Первая тема «Двадцать первого Слова»

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنٖينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (Коран, 4:103).

Однажды некий человек солидного возраста, высокого положения и крупного телосложения сказал мне: «Намаз — это хорошо, однако изо дня в день совершать его пятикратно — многовато. Докучает из-за своей нескончаемости».

По прошествии немалого времени я прислушался к своему нафсу и услышал, что он говорит те же слова. Я обратил внимание и увидел, что своим ухом лености он внимает тому же уроку от сатаны. И я понял: тот человек сказал это словно от имени всех повелевающих зло нафсов (нафс-и аммара). Тогда я сказал: «Раз уж мой нафс повелевает зло, тогда тот, кто не исправляет самого себя, не в силах исправлять других. Стало быть, я начну с себя».

Я сказал: «О нафс! В ответ на эти слова, сказанные тобой в полном невежестве, на ложе лености, во сне беспечности, услышь от меня “Пять пробуждений”».


ПРОБУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ

О мой несчастный нафс! Неужели твоя жизнь вечна?! Разве у тебя имеются гарантии того, что ты доживёшь до следующего года или хотя бы до завтрашнего дня?! То, что докучает тебе — это воображение о вечности этой жизни. Ты капризничаешь так, словно вечно останешься на этом свете. Если бы ты понял, что жизнь твоя коротка и, к тому же, проходит попусту, то, несомненно, отдавать её двадцать четвёртую часть благому и приятному, лёгкому и благодатному служению, которое станет средством для достижения счастья в истинной, вечной жизни, тебе не надоедало бы. Наоборот, это послужило бы пробуждению серьёзного желания совершать намаз и наслаждению от его совершения.

ПРОБУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ

О мой чревоугодный нафс! Интересно, разве тебе надоедает изо дня в день есть хлеб, пить воду, вдыхать воздух?! Ведь дело в том, что вследствие возобновления потребностей ты не только не пресыщаешься ими, но и, наоборот, испытываешь наслаждение! А раз так, то и намаз не должен пресыщать тебя. Ведь твои друзья, также живущие во мне, — сердце, душа и тонкое чувство (латифа-и Раббания), — получают свою пользу от намаза: намаз питает сердце, наполняет душу живой водой и служит свежим воздухом для тонкого чувства (латифа ар-Раббания). Да, пища и сила какого-либо сердца, страдающего от бесчисленных огорчений, печалей и духовной боли, горящего страстью к бесчисленным наслаждениям и стремлениям, могут быть добыты стуком молитвы в дверь Всемогущего, Щедрого и Милосердного Аллаха. Живительной водой для души, терзаемой разлукой со стремительно покидающими этот мир многочисленными созданиями, с которыми она связана, является обращение, посредством намаза, исключительно к источнику милости Вечного Господа, истинно достойного поклонения и любви! Да, некая разумная человеческая тайна (сирр), некое светлое, хрупкое и тонкое чувство (латифа ар-Раббания), по природе своей желающее вечности и сотворённое для неё, являющееся зеркалом Извечного и Вечного Творца, находясь среди беспокойных, изнурительных и давящих, преходящих, мрачных и гнетущих обстоятельств этого мира, конечно же, в крайней степени нуждается в передышке. Перевести дух и вдохнуть свежего воздуха оно сможет лишь с помощью окна намаза.

ПРОБУЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ

О мой нетерпеливый нафс! Неужели будет благоразумно, если ты, сегодня раздумывая о сложностях поклонения, обременительности намаза, о тяготах бед уже минувших дней, станешь мучиться и страдать, а также, размышляя об обязанности и долге поклонения и намаза, о горечи бед предстоящих дней, станешь проявлять нетерпение?! Проявляя подобное нетерпение, ты будешь походить на такого рассеянного командира, который, несмотря на то, что силы правого фланга противника, примкнув к его силам, находящимся справа, стали для него свежими силами, возьмёт и направит свои важные силы к правому флангу, ослабив при этом центр, и, помимо того, в то время, как на левом фланге нет войск противника, и они ещё не появились, он направит туда значительные силы и отдаст приказ: «Открыть огонь!» — и оставит свой центр без сил. В результате противник, анализируя ситуацию, направит силы на центр и разгромит его.

Да, ты походишь на этого командира. Дело в том, что хлопоты и тяготы минувших дней нынче обратились в Божью милость. Их горечь ушла, осталось лишь наслаждение, а сложности и трудности обратились в награду. Стало быть, не нужно проявлять усталость от намаза, а, напротив, необходимо обрести новый стимул, получить свежее удовольствие, серьёзно вдохновиться для его продолжения. Думать же о предстоящих, ещё не наступивших днях, уже сегодня испытывая пресыщение и теряя усердие, — это такая же глупость, как взывать и причитать, переживая уже сегодня о лишь вероятных голоде и жажде.

Поскольку истина такова, то если ты благоразумен, думай, в отношении поклонения и намаза, лишь о сегодняшнем дне, говоря: «Один час этого дня я посвящаю приятному, благому и высокому служению, награда за которое очень высока, а ноша его — весьма незначительна». И тогда твоя горькая апатия превратится в сладостное усердие.

Итак, о мой нетерпеливый нафс! Ты обязан проявлять три вида терпения: терпение в повиновении Всевышнему, терпение в избегании грехов, терпение в беде. Если ты благоразумен, то возьми за правило истину из сравнительного примера в данном «Третьем пробуждении» и мужественно скажи: «Йа, Сабур!» Взвали эти три терпения на свои плечи. Сила терпения, данная Всевышним и не растраченная на неверном пути, будет достаточной при любых трудностях и невзгодах. Обопрись же на эту силу!

ПРОБУЖДЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

О мой рассеянный нафс! Неужели долг поклонения бесполезен?! Разве воздаяние за него так незначительно, что он надоедает тебе?! Между тем, если некий человек даст тебе немного денег или же припугнёт, то вынудит тебя работать с утра до вечера, и ты без устали будешь трудиться. И неужели бесполезен намаз, который в этом бренном мире служит силой и богатством для твоего слабого и бедного сердца, а также пищей и светом в твоей могиле, которая, несомненно, станет твоим привалом, намаз, который послужит оправданием на Страшном Суде, светом и райским конём (бураком) на мосту Сырат, по которому придётся пройти?! Или же воздаяние за него — незначительно?!

Если некто пообещает тебе вознаграждение в сто лир, он заставит тебя сто дней работать на него. Он может не сдержать своего слова, однако ты доверишься ему и будешь усердно трудиться. Тогда как Тот, для Кого неисполнение обещанного является абсурдным, обещает тебе такую награду, как Рай, и такое вознаграждение, как вечное счастье, взамен этого на весьма короткое время заняв тебя благим служением. И если ты не станешь служить Ему или же будешь служить неохотно, пассивно, наспех, то тем самым подвергнешь сомнению Его обещания и пренебрежёшь Его вознаграждением. Не кажется ли тебе, что ты заслужишь суровое наказание и удостоишься ужасных мучений?! На этом свете, под страхом тюремного заключения, ты можешь трудиться на самых изнурительных работах, однако неужели страх перед вечным заключением в тюрьму Ада не придаёт тебе сил и воодушевления для самого лёгкого и приятного служения — намаза?!


ПРОБУЖДЕНИЕ ПЯТОЕ

О мой нафс, влюблённый в мирское! Интересно, твои недостатки в намазе и апатия в поклонении — от множества мирских дел и от отсутствия времени ввиду бытовых забот? Но неужели ты сотворён лишь для земной жизни, чтобы всё своё время посвящать ей?!

Ты знаешь, что с точки зрения способностей находишься выше всего животного мира, однако с точки зрения сил и возможностей для обретения всего необходимого в земной жизни — не достигаешь уровня даже какого-нибудь воробья! Так почему же ты не уяснишь, что твоё основное предназначение — не в том, чтобы суетиться подобно животному, а, несомненно, в том, чтобы, как настоящий человек, трудиться для истинной, вечной жизни?! Вместе с тем, то, что ты называешь мирскими делами и заботами — это зачастую не касающиеся тебя пустые занятия, в которые ты излишне вмешиваешься и которые усложняешь. Оставив самые необходимые и неотложные дела, словно у тебя в запасе — тысячелетия, ты проводишь драгоценное время за самыми ненужными, пустыми вещами, например, за такими никчёмными, бесполезными вопросами, как: «Что собой представляют кольца вокруг Сатурна?» или «Каковы куры в Америке?» Можно подумать, что сведения из космографии или статистики делают тебя совершеннее…

Допустим, ты скажешь, что вещи, отвлекающие тебя от намаза и поклонения, это не нечто ненужное, а необходимые заботы о житье. На это я отвечу так: представим, что ты трудишься за сто грошей в день, и тут к тебе подходит некто и говорит: «Покопай вот в этом месте минут десять, и откопаешь бриллианты, изумруды стоимостью в сто лир». Ты же — отказываешься под предлогом того, что из твоего дневного заработка удержат десять грошей, что уменьшит твои средства. Ты ведь понимаешь, насколько это глупая отговорка.

Также, к примеру, ты трудишься в своём саду ради пропитания. И если ты не будешь совершать обязательный намаз, то капитал всех твоих трудов ограничится лишь земными, незначительными и бесплодными средствами существования в этом мире. Но если ты в перерыве между работой будешь совершать намаз, служащий успокоением для души и сердца, то тогда, помимо благодатного мирского заработка, ты обретёшь ещё и два источника средств к существованию в жизни вечной.

Первый источник. Это твоя доля от восхвалений, возносимых Аллаху, всех цветов, растений и деревьев из твоего сада (Примечание), при условии благого намерения с твоей стороны.

Примечание: Эта “Тема” является уроком в неком саду для одного человека, отчего изложена в данном виде.

Второй источник. Кто бы ни вкушал плоды сада твоего, — будь то человек или животное, корова или муха, покупатель или вор, — это запишется тебе в качестве некоего подаяния, в качестве садака. Однако при условии, что ты будешь распоряжаться садом во имя Истинного Кормильца (ар-Раззак) и в границах дозволенного Им, а себя будешь рассматривать в качестве служащего, распределяющего Его дары между Его созданиями.

Итак, обрати внимание на то, в каком великом убытке окажется не совершающий намаза, какое великое богатство он потеряет, лишившись плодов тех двух источников, значительно воодушевляющих на труд. К тому же, постарев, он устанет, и ему наскучит садоводство. «Я вскоре покину этот мир. Так зачем же мне утруждать себя?», — скажет он и погрузится в лень. Но человек, совершающий намаз, скажет: «Помимо поклонения Творцу, я буду ещё больше стремиться к дозволенному труду, дабы ярче осветить свою могилу и приготовить больше провизии для Иной жизни».

Вывод. О нафс! Знай, что вчерашний день тебе уже не принадлежит, а завтрашний — ещё не принадлежит, и нет гарантий того, что будет принадлежать. Стало быть, учти, что твоя подлинная, истинная жизнь — это сегодняшний день, в котором ты живёшь. И, по меньшей мере, один час дня откладывай в копилку истинного будущего — вечной жизни. Подобной же копилкой служит мечеть или молитвенный коврик.

И, к тому же, знай: всякий новый день для тебя и для каждого — врата нового мира. Если ты не будешь совершать намаз, твой мир в тот день пройдёт мрачным и беспорядочным, а в духовном мире Мисаль будет свидетельствовать против тебя. Ведь каждому человеку ежедневно присущ свой, особый мир, и качество этого личного мира зависит от состояния сердца и поступков этого человека.

Подобно тому как отражение какого-нибудь великолепного дворца, наблюдаемого в твоём зеркале, зависит от цвета этого зеркала (если его цвет будет чёрным, то и дворец покажется чёрным, а если красным, то и дворец покажется красным), а также от качества зеркала (если поверхность этого зеркала будет ровной и безупречной, тогда оно покажет дворец красивым, а если будет неровная и с дефектами, то дворец покажется некрасивым и безобразным), так же и образ твоего мира зависит от состояния твоих сердца, разума, души, от твоих поступков. Ты можешь обратить его свидетельство как в свою пользу, так и против тебя. Если, совершая намаз, ты обратишься к Всемогущему Творцу этого мира, тогда твой мир, зависящий от тебя, мгновенно озарится, словно твой намаз — своего рода электрическая лампа, и твоё намерение совершить его, подобно нажатию кнопки её выключателя, рассеет мрак этого мира, и покажет, что различные изменения и стихийные процессы внутри этого суматошного мира являются мудрой гармонией и весьма содержательным письмом Могущества, и направит в твоё сердце луч этого светлого аята Корана: اَللّٰهُ نُورُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ «Аллах — свет небес и земли…», — и отблеском этого света озарит твой мир того дня, и обратит его свидетельство в твою пользу.

Только не говори: «Где мой намаз, а где — истинная суть намаза?!» Ибо каждая косточка финика описывает своё дерево так же, как финиковая пальма. Разница здесь — лишь в подробностях. Так же и намаз таких простых людей, как мы, удостаивается своей доли от этого света, от этой сути намаза, подобно намазу какого-нибудь великого праведника, даже если это не осознаётся человеком. Однако раскрытие этого света, в зависимости от уровней, может быть весьма различным. Подобно тому как у финиковой пальмы имеется много стадий развития — от стадии косточки и до зрелой пальмы, — так и у намаза имеется множество уровней. Но на всех этих уровнях присутствует суть той светлой истины намаза…

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ عَلٰى مَنْ قَالَ «اَلصَّلَاةُ عِمَادُ الدّٖينِ» وَعَلٰى اٰلِهٖ وَصَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

«О Аллах! Благослови и приветствуй с миром Почтенного Посланника, сказавшего: «Намаз — опора религии», — всю его семью и сподвижников»