Приложение к трактату «Семя»

Приложение к трактату «Семя»

Друг! Посредством своих неупорядоченных произведений я пытаюсь докопаться до великой истины, однако не знаю, удалось ли мне её обнаружить. Возможно, я раскрою её позже. Или же, она откроется потом, а я лишь направляю к её открытию.

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ اِلَّا بِاللّٰهِ

حَسْبُنَا اللّٰهُ وَنِعْمَ الْوَكٖيلُ ۝ نِعْمَ الْمَوْلٰى وَ نِعْمَ النَّصٖيرُ

«Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха»

«Достаточно нам Аллаха. Он – наш Помощник во всех делах и прекрасный Доверенный!» (Коран 3:173). «Как прекрасен этот Покровитель, и как прекрасен этот Помощник!» (Коран 8:40)

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى نِعْمَةِ الْاٖيمَانِ وَالْاِسْلَامِ بِعَدَدِ قَطَرَاتِ الْاَمْطَارِ وَاَمْوَاجِ الْبِحَارِ وَثَمَرَاتِ الْاَشْجَارِ وَنُقُوشِ الْاَزْهَارِ وَنَغَمَاتِ الْاَطْيَارِ وَلَمَعَاتِ الْاَنْوَارِ وَالشُّكْرُ لَهُ عَلٰى كُلِّ مِنْ نِعَمِهٖ فِى الْاَطْوَارِ بِعَدَدِ كُلِّ نِعَمِهٖ فِى الْاَدْوَارِ وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلٰى سَيِّدِ الْاَبْرَارِ وَالْاَخْيَارِ مُحَمَّدٍ الْمُخْتَارِ وَعَلٰى اٰلِهِ الْاَطْهَارِ وَاَصْحَابِهٖ نُجُومِ الْهِدَايَةِ ذَوِى الْاَنْوَارِ مَادَامَ الَّيْلُ وَالنَّهَارُ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Хвала Аллаху за дарованные нам веру и Ислам по числу капель дождей, волн морей, плодов деревьев, узоров цветов, трелей птиц и сияний света! И слава Ему за все дарованные нам блага по числу всех Его благ во все времена! Пока сменяются ночь и день, пусть возносятся благословение и мир предводителю всех обладателей хороших и благих качеств – Мухаммаду-Избраннику, его чистой семье и источающим свет подобно путеводным звёздам его сподвижникам!»

Знай, мой дорогой брат! Путник во время своего путешествия проходит через многие места. Условия и обычаи каждого из тех мест различны. Подобно этому, человек, следующий по пути Аллаха, также проходит через множество положений, уровней, состояний и завес, обладающих своими особыми условиями. Тот, кто путает эти условия и завесы, делает ошибку и поступает неправильно.

Например, человеку, который слышал голос лошади в конюшне, довелось услышать прекрасное пение соловья в большом дворце. Если он, не замечая разницы между пением соловья и голосом лошади, потребует от соловья лошадиных звуков, то введёт самого себя в заблуждение.

Знай, мой дорогой брат! Одной из причин, украшающих мирскую жизнь, является отражение в зеркале этого мира света наставлений на истинный путь и любимых, приятных образов великих людей. Да, будущее является зеркалом прошлого. Прошлое, при переходе и превращении в Барзах, то есть в Иной мир, оставляет свои образ, форму и мир в зеркале будущего, а также в истории и умах людей. Благодаря духовной любви к ним, становится приятной и любовь к этому миру. К примеру, человек, нашедший на дороге большое зеркало, содержащее в себе отражения и фотографии его родственников и друзей, направившихся на восток, вместо того, чтобы отправиться и присоединиться к ним, возится с отражениями в этом зеркале и отдаёт им любовь. Очнувшись же от своей беспечности, он скажет «Что же я делаю?! Это всего лишь мираж, приносящий только страдания», и начнёт собираться в путешествие на восток, дабы присоединиться к своим друзьям.

Знай, мой дорогой брат! Самые верные доказательства того, что Превосходно Излагающий Коран является правдой и истиной, таковы:

1) сохранение им всех требований единобожия (таухид) со всеми уровнями;

2) сохранение им гармонии в высоких Божественных истинах в соответствии с требованиями Прекрасных Имён Аллаха и соотношением между ними;

3) абсолютно гармоничное объединение Кораном атрибутов, относящихся к Божественности (Улухият) и Господству (Рубубият) Всевышнего.

Этих особенностей Корана нет в человеческих произведениях. Они также отсутствуют и в результатах мыслительной деятельности святых праведников (аулия) и других великих людей, проникших во внутреннюю сторону сущего (малякут). Также, их не смогли обрести погрузившиеся в скрытую суть вещей последователи ишрака и проникающие в скрытый мир духовные существа. Ведь поскольку их взгляды ограничены, они не способны охватить абсолютную истину. Они находят лишь одну её сторону и, впадая в крайности, портят соотношение и нарушают гармонию.

Например, для того, чтобы найти прекрасный и ценный клад, содержащий различные драгоценности, несколько человек ныряют на дно моря. Исследуя дно, в руки одного из них попадает продолговатый алмаз. Он решает, что весь этот клад состоит из подобных алмазов. Затем, слыша разговоры своих товарищей о других видах драгоценностей, думает, что найденное ими является частями и украшениями попавшегося ему алмаза. Второй находит круглый рубин, третий – другую разновидность драгоценностей и т. д. При этом каждый из них уверен, что нашёл основную составляющую клада, а найденное его товарищами это его дополнительные, второстепенные части. Таким образом, нарушаются гармония и соотношение. Для того, чтобы раскрыть и объяснить суть вопроса, они начинают истолковывать и приспосабливать истину. Некоторые могут дойти даже до отрицания самого клада.

Да, изучающие произведения тех последователей ишрака и тасаввуфа, которые, не согласовывая с Сунной Пророка полагались на свои [духовные] наблюдения, несомненно подтвердят мои слова.

Друг! Коран также погрузился в это море, дабы найти этот клад. Однако поскольку его глаза открыты, то он охватил своим взором весь клад целиком и, в соответствии с реальностью, упорядоченно и точно излагает истину, соблюдая гармонию и соотношение.

Друг! Причинами заблуждения разных течений человечества являются ошибки их имамов. Да, их имамы говорили о сокровенном, но поскольку довольствовались своими наблюдениями и полагались на них, то свернули на полпути и удостоились выражения:

حَفَظْتَ شَيْئًا وَ غَابَتْ عَنْكَ اَشْيَاءُ

«Одно сохранил, но многое потерял»

Знай, мой дорогой брат! Всевышний Аллах создал тебя из небытия, и из множества форм и видов бытия придал тебе наивысший облик человека-мусульманина. Все многочисленные состояния и положения, прожитые тобой от начала жизни до принятого облика, занесены в книгу твоих благ. Таким образом, лента прожитого тобой времени подобна ожерелью, на которое, словно алмазы, нанизаны блага. Она содержит все виды благ и даров. Поэтому, за каждое прожитое тобой состояние и положение бытия ты будешь спрошен: «Как ты достиг этого блага? За что удостоился его? Был ли за него благодарен?». Ведь всё свершившиеся подлежит ответственности. Однако то, что могло свершиться, но не свершилось, спросу не подлежит. Прожитые тобой состояния – свершившееся. Будущих же состояний нет. За существующее ты ответственен, а за небытие – нет. Поэтому, необходимо восполнить благодарность за те блага, за которые ты не отблагодарил в прошлом.

Знай, мой дорогой брат! Есть одно обстоятельство, которое ведёт человека к гибели. Не принимая во внимание заслуги и право, человек нарушает предопределённую Всевышним меру, и не оценив силу и возможности, взваливает груз. Это, лишая его человечности, направляет к несправедливости и лжи. Например, будет совершенно несправедливо требовать от одного рядового, являющегося представителем дивизии, знания всех армейских дел, или желать, чтобы солнечное отражение, имеющееся в капле воды, показало всё величие Солнца. Ведь между качеством и обладанием этим качеством имеется разница. К примеру, находящееся в капле отражение показывает качества Солнца, но обладать этими качествами не может.

Знай, мой дорогой брат! В свойстве бытия нет стеснения, то есть в пространстве бытия собирается множество разных миров и состояний. Например, если ночью войдёшь в стеклянную комнату, в которой горит свет, то в её стеклянных стенах, подобных неким окнам в мир Мисаль, увидишь много комнат.

Во-вторых, сидя в комнате, ты совершенно легко сможешь производить разнообразные изменения и перемены в тех комнатах-отражениях.

В-третьих, электрическая лампа комнаты наиболее близка к самому отдалённому своему отражению, потому что она является источником всех отражённых подобий.

В-четвёртых, одна частичка этого материального бытия может вобрать в себя целый мир того мнимого бытия.

Эти четыре положения действуют также между Необходимым (ваджиб) и миром вероятного (имкан), потому что существование вероятностных существ (мумкинат), будучи некой тенью от света Необходимого (ваджиб), находится на воображаемом уровне. По повелению Необходимого, оно входит во внешнее бытие, становясь стабильным и устойчивым. Следовательно, подобно тому, как существование вероятностных существ не является личным, истинным внешним существованием, также оно и не находится на уровне воображаемого бытия и проходящей тени – оно является существованием, которое создал Необходимо Сущий Творец.

Знай, мой дорогой брат! Подобно тому, как невозможно, чтобы у этого прекрасного мира не было Хозяина, также невозможно, чтобы Он не дал о Себе знать людям. Ведь человек видит красоту этого мира, указывающую на совершенство своего Хозяина. А также, он является халифом (наместником) земного шара, созданного для него подобно колыбели, и распоряжается им по своему желанию. Более того, посредством разума он работает в небесном пространстве этого мира. За свою необычайную деятельность, наряду со своими малостью и бессилием, он удостоился титула почтеннейшего создания. А также, поскольку в его руках есть незначительная свобода воли, то среди причин он является обладателем самых широких полномочий. Поэтому необходимо, чтобы Истинный Хозяин, посредством Своих посланников, дал о Себе знать возвышенным, но беспечным рабам Своим, дабы они знали о Его повелениях и требованиях.

Знай, мой дорогой брат! Я увидел, что все человеческие чувства, вплоть до мнительности и воображения, в итоге приходят к Истине, а для лжи и заблуждения не остаётся совершенно никакой возможности. Также я увидел, что Вселенная находится именно в таком образе, как описывает Коран.

Знай, мой дорогой брат! Между такими мирами, как мир света, мир тепла, мир воздуха, мир электричества, мир притяжения, мир эфира, мир подобий (Мисаль), мир Барзах, нет стеснения, и они друг другу не мешают. Все эти миры в абсолютном порядке и без затруднения могут находиться в одном небольшом месте.

Точно так же возможно и совместное нахождение на этой маленькой земле весьма обширных скрытых миров. Да, воздух и вода не препятствуют движению человека, стекло не мешает прохождению света, твёрдые тела не помеха рентгеновским лучам, а железо – не помеха прохождению тепла и электричества. Таким же образом, нет препятствий для света разума и ангельских душ.

А также, в этом плотном мире ничто не препятствует движению духовных существ, прохождению джиннов, перемещению дьяволов и полёту ангелов.

Знай, мой дорогой брат! Для светлых и сияющих вещей – таких, как глаз, лампа и солнце – малое равно большому, часть равна целому, а единица равна тысяче. Да, взгляни на то, как планеты, моря, водоёмы, капли и пузырьки с совершенной лёгкостью отражают Солнце. Так же и Извечное Солнце, одновременно, без затруднений пишет в Книге этой Вселенной все её главы, разделы, строки, слова и буквы. Точно такая же лёгкость имеется в воскрешении после смерти. «Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека», – повелевает Благородный Коран.

Знай, мой дорогой брат! Человек, обративший внимание на то, как частицы, находящиеся в непрерывном движении и приводящие в движение всё, дойдя до определённой границы, останавливаются, поймёт, что у каждой границы есть некий хранитель, который останавливает и возвращает обратно непрерывно движущиеся частицы. Он не даёт им перейти границу. Этим хранителем является проявление всеобъемлющего знания. Это проявление переходит в предопределение, предопределение переходит в объём, а объём – в форму. Следовательно, всякая вещь является формой для находящихся в ней частиц.

Знай, мой дорогой брат! Подобно тому, как аяты Корана разъясняют друг друга, каждая часть этой Книги Вселенной раскрывает другую её часть. Например, так же, как материальный мир, для привлечения светлых благ Всевышнего Аллаха, испытывает истинную нужду в Солнце, духовный мир, для получения света Божественной милости, нуждается в солнце пророчества. Исходя из этого, пророчество Досточтимого Пророка Мухаммада (мир ему и благо) является таким же несомненным и очевидным, как несомненность и очевидность Солнца.

Знай, мой дорогой брат! Плоды существования некоего живого существа не относятся лишь к нему самому, к его пользе, жизни и совершенству. Ему может принадлежать лишь часть этих плодов. Оставшаяся же, большая часть обращена к Создателю. Часть, касающаяся живых созданий, реализуется лишь спустя длительное время, а часть, относящаяся к Создателю – моментально. Например, живое существо, удостоившись проявлений Прекрасных Имён, описывает Создателя совершенными качествами и восхваляет Его языком своего состояния.

Знай, мой дорогой брат! Одна человеческая единица посредством разума, охвата мысли и широты сердца приобретает своего рода всеобщность. А также, ввиду того, что один человеческий индивидуум, с точки зрения своего наместничества [на земле], осознанно связан с разными частями мира и распоряжается многими видами растений и животных, он подобен целому виду. Стало быть, одна человеческая единица равна целому виду. Исходя из этого, конец света, многократно наступающий для видов животных и плодов, а также воскрешение, ежегодно наступающее для насекомых, [однажды] наступят и для каждой человеческой единицы.

Одним словом, подобно тому, как на Великий Конец Света для сынов человечества несомненно указывают аяты Корана, о наступлении Великого Конца Света безусловно и ясно свидетельствуют сотворённые аяты (знамения) Книги Вселенной.

Знай, мой дорогой брат! Когда читается Благородный Коран, ты можешь слушать его по-разному.

  1. Направь свой слух во времена, когда Досточтимый Посланник Аллаха (мир ему и благо), взойдя на трибуну пророчества, читал аяты Корана всему человечеству. Послушай сердцем и воображением чтение Корана так, будто оно сходит с его благословенных уст.
  2. Слушай так, будто слушаешь Коран в момент его передачи ангелом Джабраилом (мир ему) и его принятия Пророком Мухаммадом (мир ему и благо).
  3. Слушай в таком воображаемом состоянии, словно слушаешь речь Извечно Говорящего Всевышнего, обращённую из-за семидесяти завес к Досточтимому Пророку (мир ему и благо) на уровне «Каб-и Каусейн».

Знай, мой дорогой брат! Твои разум и знание касаются тебя в зависимости от твоих состояний и по мере твоих нужд. Ведь между причиной и следствием, между силой и действием необходима взаимосвязь, и эта взаимосвязь должна быть пропорциональной. Твои разум и знание, обращённые к самому себе, в сравнении с обращёнными к тебе видением и знанием Создателя, малы и ничтожны. Поэтому, обладая лишь частичными знанием и разумом, не противься знанию и видению Извечного Солнца, и не уподобляйся светлячку, решившему средь бела дня поспорить с солнечным светом!

Знай, мой дорогой брат! Несмотря на то, что деяния Аллаха соответствуют друг другу и в Его произведениях есть схожесть, и несмотря на то, что Его имена отражают друг друга, Его качества входят друг в друга, а Его атрибуты смешаны между собой, для каждого из них есть особое положение, особое состояние, которые и являются непосредственными целями. Другие же положения являются косвенными. Поэтому, когда смотришь, к примеру, на безжизненные творения Создателя, сделай своей целью созерцание Его величия и могущества. О проявлении других имён думай косвенно. Глядя на животных, смотри, подразумевая милость, а другие проявления наблюдай косвенным взглядом.

Знай, мой дорогой брат! Благородный Коран – милость для всех людей. Подобно тому, как у каждого человека в этом реальном мире есть свой воображаемый (представляемый) мир, так же у каждого человека (в памяти) есть свой Коран, который он, согласно своей натуре и учению, понял и извлёк из Корана. Этот Коран воспитывает его душу и лечит его сердце.

Также, одной из особенностей Благородного Корана является то, что каждый человек, подобно учёным и последователям различных учений, для наставления на истинный путь и исцеления, может избрать разные аяты из разных сур Корана. Ведь каждый аят имеет тонкие связи с другими аятами Корана. Между ними нет отчуждения. Поэтому, избранные из разных сур аяты могут быть своего рода маленьким Кораном.

Знай, мой дорогой брат! Святая фраза

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ اِلَّا بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха» обращена к состояниям и стадиям, которые человек проходит от частицы до образа «человека уверовавшего». Например, к таким, как безжизненное состояние, растение, животное и человек. На этих стадиях тонкие чувства человека подвержены многим страданиям и имеют множество устремлений. Вместе с тем, фраза используется в абсолютном виде, и не упомянуто то, к чему обращены сила и могущество (хаул ва кувва). Поэтому, это предложение, несущее утешение, можно толковать согласно входящим в его смысл положениям и состояниям. Например:

  1. لاَ حَوْلَ عَنِ الْعَدَمِ وَ لاَ قُوَّةَ عَلَى الْوُجُودِ اِلاَّ بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества, чтобы выйти из небытия и войти в бытие, ни у кого, кроме Аллаха»
  2. لاَ حَوْلَ عَنِ الزَّوَالِ وَ لاَ قُوَّةَ عَلَى الْبَقَٓاءِ اِلاَّ بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества, чтобы спастись от исчезновения и обрести вечность, ни у кого, кроме Аллаха»
  3. لاَ حَوْلَ عَنِ الْمَضَرَّةِ وَ لاَ قُوَّةَ عَلَى النَّفْعِ اِلاَّ بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества, чтобы уберечься от вреда и привлечь пользу, ни у кого, кроме Аллаха»
  4. لاَ حَوْلَ عَنِ الْمَصَٓائِبِ وَ لاَ قُوَّةَ عَلَى الْمَطَالِبِ اِلاَّ بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества, чтобы спастись от бед и удовлетворить потребности, ни у кого, кроме Аллаха»
  5. لاَ حَوْلَ عَنِ الْمَعَاص۪ى وَ لاَ قُوَّةَ عَلَى الْعِبَادَةِ اِلاَّ بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества, чтобы не погрязнуть в грехах и продолжать поклонение, ни у кого, кроме Аллаха»
  6. لاَ حَوْلَ عَنِ النِّقَمِ وَ لاَ قُوَّةَ عَلَى النِّعْمَةِ اِلاَّ بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества, чтобы избежать наказания и удостоиться благ, ни у кого, кроме Аллаха»
  7. لاَ حَوْلَ عَنِ الظُّلْمَةِ وَ لاَ قُوَّةَ عَلَى النُّورِ اِلاَّ بِاللّٰهِ «Нет силы и могущества, чтобы не впасть во мрак и чтобы осветиться светом, ни у кого, кроме Аллаха» и т. д.

В любом положении и состоянии, эта фраза может быть истолкована в зависимости от тонких чувств человека.

* * *

Дополнение к приложению

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Знай, мой дорогой брат! Из уст некоторых людей выходят три краткие, но очень значимые по содержанию фразы.

Первая фраза: «Всё образовалось само по себе»

Вторая фраза: «Создают и воздействуют причины»

Третья фраза: «Природная необходимость»

Послушай изложение о том, что эти три фразы содержат в себе множество нелепостей.

Человек существует. Этот существующий человек, согласно первой фразе, является и творцом, и творением.

Согласно второй фразе, он появился под воздействием причин.

Из третьей фразы следует, что он – произведение мнимой природы.

В четвёртом же отношении, как того требуют истина и реальность, он является творением Аллаха.

Некоторые из бесчисленных нелепостей первой фразы

  1. Согласно требованию этой фразы, каждая из формирующих человека частиц должна обладать зрением, знанием и другими необходимыми качествами, посредством которых она могла бы знать и видеть как человека изнутри, так и всю Вселенную.
  2. Для различных составляющих человеческого тела, образованных из частиц, понадобятся различные формы, подобные формам, используемым в типографии для набора букв.
  3. Понадобится, чтобы каждая частица, подобно кирпичам каменного свода, была и повелителем над всеми своими товарищами, и подчинённым, а также подобной каждому из них и противоположной, абсолютной и ограниченной.

Нелепости второй фразы

  1. Источник человека, то есть составляющие человека вещества, подобны находящимся в аптеках разнообразным, противоположным по свойству лекарственным препаратам с запечатанными горлышками. Если возможно, чтобы эти лекарства, без чьего-либо участия, совершенно упорядоченно и взвешенно, в точно необходимой мере вышли из своих колб и пришли в состояние некой живой мази, то тогда можно будет сказать, что и появление человека возможно без Творца, под воздействием совокупности причин и неживых материй.
  2. Подобно тому, как невозможно абсолютно упорядоченное появление чего-либо от безграничных, слепых, глухих, безжизненных и бессознательных причин, настолько же невозможно создание человека из тех материй без Творца. Вместе с тем, у материальных причин есть лишь внешний контакт. Во внутренней стороне они не воздействуют на тонкие, изящные и удивительные узоры и творения.
  3. Согласно необходимому следствию этой фразы, требуется, чтобы бесчисленные причины, в совершенных согласии и порядке, в необходимой мере скопились в одной части, в одной клетке. Это будет означать, что элементы и основы мира, со своими огромными размерами, скопились бы внутри твоей руки. Ведь если мастером человека будут являться причины, то все элементы и основы мира должны будут трудиться в процессе его сотворения, потому что человек связан со всеми элементами и основами мира. Некий мастер делает какую-либо вещь лишь после того, как проникнет внутрь неё. В таком случае, в одной человеческой клетке возможно скопление всех элементов мира. Это же – самая невероятная из всех нелепостей!

Нелепость и несостоятельность третьей фразы

Природа имеет две стороны: одна из них – внешняя, которая беспечными и заблудшими людьми считается истиной; другая – внутренняя, являющаяся творением и искусством Милостивого Творца. Сила же, которая провозглашается вдобавок к природе – ни что иное, как проявление могущества Мудрого и Всезнающего Создателя. Слепая случайность и совпадение, которые беспечные люди прилепили в качестве крыльев к природе, воспринятой ими за творца – это вздор, вынужденно измышленный дьяволами в результате заблуждения. Ведь как было твёрдо доказано в моих многочисленных произведениях, источником этого чудеснейшего творения является лишь Десница Могущества Всеведающего и Всевидящего, обладающего всеми совершенными качествами Творца. Разве возможно, чтобы надетое на Вселенную «одеяние» было соткано руками плотного, безжизненного, ограниченного, жалкого творения?! Может, эти надетые на миры прекрасные формы сделаны комаром или черепахой?! Боже упаси!

Да, в человеке и в каждой вещи имеется столько свидетельств того, что они являются творениями Извечного Творца, сколько всего имеется существ. Приведём некоторые примеры.

  1. Вселенная. Да, каждая из частиц и каждое из творений Вселенной свидетельствует на пятидесяти пяти языках.
  2. Коран. Да, Коран, вместе с книгами всех пророков, святых и единобожников, а также созданные на страницах бытия аяты (знамения) сотворения, являются справедливыми свидетелями созидательной деятельности Творца.
  3. Предводитель и Пророк всех созданий, вместе со всеми пророками, святыми и ангелами, объявляет своё свидетельство о том, что создателем всего сущего является Аллах.
  4. Люди и джинны свидетельствуют своими разнообразными естественными потребностями.
  5. Сам Аллах свидетельствует о том, что Божественность и созидание присущи лишь Ему.

Друг! Придание искусного сотворения, с точки зрения трёх вышеупомянутых фраз, вероятностно сущему (мумкин) или, как этого требует истина, Необходимо Сущему (Ваджиб) подобно примеру плодоносного дерева: если плоды этого дерева будут отнесены к Единству, то есть если дерево, по закону развития, появилось из своего корня, корень из косточки, косточка из воплощения созидательных повелений, созидательные повеления от приказа «Будь!», а приказ «Будь», в свою очередь, от Одного Необходимого Сущего Создателя, то, в этом случае, сотворение этого дерева, со всеми его частями, листьями, ветвями и плодами, будет таким же лёгким, как сотворение одного плода. Ведь для Единства нет разницы между маленьким плодовым деревцем и очень большим деревом с многочисленными плодами. Это отсутствие разницы исходит из существования в единстве лёгкости и удобства, а во множестве – трудности и сложности. Если же придать множеству, то для появления каждого плода, каждого цветка, каждого листа и каждой ветви понадобится всё, что необходимо для появления на свет целого дерева. Ведь целое заключено в части, и всё необходимое для целого необходимо и для каждой его части.

Итак, мы имеем лишь два варианта: первый необходим, а второй невозможен.

Вывод. Если появление на свет некой клетки приписывается ей же самой, то необходимо, чтобы у неё имелись качества, охватывающие Вселенную. Если приписывается причинам, то необходимо скопление в этой клетке всех имеющихся в мире причин. Между тем, разве может клетка, в которой не поместятся и две лапки комара, быть местом деятельности двух богов? Конечно, нет!

Вместе с тем, от клетки и до целого мира, каждая вещь имеет своего рода единство. В таком случае, и Творец будет единым, поскольку единое появляется только от единого. А также, Солнце, со своим сиянием и цветами, посредством проявления может находиться в одном семени. Однако, одно семя не сможет вместить в себя два семени. А также, внешнее существование более стабильно и прочно, нежели существование отражения. Одна точка внешнего бытия может вобрать в себя целую гору отражаемого бытия. Также и необходимое существование (вуджуб) ещё сильнее, крепче и стабильнее. Скорее даже, оно и есть истинное, внешнее существование.

Исходя из этого, воплощающееся в извечном всеобъемлющем знании вероятностное существование (имкан) является зеркалами и отражениями светозарных проявлений существования необходимого (вуджуб). Следовательно, подобно тому, как извечное знание является зеркалом для вероятностного существования, также и вероятностное существование (имкан) – зеркало существования необходимого (вуджуб). Затем, если это вероятностное существование и перешло из извечного знания во внешнее бытие, то уровня истинного существования всё равно не достигло.

Знай, мой дорогой брат! Человек, наблюдающий за состоянием мира, на уровне интуиции понимает, что воздействие и деятельность являются атрибутами тонких, светлых и абстрактных вещей, а подверженность воздействию и восприятие – свойствами материальных, плотных и телесных вещей. В качестве примера, обрати внимание на свет в небесах и огромную гору, находящуюся на земле. Этот свет, находясь на небесах, своим сиянием действует на земле. Гора же, несмотря на свою величину, находится в бездействии.

А также, из взаимодействий между вещами видно, что тонкие, светлые вещи обретают способность быть причиной и исполнителем. Чем больше степень плотности чего-либо, тем оно ближе к подверженности воздействию и следствию. Из этого становится понятно, что создателем внешних причин и их следствий является лишь Извечный Творец, Нур уль-анвар.

Знай, мой дорогой брат! Размышление устраняет беспечность. Внимательность рассеивает мрак сомнений. Однако, когда ты размышляешь о себе, о своём внутреннем мире и личных состояниях, размышляй досконально и изучай всё до самых глубин. Но когда ты размышляешь о внешнем мире, думай поверхностно и в общих чертах, не вдаваясь в подробности. Ведь ценность и красота, имеющиеся в кратком содержании, в подробностях отсутствуют. К тому же, размышление о внешнем мире похоже на необъятное, бездонное море. Не ныряй в него – утонешь.

Друг! Если ты о себе будешь размышлять подробно, а о внешнем мире кратко, то приблизишься к Единству. Если же поступишь наоборот, то множество рассеет твои мысли, сомнения собьют тебя с толку, твоё эго окрепнет, твоя беспечность усилится и превратится в Природу. Итак, таков путь множества, ведущий к заблуждению.

Знай, мой дорогой брат! Насколько человек невежественен и беспечен! Насколько он сбился с пути и вредит самому себе! Отказываясь от великого блага, явно полезного в девяти отношениях и лишь в одном отношении несущего мнимый вред, выбирает заблуждение. Да, из-за одного сомнения некоего софиста, он отрекается от прямого пути, который имеет тысячи аргументов, свидетельствующих о пользе.

Между тем, человек является очень мнительным и осторожным, поэтому когда в мирском деле будет одна из десяти вероятностей вреда, он уклонится от него. Если же это дело касается Иного мира, то он не уклоняется от него даже когда вероятность вреда равна девяти из десяти возможных. Итак, настолько велико может быть невежество.

Знай, мой дорогой брат! Человеческая душа охвачена бесконечным числом нужд и является местом безграничных страданий. Она испытывает аппетит к бесчисленным наслаждениям, и нет числа её чаяниям. Даже извергающееся из души сострадание, во время заблуждения сердца, несёт в себе нескончаемую боль! Поэтому, у тебя нет права говорить: «Кто я такой?! Какая во мне значимость, чтобы ради меня произошёл Конец Света, были установлены Весы и произведён расчёт?!».

О, надменно сидящий на трибуне заблуждения! Не гордись своей жизнью, ведь она основана на обмане.

Сидящий на этой трибуне заблудший, испугавшись ужаса исчезновения и гибели, прибегает к вероятности вечного счастья. В отказе же от религиозных предписаний, обращается к вероятности отсутствия Иного мира. Благодаря этому самообману, он в обоих случаях спасается от страданий. Однако, в короткое время ложь рассеивается и проявляется истина. Первая вероятность не устраняет страдания, а вторая не облегчает груз.

А также, говоря «Когда беда становится общей, страдание облегчается. Я – такой же, как все», он снова пытается избежать тяжести груза. Однако когда беда всеобщая, страдания умножаются, потому что, подобно ему самому, в эту беду попадают также его близкие и любимые. Поскольку душа человека связана со всеми людьми, то страдания увеличиваются настолько, насколько обширней становится беда.

О, бедняга, ищущий покоя в сомнении под тенью беспечности! Не считай наслаждением наслаждения, вкушаемые тобой в прохладе беспечности и сомнения! Они – ядовитый мёд, и через короткое время превратятся в адские муки. Если же ты желаешь превратить страдания в наслаждения, а огонь – в свет, то посредством поясных и земных поклонов пятикратного намаза подави гордыню, склони голову и наполни верой. Затем, непрестанно размышляй над знамениями (аятами) Всевышнего и повинуйся Ему, дабы разорвалась завеса сомнения и беспечности, проявилась сладость спасения от горечи заблуждения и ощутилось наслаждение молитвы.

Знай, мой дорогой брат! В поклонении и повиновении Всевышнему есть покорность, но нет испытания, ибо господин может испытывать своего раба, а раб не смеет испытывать своего господина. Следовательно, человек не вправе испытывать своего Господа и Создателя.

* * *

Семя

Семя

одного из плодов райского сада Корана

حَبَّه مٖى گُويَدْ

مَنْ شَاخِ دِرَخْتَمْ پُرْ اَزْ مَيْوَۀِ تَوْحٖيدْ يَكْ شَبْنَمَمْ اَزْ يَمْ پُرْ اَزْ لُؤْلُؤِ تَمْجٖيدْ

Семя говорит:

«Я – ветвь дерева, нагруженного плодами единобожия; я – капля моря, полного жемчужин возвеличивания»

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى دٖينِ الْاِسْلَامِ وَ كَمَالِ الْاٖيمَانِ وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلٰى مُحَمَّدٍ الَّذٖى هُوَ مَرْكَزُ دَائِرَةِ الْاِسْلَامِ وَ مَنْبَعُ اَنْوَارِ الْاٖيمَانِ وَعَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ مَا دَامَ الْمَلَوَانِ وَمَا دَارَ الْقَمَرَانِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»

«Хвала Аллаху за религию Ислам и за совершенную веру! Благословение и мир Мухаммаду – центру Ислама и источнику светлых истин веры, а также всем его родным и сподвижникам, покуда есть ночь и день, солнце и луна!»

Знай, мой дорогой брат! Если на этот великий мир, видимый тобой, смотреть как на великую книгу, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет чернилами пера Автора этой книги; если представить, что этот великий мир – некое дерево, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет его семенем и плодом; если вообразить мир огромным живым существом, то этот свет будет его душой; если представить неким большим человеком, то этот свет будет его разумом; если принять за прекрасный, пышный райский сад, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет его соловьём; если же счесть его грандиозным дворцом, содержащим произведения искусства и прекрасные проявления красоты грандиозного царства Извечного Султана, то свет Мухаммада (мир ему и благо) будет его смотрителем и глашатаем. Он приглашает всех людей и описывает все находящиеся в этом дворце удивительные, необычайные произведения и чудеса. Привлекательным, потрясающим образом призывает народ уверовать в Создателя и Хозяина этого дворца.

Знай, мой дорогой брат! Плодом древа мироздания является человек. Известно, что плод, будучи самой совершенной и наиболее удалённой от корня частью, заключает в себе свойства и достоинства всех остальных частей. А также, семенем сотворения мира, находящимся на положении его цели, вновь является человек. Затем, один из людей, являющихся плодом этого дерева, был избран семенем древа Ислама. Значит, это семя является и основателем исламского мира, и его основой, и его солнцем.

Ядром же этого семени является сердце. Под влиянием потребностей сердца, оно обладает многочисленными связями с видами [созданий] мира и с его частями. Оно нуждается во всех сияниях Прекрасных Имён Аллаха. У этого сердца имеются бесчисленные, размером с целый мир, чаяния и враги, и только с Абсолютно Богатым и Истинным Хранителем оно способно обрести покой и удовлетворение. Также, это сердце обладает свойством, посредством которого оно, подобно некой карте или содержанию, олицетворяет собой весь мир. В свой центр, вглубь себя оно не принимает ничего и никого, кроме Единого и Единственного. Оно не соглашается ни на что иное, помимо вечного существования.

Если сердце человека, являющееся его семенем, под покровом поклонения и искренности будет полито водой Ислама и пробудится с верой, то посредством повеления, пришедшего из светлого, духовного мира повелений, оно расцветёт словно светлое дерево и станет духом его (человека) материального мира. Если же это семя – сердце – не получит такого воспитания, то, оставшись сухим, должно будет гореть в огне, покуда не превратится в свет.

А также, у этого семени-сердца имеется множество слуг, и если они, благодаря жизни сердца, оживут и будут развиваться, то огромная Вселенная будет для них местом экскурсий и путешествий. Даже такой служитель сердца, как самое слабое и малозначимое воображение, способно провести своего хозяина, заключённого в тюрьме, через весь мир, подарив ему облегчение. Также оно способно преклонить прямо под Чёрным Камнем Каабы голову человека, совершающего намаз на востоке, и доверить его шахаду на сохранение этому Чёрному Камню (Хаджар уль-асвад).

Поскольку человеческий род является плодом Вселенной, то подобно тому, как в результате молотьбы зёрна отделяются от колосьев и помещаются в зернохранилище, площадь Судного дня это также некая молотьба: она ждёт сынов Адама, являющихся колосьями и плодами Вселенной.

Знай, мой дорогой брат! В этом видимом всеобщем мире у каждого человека есть свой частный мир. Эти частные миры такие же, как и мир всеобщий, с той лишь разницей, что центром всеобщего мира является солнце, а центром частного – личность. Ключи от частных миров, находясь у своих обладателей, связаны с их тонкими духовными чувствами. Чистота этих частных миров, а также их красота или безобразность, свет или мрак зависят от являющихся их центрами личностей. Да, подобно тому, как движение, изменение и другие состояния отражения в зеркале некоего сада зависят от зеркала и подчинены ему, так же и мир каждой личности зависит от неё самой. Это сродни тени и отражению.

Исходя из этого, глядя на малые размеры своего тела, не думай, что и грехи его так же малы, ведь одна-единственная крупица чёрствости сердца затмит собой все звёзды твоего частного мира.

Знай, мой дорогой брат! Уже тридцать лет я сражаюсь с двумя идолами. Один из них – в человеке, другой – во [внешнем] мире. Первый – это эго («Я»), а второй – природа.

Первого идола я увидел в образе зеркала, не имеющего собственного смысла, а лишь отражающего и проявляющего. Однако те, кто придают важность непосредственно этому идолу, становятся подобными Фараону и Намруду.

Второй же идол предстал передо мной в виде некоего Божественного творчества, в виде неких узоров искусства Милостивого Творца. Однако, если смотреть беспечным взором, то оно представляется природой и становится божеством для материалистов. Вместе с тем, принимаемая за природу вещь является Божественным творчеством. Да вознесётся хвала и слава Аллаху, с помощью благодатного света Корана моё сражение завершилось смертью этих двух идолов, разрушением этих истуканов.

Да, как разъяснено и доказано в моих трудах «Пункт», «Капля», «Частица», «Благоухание», «Семя» и «Капелька», мнимая завеса природы разорвалась, и из неё, словно солнце, взошли естественный шариат Аллаха и сознательное творчество Милостивого Творца. А также, в «эго» («Я»), указывающем на фараонство, явно проявилось «хуве» («Он»), обращённое к Великому Творцу.

Знай, мой дорогой брат! В этом мире есть многое из того, что относится к тебе, но о сути и об итоге чего ты не ведаешь.

Одна из таких вещей – это тело. Да, если твоё тело, будучи молодым, похоже на прекрасный, нежный и изящный цветок розы, то в старости оно походит на сухой и увядший зимний цветок.

Ещё одной из таких вещей является живое, одушевлённое бытие. Его конец – смерть и исчезновение.

А также человечность, которая колеблется между исчезновением и продолжением бытия. Для её сохранения необходимо поминать Вечно Существующего (делать зикр).

А также, жизнь. Она ограниченна, и невозможно шагнуть ни вперёд, ни назад. Поэтому, не переживай и не грусти. Не взваливай на себя непосильный груз бесконечных стремлений и желаний!

А также существование, которое, по сути, тебе не принадлежит. Его хозяином является Хозяин всех владений. Он более тебя сострадателен к твоему существованию. Поэтому, когда ты вмешиваешься в это существование, выходя за рамки повелений истинного Хозяина, ты наносишь вред (подобно алчности, порождающей безнадёжность).

А также, беды и несчастья. Они непродолжительны. Если думать об их исчезновении, то на ум приходит их противоположность, которая приносит наслаждение.

А также то, что ты здесь являешься гостем и направишься отсюда в другое место. Тот, кто является гостем, не связывает своё сердце с тем, что не сможет унести с собой. Так же, как ты покинешь это помещение, ты покинешь и этот город. И подобно этому, покинешь и этот бренный мир. Поэтому, постарайся покинуть его, будучи почтенным. Посвяти своё существование Тому, Кто его сотворил, и взамен получишь великую плату. Иначе же, оно либо исчезнет понапрасну, либо, будучи Его достоянием, вновь вернётся к Нему. Если понадеешься на своё существование, то впадёшь в небытие, так как существование может иметь место лишь с отречением от него. Кроме того, если ты думаешь придать ценность своему существованию, то в твоих руках может быть лишь одна его точка. Всё твоё существование, вместе с его четырьмя сторонами, погрузится во мрак небытия. Если же ты выбросишь из рук и эту его точку, то получишь свет существования в полном смысле.

А также, мирские наслаждения. Они зависят от предопределённого удела. Стремление к ним приводит к беспокойству и страданиям. Поскольку их исчезновение стремительно, то обладающий разумом не придаст им цены и не впустит в своё сердце.

Каким бы ни был итог твоего мира, наилучшим является отказ от наслаждений, потому как твой итог – либо счастье, возможное лишь посредством отречения от тленных наслаждений, либо несчастье. Разве может наслаждаться украшениями своей виселицы человек, готовящийся к смерти и казни?! Тому, кто по своему неверию считает, что итогом мира является абсолютное небытие, также лучше отказаться от наслаждений. Это так, потому что в результате исчезновения каждого из тех наслаждений, он ежеминутно ощущает муки и страдания абсолютного небытия. Такие наслаждения не могут возобладать над этими страданиями.

Знай, мой дорогой брат! Вышедший за пределы пастбища баран, в которого попадает камень, брошенный пастухом для того, чтобы повернуть стадо, языком своего состояния говоря «Мы подвластны пастуху. Он больше нас заботится о нашей пользе. Раз он недоволен, то вернёмся», возвращается вместе со стадом.

О, нафс! Ты не более мятежный и не более заблудший, чем этот баран. Когда в тебя попадает камень несчастья, брошенный предопределением, скажи

اِنَّا لِلّٰهِ وَ اِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ «Мы принадлежим Аллаху и к Нему предстоит возвращение», и вернись к Тому, к Кому предстоит возвращение, приди к вере и не огорчайся. Он заботится о тебе больше тебя самого.

Знай, мой дорогой брат! То, что сердце создано не для того, чтобы намеренно заниматься мирскими делами, возможно объяснить следующим образом: мы видим, что к чему бы ни притронулось сердце, оно привязывается к этому всеми силами и с особым усердием заключает в свои объятия. Оно желает вечной привязанности и в полном смысле растворяется в этом. В первую очередь, оно стремится к самому великому и вечному. Между тем, любая мирская вещь, в сравнении с желаниями и стремлениями сердца, ничтожна. Следовательно, сердце – это окно, распахнутое в вечность, и оно не удовлетворится тленным миром.

Знай, мой дорогой брат! Коран был ниспослан с небес, и вместе с ним была ниспослана небесная скатерть. Эта скатерть полна разных яств, расставленных согласно аппетиту и потребностям различных слоёв человечества. В первую очередь, эта скатерть устлана яствами, предназначенными для простонародья. Например, благородный аят

اَنَّ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضَ كَانَتَا رَتْقًا فَفَتَقْنَاهُمَا

«…небеса и земля были единым целым, а Мы разделили их…»

(Коран 21:30)

излагает этому первому слою человечества следующий смысл: «Небеса были ясными, безоблачными и не способными проливать дождь, а земля была иссохшей и неподходящей для взращивания растений. Затем Мы разорвали их. С небес начала низводиться вода, а из земли – всходить растения.» На данный смысл, излагаемый приведённым аятом, указывает этот благородный аят

وَ جَعَلْنَاَ مِنَ الْمَٓاءِ كُلَّ شَىْءٍ حَىٍّ

«И сделали из воды всякую вещь живую» (Коран 21:30)

Ведь питание, сохраняющее животную и растительную жизнь, может родиться только от «бракосочетания» неба и земли.

За этим обращённым к простонародью смысловым уровнем в вышеупомянутом аяте следует и уровень, указывающий на отделение планет и солнца от тестообразной материи, созданной из света Мухаммада (мир ему и благо). Указание этого уровня подкрепляется доказательством благородного хадиса:

اَوَّلُ مَا خَلَقَ اللّٰهُ نُورٖى

«Прежде всего Аллах сотворил мой нур»

Второй пример:

اَفَعَيٖينَا بِالْخَلْقِ الْاَوَّلِ بَلْ هُمْ فٖى لَبْسٍ مِنْ خَلْقٍ جَدٖيدٍ

«Разве Мы изнемогли после первого сотворения? Но они сомневаются в новом сотворении (воскрешении)» (Коран 50:15)

Обращённый к простонародью смысловой уровень этого благородного аята таков: «Они, видя и подтверждая своё более удивительное первое сотворение, сомневаются в более лёгком повторном». За этим уровнем имеется великое доказательство, освещающее необычайную лёгкость воскрешения из мёртвых.

О пустоголовый, отрицающий Воскрешение! Сколько раз за свою жизнь ты меняешь своё тело?! Известно ли тебе, что ты ежегодно полностью обновляешь его подобно тому, как утром и вечером сменяешь свою одежду?! Точнее, каждый год и даже каждый день часть элементов твоего тела погибает, а на смену им приходят их подобия. Ты об этом совершенно не думаешь, потому как голова твоя пуста. Если бы ты мог думать, то не отрицал бы Воскрешение, тысячи примеров которого постоянно происходят в мире! Сходи к врачу – пусть он вылечит твою голову!

Знай, мой дорогой брат! Посмотри на неразумность и глупость нафса. Воспитываясь одним Независимым и Мудрым Господом и зная, что он (нафс) является Его рабом и творением, видит, что эти воспитание и владение, обретая образ всеобщего правила, действуют в отношении всех единиц, видов и родов. И ввиду всеобъемлемости этого света, всё это удостаивается согласия и подтверждения на деле, в связи с чем нафсу нужно было бы обрести убеждённость и уверенность в этой истине, ставшей законом и правилом. Однако, нафс считает заполняющие всё вокруг проявления имён (хотя и сам он является частью этого проявления) возможностью укрытия и признаком упущения, словно над нафсом нет контролирующего все его состояния. И сам себя, в совершённых действиях, видит скрытым هُوَ «Хува». Приписывая обширность проявлений невозможности, а величие – небытию, своим измышлением заставляет устыдиться даже дьявола.

Знай, мой дорогой брат! Страдающий и беспокойный нафс, пребывая в сомнениях, не прибегает к упованию и не соглашается с предопределенной ему судьбой. Между тем, подобно тому, как установлены и предопределены восход и закат солнца, восход и закат человека и вся его судьба записаны пером Предопределения на его лбу. И даже если он ударится головой о камень, то она расшибётся, а запись не сотрётся!

К тому же, пусть он твёрдо знает, что человек, не способный спастись бегством за пределы небес и земли, должен с любовью довольствоваться господством (рубубият) Создателя всего сущего.

Знай, мой дорогой брат! Если творец некой вещи будет находиться внутри неё, то между ними понадобится полное соответствие и взаимосвязь. Число же творцов должно будет сравниться с числом творений, что абсурдно и невозможно. В таком случае, творец не может находиться внутри творения.

К примеру, книга, размножаемая в типографии, в любом случае пишется пером некоего человека. Узоры и буквы этой книги появляются не из неё самой. Также и писарь не сидит внутри этого письменного произведения. В противном случае порядок будет нарушен. Следовательно, узоры любого творения не происходят от него самого – они пишутся исключительно пером могущества Всевышнего согласно предначертанному Им предопределению.

Знай, мой дорогой брат! У разума есть одно весьма поразительное свойство: он обладает столь «длинными руками», что порой охватывает всю Вселенную, и даже выходит за круг вероятного, пытаясь вмешаться в наивысшие круги. Порой же он тонет в одной капле воды, растворяется в одной частице, теряется посреди чего-либо незначительного.

Вместе с тем, во что бы он ни был погружён, всё существование он считает ограниченным этой вещью. И в какую бы точку он ни вошёл, хочет забрать с собой туда весь мир.

Знай, мой дорогой брат! Если владение и управление миром или бытием будут находиться в твоих руках, то ввиду груза сложностей, связанных с заботой, сохранностью и страхами, тебе не удастся наслаждаться благами, и тебя охватит постоянное беспокойство за обеспечение всем необходимым и за сохранность имеющегося. А ведь те блага находятся под обязательством Щедрого Благодетеля, и твоё дело состоит в том, чтобы есть и пить с той скатерти даров и благодарить. В благодарности нет никакой сложности. Наоборот, она увеличивает наслаждение от благ, ибо благодарить значит видеть в дарах дарение. Осознание дарения устраняет страдания, возникающие в результате исчезновения даров. Ведь поскольку дар является исчезающим, то Истинный Даритель не оставит его место пустым – Он заполнит его схожим даром, и ты получишь наслаждение от обновления.

Да, благородный аят

وَ اٰخِرُ دَعْوٰيهُمْ اَنِ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ

«А их молитвы будут завершаться словами: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Коран 10:10)

указывает на то, что хвала является подлинным наслаждением, потому что она показывает в плоде дара дерево дарения. Посредством этого устраняется страдание, возникающее в результате мыслей об исчезновении дара. Ведь на дереве есть много плодов, и если уйдёт один, то на его место придёт другой. Следовательно, хвала – подлинное наслаждение.

Знай, мой дорогой брат! Внешняя информация, то есть информация, получаемая извне, издалека, не может быть лишена мнительности и наущений (васваса). Что же касается информации субъективной, внутренней (основанной на интуитивном познании), то она свободна от сомнений и измышлений. Исходя из этого, взгляд должен быть направлен от центра к окружности, изнутри наружу.

Знай, мой дорогой брат! Под действием этой порочной цивилизации, превратившей земной шар в одну деревню, завеса беспечности стала намного толще. Устранение её требует огромного усердия. А также, в душе человечества открылось очень много окон, обращённых к дольнему миру. Закрыть их удастся лишь тем, кто удостоится милости Аллаха.

Знай, мой дорогой брат! Одна-единственная частица посредством отражения способна вобрать в себя огромное Солнце, однако с точки зрения объёма не может вместить и двух крохотных частиц. Исходя из этого, подобно каплям дождя, содержащим солнечное отражение, частицы и сложные (составные) творения Вселенной, с точки зрения проявления и отражения, могут удостоиться сияний Извечного Светлого Могущества, опирающегося на знание и волю. Однако, некая частица клетки глаза не может быть источником могущества, сознания и воли, явно воздействующих на нервы, вены и артерии. Согласно требованиям удивительного творчества, упорядоченных узоров и тонкой мудрости, каждая простая частица и сложные (составные) творения во Вселенной должны быть либо источником свойственных Божественной природе всеобъемлющих и абсолютных качеств, либо же отражателем проявлений Извечного Солнца, обладающего этими качествами.

В первом случае содержится столько же нелепостей, сколько существует частиц. Исходя из этого, каждая частица, постановляя, что она не в силах нести тяжесть того огромного груза, объявляет своё свидетельство: «Творец (аль-Муджид), Создатель (аль-Халик), Господь (ар-Рабб), Хозяин (аль-Малик) и Вседержитель (аль-Каййум) – только Аллах!». А также, каждая частица, каждое сложное (составное) творение, своими разнообразными языками и указаниями, читает следующий бейт:

عِبَارَاتُنَا شَتّٰى وَ حُسْنُكَ وَاحِدٌ وَ كُلٌّ اِلٰى ذَاكَ الْجَمَالِ يُشٖيرُ

«Если наши слова и различны, то Твоя красота одна. И все эти слова указывают на неё».

Да, каждая буква одной стороной указывает на своё существование, но многими сторонами указывает на существование своего писаря и своего творца. Да,

تَاَمَّلْ سُطُورَ الْكَائِنَاتِ فَاِنَّهَا ۞ مِنَ الْمَلَاِ الْاَعْلٰى اِلَيْكَ رَسَائِلُ

«Внимательно прочти строки Вселенной, ведь они – письма, отправленные тебе из высшего мира»

Знай, мой дорогой брат! Есть много вещей, подобных стеклу, воде, воздуху, миру Мисаль, духу, разуму, воображению, времени и так далее, которые удостоены проявления отражений. Отражения непрозрачных, плотных материй являются мёртвыми и отделёнными от объекта отражения, потому что они другие, отличные от него и лишенные его свойств. Отражения же светящихся созданий неотделимы от объекта отражения и обладают его свойствами. Исходя из этого, если бы Аллах придал теплу Солнца жизнь, наделив его свет разумом, а цвета его света – чувствами, то находящееся в твоём зеркале отражение Солнца заговорило бы с тобой. Это потому, что когда оно появилось в отражении, с ним появились его тепло, свет и цвета. С теплом оно обрело бы жизнь, со светом стало бы разумным, а с цветами стало бы чувствующим. Став таким, оно могло бы говорить с тобой. Исходя из этой тайны, Досточтимый Посланник (мир ему и благо) одновременно сведущ обо всех читаемых для него благородных салаватах.

Знай, мой дорогой брат! Фразы «Субханаллах» и «Альхамдулиллях» косвенно описывают Аллаха такими качествами, как Величие (Джаляль) и Красота (Джамаль). Фраза «Субханаллах», заключающая в себе качество «Величие» (Джаляль), говорит о том, что рабы и создания далеки от Аллаха. Фраза «Альхамдулиллях», вбирающая в себя качество «Красота» (Джамаль), указывает на то, что Аллах близок к рабам и созданиям Своей милостью. Например, у Солнца есть две обращённые к нам стороны, одна из которых – близость, а другая – отдалённость. С точки зрения близости, оно даёт нам свет и тепло, а с точки зрения удалённости, оно остаётся чистым от людского вреда. В этой связи, человек для Солнца может выступать только объектом воздействия. Быть субъектом, то есть воздействующим, он не может.

Так же, но не прибегая к уподоблению (биля ташбих), в том смысле, что Аллах близок к нам Своей милостью, мы Его восхваляем (тахмид), а с точки зрения того, что мы от Него далеки – прославляем (тасбих). Поэтому, глядя на близость Его милости, восхваляй Его (тахмид); глядя же на свою от Него отдалённость – прославляй (тасбих). Но не путай эти два положения и не смешивай эти два взгляда, дабы не сбиться с истины и с прямого пути. Однако же, не смешивая и не путая их, ты можешь как менять, так и объединять эти положения и взгляды. Да, фраза «Субханаллаху ва бихамдихи» объединяет в себе оба этих положения.

Знай, мой дорогой брат! Есть четыре обстоятельства, из-за которых нужно не делом, а сердцем отречься от этого мира.

1) Жизнь этого мира, будучи кратковременной, движется к закату и быстро исчезает. Боль исчезновения уничтожает наслаждение встречи.

2) Наслаждения этого мира похожи на отравленный мёд. По мере наслаждения увеличивается и боль.

3) Ожидающая тебя могила, к которой ты стремительно движешься, не примет в подарок красивые вещи и наслаждения этого мира, потому что вещи, которые мирские люди считают красивыми, там отвратительны.

4) Сравнение одного часа нахождения среди врагов и вредных насекомых с многолетним пребыванием в собрании друзей и великих людей подобно сравнению между этим миром и могилой. Вместе с тем, Аллах призывает отказаться от одного часа наслаждений, чтобы ты мог годами отдыхать среди друзей. В таком случае, пока тебя не повели связанного и закованного в кандалы, ответь на призыв Аллаха.

Пресвят Аллах (Фасубханаллах)! Милость и щедрость Аллаха к людям настолько велика, что вверенное Им на время имущество Он покупает у них за большую цену, увековечивает его и оберегает. Если человек, присвоив это имущество, не продаст (не посвятит) его Аллаху, то попадёт в большую беду, так как ему придётся взять его под свою ответственность. Однако, сил для такой ответственности у него недостаточно. Если он взвалит его на себя – надорвётся; если возьмёт руками, то оно ускользнёт, ибо его не удержать. В конце концов, оно напрасно пропадёт, оставив в наследство лишь грехи.

Знай, мой дорогой брат!

وَ عَيْنٖى قَدْ نَامَتْ بِلَيْلِ شَبٖيبَتٖى ۞ وَ لَمْ تَنْتَبِهْ اِلَّا بِصُبْحِ مَشٖيبِ

Этот стих, гласящий о том, что «Во время моей молодости, похожей на ночь, глаза мои спали. Проснулся я лишь с рассветом старости», относится и ко мне, потому что в молодости я считал, что достиг самых высоких вершин пробуждения. Сейчас же понимаю, что то пробуждение таковым не являлось – оно было лишь нахождением в самом глубоком колодце сна. Исходя из этого, просвещение и пробуждение, которыми гордятся «цивилизованные», должны быть отнесены к разряду пробуждений моей молодости. Они подобны тому спящему, который во сне, словно проснувшись, рассказывает людям про своё сновидение. Между тем, это его пробуждение во сне указывает на то, что сон перешёл из лёгкой стадии в глубокую. Такой спящий подобен мёртвому. Так как же он может пробудить дремлющих людей?!

О, спящие, считающие себя бодрствующими! Не сближайтесь с «цивилизованными», проявляя терпимость и снисхождение в религиозных делах, или уподобляясь им! Ведь пропасть между нами очень глубока. Вам не удастся заполнить её пустоту. Вы либо присоединитесь к ним, либо упав в заблуждение потоните в нём.

Знай, мой дорогой брат! В сути греха – особенно продолжительного – имеется семя неверия (куфр), поскольку продолжающий тот грех привыкает к нему. Затем он влюбляется в него, приобретает пристрастие и доходит до того, что становится не в состоянии от него отказаться. Впоследствии он начинает желать, чтобы тот грех был ненаказуем. Если это состояние будет продолжаться, то начнёт прорастать семя неверия. В конце концов, он начинает отрицать и наказание, и место наказания. Также, по причине испытываемого от греха стыда утверждая, что этот грех не является грехом, он отрицает даже ангелов, знающих о его грехе. Из-за этого сильного стыда он желает даже того, чтобы не наступил День Суда. Если же найдёт простейшее сомнение, отрицающее Судный День, то сочтёт его огромным доказательством. В результате, сердца тех, кто не покаялся и не отрёкся от греха, чернеют и погибают. Да упасёт от этого Аллах!

Знай, мой дорогой брат! Сейчас ты услышишь некоторые сияния, касающиеся чудесности (и’джаз) и красноречия (балягат) Превосходно Излагающего Корана, разъяснённые в моём произведении «Сияния».

1) В чтении Корана присутствует высокое благозвучие. Он лёгок для языка.

2) Он обладает величайшей безупречностью; его слова и смысл – безукоризненны.

3) Между аятами имеются большие связанность и сплочённость: они, опираясь друг на друга как в кирпичном строении, защищают здание Корана от сотрясений.

4) Аяты не являются чуждыми друг для друга. Они прекрасно соотносятся, являются взаимодополняющими и помогающими друг другу.

5) Несмотря на то, что Коран ниспосылался частями и в разное время, его аяты настолько взаимосвязаны, будто бы он ниспослан целиком и сразу.

6) Несмотря на то, что причины ниспослания были различными, из-за прочной согласованности причина будто бы едина.

7) Хотя он отвечает на различные повторяющиеся вопросы, из-за его абсолютного единства и гармонии вопрос будто бы один.

8) Хотя он излагает различные, многочисленные события, его совершенная упорядоченность создаёт впечатление, что речь идёт об одном и том же событии.

9) Стиль и слог его ниспослания, называемый «Божественное снисхождение», близок к пониманию собеседников.

10) Хотя он обращает свои слова ко всем людям – к пришедшим в этот мир в разные времена и в разных местах, изложение его настолько лёгкое, словно обращено лишь к одному собеседнику.

11) Повторения, используемые для достижения целей наставления, служат в качестве закрепления и утверждения. Вместе с тем, эти повторы не наносят вред и не портят удовольствия. Повторяясь, они благоухают подобно мускусу.

12) Коран – сила и пища для сердец, лекарство для душ. Повторное питание увеличивает силу. Поскольку с повторением он становится более привычным и близким, наслаждение возрастает.

13) Человек в своей материальной жизни каждое мгновение нуждается в воздухе, постоянно нуждается в воде, ежедневно нуждается в пище и еженедельно – в свете. Их повторение, по сути повторением не являясь, нужно из-за возобновления потребности. Так же и в отношении духовной жизни: человек нуждается во всех видах потребностей, упомянутых в Коране. В одних видах – таких, как «Хуваллах» – каждое мгновение, потому что ими дышит душа; в других – периодически, а в некоторых иных – постоянно… Так вот, Коран использует повторения, исходя из нужд души и сердца. Например, «Бисмиллах», питающее сердце и душу подобно чистому воздуху, исходя из частой потребности повторяется в Коране многократно.

14) Повторение таких частных событий, как история Мусы (мир ему), указывает на содержание в них великих правил.

Вывод: Коран – это и поминание (зикр), и размышление, и мудрость, и знание, и истина, и шариат, и исцеление для сердец, и руководство для верующих, и милость.

Знай, мой дорогой брат! Удивительное состояние человеческой природы таково, что во время беспечности человек путает между собой функции чувств и органов. Например, некий сумасшедший, спутавший функции глаз и рук, видя что-либо в высоте своими глазами, протягивает к этому руку. В связи с тем, что его руки расположены вблизи от глаз, он полагает, что они могут делать то же, что и глаза. Так же и беспечный человек, не способный навести простейший, элементарный порядок в отношении себя самого, посредством гордыни и воображения деспотично протягивает руки к деяниям Аллаха.

Ещё одно удивительное состояние человеческой природы таково: если между людьми и имеются внешние отличия, то весьма несущественные. Однако духовно и внутренне разница между ними столь же велика, как между Cолнцем и частицей. Между тем, другие живые существа не таковы. Например, душа рыбы и душа птицы очень близки по ценности. Самая маленькая подобна самой большой. Это так, поскольку сила души человека является неограниченной. Эгоизм опускает человека настолько низко, что уравнивает с частицей, а повиновение Всевышнему поднимает настолько высоко, что делает его «солнцем двух миров» (подобно досточтимому Мухаммаду, мир ему и благо).

Знай, мой дорогой брат! Основа вещей – вечность, а не уход в небытие. Даже такие быстро исчезающие вещи, как слова, фразы и образы, уходящие, как мы думаем, в небытие, не исчезают. Они, лишь сменив форму и состояние, сохраняются в определённых местах и спасаются от абсолютного небытия. Современная наука если и познала этот секрет, то с неполной ясностью. И в то же время, она допустила ошибку и чрезмерность, постановив: «В мире нет абсолютного небытия – есть только соединение и распад». Ведь в мире существует соединение посредством сотворения, разложение с позволения Аллаха, создание из ничего и уничтожение по воле Аллаха.

يَفْعَلُ اللّٰهُ مَا يَشَٓاءُ وَ يَحْكُمُ مَا يُرٖيدُ

«Аллах вершит то, что пожелает, и повелевает всё, что пожелает»

Знай, мой дорогой брат! Могила – это дверь, открытая в Иной мир. Её обратная сторона – милость, а наружная – страдание. Все друзья и любимые находятся за этой дверью. Не пришло ли время и тебе присоединиться к ним? Разве тебе не хочется навестить их? Да, время подошло. Дабы очиститься от скверны этого мира, необходимо совершить полное омовение. Иначе же, твоя осквернённость вызовет у них отвращение.

Если бы Имам Раббани Ахмед Фаруки был сегодня жив и если бы пришло приглашение посетить его в Индии, то невзирая на все трудности и опасности, я отправился бы его посетить. Исходя из этого, по ту сторону могилы живёт «солнце двух миров», в Евангелии именуемое Ахмедом, в Торе называемое Ахьядом, а в Коране Мухаммадом, вокруг которого находится миллион подобных Ахмеду Фаруки личностей. Почему же мы не спешим навестить их?! Отказ от этого – большая ошибка.

Необходимо обратить внимание на следующие основы.

1) Если человек будет рабом Аллаха, то всё ему будет покорно. В противном случае всё будет против него.

2) Всё предопределено. Будь доволен своей судьбой, дабы обрести покой.

3) Всё имущество принадлежит Аллаху. Тебе оно вверено на время. Увековечив это вверенное имущество, Он сохранит его для тебя. Если же оно останется у тебя, то тщетно пропадёт.

4) В том, что непродолжительно, наслаждения нет. Ты подвержен тлену, твой мир подвержен тлену, мир всех людей и нынешний облик Вселенной подвержены тлену. Всё это, подобно секунде, минуте, часам и дням, следуя друг за другом, движется к исчезновению.

5) Если ты не сделал ничего, что спасло бы тебя в Ином мире, не придавай значения тому, что остаётся в мире тленном.

Знай, мой дорогой брат! Послушай, какова польза от трёх священных фраз «Субханаллах», «Альхамдулиллях» и «Аллаху Акбар», и в каких случаях они употребляются.

1) Человек, обладающий живым сердцем, глядя на Вселенную и наблюдая, особенно, за непостижимыми для его разума Божественными «манёврами», выполняемыми в [небесном] пространстве, испытывает удивление. Итак, огонь, возникший в душе от удивления и потрясения, можно погасить лишь испив чистую воду, истекающую из слов «Субханаллах».

2) Этот же человек, выражая удовольствие, полученное им от насладительных благ, видит в них дарение, а в дарении – Дарующего блага, что является хвалой и благодарением. Желая продолжения благ и увеличения наслаждений, он произносит «Альхамдулиллях» и глубоко вздыхает подобно человеку, нашедшему сокровищницу благ.

3) Этот же человек, видя удивительные творения и поразительные действия, которые его разум не способен постичь, произносит «Аллаху Акбар» и обретает спокойствие. Ведь их Творец более велик, и для Него несложно создавать их и управлять ими.

Знай, мой дорогой брат! Человек своими грехами не вредит Аллаху – Он наносит вред лишь самому себе. Например, в реальности, в действительности у Всевышнего Аллаха нет сотоварища, дабы, войдя в его группу, можно было бы вмешаться в Его владения и творения. Человек лишь представляет сотоварища в своей пустой голове, потому что в реальности места сотоварищу нет. В этом случае этот глупец своими же руками рушит свой дом.

Знай, мой дорогой брат! Аллаха достаточно для того, кто на Него уповает. Поскольку Аллах абсолютно совершенен, то Он любим по своей сути. И поскольку Аллах является Создателем и Необходимо Сущим, то в близости к Нему есть свет существования, а в отдалении – мрак небытия.

Аллах – Тот, к Кому прибегают за помощью и спасением уставшие от жизни души, для которых тесен этот мир и которым опротивели украшения земной жизни.

Аллах – Вечный, и лишь благодаря Его вечности этот мир обретает вечность.

Аллах – Истинный Владелец. Он забирает твоё имущество, чтобы сохранить его для тебя.

Аллах – Богатый и Дарующий богатство; ключи от всего находятся у Него. Если человек будет искренним рабом Аллаха, то принадлежащая Аллаху Вселенная будет словно и его владением.

Знай, мой дорогой брат! Разумный человек не будет радоваться тому, что обрёл в этом мире, и не будет грустить о том, что потерял. Ведь этот мир – преходящий, и человек в этом мире недолговечен. Ты также являешься путником. Посмотри: заря старости поднялась над твоими висками. Больше половины твоей головы обернулось белым саваном. Болезни же, намеревающиеся поселиться в твоём теле, являются предвестниками смерти. Вместе с тем, тебя ждёт вечная жизнь. Покой и удовольствие вечной жизни зависят лишь от труда и усердия в этой тленной жизни. Ты же вовсе не ведаешь о вечной жизни. Очнись прежде, чем тебя разбудит агония смерти!

Знай, мой дорогой брат! Если ты сочтёшь, что Аллах тебе известен и познан тобой, Он будет неизвестным и отвергаемым, поскольку это известное является лишь привычным обычаем, следованием услышанному. Это не способно обучить истине. Вместе с тем, смысл, приходящий на ум в результате этого, не даёт познать абсолютные качества Всевышнего, а служит лишь поводом для рассуждения. Однако если рассматривать Всевышнего как существующего, но неизвестного, то лучи познания Аллаха начнут пробиваться. Таким образом нетрудно будет познать Обладателя всеобъемлющих абсолютных качеств, проявляющихся во Вселенной.

Знай, мой дорогой брат! Каждое из Прекрасных Имён Аллаха в общем виде вбирает в себя остальные Имена (так же, как свет вбирает семь цветов). К тому же, каждое из Имён является как доказательством для всех остальных Имён, так и выводом для каждого из них. Значит, Прекрасные Имена, подобно зеркалу, показывают друг друга. Исходя из этого, их можно читать как сравнения, приводящие к выводам или как выводы, основанные на доказательствах.

تضرع ونياز

اِلٰهٖى لَازِمٌ عَلَىَّ اَنْ لَا اُبَالِىَ وَ لَوْ فَاتَ مِنّٖى حَيَاةُ الدَّارَيْنِ وَ عَادَتْنِى الْكَائِنَاتُ بِتَمَامِهَا اِذْ اَنْتَ رَبّٖى وَ خَالِقٖى وَ اِلٰهٖى اِذْ اَنَا مَخْلُوقُكَ وَ مَصْنُوعُكَ لٖى جِهَةُ تَعَلُّقٍ وَ اِنْتِسَابٍ مَعَ قَطْعِ نِهَايَةِ عِصْيَانٖى وَ غَايَةِ بُعْدٖى لِسَائِرِ رَوَابِطِ الْكَرَامَةِ فَاَتَضَرَّعُ بِلِسَانِ مَخْلُوقِيَّتٖى يَا خَالِقٖى ٠ يَا رَبّٖى يَا رَازِقٖى يَا مَالِكٖى يَا مُصَوِّرٖى ٠ يَا اِلٰهٖى اَسْئَلُكَ بِاَسْمَائِكَ الْحُسْنٰى وَ بِاِسْمِكَ الْاَعْظَمِ وَ بِفُرْقَانِكَ الْحَكٖيمِ وَ بِحَبٖيبِكَ الْاَكْرَمِ وَ بِكَلَامِكَ الْقَدٖيمِ وَ بِعَرْشِكَ الْاَعْظَمِ وَ بِاَلْفِ اَلْفِ قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ اِرْحَمْنٖى يَا اَللّٰهُ يَا رَحْمٰنُ يَا حَنَّانُ يَا مَنَّانُ يَا دَيَّانُ اِغْفِرْلٖى يَا غَفَّارُ يَا سَتَّارُ يَا تَوَّابُ يَا وَهَّابُ اِعْفُ عَنّٖى يَا وَدُودُ يَا رَؤُفُ يَا عَفُوُّ يَا غَفُورُ ٠ اُلْطُفْ بٖى يَا لَطٖيفُ يَا خَبٖيرُ يَا سَمٖيعُ يَا بَصٖيرُ وَ تَجَاوَزْ عَنّٖى يَا حَلٖيمُ يَا عَلٖيمُ يَا كَرٖيمُ يَا رَحٖيمُ اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقٖيمَ يَا رَبِّ يَا صَمَدُ يَا هَادٖى جُدْ عَلَىَّ بِفَضْلِكَ يَا بَدٖيعُ يَا بَاقٖى يَا عَدْلُ يَا هُوَ اَحْىِ قَلْبٖى وَ قَبْرٖى بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ يَا نُورُ يَا حَقُّ يَا حَىُّ يَا قَيُّومُ يَا مَالِكَ الْمُلْكِ يَا ذَا الْجَلَالِ وَ الْاِكْرَامِ يَا اَوَّلُ يَا اٰخِرُ يَا ظَاهِرُ يَا بَاطِنُ يَا قَوِىُّ يَا قَادِرُ يَا مَوْلَاىَ يَا غَافِرُ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اَسْئَلُكَ بِاِسْمِكَ الْاَعْظَمِ فِى الْقُرْاٰنِ وَ بِمُحَمَّدٍ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ اَلَّذٖى هُوَ سِرُّكَ الْاَعْظَمُ فٖى كِتَابِ الْعَالَمِ اَنْ تَفْتَحَ مِنْ هٰذِهِ الْاَسْمَاءِ الْحُسْنٰى كُوَاةً مُفٖيضَةً اَنْوَارَ الْاِسْمِ الْاَعْظَمِ اِلٰى قَلْبٖى فٖى قَالِبٖى وَ اِلٰى رُوحٖى فٖى قَبْرٖى فَتَصٖيرَ هٰذِهِ الصَّحٖيفَةُ كَسَقْفِ قَبْرٖى وَ هٰذِهِ الْاَسْمَاءُ كَكُوَاتٍ تُفٖيضُ اَشِعَّةَ شَمْسِ الْحَقٖيقَةِ اِلٰى رُوحٖى اِلٰهٖى اَتَمَنّٰى اَنْ يَكُونَ لٖى لِسَانٌ اَبَدِىٌّ يُنَادٖى بِهٰذِهِ الْاَسْمَاءِ اِلٰى قِيَامِ السَّاعَةِ فَاَقْبَلْ هٰذِهِ النُّقُوشَ الْبَاقِيَةَ بَعْدٖى نَائِبًا عَنْ لِسَانِىَ الزَّائِلِ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ صَلَاةً تُنْجٖينَا بِهَا مِنْ جَمٖيعِ الْاَهْوَالِ وَ الْاٰفَاتِ وَ تَقْضٖى لَنَا بِهَا جَمٖيعَ الْحَاجَاتِ وَ تُطَهِّرُنَا بِهَا مِنْ جَمٖيعِ السَّيِّئَاتِ وَ تَغْفِرَ لَنَا بِهَا جَمٖيعَ الذُّنُوبِ وَ الْخَطٖيئَاتِ يَا اَللّٰهُ يَا مُجٖيبَ الدَّعَوَاتِ اِجْعَلْ لٖى فٖى مُدَّةِ حَيَاتٖى وَ بَعْدَ مَمَاتٖى فٖى كُلِّ اٰنٍ اَضْعَافَ اَضْعَافِ ذٰلِكَ اَلْفُ اَلْفِ صَلَاةٍ وَ سَلَامٍ مَضْرُوبٖينَ فٖى مِثْلِ ذٰلِكَ وَ اَمْثَالِ اَمْثَالِ ذٰلِكَ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ اَصْحَابِهٖ وَ اَنْصَارِهٖ وَ اَتْبَاعِهٖ وَاجْعَلْ كُلَّ صَلَاةٍ مِنْ كُلِّ ذٰلِكَ تَزٖيدُ عَلٰى اَنْفَاسِىَ الْعَاصِيَةِ فٖى مُدَّةِ عُمْرٖى وَ اغْفِرْلٖى وَ ارْحَمْنٖى بِكُلِّ صَلَاةٍ مِنْهَا بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اٰمٖينَ

* * *