята, Имам Али описал как «Седьмой луч», называя его «Посохом Мусы».

(Примечание: Случай, произошедший в городе Денизли, в точности подтвердил весть, сообщённую Имамом Али (да будет доволен им Аллах) в отношении «Великого Знамения». Дело в том, что тайное издание этой книги послужило поводом для нашего ареста. Однако триумф её святой и очень сильной истины стал весомой причиной нашего оправдания и освобождения. И это даже слепым показало карамат Имама Али о сокрытом, подтвердив Божье благословение его молитвы

وَ بِالْاٰيَةِ الْكُبْرٰى اَمِنّٖى مِنَ الْفَجَتْ

Великим знамением упаси меня от краха”

касающейся нас.)

Этот «Седьмой Луч» состоит из предисловия и двух разделов. Его предисловие раскрывает четыре важных вопроса. Первый раздел служит толкованием на арабском великого аята. Во втором разделе приводится смысловой перевод первого раздела, а также его доказательства.

Нижеследующее предисловие разъяснено более чем подробно, вследствие чего оно растянулось, однако это вышло непроизвольно. Стало быть, в этом есть необходимость. Впрочем, быть может, некоторым оно покажется коротким…

Саид Нурси

*** 

Из Лекции о ,,Рисале-и Нур”, прочитанной в Университете г. Анкары (1950 г.)

Из Лекции о ,,Рисале-и Нур”, прочитанной в Университете г. Анкары (1950 г.)

Как сказал Бадиуззаман Саид Нурси на Первом Национальном Собрании Турецкой Республики, величайшей истиной во Вселенной является вера, а после веры – намаз.

Мы искали книгу, из которой могли бы извлечь уроки на эти темы (истины веры). В конечном итоге, мы выбрали книги “Рисале-и Нур”, которые, в убедительном и соответствующем пониманию нашего века виде, учат этим жизненным и вечным потребностям, и которые вот уже около полувека являются самым надёжным религиозным трудом, удостоенным большого одобрения и доверия.

Сомнения или отрицание одного из столпов веры (имана) гораздо более опасны и вредны, чем небрежность во второстепенных вопросах религии. Поэтому сейчас важнейшим делом является укрепление, усиление и спасение веры путём обращения её из подражательной в осознанную.  Более всего остального заниматься основами веры стало твёрдой необходимостью, безотлагательной потребностью и даже обязанностью как в Турции, так и во всём исламском мире.

Если у здания ослаблен фундамент, то могут ли ремонт и внутренняя отделка спасти его от разрушения?! Какую пользу для жизни засыхающего дерева, корни которого погибают, может принести лечение его ветвей и листьев?!

Человек это некое здание, подобное дворцу, а его фундамент – столпы веры. Также, человек является неким деревом, корни которого – основы веры. Самый важный из столпов веры – вера в Всевышнего. Затем — вера в пророков и в Судный день (Воскрешение). Поэтому знание, которым человек должен постараться овладеть в первую очередь, – знание веры. Основой всех знаний, их царём является знание о вере (иман).

Вера состоит не только из некоего общего подтверждения — она заключает много уровней. Подражательная вера — особенно под бурями нынешних заблуждений и распутства — быстро угасает. Осознанная же вера является непоколебимой и неугасаемой силой. Иман (вера) и Ислам того, кто обладает осознанной верой, даже под натиском ужасных ураганов неверия останутся непоколебимыми, и те ураганы будут бессильны перед мощью этой веры. Даже самые безбожные философы не смогут повергнуть в сомнения того, кто обрёл истинную, осознанную веру.

Так вот, основываясь на этой истине, мы увидели, что необходимо постоянно, усердно и с глубоким вниманием читать книги, которые, преподавая урок осознанной веры и укрепляя её, заключают в себе истины Корана и имана (веры), возносящие человека к вечному благополучию и счастью. В противном случае, человек нашего времени, несомненно, попадёт в ужасную беду и в этом мире, и в мире вечном. Поэтому наш единственный спасительный выход – ухватиться за высокое толкование Мудрого Корана, объясняющее его благородные аяты, касающиеся веры, а также аяты, обращённые к нашему веку. 

Мы с большим вниманием и тщательностью искали труд, полностью отвечающий этим нуждам и, в конце концов, пришли к убеждению, что трудом, который послужит кораническим путеводителем и совершенным наставником для всех мусульман и для всего человечества, являются книги ,,Рисале-и Нур” Бадиуззамана Саида Нурси. Вместе с нами об этом свидетельствуют сотни тысяч тех, кто с помощью этих книг спасает свою веру.

Итак, мы приняли за основу, что автор толкования Корана, которое в двадцатом веке будет исполнять обязанность всецелого и всеобщего путеводителя, должен обладать нижеследующими особенностями…

Первая особенность. Автор этого труда должен взять себе в учителя только лишь Мудрый Коран.

Вторая особенность. Мудрый Коран – священная книга, заключающая в себе истинные знания. Это извечная проповедь, наставляющая все слои человечества во все времена. Поэтому, комментируя его, чтобы изложить истину в чистом виде и таким образом сделать истинное толкование, толкователь не должен пребывать под воздействием своих личных взглядов и принципов и не должен примешивать к этому свои чувства. И чтобы в полной мере раскрыть смыслы Корана, необходимо, чтобы толкователь обладал компетентностью в каждой науке, широким мышлением, проницательным взглядом и совершенной искренностью, а также чтобы он был великим гением и обладал проницательной, глубокой способностью к выведению решений на основе Корана и Сунны (иджтихад).

Третья особенность. Для того, чтобы толкование Корана было написано с полной искренностью, его автор не должен преследовать какой-либо материальной или духовной выгоды, кроме довольства Всевышнего. И это высокое состояние должно прослеживаться в биографии этого человека.

Четвёртая особенность. Одним из самых больших чудес Корана является сохранение им актуальности, а также то, что у него всегда имеется сторона, отвечающая нуждам каждого века так, словно он ниспослан именно для этого века.

Итак, в толковании, написанном в это время, должна быть раскрыта та сторона Мудрого Корана, которая обращена к нашему веку, и при этом она должна быть разъяснена и доказана в таком виде, который был бы полезен для всех слоёв человечества — от простых людей до учёных мужей.

Пятая особенность. Толкователь должен преподнести истины Корана и имана, доказывая их неопровержимыми доводами и аргументами.

Шестая особенность. Урок истин Корана должен быть в такой степени сильным, настолько красноречивым, проникающим и воздействующим, чтобы суметь осветить и удовлетворить разум, сердце, душу и совесть, а также подчинить нафс и заставить замолчать даже дьявола.

Седьмая особенность. Избавляя от таких плохих и препятствующих постижению истин черт, как эгоизм, гордыня, самодовольство и тщеславие, этот урок должен наделить человека такими высокими и прекрасными нравами, как скромность и смиренность.

Восьмая особенность. Для учёного, толкующего Благородный Коран, является условием следование Сунне Почтеннейшего Посланника Аллаха (мир ему и благо) и действие в согласии с путём Ахл-и Сунна валь-Джамаа, отдалённость от мирского и обладание богобоязненностью, величайшими искренностью и стойкостью в служении религии, великими верностью, преданностью и самоотверженностью, а также бережливостью и довольством.

Девятая особенность. Толкователь (муфассир), излагая вопросы Корана и шариата, должен быть обладателем исламских мужества и смелости, не принимающим во внимание каких бы то ни было давления и гнёта, не дающим фетвы ни под каким воздействием и, не боясь смерти, говорящим истину с силой веры…

Итак, по общему мнению и согласию истинных и компетентных исламских учёных нашего времени, Бадиуззаман Саид Нурси и его книги “Рисале-и Нур” полностью соответствуют девяти вышеупомянутым условиям и особенностям.

В теперешнее ужасное время самой большой проблемой человека является спасение веры или же её потеря. Мировые войны заставили человечество пробудиться и напомнили ему о тленности мирской жизни. Они пробудили в нём желание жить в вечном мире, среди вечного счастья. И, конечно, в это лживое, обманчивое время нам нужно быть очень внимательными в поиске помощника для решения этой проблемы. О том, что “Рисале-и Нур” является в это время таким помощником, свидетельствуют миллионы тех, кто с помощью него спасает  свою веру. Поэтому мы немного расширим наше исследование.

Книги, которые до нашего времени были написаны гениями исламского богословия, выдающимися имамами нашей религии и гениальными толкователями Мудрого Корана, являются бесценными, и каждая из тех личностей является отдельным солнцем Ислама. Однако, наше время не похоже на времена, когда жили те великие люди. В старые времена заблуждение исходило от незнания, и устранить его было легко. Сейчас же заблуждение и атака на Коран, Ислам и веру (иман) исходит со стороны науки и философии. Устранить такое заблуждение уже сложно. Раньше представители второго вида заблуждения составляли лишь тысячную часть, и из тысячи таковых только одного можно было вывести на прямой путь с помощью наставлений. Ведь такие люди, будучи незнающими, считают себя знающими.

Вам также известно, что в прежние века точные науки не были развиты настолько, насколько они продвинулись в двадцатом веке. При таком положении вещей уничтожить распространившиеся в этом веке безбожие и материализм, вывести человечество на прямой путь, показав ему дорогу истины, спасти веру, можно лишь раскрыв сторону Мудрого Корана, обращённую к этому веку, и истолковав её так, чтобы все могли извлечь пользу.

Да, на сегодняшний день необходим такой тафсир Корана, который, подобно ,,Рисале-и Нур”, заставил бы размышлять, задействовал бы разум и логику и осветил бы душу, сердце и совесть, который пробудил бы и избавил бы от беспечности мусульман и всех людей, который показал бы дорогу Корана, являющуюся прямым путём…

Итак, на протяжении вот уже более тридцати лет (на 1950-й год – прим. пер.) явно видно, что “Рисале-и Нур” является толкованием Корана, обладающим этими особенностями, и это подтверждено многими учёными…

Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

Тафсиры бывают двух видов.

Первый вид тафсира – это известные толкования, излагающие, объясняющие и доказывающие смыслы фраз, оборотов, предложений Корана. 

Второй вид тафсира – это тафсиры, излагающие, объясняющие и доказывающие коранические истины веры посредством мощных доводов. Этот вид имеет очень большую важность. Первые, известные толкования порой вкратце содержат этот вид. Итак, “Рисале-и Нур” – это толкование смыслов Корана, берущее за основу второй вид тафсира и бесподобным образом отвечающее на критику даже самых ярых философов. В виде, далёком от субъективных взглядов и соображений, он рационально и объективно объясняет и доказывает истины Корана, преподнося их человечеству. 

Тафсир “Рисале-и Нур”, объясняющий и доказывающий истины Корана в соответствующем естественным наукам виде, ясно и твёрдо отвечает на такие важнейшие для каждого вопросы, как: ,,Кто я?”, ,,Откуда я пришёл?”, ,,Куда уйду?”, ,,Каковы мои обязанности?”, ,,Откуда и куда движутся творения?”, ,,В чём суть творений?”, – просвещая и удовлетворяя души и умы.

“Рисале-и Нур” решил и раскрыл около сотни загадок религии и коранических истин, из-за непонимания которых многие впадали в сомнения и, будучи не в состоянии избавиться от колебаний, порой теряли веру. Теперь же, после раскрытия этих загадок, если даже соберутся все атеисты, они не смогут одержать верх.

Книги “Рисале-и Нур” образовали великую, прочную, нерушимую стену на пути распространения безбожия. Неопровержимыми доказательствами, логичными и разумными доводами ,,Рисале-и Нур” убеждает даже самых ярых неверующих философов в невозможности, ложности и неприемлемости материализма и натурализма, противостоящих религии.

В книгах “Рисале-и Нур” автор коснулся самых важных тем, относящихся к вопросам религии, общественной жизни, морали, воспитания, права, философии и тасаввуфа, необыкновенно преуспев в каждой из них. Самое удивительное, что сложнейшие вопросы, отвечая на которые многие учёные свернули на опасные пути, он разрешил в доступной форме и самым убедительным образом, следуя светлому пути учёных-суннитов. Например, в вопросе телесного воскрешения, в “Рисале-и Нур” бесподобным, общедоступным образом, благодаря свету Корана, разумно доказана истина, о которой даже такой гений философии, как Ибн Сина, сказал: “Воскрешение это то, что нам достоверно передано (накль). Мы верим в него, но разумом его не постичь”.

Если бы двери могилы были заперты и человек оставался бы на этом свете навсегда, тогда у него были бы исключительно мирские обязанности. Но ежедневная смерть сотен тысяч людей и их уход из этого мира в мир вечный свидетельствует о существовании более важных, нежели мирские, обязанностей. И “Рисале-и Нур”, раскрывая истины Корана, доносит до людей смысл этих обязанностей. Да, в “Рисале-и Нур” есть много таких глав, как: “Двадцать девятое Слово”, раскрывающее загадочный смысл этой Вселенной и тайну того, откуда пришли и куда направляются существа, а также что с ними будет; “Тридцатое Слово”, раскрывающее суть человеческого эго и разрешающее загадку движения и преобразования частиц; “Двадцать четвёртое Письмо”, раскрывающее удивительный секрет созидания и деятельности в этой Вселенной, происходящих среди непрерывной гибели и тлена; “Двадцатое Письмо”, раскрывающее и объясняющее глубочайшую и важнейшую суть Единобожия, а также доказывающее, что воскрешение человечества является таким же лёгким, как оживление одной мухи; ,,Двадцать третье Сияние”, называемое “Трактатом о Природе”, разрушающее идеи натурализма и материализма…

Для людей, отрицающих Божественность и не верящих ни во что, кроме того, что доступно их взору, “Рисале-и Нур” показывает эту Вселенную и материальный мир в виде бесчисленного множества доказательств существования и единства Творца, а также бытия Иного мира и вечной жизни. 

На пристрастные возражения философов Европы и их последователей, не понявших смыслов некоторых переносных аятов и хадисов, “Рисале-и Нур” даёт разумные и логичные ответы, доказывая, что каждый из тех аятов и хадисов является отдельным чудом. Таким же образом, “Рисале-и Нур” под корень рубит сомнения, исходящие от современной науки и философии. При этом, “Рисале-и Нур” следует конструктивному методу. 

Ещё одной особенностью является то, что “Рисале-и Нур” преподаёт конструктивный урок без упоминания пороков и исцеляет без нанесения ран, тем самым устраняя сомнения, отвечая на все приходящие на ум вопросы, вразумляя нафс и убеждая сердце.

Вера (иман) заключается не только в кратком познании и подтверждении столпов веры. У неё имеется много уровней. Подражательная вера, в особенности в наше время, перед натиском безбожия и заблуждений быстро ослабевает, но вера убежденная, осознанная является непоколебимой, негаснущей силой. “Рисале-и Нур”, давая знания об убежденной, осознанной вере, укрепляет веру человека и направляет его к счастью и благополучию в обоих мирах. Знания же делятся на два вида. Для одного вида знаний достаточно лишь однократного изучения и повторения. Однако, другой вид знаний подобен хлебу и воде: в них человек нуждается постоянно. Знания о вере относятся ко второму виду. 

Также будет полезно отметить, что, как и всякой науке, знаниям о вероубеждении свойственны определённые понятия и термины. Их познание требует от нас постоянного и внимательного чтения книг. Усердное чтение этих книг, ведущих к счастью в обоих мирах, приводит к осознанному познанию веры. Благородный Коран повелевает читать, а Пророк призывает к “приобретению знаний от колыбели до могилы”. 

“Рисале-и Нур” понятен и доступен самым разным слоям общества. Читать его и извлекать из него пользу в соответствии со своими способностями могут как школьники и студенты, так и учёные с философами. Просвещённые слои извлекают из него необыкновенную пользу и подтверждают его необычайность и высочайший научный уровень. Такой популярности не наблюдалось у трудов ни одного психолога, социолога или философа. Извлечь пользу из их работ могли лишь люди с соответствующим образованием. Дети, учащиеся в школе, не в состоянии извлечь пользу из труда какого-либо крупного ученого. Однако каждый, исходя из своих способностей, может извлечь пользу из “Рисале-и Нур”. Разумеется, не всякий поймёт абсолютно все вопросы, освещаемые в трудах ,,Рисале-и Нур”, однако никто не останется без пользы. Это подобно тому, как некто, вошедший в большой сад, не в состоянии дотянуться до каждого плода, но ему достаточно тех плодов, до которых он дотянулся. Ведь этот сад не только для него, но и для тех, чьи руки длиннее. 

Обучение “Рисале-и Нур” является необыкновенным, оригинальным, беспримерным. По сути, любое образование ставит целью ту или иную материальную выгоду или мирское положение. Большинство научных дисциплин изучаются для достижения каких-либо материальных благ и почёта, да и то зачастую это требует недюжинных усилий. Однако “Рисале-и Нур” это своего рода свободный университет, в котором изучение уроков посредством чтения этих трудов не преследует никакой иной цели, кроме служения вере и довольства Всевышнего. Несмотря на отсутствие материального интереса, книги “Рисале-и Нур”, являющиеся серьёзными научными и религиозными трудами, изучаются с такими великими воодушевлением и любовью, с таким бесконечным удовольствием, что пробуждают в своих преданных читателях желание неустанно их перечитывать. И поскольку, согласно благородному хадису Пророка (мир ему и благо), те учёные, которые не стремятся к роскоши и страстям этого мира, являются самыми верными наследниками пророков, то и “Рисале-и Нур” можно считать настоящим наследником. 

Мир, по мнению многих философов и учёных, находится на пороге совершенно нового этапа. Мир находится в поисках света. И сегодня, на наш взгляд, явно видно, что поэт истины Мехмет Акиф, говоря:

,,Отправь нам свет, о Аллах, ведь прошли уже века!

Народ, задыхаясь во мраке, ждёт зари на горизонте.”,

– указывает на этот Свет…

Жизнь в Барле и появление «Рисале-и Нур»

Жизнь в Барле и появление «Рисале-и Нур»

Бадиуззаман был сослан в Барлу в 1925-1926 гг. Там он пробыл восемь лет. Именно в Барле он начинает писать труды «Рисале-и Hyp», в которых аргументированно разъясняет основы веры и её истины с учётом вызовов современности. Эти книги, ввиду своей особой актуальности, удостаиваются большого внимания народа, ощущавшего, что его вера находится в опасности, и распространяются из рук в руки по всей территории Турции. У его трудов появились ученики, которые переписывали их и размножали вручную. Этим книгам суждено было противостоять таким идеологиям, как атеизм и коммунизм, насаждаемым турецкому народу, который веками служил Исламу, а также способствовать спасению веры и духовности многих людей как в Турции, так и за её пределами.

В это время начинается эпоха диктатуры, длившаяся в течение двадцати пяти лет. Закулисные силы начали приводить в действие свой план, согласно которому спустя тридцать лет новое поколение должно было уничтожить Коран собственными руками. Для искоренения Ислама были произведены невиданные в истории разрушения и преступления. Прикладывались неимоверные усилия для отдаления турецкого народа, веками, ещё со времён Аббасидов, служившего Исламу, от собственной религии, для разрыва его связи со своей верой, для разрушения мирского и вечного счастья миллионов людей. Вместо заложенных в Исламе основ высокого материального и духовного прогресса и цивилизации насаждались тёмные принципы атеистической философии, а также внедрялись порочные мысли и идеи безнравственной литературы.

Религиозных людей в тот ужасный период правившего безбожия всячески старались опорочить, унизить. Более того, существовали даже замыслы уничтожить Коран и, как в России, полностью искоренить религиозное мировоззрение, однако поскольку в среде мусульманского народа это могло бы привести к результатам, противоположным ожидаемым, от этой идеи отказались и решили воспитывать молодёжь в соответствии с новой методикой образования, дабы таким образом она добровольно отказалась от Корана и оборвала связь с Исламом.

Изучая жизнь Бадиуззамана Саида Нурси, необходимо учитывать, что его самоотверженное служение сохранению и укреплению веры посредством “Рисале-и Нур” пришлось именно на те годы, когда начался невиданный в мире до тех пор период ужасного безбожия. Ведь под давлением настолько тяжёлых, невиданных в истории обстоятельств даже служение величиной с частицу способно обрести ценность величиной с гору и даже малое дело может принести большие плоды и удостоиться великой значимости. Итак, “Рисале-и Нур” является плодом и результатом именно такого страшного, но важного времени. 

Автор этих трудов, Бадиуззаман Саид Нурси, был великим героем на поле духовной борьбы за веру во времена ужасных нападок, направленных на разрушение веры и религии, длившихся на протяжении двадцати пяти лет. 

В своей борьбе с противниками веры и Корана “Рисале-и Нур” избрал путь не принуждения и раздора, а доказательств и убеждения.

В те страшные времена разгула безбожия и заблуждения Саид Нурси непрестанно находился в условиях слежки и надзора, в суровых, тяжёлых обстоятельствах. Бадиуззаман, будучи, по сути, связанным по рукам и ногам, с помощью ста тридцати трудов “Рисале-и Нур”, написанных и распространённых им в условиях ссылок, в изоляции, словно красноречивый оратор произносит речь в мечети Анатолии и всего  исламского мира, делясь с мусульманами уроком, полученным им от Корана. Бадиуззаман, будто бы поднявшись на вершину минарета четырнадцатого века от хиджры пророка Мухаммада (мир ему и благо) и двадцатого века от Рождества Христова, громко обращается к своим современникам – к мусульманам и ко всему человечеству – и, как некий великий наставник, как великий путеводитель обращается к выстроившимся в ряды будущим поколениям, следующим за нынешним столетием.

Невзирая на все испытания в ссылке, Саид Нурси, свято служа ради обретения всем человечеством счастья и благополучия в обоих мирах, был самым счастливым человеком своего времени.

Фотография, снятая по прибытию Устаза Бадиуззамана Саида Нурси в Барлу


Вступление

Вступление

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Книга, которую мы от чистого сердца, с искренней радостью представляем читателям, вкратце повествует о великом учёном Бадиуззамане Саиде Нурси, а также о ,,Рисале-и Нур” – толковании Благородного Корана, плоде всей его жизни.

Читая эту книгу, вы узнаете, что труды Бадиуззамана по праву достойны внимания не только Турции и исламского мира, но и всего человечества. 

Для тех, кто познал суть жизни и этого мира, временные слава и почести не представляют ценности. Постигший истину не придаст значения фальшивым симпатиям тленных людей. Саид Нурси и в этом отношении является великим духовным героем. При том, что его жизнь, полная разнообразных героических подвигов, приводила людей в изумление, он растворился в истине и на пути Всевышнего. Удостоившись Божественной милости, преодолев великие препятствия, объявив свой святой призыв перед лицом сотен негативных течений этого века, он привёл его к успеху, что показывает Бадиуззамана как совершенно самоотверженного и беззаветно преданного истине.

Устаз Бадиуззаман написал “Рисале-и Нур” без влияния каких-либо идей или какого-либо авторитета, без преследования какой бы то ни было материальной или духовной выгоды, без вмешательства личных чувств.

В своём труде под названием ,,Лучи” Бадиуззаман говорит: “Да будет известно, что говоря о ценности и важности “Рисале-и Нур”, я хочу объявить об истинах Корана и о столпах веры, показать их силу и справедливость, призвать к ним утративших силу веры”.

В книге “Слова” он пишет: “Бери из Корана всё, что пожелаешь”, “В соответствии со значимостью в нём имеется всё, что необходимо человеку для счастья в этой и иной жизни”, “Коран сохраняет свои свежесть и молодость, словно каждый век ниспосылается заново. Предписания и законы Корана настолько стабильны, тверды и сильны, что с течением времени всё больше проявляют силу”.

Итак, Бадиуззаман Саид Нурси, раскрыв в ,,Рисале-и Нур” истины Благородного Корана, в которых нуждается этот век, удостоился успеха растолковать их и объяснить в таком виде, благодаря которому каждый, в зависимости от своих способностей, может извлечь пользу. Поэтому ,,Рисале-и Нур” считается шедевром. Извлечь пользу из этих трудов может каждый, ведь они не адресованы какой-либо отдельной группе общества.

Нужно признаться, что представляемая книга весьма далека от того, чтобы наиболее полно изложить жизнь Бадиуззамана Саида Нурси. Очень многие моменты приведены вкратце или же вовсе не освещены. Желающие подробнее ознакомиться с биографией Устаза Саида Нурси и с его трудами могут обратиться к книге ,,История жизни Бадиуззамана Саида Нурси”, входящей в сборник трудов ,,Рисале-и Нур”. Самым верным представлением о какой-либо книге будет представление, составленное после её прочтения и изучения. Это правило полностью распространяется и на “Рисале-и Нур”. Наш несовершенный язык далёк от полноценного описания данных книг. В этой ознакомительной книге мы лишь в виде некоего образца представим Вашему вниманию некоторые описания этих трудов и некоторые отрывки из этих книг.

Усердие от нас, а успех от Всевышнего.

Оглавление

Оглавление

1. Вступление

2. Начало жизни

Рождение, родители. Обучение в медресе и получение иджаза. Освоение светских наук. Особенности молодого Бадиуззамана Саида Нурси. Жизнь в городе Ван: обеспокоенность и поиски решения проблем и бедствий Востока. Первый приезд в Стамбул с целью донесения идеи нового образовательного проекта. Нахождение в Стамбуле: ответы на все вопросы ученых и простых людей, встреча с шейхом Бахитом Эфенди — большим учёным из университета «Аль-Азхар». Диалог с русским полицейским в городе Тифлис об исламском мире и Западе. Возвращение в город Ван. Поездка в Дамаск и произнесение хутбы в «мечети Омейядов» перед многотысячной аудиторий о болезнях мусульманского мира и путях их лечения («Дамасская проповедь»). Поездка в Румелию от имени восточных вилайетов в свите султана Решада. Закладывание фундамента университета“Медресет уз-Зехра”. Отправление Бадиуззамана вместе с учениками добровольцами на фронт Первой мировой войны. Написание на фронте тафсира Священного Корана — “Ишарат уль-И’джаз”. Попадание в плен к русским. Жизнь в плену, побег и возвращение в Стамбул.

3. Отрывок из трудов Бадиуззамана, описывающий его нахождение в плену

Фрагмент из «Девятой надежды Двадцать шестого Сияния».

Отчаяние и помощь Корана — пробуждения от сна беспечности. Побег из плена и возвращение в Стамбул. Назначение Бадиуззамана членом научного совета “Дар уль-Хикмат” Османской Империи.

4. Фрагменты из написанного Бадиуззаманом о своей жизни в Стамбуле по возвращении из плена

«Десятая надежда Двадцать шестого Сияния»

Погружение и избавление от беспечности. Размышления о смерти и вечной жизни через призму Священного Корана.

«Одиннадцатая надежда Двадцать шестого Сияния»

Жизнь в Стамбуле в районе Чамлыджа, работа в «Дар-уль-Хикмат». Размышления о тленности мирской жизни и духовное пробуждение. Избавление от гнетущих философских вопросов посредством Священного Корана. Диспуты с нафсом (как «доверенного философских наук») о материальности мира, природе, причинно-следственных связях, порядке и форме вещей, сотворении и жизни живых существ — и победа сердца и имана.

5. Оккупация Стамбула иностранными войсками и деятельность Бадиуззамана

Издание Бадиуззаманом своего труда “Шесть шагов” (“Хутувати Ситте”), разоблачающего колониальную политику Запада в отношении исламского мира и османов. Приглашение Бадиуззамана в Анкару от имени парламента и предложение места депутата, а также должности в Управлении по делам религии. Будучи в Анкаре, Бадиуззаман издаёт труд, в котором изобличает материализм, атеизм, доказывая существование Всевышнего и Его единство. Отказ Бадиуззамана от сотрудничества с новыми властями и возвращение в город Ван. Жизнь в отшельничестве и ссылка в село Барла.

6. Новый Саид

О том, как жизнь устаза Бадиуззамана Саида Нурси, с точки зрения его служения, делится на два основных периода: период Прежнего Саида и Нового Саида.

7. Жизнь в Барле и появление «Рисале-и Нур»

Жизнь в ссылке в селе Барла. Начало в Турецкой республике эпохи диктатуры, борьбы с религией, распространения безбожия и гонения на верующих. Начало написания Бадиуззаманом книг «Рисале-и Нур», которым суждено было противостоять таким идеологиям, как атеизм и коммунизм, насаждаемым турецкому народу, который веками служил Исламу, а также способствовать спасению веры и духовности многих людей как в Турции, так и за её пределами. Появление у трудов «Рисале-и Нур» первых учеников, которые переписывали и размножали их вручную. Избрание «Рисале-и Нур» в борьбе с противниками веры и Корана пути не принуждения и раздора, а доказательств.

8. Написание и распространение «Рисале-и Нур»

9. Фрагменты из «Рисале-и Нур» про жизнь Бадиуззамана в Барле

Размышления Бадиуззамана о прошедших событиях жизни, о Божественном предопределении, о внешней и истинной причинах каждого события.

Ответ Бадиуззамана о служении Священному Корану и своём отношении к миру политики.

10. Письмо, написанное Бадиуззаманом врачу, изучающему «Рисале-и Нур»

В письме разъясняется мысль о том, что если врачам удастся извлечь лекарства веры (имана), подобные противоядию, из священной аптеки Корана, то они исцелят свои болезни и излечат раны человечества.

11. Суд в Эскишехире и ссылка в Кастамону

Возбуждение уголовного дела против Бадиуззамана и его учеников, суд в городе Эскишехир.

Испытания заключением и написание в тюрьме ,,Тридцатого Сияния”, а также ,,Первого Луча” и ,,Второго Луча” из книги ,,Лучи”. Распространение «Рисале-и Нур» среди заключенных. Распространение недоброжелателями слухов, порочащих Бадиуззамана. Ссылка в Кастамону.

12. Общение Бадиуззамана с учащимися лицея об Аллахе. Как смотреть верующему на современные науки.

Шестая тема из «Плодов веры».

Общение Бадиуззамана с учащимися лицея — история произошедшая в Кастамону.

О том, как «Каждая изучаемая наука своим особым языком неустанно рассказывает об Аллахе, знакомит с Творцом, даёт познать Его.»

13. Суд в Денизли

О написании книги Великое Знамение”, в которой, языками, присущими существам Вселенной, доказывается бытие и единственность Всевышнего. Арест Бадиуззамана и ссылка в город Денизли. Создание комиссии из профессоров и учёных для проверки книг «Рисале-и Нур». Заключение комиссии: полное оправдание Бадиуззамана и книг «Рисале-и Нур».

14. Некоторые фрагменты защитительных речей Саида Нурси в суде

Ответ о том, членами какого «общества» являются ученики «Рисале-и Нур». О взглядах на республиканский строй. О противоправном и злонамеренном преследовании учеников «Рисале-и Нур» безбожниками.

15. Капитал жизни и самый важный её вопрос

Четвёртая Тема из ,,Плодов веры”

Ответ на вопрос про интерес к мировой политике и о том, что существует ещё более великое событие, чем мировая война, и ещё более важный вопрос, нежели вопрос мирового господства на этой Земле. О существовании кругов функций и обязанностей человека начиная от круга сердца и желудка, тела и дома, района и города, родины и страны, Земного шара и человечества и до круга всего живого мира и Вселенной, входящих друг в друга.

16. Ссылка в Эмирдаг и суд в Афьоне

Ссылка в Эмирдаг. Слежка и контроль за Бадиуззаманом несмотря на полное оправдание в суде. Что Саид Нурси говорил своим посетителям в тот период о целях «Рисале-и Нур» и величайшей задаче нашего времени. Новые уголовные дела и окончательное решение суда об оправдании Бадиуззамана и книг «Рисале-и Нур». Написание труда под названием “Блистательный довод” (,,Elhüccetüz-zehra”), повествующего о Единобожии, пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благо) и толковании суры “аль-Фатиха”. Освобождение Бадиуззамана Саида Нурси из под стражи. Истины, изложенные в ,,Рисале-и Нур”, достигают самых широких слоёв населения — студентов и молодежи. Смерть Устаза в городе Шанлыурфа 23 марта 1960 года.

17. Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

О двух видах тафсира и особенностях тафсира «Рисале-и Нур», объективно разъясняющего истины и основы веры и отвечающего на духовные и интеллектуальные потребности современного человека.

18. Из Лекции о ,,Рисале-и Нур”, прочитанной в Университете г. Анкары (1950 г.)

О различиях между подражательной и осознанной верах. О том, почему в поисках труда, разъясняющего истины веры (имана) и спасающего её, был выбран тафсир Священного Корана «Рисале-и Нур». Об особенностях автора «Рисале-и Нур» — Бадиузаммане Саиде Нурси.

Разъяснение, данное университетскими учениками “Рисале-и Нур”

Разъяснение, данное университетскими учениками “Рисале-и Нур” в связи с нападками и лживой пропагандой, ведущейся врагами Ислама.

Дорогие, преданные братья!

Поздравляем вас с прошедшим испытанием и священным сражением! Для учеников “Нура”, развившихся и взлетевших по уровням веры, овладев её сильной степенью благодаря урокам “Рисале-и Нур” об осознанной вере, такие нападки в некотором отношении являются своеобразным экзаменом и пробным камнем, отделяющим уголь от алмазов. Для таких учеников тюрьма, в которую они попали за веру в Аллаха, за следование Пророку и за действия согласно Благородному Корану, является неким Медресе Юсуфа. Угнетение и пытки – это некая плеть и закалка. Такими нападками Божественное Предопределение нам говорит: “Давай, не стой, действуй!”. Для учеников Рисале-и Нур выступать на судебных заседаниях о служении Корану и вере – всё равно, что беседовать с другом. Быть приведённым в участок – то же, что сходить на рынок. Наручники – золотые браслеты великой борьбы за религию. Людское же несправедливое заключение – в действительности является доказательством Божественного оправдания. Все эти страдания и угнетения для учеников “Нура” представляют собой почётные медали. Какое счастье для наших старших братьев из учеников “Нура”, которые тридцать лет удостаивались этих благ. Жаль, что мы не смогли и не сможем получить такие почести, потому что эпоха, дающая их заработать, уже проходит.

“Рисале-и Нур” – это религиозное произведение, несущее стране и народу общественный порядок и безопасность, и устанавливающее в каждом сердце по одному блюстителю закона. В многочисленных судах, начатых с подачи врагов Ислама, “Рисале-и Нур” получил оправдание. Кассационный суд единогласно подтвердил оправдательные приговоры, и дело “Рисале-и Нур” получило статус твёрдого заключения. Ещё двадцать пять судов постановили: “Мы не можем найти в “Рисале-и Нур” состава преступления”. За тридцать лет никто из сотен тысяч учеников “Нура” не был замечен ни в одном инциденте. Поэтому можно сказать, что те, кто старается препятствовать распространению “Рисале-и Нура”, зная или не зная, действуют наруку врагам безопасности и правопорядка, предателям отечества и народа – анархистам. “Рисале-и Нур” преследует не правительство, потому что службы безопасности и полиции поняли, что у Бадиуззамана и учеников “Нура” нет политических целей. Они заняты только верой и Исламом. Итак, против тех атак тайных врагов Ислама, ученики “Нура”, с силой убеждённой веры, данной им уроками “Рисале-и Нур”, подобны крепкому, стойкому и непобедимому обществу Корана и неприступной крепости. С этими нападками укрепляется связь учеников “Нура” с “Рисале-и Нур” и Устазом, растёт и упрочивается их преданность, стойкость и деятельность. Один из учеников написал Устазу следующее:

О мой дорогой, героический Устаз! Чем больше у нас противников, тем сильнее мы становимся.. Да вознесётся бесконечная хвала нашему Милосердному Аллаху!”

Да, это было время, когда в тёмную и мрачную эпоху тирании и абсолютного угнетения все были подавлены, однако только один человек не замолчал, и его не смогли подавить. Это единственный и неподражаемый человек – Бадиуззамана, а также его ученики.

Для того чтобы спасти свою веру и веру своих братьев по религии, ученики “Нура” читали высокое и блестящее толкование Мудрого Корана – “Рисале-и Нур” – обучая ему и других. Совершенно не придавая значения нападкам и выпадам, которым они подвергались, стараясь спасти веру и служа посредством “Рисале-и Нур” Корану и религии, они убедились в том, что эти атаки тайных врагов Ислама являются для них некой плетью, подгоняющей их в служении Корану и вере. Результаты подобных тридцати летних событий и воздействий сейчас находятся перед лицом этой исламской нации.

Итак, о наши братья – новые и жаждущие ученики “Рисале-и Нур”! Поскольку и вы стали учениками такого Устаза и такого произведения, то также удостоившись таких плодов и результатов, вы ещё сильнее ухватитесь за “Нур”, ваш пыл и стремление возрастёт, и вы преданно и стойко станете читать “Рисале-и Нур”, с чем мы вас всей душой поздравляем, передаём вам тысячи приветствий и возносим за вас тысячи молитв, а также ждём молитв от вас!

* * *

Если в нападках на “Рисале-и Нур” есть какой-то один вред, то пользы в двадцать раз больше. Конечно, при двадцатикратной прибыли одним убытком можно пренебречь. Нападки служат только лишь и только расширению издательства и побед “Рисале-и Нур”, а также являются основой для обретения в глазах исламской нации доверия. Враги Ислама, видящие духовное и материальное влияние, победность и распространение “Рисале-и Нур” в масштабах Анатолии, всего Исламского мира и Америки с Европой, вновь устроили некоторые нападки. Согласно полученным нами сведениям, после этих нападок, особенно в Восточных вилайетах, за десять дней “Нур” одержал победу в десять раз большую, чем раньше. И эти нападки послужили тому, что к “Рисале-и Нур” и к нашему Устазу было привлечено всеобщее внимание; спящие проснулись, ленивые пришли в движение, неосторожные преуспели в осторожности. Вместе с тем, что эти неприятные выпады преходящи, они являются лишь средством для нагнетания страха и сомнений, и это только обманные маневры. Глупые враги религии, думая напугать учеников “Нура”, обманывают некоторых официальных лиц и используют их в качестве инструмента для запугиваний. И разве не знают эти беспечные люди, что мы являемся учениками “Рисале-и Нур”. Сущность безбожников, масонов и коммунистов в предельной степени слаба. Внешне они кажутся сильными лишь потому, что действуют посредством разрушений, подобно непутевому ребёнку, сжигающему целый дом одной спичкой. Да, они бесконечно слабы, потому что полагаются на своё бытие, не имеющее силы даже одного воробья. И они находятся в крайнем унижении, бедности и позоре, потому что став рабами людей, притворяются, лицемерят и подхалимствуют перед ними. Люди веры же, особенно развившие свою веру до степени убеждённой (тахкики), – сильны и уважаемы. Каждый из них является неким дорогим и великим рабом, потому что они поклоняются Одному Всемогущему и Всевышнему, Мудрому и Совершенному Создателю Вселенной, Одному Господу Небес и Земли и Одному Могущему над каждой вещью Создателю… Его повеления они исполняют… С ним имеют связь… и на Него полагаются.

Эти скрытые враги религии и лицемеры давно уже поняли, что ученики “Нура” “держат свои саваны наготове”. Отделить их от “Рисале-и Нур” и Устаза невозможно. Поэтому они поменяли свои дьявольские планы и происки. Выбрали путь обмана с использованием слабых сторон и наивности. Эти лицемеры или их люди, или люди обманутые ими, облачась в образ друга, а иногда и приняв вид ученика, говорят сами и побуждают говорить других: «Вот это – тоже служение Исламу, тоже борьба с его врагами. Если овладеешь и этими знаниями, то ещё лучше послужишь “Рисале-и Нур”. Это тоже великое произведение», – и подобными этому уговорами постепенно уменьшают занятость и служение учеников “Нура” только “Рисале-и Нур”. Отвлекая их внимание другими вещами, заманивают их в такую ловушку, чтобы у них не осталось времени заниматься “Рисале-и Нур”. Или же стараются обмануть их такими вещами, как жалование, богатство, положение и слава, либо пытаются заставить их отказаться от служения, посредством запугиваний. Однако, “Рисале-и Нур” даёт своим внимательным читателям такую умственную, духовную и сердечную чуткость и проницательность, что все эти обманы дают результаты совершенно противоположные планам тех коварных лицемеров, ещё сильнее направляя нас и подталкивая к “Рисале-и Нур”. Пресвят Аллах!.. Даже появились такие ученики “Нура”, которые имея совершенно искреннее намерение и святую цель, вопреки вышеупомянутым замыслам лицемеров (ставших некой причиной), отрекаются от мира и полностью посвящают себя “Рисале-и Нур”. И повторяя слова нашего Устаза, говорят: “Сейчас время, быть патриотами Ислама”.

 اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ هٰذَا مِنْ فَضْلِ رَبّٖى

Хвала Аллаху, это по милости Господа!”

У нас нет связи с политикой, которая на взгляд нашего служения вере подобна осколку стекла. Управление по Делам Религии в своём экспертном заключении постановило: “В книгах “Рисале-и Нур” нет тем, связанных с политикой”. И в то время даже прокурор Афьёна в своём обвинении сказал: “Деятельность Бадиуззамана и его учеников не является политической”. Да, обязанность исполняемая учениками “Рисале-и Нур”, более велика, чем самая великая мирская проблема. У нас нет времени заниматься политикой. Даже если у нас было бы сто рук, и тогда их хватило бы только для Света. Если бы мы владели даже всеми богатствами Англии и Америки, всеравно мы бы потратили их только на спасение веры. И у нас нет времени на разные политические дела, на всякие ложные течения и идеи. Жизнь наша коротка. Времени у нас мало. Как сказал наш Устаз: “Занятие негативными вещами оказывает отрицательное влияние. Оставляет плохой след”. Особенно в таком столетии: “Подробное описание лжи вводит в заблуждение наивные умы”. Да, есть такие, которые искренне вознамерившись бороться с негативом изучив его, – занялись негативными вещами и постепенно ослабла (по сравнению с их прежним состоянием) их прочность и преданность религии.

“Рисале-и Нур” распространяя свет, устраняет мрак, сводит его на нет. Обучая хорошему, положительному даёт возможность отличить и отделить плохое, заставляет от него отказаться. Давая урок истины, спасает от лжи и защищает от неё.

Одним словом, мы занимаемся только светом… мы заняты драгоценностями Корана… мы трудимся над Кораническими истинами, подобными алмазам, охватывающим всю вселенную… мы служим только вечному… мы не расходуем свой труд на тленные вещи… наше служение вере посредством “Рисале-и Нур” не оставляет нам нужды в занятии другими вещами… его нам хватает на все…

Значит, борющиеся с “Рисале-и Нур” и с нашим Устазом Бадиуззаманом, бессовестные тайные враги религии, в абсолютном бессилии обречены на вечное поражение. Бадиуззаман же и “Рисале-и Нур” всегда будут одерживать победу и успех. Уничтожая одну личность, “Рисале-и Нур” не уничтожить. Потому что “Рисале-и Нур” сам по себе является аргументом и доказательством. Те, кто стараются уничтожить его и его автора, сами себя обрекли на уничтожение. Пример тому каждый может прочесть на лике истории. И так будет всегда. Заложенная же в “Рисале-и Нур” высокая истина, даст ему существование до самой вечности…

Да, в уголовных судах ученики “Нура” сказали: “Никакая человеческая сила не сможет нас отлучить от нашего Устаза Бадиуззамана, от “Рисале-и Нур” и друг от друга”. Да, даже атомные бомбы этих лицемеров бессильны в этом деле. Даже если представить невероятное, и они смогут это сделать, даже если убьют наши тела, то наши души благополучно и счастливо отправятся в вечность. И, как сказал наш Устаз в книге “Письма”, мы говорим: “Пусть один из нас в этом мире, а другой – в ином, один на востоке, а другой на западе, один на севере, другой на юге, всеравно мы друг с другом вместе”.

Устаз наш не претендует совершенно ни на какую духовную степень. Он отвергает данные ему другими большие и исключительные звания. Однако, для понимания и доказательства того, кто он такой, достаточно его состояния и поведения, действий и поступков. Да, для того, чтобы суметь воспрепятствовать служению Бадиуззамана и “Рисале-и Нур” Корану, вере и Исламу, нужна сила, способная удерживать и вращать весь мир.

Вот некоторые фразы нашего Устаза из книги “Большая Защита”, излагающей его защитительные речи в суде, под который он был отдан по плану его уничтожения:

«Ученики “Рисале-и Нур” не похожи на других; противостоять им не возможно, их не победить. “Рисале-и Нур” принадлежит Корану. Он составлен из истин Мудрого Корана. Коран же – некая светлая цепь, связующая землю и небеса… Кто может протянуть к ней руку? “Рисале-и Нур” поселился в груди Анатолии и никакая сила не сможет вырвать его из неё».

Отрывок из известной и необычайной брошюры “Великое Знамение”:

«Рисале-и Нур восстанавливает не какие-то частные разрушения или какой-то маленький дом. Скорее он трудится над разрушениями, которые повсеместны, над вобравшей в себя весь исламский мир некой великой крепостью состоящей из камней величиной с гору. И он не старается исправить какое-то отдельное сердце или одну чью-то совесть, он прилагает усилия, чтобы исцелить с помощью чуда Корана израненное, накопившимися за тысячу лет разрушительными инструментами, сердце общества, общественные взгляды и совесть общества, разлагающиеся вследствие частичных разрушений исламских основ и традиций, являющихся точкой опоры общества и особенно простых верующих; и их огромные раны “Рисале-и Нур” старается вылечить лекарствами Корана и веры. Конечно, для таких всеобщих, страшных ран и язв необходимо найти явно убедительные и имеющие силу гор аргументы, препараты и бесконечное число испытанных, обладающих свойствами тысяч противоядий, мощных лекарств. Итак, в наше время эту обязанность несёт рождённый духовным чудом Корана Превосходно Излагающего – “Рисале-и Нур”, который наряду с этим, стал и становится основой прогресса и развития по бесконечным уровням веры!»

Дорогие братья, в ужасное, невиданное в истории время, когда сотни учёных-богословов были вынуждены замолчать, и религиозная литература не могла издаваться, и тем кто по-религии обязан излагать и доводить истины Корана, силой не давали это делать, и религиозных людей физически истребляли, в тот самый страшный период, когда внедряли план по уничтожению Корана, веры и Ислама, в самое ярое время полного неверия и безбожия, Бадиуззаман Саид Нурси будучи самоотверженным и бескорыстным хранителем и защитником Корана, веры и Ислама, в одиночестве возвышался на арене религиозной борьбы. Да, Бадиуззаман противостоя целым народам и государствам, в одиночку бросил и бросает вызов не только фараонам одного какого-либо места, но всему европейскому неверию. И среди яростного угнетения и абсолютной тирании он распространяет истины Корана… «Наша обязанность – усердствование. Дать нам победу или поражение, дать успех и заставить людей принять “Рисале-и Нур” – дело Аллаха. В обязанности Всевышнего мы не вмешиваемся». – Так сказал он и среди невиданных в истории тираний и мучений встретил множество страшных притеснений; у его дверей выставляли жандармов и полицию, не давая ему выйти даже на пятничный намаз. И для того, чтобы скрыть ото всех эти несправедливости, на него было наложено много тягостных ограничений.

Итак, в таких тяжёлых условиях глубокоуважаемый Устаз с помощью Аллаха написал “Рисале-и Нур”, распространив большую его часть кораническими буквами в рукописном виде. Таким образом он сохранил кораническую письменность, и в то же время сотни тысяч молодых турецких мусульман, чтобы иметь возможность прочитать “Рисале-и Нур”, удостоились чести и блага научиться этой письменности, нашей пресвятой книги – Корана. С мощью своей веры и с полной искренностью Устаз в совершенно новой форме изложения, согласно пониманию века рассказал и объяснил истины Корана и веры, так, чтобы ими могли воспользоваться все его простые и высокообразованные ученики. Итак, с Божьей помощью, он произвёл на свет такое совершенно новое, блестящее и высокое толкование Корана, как “Рисале-и Нур”.

Это необычайное произведение сохранило эту страну и народ от безбожия и коммунизма. И в деспотичную эпоху насильного искоренения Ислама, когда многие из мирских соображений посчитав себя вынужденными, пожертвовали этими святыми устоями, стали действовать во вред религии и принуждались к исполнению противоречащих Исламу фетв и нововведений, с Бадиуззаманом, не смотря на то, что он перенёс столько гонений и находился под угрозой смертной казни, ни в поведении, ни в речах, ни в поступках не произошло совершенно никакого изменения. Наоборот, говоря: “Смерть одна, и она неизменна… Смерть – это освобождение, служащее для того, чтобы из тленного мира уйти в мир вечности и света”, – он бросился в борьбу. На протяжении тридцати лет он тайно распространял свои произведения, разоблачающие и останавливающие ересь, защищающие исламские традиции и оживляющие Высокую Сунну. В своём окружении он словно дал жизнь отблеску Эпохи Счастья. Для того чтобы не поступать против Сунны Пророка (Мир Ему и Благо), он избрал для себя мучительное отшельничество. Безбожная и невиданная до сей поры абсолютная тирания, тридцать лет правящая миллионами людей, никоим образом не смогла взять под свою власть Бадиуззамана. Наоборот, деспотичные тираны были повержены им.

“Рисале-и Нур”, обратив подражательную веру в веру убеждённую (тахкики), укрепив её и дав заработать счастье двух миров, в результате приносит прекрасный итог. Он победил даже самых больших атеистических философов. Ещё одна особенность “Рисале-и Нур” такова: в отличи от других богословов, он, не упоминая пороков заблудших и давая только конструктивный урок, исцеляет без нанесения ран. Таким образом, в это время “Рисале-и Нур” уничтожает неуверенность и сомнения, отвечает на все вопросы, приходящие на ум, вразумляет нафс и убеждает сердце.

“Рисале-и Нур” просвещает сердце и разум и подчиняет нафс. Поэтому и опирающиеся только на разум философы с людьми науки, и идущие путём сердца последователи тасаввуфа принимают “Рисале-и Нур”. Люди науки и философии понимают, что настоящая просвещённость возможна с объединением сердца и разума. Следование только разуму опускает разум на глаза. Такое положение же приводит к падению, на которое обречены те, у кого сломано одно крыло. И искренние, чистосердечные последователи тасаввуфа осознают, что время сейчас не то же, что раньше. В такое время нам нужен такой коранический путь, который посредством и сердца, и разума верным образом приведёт нас к истине. Так что нужно становиться “двукрылатыми”. (Прим.1) Пробудившиеся люди медресе постигают, что “Рисале-и Нур” за пятнадцать недель даёт овладеть результатами, касающимися веры и Ислама, которыми по старым методам можно было овладеть только за пятнадцать лет. Наш Устаз говорит: «Человек, который в течении года, понимая и принимая будет читать уроки “Рисале-и Нур”, сможет стать важным и истинным ученым-богословом этого времени».

“Рисале-и Нур” – это сокровищница света и благодати, излагающая светлый нрав Досточтимого Посланника Аллаха (Мир Ему и Благо) и высокие качества его Благородных Сподвижников. Итак, вышеупомянутое положение, открывая в сегодняшнем мире совершенно новую, светлую жизнь и абсолютно свежую грань, показывает эту истину, которая объединяет и примиряет издавна считавшихся непримиримыми людей науки, людей медресе и последователей тасаввуфа. А также приводит к согласию противостоящие друг другу запад и восток. Компетентные люди принимают и подтверждают, что для мусульман, стремящихся создать Исламский союз, единственное средство – это “Рисале-и Нур”. И сегодня в Америке и в Европе, особенно в Германии появились течения, ищущие свежие научные открытия и новшества, способные разрешить имеющиеся в сегодняшнем мире противоречия и объяснить истину и реальность продвинутым в умственном и мыслительном отношении людям двадцатого века. Если они действительно могут видеть и понимать, то вот им, пожалуйста: собрание книг “Рисале-и Нур”… Так, например, признаки того, что эта истина начинает осознаваться, видны сейчас среди счастливой немецкой нации. (Прим.2)


1 Примечание: Люди, излучающие арабский сборник “Месневи-и Нурие”, говорят, что Бадиуззаман, следуя найденному им в Коране пути, посредством знания прошёл дальше уровней, достигнутых очень редкими личностями в результате их семидесяти – восьмидесятилетнего следования методам тариката, хотя эти личности говорили, что их уровни являются пределом, дальше которого пройти невозможно. Изучающие эту арабскую книгу, являющуюся настоящим шедевром, те внимательные ученые говорят: “Сколько бы мы ни смогли воспользоваться очень глубокими, весьма тонкими и предельно высокими истинами этого произведения, все нам во благо”.

Примечание: Одним из примеров этого является то, что в Европе, среди христиан, в одном только городке появилось шестьдесят пять молодых учеников “Рисале-и Нур”, носящих чалму.

Вопросы, которые не смогли решить древние философы Запада, и о которых философы нового времени сказали: “Пока философия не смогла их решить”, – в “Рисале-и Нур” раскрыты и решены благодаря свету Корана, будучи логично доказаны. Сложные задачи, которые гениальные мудрецы Востока пытались объяснить на сорока страницах, коротко и ясно изложены на одной странице “Рисале-и Нур”.

Пара предложений из защитительной речи Бадиуззамана, произнесённой им в 1935-м году на суде, грозившем ему смертной казнью: «“Рисале-и Нур” не угаснет, и погасить его невозможно. “Рисале-и Нур” – это свет, который только сильнее сияет, когда его пытаются задуть. “Рисале-и Нур” – это толкователь, раскрывающий и решающий загадку тайны вселенной.»

И в вопросе телесного воскресения, в “Рисале-и Нур” беспримерным, общедоступным образом, благодаря свету Корана разумно доказана истина, о которой даже такой гений мудрости, как Ибн Сина, сказал: “Воскресение из преданий. Мы верим в него, но разум этим путём идти не может”.

В ответ на пристрастные возражения заблудших философов Европы и их извращённых учеников, не понявших прямые смыслы некоторых переносных аятов и хадисов, в “Рисале-и Нур” даются разумные и логичные ответы, доказывая, что каждый из тех аятов и хадисов является отдельным чудом. Таким же образом “Рисале-и Нур” под корень рубит заблуждения и сомнения, идущие от современной науки и философии. Но, делая это, “Рисале-и Нур” следует конструктивному методу.

“Рисале-и Нур” обладает необычайным, исключительным литературным превосходством. В его слоге, несравнимом даже с самыми известными произведениями и от начала до конца обладающем своей особенностью, имеется высокое красноречие, изящество, плавность и лаконичность. Даже когда по настоятельному желанию исламского мира познакомиться с произведениями Бадиуззамана, большим исламским богословам для перевода на арабский язык предоставили сборник “Посох Мусы”, они, прочитав его и сказали: «Перевести произведения Бадиуззамана может только он сам. Сохранить в переводе высокое красноречие, бесподобную красоту и лаконичность “Рисале-и Нур”, объяв при этом глубину его смысла, мы бессильны!». Таким образом те высокие ученые показали достоинство нашего Устаза и совершенство “Рисале-и Нур”.

В своих произведениях Бадиуззаман в отличие от всех великих писателей и литераторов, большее значение придал смыслу, а не красоте слов. Ради слов он не пожертвовал смыслом, но ради смысла пожертвовал словами. В своём слоге он не принял во внимание некоторые читательские прихоти, он взял за основу истину и смысл. Кроя одежду для тела, он не отрезал от тела, отрезал от одежды. Божественное притяжение, заложенное в “Рисале-и Нур”, влекущее разум, сердце, душу и совесть, подчиняя их истине, таково, что все: взрослые и дети, молодые и старики, ученые и неграмотные спешат на этот свет, собираясь вокруг него, как мотыльки. Блестящим примером этой истины служит то, что широкая масса учеников “Нура” в короткое время дошла до состояния, бросающего в дрожь врагов религии.

Изложение ценности и значимости “Рисале-и Нур”, имеющейся в нём как со всех других сторон, так и в литературном отношении, тысячекратно превышает способности литераторов, особенно, таких как мы. В этом отношении наши тусклые, подобные писку комара, но искренние и правдивые слова передают нашу безграничную признательность и благодарность за ту великую пользу, которую мы извлекли из “Рисале-и Нур”. Иначе, в этих темах настоящей компетенцией и правомочием обладает только лишь, и только сам автор “Рисале-и Нур”.

То, что “Рисале-и Нур” является единственным толкованием Корана, отвечающим всем нуждам этого века, подтверждено достойными богословами Ислама, пожертвовавшими ради Истины своим самолюбием, и которые отзывались и отзываются об этом произведении с необычайными похвалами и одобрением. Выдающиеся авторские особенности и подобная океану научная гениальность Бадиуззамана Саида Нурси таковы, что пятьдесят лет назад в Египетской печати для людей высокого знания писали: “Бадиуззаман – передовой разум века”.

Даже враги подтверждают, что Бадиуззаман взял за правило своей жизни не принимать бесплатных подарков. Тем самым он на деле опроверг обвинения врагов Ислама в адрес Исламских учёных, и также делом доказал, что его знание не является инструментом для получения какой-либо выгоды. Он сохранил и защитил честь и достоинство Исламских учёных, а также славу Ислама и славу религии даже перед лицом самых жестоких и кровожадных правителей. Даже оставаясь голодным, он не нарушил своего жизненного правила довольствования имеющимся, и говоря: “Бережливость и удовлетворённость – это две великих сокровищницы, их благодати мне достаточно”, – он отказывался и отказывается от людского участия.

На протяжении долгих лет Бадиуззамана Саида Нурси бросали из ссылки в ссылку, он находился под постоянным давлением, подвергался сильным гонениям и ужасным пыткам, семнадцать раз ему подсыпали яд и в день заставляли выносить мучения целого месяца. И каждая из этих, перенесённых им бед является живой печатью и отдельным блестящим подтверждением правдивости и истинности его самого и книг “Рисале-и Нур”. Например, в Индии спросили: “Каков человек – Бадиуззаман?”. В ответ было сказано: “Больной, одинокий, бедный, притесняемый, не принимающий подаяний и подарков и, не смотря на столько перенесённых гонений, на протяжении шестидесяти лет не отказывающийся от своего дела старец”. Тогда они сказали: “В таком случае, он говорит истину и не склоняет головы перед абсолютным неверием, перед безбожниками и еретиками, не лицемерит, не подхалимствует и ведёт действенное, полное служение Корану и Исламу. Поэтому его и притесняют”.

Одобрение ценящих добродетель личностей в адрес нашего Устаза Бадиуззамана не ограничены только одной похвалой; это только один случай, лишь краткое, недостаточное отражение сотой части его действий и поступков. И на эту тему хвалебные речи, письма и статьи учеников “Рисале-и Нур” – это не просто восхваления, скорее, это конструктивная защита против бессовестных и бездушных врагов религии, нападающих на Устаза и нацелившихся на его религиозное служение. (Прим.)

Не смотря на то, что это так, Устаз, гневаясь на справедливые одобрения и похвалы таких людей и учеников “Рисале-и Нур”, много раз даже обижая их, говорил и говорит: «Сейчас не время отдельных личностей, сейчас время личности духовной (коллективной). В “Рисале-и Нур” нет личности одного человека, но есть духовная личность. Я – ничто, “Рисале-и Нур” процежен с Корана, является плодом Корана, почёт и красота принадлежат Корану. Мою личность спутали с “Рисале-и Нур”, достоинство принадлежит “Рисале-и Нур”. Необыкновенный успех же в распространении “Рисале-и Нур” относится к его ученикам. Есть только то, что исходя из моей сильной нужды, Аллах даровал мне из Мудрого Корана, лекарства и эликсиры, я же перенёс их на бумагу. Каким-то образом обязанность первого перевода в это время выпала мне. Я тоже ученик “Рисале-и Нур”. Хотя я читал некоторые его части уже по сто раз, всеравно чувствую нужду в повторном их прочтении. Я – ваш товарищ по уроку».

Секрет исключительного успеха и победы Бадиуззамана Саида Нурси в мировом служении Корану и вере, секрет силы воздействия “Рисале-и Нур” состоит в том, что сам он обрёл полнейшую искренность. То есть основной своей целью, он сделал только лишь и только довольство Всевышнего. На этот счёт он говорит: “Основой нашего принципа является предельная искренность и отказ от самолюбия. Один грамм искреннего благодеяния перевесит сотни пудов благодеяний неискренних. Я строго избегаю духовных и материальных подарков от людей, бегу от народных почестей, симпатий и от славы”. В этом же состоит и секрет того, что он не принимает посетителей. И то, что он придаёт искренности очень большую важность, становится понятно из того, что из ста тридцати частей “Рисале-и Нур” лишь на брошюру “Об искренности” он поставил пометку: “Необходимо прочитывать не реже, чем раз в пятнадцать дней”. В книге “Большая судебная защита” он говорит: «“Рисале-и Нур” не может быть средством не только для получения этого мира, но и для всей вселенной; наша цель – довольство Всевышнего».


Примечание: Одно из коварств безбожников и дьяволов из людей и джиннов таково: Бывает, что они говорят сами и побуждают говорить других: “Ваш учитель не придаёт себе значения. Вы же пишете о нём хвалебные письма и тем самым поступаете против его воли”. Так вот, используя наивность некоторых учеников “Рисале-и Нур”, они стараются обмануть их такими идеями и отказаться от конструктивной и чистой защиты Устаза и “Рисале-и Нур” от врагов Ислама.

Да, наш Устаз Бадиуззаман, исходя из требований искренности, может не придавать значения своей личности; и это положение является примером его высоких качеств и совершенств. Но сколько бы он ни опускал ценность своей личности, проницательность и человечность требует от нас видеть в нём в миллиарды раз большую важность и ценность. Это Божественное благо. Потому что такой шедевр, как “Рисале-и Нур”, являющийся блестящим толкованием Корана, появился из его бытия. С автором такого произведения связан не только нынешний исламский мир, не только современное человечество, от него зависит дело жизни и смерти миллиардов представителей будущих поколений.

Итак, исходя из этого секрета искренности, внимательный ученый, исследующий произведения таких самых известных исламских мудрецов, как Имам Газали (да будет доволен им Аллах), говорит:

— Одна прочитанная мной страница “Рисале-и Нур” даёт мне больше пользы, нежели десять страниц других произведений.

Преподаватель, занимающийся философскими трудами:

— Я столько лет занимался научными и философскими произведениями, но ещё не видел такого труда, который бы убеждал меня так же, как “Рисале-и Нур” и также, как он, полностью отвечал всем нуждам этого времени, исцеляя раны, полученные мной от Западных произведений и философии.

Литератор:

— Мой разум не был просвещённым, но сердце было верующим. “Рисале-и Нур” и просветил мой разум с сердцем, и убедил мой нафс. Он спас меня от адского мучения.

Доктор:

— День, когда я начал чтение “Рисале-и Нур”, я считаю первым днём своей жизни.

Счастливый студент университета:

— Такую службу, как доставить одно письмо, касающееся нашего Устаза и “Рисале-и Нур”, из одного места Стамбула в другое, я предпочитаю депутатской работе.

Тридцать лет назад один искренний и благодетельный пожилой мутасаввыф, показывая на молодого человека по имени Лютфи, сказал: “Этот ученик “Нура” обогнал меня”, – и это лишь несколько примеров из тысяч признаний.

Опять же исходя из этого великого секрета искренности, ученики “Рисале-и Нур” среди таких тяжёлых условий, ограничений и угроз, получают успех в служении вере и Исламу. Свои жизни они посвятили “Рисале-и Нур” и своему Устазу. “Рисале-и Нур” они сделали капиталом и целью жизни. Поскольку дело “Рисале-и Нур” является делом ради Божественного довольства, то известные адвокаты, обладающие исламским патриотизмом, удостоились чести быть почётными защитниками “Рисале-и Нур” в судах, и религиозные, правдолюбивые журналисты, борющиеся за веру, получили благо стать участниками его всемирного призыва. Распространение, победы и воздействие “Рисале-и Нур” подобны беззвучному, но пышному и величавому распространению живых существ весенней порой.

Итак, о братья “Нур”, удостоившиеся такого великого блага, как “Рисале-и Нур”, заслуживающего бесконечных похвал и восхвалений! Нам выпало счастье читать произведения такого величайшего гения, такого грандиозного мыслителя, такого исламского автора, такого ученого века, владеющего прежними и современными знаниями, такого великого муджахида, такого аскетичного и богобоязненного Божьего раба, словно воплощённого в бытии истин веры, такого приверженца Корана и служителя Ислама, не прельщающегося ничем, кроме довольства Аллаха и удостоившегося величайшей искренности, и такого слуги веры, который сказал: “Для спасения веры одного человека я готов броситься в Ад”, и который в Военном Трибунале, грозившем ему смертной казнью, когда его спросили: “Ты тоже реакционер?” – ответил: “Если конституционное правление состоит из диктатуры одной партии, то пусть все люди и джинны будут свидетелями, что я реакционер. Даже если у меня будет тысяча жизней, я готов пожертвовать всеми ими ради одного положения Корана!” – и который после оправдания, не поблагодарив, пошёл среди толпы на площади “Баязит”, скандируя: “Да здравствует Ад для тиранов!.. Да здравствует Ад для тиранов!” и который двадцать четыре года назад в судах, к которым он был привлечён по плану его уничтожения, заявил: “Эй безбожники! Эй еретики! Вы говорите, что у Саида есть сила пятидесяти тысяч человек… Вы ошибаетесь… В отношении моего служения Корану и вере у меня есть сила не пятидесяти тысяч, а пятидесяти миллионов!.. Дрожите! Если можете, то помешайте мне!”, “Моя смерть взорвётся над вашими головами, как бомба, и разнесёт вас на куски. Также как из одного семечка, брошенного в землю, вырастает сотня колосьев, так и вместо одного Саида сотни Саидов закричат вам об этой высокой истине!”. И который пятнадцать лет назад говорил: “Если даже у меня будет столько голов, сколько сейчас волос, и каждый день по одной из них будут отрубать, то и тогда я не отойду от своего служения вере!”. И “Даже если весь мир вы сделаете для меня огнём, я не склоню головы перед безбожием!”. И который пятьдесят лет назад в лицо деспотичной империи, эксплуатировавшей исламский мир, языком печати ответил: “Плюйте в бесстыжие лица этих тиранов!”. И который в Национальном Собрании сказал Президенту: “Во вселенной самая высокая истина – вера. После веры – намаз. Не совершающий намаз – предатель. Решения предателя отвергаемы. Если бы была какая-то истина, более важная, чем намаз, о совершении которого повелевается в сотне мест Корана, то Аллах повелел бы её!”. И после написанного обращения которого, в Меджлисе начались коллективные намазы. И который в Первую Мировую, будучи командиром добровольческого полка попал в плен, и храня Исламское достоинство перед Московским Царизмом, будучи поставленным “к стенке”, со словами: “Мне нужен паспорт для отправления в Иной мир”, – презрел смерть, и даже если за великое благо чтения произведений такого героя Ислама мы пожертвуем своей душой, посвятим ему свою жизнь, будем терпеть гонения за гонениями и до конца жизни не поднимем головы от благодарного поклона, то и этого будет мало…

Наш Устаз постоянно говорит: “Наш принцип является конструктивным, Коран нам запрещает деструктивные действия”.

О наш верный предводитель! О наш любимый господин Устаз, Вы – душа наших душ, сердце наших сердец, наша жизнь и наша корона! Раз вы не разрешаете нам деструктивные поступки, в таком случае мы, обращаясь к Божественной милости, клянёмся, что этим жестоким, бессовестным тиранам, угнетающим нашего Устаза из враждебности к религии, мы отомстим следующим образом: мы до самой смерти, постоянно будем читать “Рисале-и Нур”… и стойко и преданно будем служить его распространению… запишем его золотыми чернилами. Иншааллах…

Университетские ученики “Нура”

* * *

 

История Жизни

Автор «Рисале-и Нур»

БАДИУЗЗАМАН

САИД НУРСИ

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Биография, Труды, Жизненный путь