Шестой Луч
Только две особенности
بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ
“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!”
Два ответа на два вопроса, касающихся произносимой в ташаххуде фразы:
اَلتَّحِيَّاتُ اَلْمُبَارَكَاتُ اَلصَّلَوَاتُ اَلطَّيِّبَاتُ لِلّٰهِ … اِلٰى اٰخِره
Оставляя изложение других истин ташаххуда на другое время, в этом “Шестом Луче” будет коротко изложено две из многих сотен его особенностей”.
Первый вопрос: “Какова мудрость чтения в намазе благословенных фраз ташаххуда, ведь они представляют собой разговор между Аллахом и Его Посланником, во время ночи вознесения (ми’радж)?”
Ответ. Намаз каждого уверовавшего является неким его вознесением (ми’раджем). И словами, достойными этого хузура, являются слова произнесённые во время Великого Вознесения Мухаммада (Мир Ему и Благо). Повторяя их, вспоминается та святая беседа. С этим воспоминанием смыслы этих слов восходят от частного к общему, и таким образом, эти святые и содержательные смыслы появляются или могут появиться в воображении. И с тем воображением их ценность и свет, возвышаясь, расширяются.
Например, в ту ночь Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо), вместо приветствия, сказал Аллаху: اَلتَّحِيَّاتُ لِلّٰهِ То есть: “Все жизненные восхваления, выраженные своими жизнями всеми живыми существами, и их естественные подношения их Творцу, о мой Господь, принадлежат только Тебе. И я своим воображением и верой, преподношу их Тебе.”
Да, как словом اَلتَّحِيَّاتُ لِلّٰهِ Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо), подразумевая естественные поклонения всех живых созданий, преподносит их. Так и словом اَلْمُبَارَكَاتُ являющимся сутью тахиййата, Он (Мир Ему и Благо), преподнося всех созданий, являющихся причиной благодати и поздравлений, побуждающих сказать “Баракаллах”, называемых благословенными и представляющих собой экстракт жизни и её обладателей, особенно естественные благословенности, благодати и поклонения семян, косточек, зёрнышек и яиц, передаёт этот широкий смысл.
И словом اَلصَّلَوَاتُ являющимся сутью мубараката охватив в воображении особые поклонения всех одушевлённых созданий, в этом широком смысле он преподносит их к Божественной Обители.
А также и словом اَلطَّيِّبَاتُ представляющим собой квинтэссенцию салаватов, подразумевая светлые и высокие поклонения совершенных людей и приближенных ангелов, являющихся экстрактом одушевлённых созданий, он предназначает их и преподносит Тому, Кому они поклоняются.
И, как произнесённая Всевышним Аллахом в ту ночь фраза:
اَلسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا اَيُّهَا النَّبِىُّ
“Мир тебе, о Пророк”
– повелевающе указывает на то, что в будущем каждый из сотен миллионов людей, самое меньшее, по десять раз в день будет повторять:
اَلسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا اَيُّهَا النَّبِىُّ
“Мир тебе, о Пророк”.
Это Божественное приветствие придаёт этим словам широкий свет и высокий смысл…
Также и ответ на то приветствие Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо):
اَلسَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلٰى عِبَادِ اللّٰهِ الصَّالِحٖينَ
“Мир нам и благодетельным рабам Аллаха”
сообщает о том, что он просил и молил своего Создателя, чтобы в будущем вся его великая умма и её благодетельные представители удостоились Ислама, представляющего собой салям (приветствие и мир) от Всевышнего, и, чтобы вся его умма произносила слова приветствия
اَلسَّلَامُ عَلَيْكَ وَ عَلَيْكَ السَّلَامُ
“Мир тебе – и тебе мир”,
являющиеся всеобщими признаками Ислама.
И фраза:
اَشْهَدُ اَنْ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَ اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللّٰهِ
“Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха”,
произнесённая по Божественному повелению присутствующим при той беседе ангелом Джабраилом (мир ему), даёт радостную весть о том, что вся умма до самого Конца Света будет свидетельствовать об этом и будет так говорить. С воспоминанием об этой святой беседе смыслы этих слов обретают яркий блеск и расширяются.
Одно интересное духовное состояние, которое помогло мне в раскрытии вышеупомянутой истины.
Однажды, на мрачной чужбине, во время тёмной ночи, пребывая в беспростветной беспечности, находящаяся передо мной эта огромная вселенная предстала в моём воображении неким безжизненным, неодушевлённым, пустым и заброшенным, пугающим трупом. И прошлое время тоже показалось мне абсолютно мёртвым, пустым и страшным. То бескрайнее место и то нескончаемое время обрели образ некой мрачной глуши. Я чтобы избавиться от этого состояния, прибёг к намазу. Когда в ташаххуде я произнёс: اَلتَّحِيَّاتُ вдруг вселенная ожила, обретя некий светлый, живой образ. Стала неким блистающим зеркалом Живого, Вечносущего Аллаха. Я теоретически, а скорее, явно понял, что все живые создания, вместе со своими живыми частями, в неком неизменном образе преподносят своими жизнями тахиййаты и дары Живому, Вечносущему Аллаху.
Затем, когда я сказал:
اَلسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا اَيُّهَا النَّبِىُّ
“Мир тебе, о Пророк”,
– вдруг то безграничное и пустое время отбросило тот дикий пугающий образ и с живыми духовными созданиями под предводительством Досточтимого Посланника (Мир Ему и Благо) обратилось в радостное зрелище.
Второй вопрос: “Сопоставление, находящееся в конце ташаххуда:
اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى مُحَمَّدٍ وَعَلٰى اٰلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلٰى اِبْرَاهٖيمَ وَعَلٰى اٰلِ اِبْرَاهٖيمَ
“О Аллах, благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как Ты благословил Ибрагима и семью Ибрагима!”
– не соответствует правилу сопоставлений. Потому что Мухаммад (Мир Ему и Благо) более удостоен милости и более велик, нежели Ибрагим (мир ему). В чём секрет этого? И какова мудрость того, что такая форма салавата назначена в ташаххуде? Эта же молитва с давних пор повторяется во всех намаза. Между тем, если одна молитва удостоится принятия один раз, то этого достаточно. В чём же мудрость того, что миллионы людей, чьи молитвы принимаются, так настойчиво молят об этом, и к тому же свершение этого утверждено Божественным обещанием… Например, несмотря на то, что Аллах обещал:
عَسٰى اَنْ يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَحْمُودً
“Возведёт тебя твой Господь на место достохвальное” (Коран 17:79),
– в молитве после каждого азана и камата говорится:
مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذٖى وَعَدْتَهُ وَابْعَثْهُ
“О Господи, возведи его на то достохвальное место, которое Ты ему обещал”
– и Вся умма просит исполнить это обещание. Какова мудрость этого?”
Ответ. Этот вопрос имеет в себе три стороны и три вопроса.
Первая сторона. Действительно, Ибрагим (мир ему) не достигнет Мухаммада (Мир Ему и Благо), однако, члены его семьи – пророки. Члены же семьи Мухаммада (Мир Ему и Благо) – святые. Святые же не могут достичь пророков. Аргумент в пользу того, что эта молитва блестящим образом принята в отношении семьи (пророка), таков:
Среди трёхсотпятидесяти миллионной уммы, в абсолютном большинстве лишь святые из рода двух человек, то есть Хасана и Хусейна (да будет доволен им Аллах) – встали во главе и стали наставниками учений хакиката и тариката, удостоившись смысла хадиса:
عُلَمَاءُ اُمَّتٖى كَاَنْبِيَاءِ بَنٖى اِسْرَائٖيلَ
“Учёные моей уммы подобны пророкам сынов Израиля” (Хадис Кашф-уль Хафа 2:64).
Начиная с Джаафара Садыка, Гавса Азама (Гейляни) и Шаха Накшбенди (да будет доволен им Аллах), каждый из них, наставляя солидную часть уммы на путь истины и в истинах Ислама, является плодом приемлемости этой молитвы в отношении семьи (пророка).
Вторая сторона. Мудрость же назначения такого салавата в намазе состоит в том, чтобы напомнить человеку, что на прямом пути, открытом великим караваном пророков и святых, являющихся самыми светлыми, самыми совершенными и верными среди знаменитых людей, он тоже присоединяется и сопутствует этой великой общине, которая подтверждена сотней единых общих мнений (иджма) и сотней твёрдых исторических свидетельств, и которая ни в коем случае не может попасть в заблуждение. И чтобы с этим напоминанием он спасся от дьявольских сомнений и греховных наваждений. Доказательством же того, что эта община состоит из друзей Хозяина Вселенной и приемлемых Им творений, а их противники являются Его врагами и отвергаемыми Им созданиями служит то, что со времён Адама этой общине постоянно поступала поддержка из скрытого мира, а на их противников всегда сыпались небесные кары.
Да, все противники, подобные народам Нуха, Самудянам, Адитам, Фараону и Намруду получали удары из скрытого, дающие ощутить Божественный гнев и кару, а все святые герои великой общины, такие как Нух (мир ему), Ибрагим (мир ему), Муса (мир ему) и Мухаммад (Мир Ему и Благо), необыкновенным, чудесным образом и в неком сокровенном виде удостоились Божественных даров и чудес. При том, что удар говорит о гневе, а дар – о дружбе и любви, тысячи ударов противникам и тысячи даров и поддержек этой общине явным образом и ясно, как день, свидетельствуют об истинности этой общины и о том, что она – на прямом пути. В суре “Фатиха”, фраза
صِرَاطَ الَّذٖينَ اَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ
“Путём тех, кого Ты облагодетельствовал”
обращена к этой общине, а фраза
غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لَا الضَّالّٖينَ
“Не тех, на кого пал гнев, и не заблудших”
к их противникам. Излагаемая нами здесь тонкость, в конце “Фатихи” ещё более очевидна.
Третья сторона. Мудрость настолько многократного прошения того, что будет твёрдо дано, состоит в следующем:
Просимая вещь, например, “Макам-ы Махмуд”, представляет собой некий край. Это некая ветвь великой истины, заключающей в себе множество очень больших и важных истин, подобных тысячам таких “Макам-ы Махмудов”. И это плод самого большого результата сотворения вселенной. Просить же в молитвах об этом крае, ветви и плоде – значит, косвенно, просить о претворении всей той великой, всеобщей истины, об обретении ею бытия, а также о приходе и претворении вечного мира, являющегося самой большой ветвью этого древа мироздания, и о претворении Судного Дня и Конца Света, являющихся самым большим итогом Вселенной, и об открытии мира счастья. И просить об этом – значит самолично принимать участие в поклонении и мольбах человечества, являющихся самой важной причиной существования миров счастья и Рая. А для такой бесконечно великой цели даже этих бесчисленных молитв – мало. И наделение Мухаммада (Мир Ему и Благо) “Макам-ы Махмудом” указывает на его великое заступничество за всю свою умму. И счастье всей уммы связано с ним. Поэтому бесконечные салаваты и просьбы о милости к нему, выражаемые всей уммой, полностью соответствуют мудрости.
سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ
“Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый!” (Коран 2:32)
***