Вступление

Вступление

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Книга, которую мы от чистого сердца, с искренней радостью представляем читателям, вкратце повествует о великом учёном Бадиуззамане Саиде Нурси, а также о ,,Рисале-и Нур” – толковании Благородного Корана, плоде всей его жизни.

Читая эту книгу, вы узнаете, что труды Бадиуззамана по праву достойны внимания не только Турции и исламского мира, но и всего человечества. 

Для тех, кто познал суть жизни и этого мира, временные слава и почести не представляют ценности. Постигший истину не придаст значения фальшивым симпатиям тленных людей. Саид Нурси и в этом отношении является великим духовным героем. При том, что его жизнь, полная разнообразных героических подвигов, приводила людей в изумление, он растворился в истине и на пути Всевышнего. Удостоившись Божественной милости, преодолев великие препятствия, объявив свой святой призыв перед лицом сотен негативных течений этого века, он привёл его к успеху, что показывает Бадиуззамана как совершенно самоотверженного и беззаветно преданного истине.

Устаз Бадиуззаман написал “Рисале-и Нур” без влияния каких-либо идей или какого-либо авторитета, без преследования какой бы то ни было материальной или духовной выгоды, без вмешательства личных чувств.

В своём труде под названием ,,Лучи” Бадиуззаман говорит: “Да будет известно, что говоря о ценности и важности “Рисале-и Нур”, я хочу объявить об истинах Корана и о столпах веры, показать их силу и справедливость, призвать к ним утративших силу веры”.

В книге “Слова” он пишет: “Бери из Корана всё, что пожелаешь”, “В соответствии со значимостью в нём имеется всё, что необходимо человеку для счастья в этой и иной жизни”, “Коран сохраняет свои свежесть и молодость, словно каждый век ниспосылается заново. Предписания и законы Корана настолько стабильны, тверды и сильны, что с течением времени всё больше проявляют силу”.

Итак, Бадиуззаман Саид Нурси, раскрыв в ,,Рисале-и Нур” истины Благородного Корана, в которых нуждается этот век, удостоился успеха растолковать их и объяснить в таком виде, благодаря которому каждый, в зависимости от своих способностей, может извлечь пользу. Поэтому ,,Рисале-и Нур” считается шедевром. Извлечь пользу из этих трудов может каждый, ведь они не адресованы какой-либо отдельной группе общества.

Нужно признаться, что представляемая книга весьма далека от того, чтобы наиболее полно изложить жизнь Бадиуззамана Саида Нурси. Очень многие моменты приведены вкратце или же вовсе не освещены. Желающие подробнее ознакомиться с биографией Устаза Саида Нурси и с его трудами могут обратиться к книге ,,История жизни Бадиуззамана Саида Нурси”, входящей в сборник трудов ,,Рисале-и Нур”. Самым верным представлением о какой-либо книге будет представление, составленное после её прочтения и изучения. Это правило полностью распространяется и на “Рисале-и Нур”. Наш несовершенный язык далёк от полноценного описания данных книг. В этой ознакомительной книге мы лишь в виде некоего образца представим Вашему вниманию некоторые описания этих трудов и некоторые отрывки из этих книг.

Усердие от нас, а успех от Всевышнего.

Оглавление

Оглавление

1. Вступление

2. Начало жизни

Рождение, родители. Обучение в медресе и получение иджаза. Освоение светских наук. Особенности молодого Бадиуззамана Саида Нурси. Жизнь в городе Ван: обеспокоенность и поиски решения проблем и бедствий Востока. Первый приезд в Стамбул с целью донесения идеи нового образовательного проекта. Нахождение в Стамбуле: ответы на все вопросы ученых и простых людей, встреча с шейхом Бахитом Эфенди — большим учёным из университета «Аль-Азхар». Диалог с русским полицейским в городе Тифлис об исламском мире и Западе. Возвращение в город Ван. Поездка в Дамаск и произнесение хутбы в «мечети Омейядов» перед многотысячной аудиторий о болезнях мусульманского мира и путях их лечения («Дамасская проповедь»). Поездка в Румелию от имени восточных вилайетов в свите султана Решада. Закладывание фундамента университета“Медресет уз-Зехра”. Отправление Бадиуззамана вместе с учениками добровольцами на фронт Первой мировой войны. Написание на фронте тафсира Священного Корана — “Ишарат уль-И’джаз”. Попадание в плен к русским. Жизнь в плену, побег и возвращение в Стамбул.

3. Отрывок из трудов Бадиуззамана, описывающий его нахождение в плену

Фрагмент из «Девятой надежды Двадцать шестого Сияния».

Отчаяние и помощь Корана — пробуждения от сна беспечности. Побег из плена и возвращение в Стамбул. Назначение Бадиуззамана членом научного совета “Дар уль-Хикмат” Османской Империи.

4. Фрагменты из написанного Бадиуззаманом о своей жизни в Стамбуле по возвращении из плена

«Десятая надежда Двадцать шестого Сияния»

Погружение и избавление от беспечности. Размышления о смерти и вечной жизни через призму Священного Корана.

«Одиннадцатая надежда Двадцать шестого Сияния»

Жизнь в Стамбуле в районе Чамлыджа, работа в «Дар-уль-Хикмат». Размышления о тленности мирской жизни и духовное пробуждение. Избавление от гнетущих философских вопросов посредством Священного Корана. Диспуты с нафсом (как «доверенного философских наук») о материальности мира, природе, причинно-следственных связях, порядке и форме вещей, сотворении и жизни живых существ — и победа сердца и имана.

5. Оккупация Стамбула иностранными войсками и деятельность Бадиуззамана

Издание Бадиуззаманом своего труда “Шесть шагов” (“Хутувати Ситте”), разоблачающего колониальную политику Запада в отношении исламского мира и османов. Приглашение Бадиуззамана в Анкару от имени парламента и предложение места депутата, а также должности в Управлении по делам религии. Будучи в Анкаре, Бадиуззаман издаёт труд, в котором изобличает материализм, атеизм, доказывая существование Всевышнего и Его единство. Отказ Бадиуззамана от сотрудничества с новыми властями и возвращение в город Ван. Жизнь в отшельничестве и ссылка в село Барла.

6. Новый Саид

О том, как жизнь устаза Бадиуззамана Саида Нурси, с точки зрения его служения, делится на два основных периода: период Прежнего Саида и Нового Саида.

7. Жизнь в Барле и появление «Рисале-и Нур»

Жизнь в ссылке в селе Барла. Начало в Турецкой республике эпохи диктатуры, борьбы с религией, распространения безбожия и гонения на верующих. Начало написания Бадиуззаманом книг «Рисале-и Нур», которым суждено было противостоять таким идеологиям, как атеизм и коммунизм, насаждаемым турецкому народу, который веками служил Исламу, а также способствовать спасению веры и духовности многих людей как в Турции, так и за её пределами. Появление у трудов «Рисале-и Нур» первых учеников, которые переписывали и размножали их вручную. Избрание «Рисале-и Нур» в борьбе с противниками веры и Корана пути не принуждения и раздора, а доказательств.

8. Написание и распространение «Рисале-и Нур»

9. Фрагменты из «Рисале-и Нур» про жизнь Бадиуззамана в Барле

Размышления Бадиуззамана о прошедших событиях жизни, о Божественном предопределении, о внешней и истинной причинах каждого события.

Ответ Бадиуззамана о служении Священному Корану и своём отношении к миру политики.

10. Письмо, написанное Бадиуззаманом врачу, изучающему «Рисале-и Нур»

В письме разъясняется мысль о том, что если врачам удастся извлечь лекарства веры (имана), подобные противоядию, из священной аптеки Корана, то они исцелят свои болезни и излечат раны человечества.

11. Суд в Эскишехире и ссылка в Кастамону

Возбуждение уголовного дела против Бадиуззамана и его учеников, суд в городе Эскишехир.

Испытания заключением и написание в тюрьме ,,Тридцатого Сияния”, а также ,,Первого Луча” и ,,Второго Луча” из книги ,,Лучи”. Распространение «Рисале-и Нур» среди заключенных. Распространение недоброжелателями слухов, порочащих Бадиуззамана. Ссылка в Кастамону.

12. Общение Бадиуззамана с учащимися лицея об Аллахе. Как смотреть верующему на современные науки.

Шестая тема из «Плодов веры».

Общение Бадиуззамана с учащимися лицея — история произошедшая в Кастамону.

О том, как «Каждая изучаемая наука своим особым языком неустанно рассказывает об Аллахе, знакомит с Творцом, даёт познать Его.»

13. Суд в Денизли

О написании книги Великое Знамение”, в которой, языками, присущими существам Вселенной, доказывается бытие и единственность Всевышнего. Арест Бадиуззамана и ссылка в город Денизли. Создание комиссии из профессоров и учёных для проверки книг «Рисале-и Нур». Заключение комиссии: полное оправдание Бадиуззамана и книг «Рисале-и Нур».

14. Некоторые фрагменты защитительных речей Саида Нурси в суде

Ответ о том, членами какого «общества» являются ученики «Рисале-и Нур». О взглядах на республиканский строй. О противоправном и злонамеренном преследовании учеников «Рисале-и Нур» безбожниками.

15. Капитал жизни и самый важный её вопрос

Четвёртая Тема из ,,Плодов веры”

Ответ на вопрос про интерес к мировой политике и о том, что существует ещё более великое событие, чем мировая война, и ещё более важный вопрос, нежели вопрос мирового господства на этой Земле. О существовании кругов функций и обязанностей человека начиная от круга сердца и желудка, тела и дома, района и города, родины и страны, Земного шара и человечества и до круга всего живого мира и Вселенной, входящих друг в друга.

16. Ссылка в Эмирдаг и суд в Афьоне

Ссылка в Эмирдаг. Слежка и контроль за Бадиуззаманом несмотря на полное оправдание в суде. Что Саид Нурси говорил своим посетителям в тот период о целях «Рисале-и Нур» и величайшей задаче нашего времени. Новые уголовные дела и окончательное решение суда об оправдании Бадиуззамана и книг «Рисале-и Нур». Написание труда под названием “Блистательный довод” (,,Elhüccetüz-zehra”), повествующего о Единобожии, пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благо) и толковании суры “аль-Фатиха”. Освобождение Бадиуззамана Саида Нурси из под стражи. Истины, изложенные в ,,Рисале-и Нур”, достигают самых широких слоёв населения — студентов и молодежи. Смерть Устаза в городе Шанлыурфа 23 марта 1960 года.

17. Каким тафсиром (толкованием Корана) является “Рисале-и Нур”?

О двух видах тафсира и особенностях тафсира «Рисале-и Нур», объективно разъясняющего истины и основы веры и отвечающего на духовные и интеллектуальные потребности современного человека.

18. Из Лекции о ,,Рисале-и Нур”, прочитанной в Университете г. Анкары (1950 г.)

О различиях между подражательной и осознанной верах. О том, почему в поисках труда, разъясняющего истины веры (имана) и спасающего её, был выбран тафсир Священного Корана «Рисале-и Нур». Об особенностях автора «Рисале-и Нур» — Бадиузаммане Саиде Нурси.

Вступление

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

Подобно тому, как в этом поразительном столетии верующие люди сильно нуждаются в «Рисале-и Нур», а научные работники и педагоги в «Посохе Мусы», так же религиозные деятели и хафизы сильно нуждаются в «Зульфикаре».

Например, в теме чудесного красноречия Корана были показаны сияния красноречия и доказаны мудрые смыслы Корана именно в тех местах, которые стали поводом для возражений и сомнений.

От имени всех учеников “Рисале-и Нур”

САИД НУРСИ

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ اَبَدًا دَائِمًا

Мои дорогие, преданные братья!

Поскольку началось распространение “Рисале-и Нур” с помощью множительной техники, и поскольку множество школьников, студентов и учителей, изучающих философию и современные науки, берутся за изучение книг “Рисале-и Нур”, то конечно, необходимо изложить одну истину. Итак:

Атака “Рисале-и Нур” и его мощные удары по философии не касаются абсолютно всей этой науки, а только лишь вредной её части. Потому что часть философии и мудрости, служащая общественной жизни людей, воспитанию и совершенству человечества, а также развитию производства находится в мире с Кораном. Не может противоречить Корану, а наоборот служит его мудрости. К этой части “Рисале-и Нур” претензий не имеет.

Что же касается другой части философии, то оттого, что она стала причиной для заблуждений и неверия, завела человечество в болото натурализма и дала такие результаты, как распутство, беспечность и заблуждение, а также выходит против потрясающих истин Корана со своими диковинами, подобными колдовству, то “Рисале-и Нур” в большинстве своих частей с помощью верных и обоснованных сравнений атакует сошедшую с пути эту часть философии. К правильной же, полезной философии претензий не имеет. Поэтому учащиеся и педагоги без возражений и не сомневаясь входят и должны входить в круг “Рисале-и Нур”.

Но скрытые лицемеры, как они бессмысленно и несправедливо использовали некоторую часть религиозных деятелей против “Рисале-и Нур”, являющегося истинным имуществом учеников и учителей медресе, также есть вероятность, что они будут использовать против “Нура” и некоторую часть философов, подстрекая их научное самолюбие. Поэтому будет уместным поместить эту истину в начале сборников “Посох Мусы” и “Зульфикар”.

САИД НУРСИ

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ

Имам Али (Да будет доволен им Аллах) в книге “Джальджалутие” в очень сильном и почти явном виде сообщает о “Рисале-и Нур” и через совпадающие числовые значения о наиболее важных его частях, что полностью доказано в “Двадцать восьмом Сиянии” и “Восьмом Луче”. Также в “Джальджалутие” Имам Али (Да будет доволен им Аллах), фразой:

وَ اسْمُ عَصَا مُوسٰى بِهِ الظُّلْمَةُ انْجَلَتْ

указывает на самую последнюю часть “Рисале-и Нур”. Мы два-три года назад считали самой последней частью “Великое знамение”. Однако, то, что сейчас, в шестьдесят четвёртом году (1948 году), написание Рисале-и Нур завершено, и смысл этого выражения Имама Али сообщает о некой книге, которая “подобно Посоху Мусы (мир ему) рассеет мрак, принесёт свет и уничтожит колдовство”, и то, что такая часть этого сборника, как “Плоды веры”, став некой защитительной речью рассеяла много страшных гнетущих мраков, скопившихся над нами, и его часть “Доводы”, устранив тьму философии, ополчившейся против “Рисале-и Нур”, вынудила экспертов из Анкары к одобрению и признанию, и имеется ещё множество признаков, указывающих на то, что и в будущем они будут рассеивать мрак, и то, что этот последний сборник подобно посоху Мусы (мир ему), который из одного камня вывел двенадцать источников воды и послужил основой для одиннадцати чудес, состоит из одиннадцать светлых тем “Плодов” и одиннадцати твёрдых доводов раздела “Твёрдый довод о существовании Аллаха”, убедило нас в том, что Имам Али (Да будет доволен им Аллах) этой своей фразой указывает именно на этот сборник, называемый “Посох Мусы” и одобрительно сообщает о нём.

САИД НУРСИ

История Жизни

Автор «Рисале-и Нур»

БАДИУЗЗАМАН

САИД НУРСИ

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Биография, Труды, Жизненный путь

 

Восьмое Письмо

ВОСЬМОЕ ПИСЬМО

  بِاسْمِهٖ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

Во имя Аллаха! «…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…» 

В том, что имена اَلرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ «Милостивый» и «Милосердный»  вошли во фразу 

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» и в том, что они упоминаются во главе каждой благой вещи, имеется много мудростей. Оставляя изложение этого на другое время, сейчас я расскажу о той их части, что касается меня.

Брат мой! Я вижу в именах اَلرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ «Милостивый» и «Милосердный»

великий свет, охватывающий всю Вселенную. И они выглядят настолько светлыми и сильными, что способны удовлетворить все бесконечные нужды всякой души и обезопасить душу от всех врагов. Самым важным средством, найденным мной для достижения великого света этих имён, является нужда с благодарностью, бессилие с состраданием, то есть повиновение Всевышнему и осознание своей нужды.

В связи с этим вопросом я, вопреки учёным истины (мухаккик) и даже одному из моих учителей – Имаму Раббани (да помилует его Аллах!), – хочу сказать, что сильное и яркое чувство, которое питал пророк Якуб (мир ему!) к Юсуфу (мир ему!) было не любовью, а, скорее, состраданием, поскольку сострадание намного острее, светлее, выше и чище любви и более достойно степени пророка. Ведь любовь, обладающая сильной привязанностью к созданиям и мнимым возлюбленным, не достойна высокой степени пророчества. Значит, чувство пророка Якуба (мир ему!), ярко и с блистательным красноречием показанное Мудрым Кораном, являющееся средством достижения Божественного имени ар-Рахи́м (Милосердный), представляет собой высокую степень сострадания. Любовь же, являющаяся средством достижения Божественного имени аль-Вадуд (Любимый), показана на примере чувства, питаемого Зулейхой к пророку Юсуфу (мир ему!). Значит, настолько, насколько Превосходно Излагающий Коран показывает чувство пророка Якуба (мир ему!) более возвышенным, чем чувство Зулейхи, настолько и сострадание выглядит выше, чем любовь.

Мой учитель, Имам Раббани (да будет милостив к нему Аллах!), полагая, что ложная любовь не в полной мере соответствует пророческой степени, сказал: «Поскольку благие качества Юсуфа (мир ему!) относятся к качествам Иного мира, то любовь к ним не является разновидностью ложной любви, а значит, не будет являться недостатком». Я же скажу: «О мой учитель! Это довольно принуждённая интерпретация. Истина же должна состоять в том, что это чувство является не любовью, а стократно более блестящим, более широким и более возвышенным чувством сострадания». Ведь все виды сострадания красивы и чисты, но многие разновидности любви не достойны снисхождения.

К тому же, сострадание – очень широкое чувство. Тот, кто испытывает сострадание к своему ребёнку, распространяет его на всех детей и даже на всех живых существ, чем показывает некое отражение всеохватности Божественного имени ар-Рахи́м (Милосердный). Любовь же, сосредотачиваясь лишь на своём возлюбленном, жертвует ради него всем. Или же, для того, чтобы возвысить и восхвалить этого возлюбленного, принижает достоинство остальных, злословит и посягает на их честь. Например, один из таких сказал: «Солнце, увидав красоту моей возлюбленной, застыдилось и спряталось за облако». О влюблённый! Какое право ты имеешь так стыдить Солнце, являющееся некой лучезарной страницей восьми величайших имён Аллаха?!

Также, сострадание – искренне, оно не требует ничего взамен. Оно – чистое и бескорыстное, и доказательством этому служит то, что даже животные, на своём простом уровне, самоотверженно проявляют бескорыстное сострадание к своим детёнышам. Однако любовь желает вознаграждения и требует взаимности. Плач влюблённых – это некое требование, некое желание взаимности.

Значит, сострадание пророка Якуба (мир ему!), являющееся ярчайшим светом суры “Юсуф”, которая, в свою очередь, является ярчайшей сурой Корана, показывает Божественные имена ар-Рахман (Милостивый) и ар-Рахим (Милосердный), сообщая о том, что путь сострадания является путём милости, и, в качестве лекарства от мук сострадания, показывает фразу: فَاللّٰهُ خَيْرٌ حَافِظًا وَهُوَ اَرْحَمُ الرَّاحِمٖينَ «…Аллах – наилучший Хранитель; Он – милостивейший из милостивых…» (Коран, 12:64).

اَلْبَاقٖى هُوَ الْبَاقٖى

«Аллах Вечный, Он Вечен»

Саид Нурси

* * *

Седьмое Письмо

СЕДЬМОЕ ПИСЬМО

بِاسْمِهٖ سُبْحَانَهُ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

 اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّٰهِ وَ بَرَكَاتُهُ اَبَدًا دَائِمًا

Во имя Аллаха, который пречист от всех недостатков! “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44).  Да пребудут вечно над вами мир, милость и благодать Аллаха!

Дорогие мои братья!

Вы для того чтобы мне передать, сказали Шамлы Хафизу две вещи.

Первое. Вы говорите: “Супружество Почтеннейшего Пророка (Мир Ему и Благо) с Зайнаб было предметом критики как для лицемеров прошлого, так и заблудших нынешнего времени, которые расценивают, что оно было основано на чувственных желаниях”.

Ответ. Сто тысяч раз никогда и ни за что!.. Руки таких грязных сомнений не дотянутся до этого обладателя высокой нравственности. Да, эта личность в период от пятнадцати до сорока лет, который является периодом повышенной возбуждённости инстинктов и временем пылких желаний души, по подтверждению друзей и врагов, с совершенством целомудрия и полной безгрешностью довольствовался и удовлетворялся такой состарившейся единственной женщиной, как Хадичатуль Кюбра (да будет доволен ей Аллах).

А его многие женитьбы и супружества после сорока лет, то есть в период угасания страстей, инстинктов и временем снижения желаний души, необходимо и бесспорно доказывают людям, имеющим хоть на величину атома совести, что они были не исходящими из его страстных желаний, а являлись опирающимися на другие очень важные мудрости.

Одна из таких мудростей такова: Как и речь Посланника, так и его поступки, состояния, поведения и действия являются источниками религии, Шариата и религиозных законов. Внешнюю часть жизни донесли его сподвижники. А тайны религии и предписания Шариата, которые касаются личной жизни Пророка, его скрытых состояний, донесли и сообщили его чистые супруги. И фактически они и выполнили эту задачу. И даже едва ли не половина секретов и постановлений религии пришла именно от них. Значит, для выполнения этой великой задачи были необходимы несколько и различные по характеру, чистые супруги.

Но вернёмся к супружеству с Почтенной Зайнаб. Относительно этого аята:

 مَا كَانَ مُحَمَّدٌ اَبَٓا اَحَدٍ مِنْ رِجَالِكُمْ وَلٰكِنْ رَسُولَ اللّٰهِ وَ خَاتَمَ النَّبِيّٖينَ

“Мухаммад не был отцом какого-либо из ваших мужчин, а только – посланником Аллаха и печатью пророков…” (Коран, 33:40).

являющегося одним из примеров Третьего Луча Первого Блеска “Двадцать пятого Слова”, было написано, что для разных категорий людей один аят, в различных формах для каждой категории излагает одно понятие, ориентируясь на их понимание.

Для одной категории доля их понимания этого аята такова, что Зейд (да будет доволен им Аллах), являющийся слугой и удостоенный обращения “мой сын” Почтеннейшим Посланником (Мир Ему и Благо), по достоверным преданиям – основанным на его признании – дал развод своей уважаемой жене потому, что он духовно не был ей ровней. То есть Зейд (да будет доволен им Аллах) интуитивно почувствовал, что Почтенная Зайнаб была сотворена в другой более высокой нравственности, и по своему естеству должна быть женой лишь одного Пророка. И он понял, что по своей природе не является ей подходящим супругом, и это является причиной их духовного несоответствия, поэтому дал ей развод. И по велению Аллаха Почтеннейший Посланник (Мир Ему и Благо) взял её себе в жены. То есть по указанию этой фразы в аяте: زَوَّجْنَاكَهَا “Мы женили тебя на ней” (Коран, 33:37). подтверждающем, что этот брак является небесным соглашением, не обыкновенным, а сверх обычаев и повседневных отношений явился исключительно велением Божественного предопределения, что Пророк (Мир Ему и Благо), проявив свою покорность этому Божественному предписанию, вынужден был взять, а вовсе не от чувственных желаний.

 لِكَىْ لَا يَكُونَ عَلَى الْمُؤْمِنٖينَ حَرَجٌ فٖٓى اَزْوَاجِ اَدْعِيَٓائِهِمْ

“…Чтобы верующим не было стесненья брать в жены (разведенных) жён приёмных сыновей…” (Коран, 33:37).

Это Божественное предписание заключает в себе одно важное постановление Шариата, некую важную всеобщую и всеохватывающую мудрость, и всеобщее согласие. По указанию этого мудрого аята, обращение “сын мой” старшими к младшим, это не тот случай, чтобы с этим изменилось постановление как в вопросе “зихар”, то есть, если кто-то скажет своей жене “похожа на мать”, то она становится для него запретной. А отцовское внимание и обращение пророков к своим народам и повелителей к своим поданным проявляется с точки зрения их пророческой миссии, но не с точки зрения их человеческой личности, чтобы это было бы не уместным взять себе жену из них.

Доля понимания второй категории такова: Некий великий повелитель с отцовской милостью может относиться к своим подданным. А если бы этот повелитель ещё и внешне и внутренне стал бы неким духовным царём, то от того, что своим милосердием он во сто крат опередит отцовскую милость, лица, находящиеся у него в подчинении, подобно его истинным детям, видели бы в нем своего отца. И вследствие того, что взгляд отца не может перемениться во взгляд мужа и взгляд дочери не может легко обратиться во взгляд жены, то в этом отношении, по всеобщему мнению супружество Пророка на дочерях верующих было бы несоответствующим этому, и поэтому Коран для того, чтобы отогнать это сомнение, говорит: “Пророк по милости Божьей проявляет к вам милосердие и по-отцовски обращается к вам. И с точки зрения пророчества вы подобны его детям. Но только с точки зрения его человеческой личности он не отец вам, что не было бы уместным, если бы он взял себе из вас супругу. А если он и скажет вам “мой сын”, то всё же по положению Шариата, вы не становитесь его детьми”.

 اَلْبَاقٖى هُوَ الْبَاقٖى

«(Аллах) Вечный, Он Вечен»

Саид Нурси

* * *