Пятое Слово

 بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 اِنَّ اللّٰهَ مَعَ الَّذٖينَ اتَّقَوْا وَالَّذٖينَ هُمْ مُحْسِنُونَ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

«Поистине, Аллах – с богобоязненными и добродетельными» (Коран, 16:128)

Если хочешь узреть, насколько истинным человеческим долгом, насколько естественным и приемлемым итогом сотворения человека являются соблюдение намаза и отказ от совершения больших грехов, обратись к этому сравнительному рассказу, послушай…

Во время мобилизации в одном отряде были два воина, один из которых был обученным и обладающим чувством долга, другой же — неопытным и своекорыстным. Тот из них, что обладал чувством долга, заботился о подготовке и думал о борьбе с противником. Он вовсе не печалился о провианте и довольствии, поскольку понимал, что кормить его, снаряжать, лечить в случае болезни, и даже — при необходимости — кормить его с ложки является обязанностью государства. Его же прямой долг — подготовка и сражение. Меж тем, иногда он работал на кухне, где готовил еду и мыл посуду, иногда — в технической части и т.п. Если у него спрашивали: «Чем ты занимаешься?», — он отвечал: «Несу государственную службу». Он не говорил: «Я работаю, чтобы прокормить себя».

Другой же воин, неопытный и чревоугодник, не думал о подготовке и сражении. «Это государственные дела. Мне-то что?!» — говорил он. Постоянно думая о средствах существования, метался в их поиске: покидал отряд, уходил на базар, совершал покупки. Как-то раз его опытный товарищ сказал ему: «Брат мой, твоя основная обязанность — подготовка и сражение. Ты направлен сюда для этой миссии. Доверься нашему правителю. Он не оставит тебя голодным. Это — его обязанность. К тому же, ты бессилен и беден, и не всегда сумеешь прокормить себя. Кроме того, сейчас — время войны и всеобщей мобилизации. Вдобавок ко всему, тебя назовут бунтарём и подвергнут наказанию. Так вот, перед нами — две обязанности: одна из них — это обязанность правителя кормить нас, порой мы прислуживаем этой обязанности, а другая — это наша обязанность подготовки и сражения, при этом правитель помогает нам снаряжением».

И ты поймёшь, в какой опасности окажется тот беспутный воин, если не прислушается к этому опытному солдату.

Итак, о мой ленивый нафс! То бушующее поле битвы — это наша беспокойная и мятежная земная жизнь; то разделённое на отряды войско — человеческое общество; тот отряд — мусульманская община нашего времени; один из тех воинов — праведный мусульманин, знающий и соблюдающий предписания своей религии и борющийся со своим нафсом и сатаной с целью отказа от больших и малых грехов, а другой — грешник, вредящий самому себе, который, погрузившись в мирские заботы о пропитании, вплоть до укора Истинного Кормильца, не соблюдает основные предписания религии — фарзы — и грешит на пути мирских забот; тем обучением, той подготовкой является, прежде всего, намаз — поклонение Всевышнему; та борьба — это борьба со своим нафсом, со своими страстями, с сатаной из числа джиннов и людей, избегание совершения грехов, избавление себя от безнравственности и аморальности, а сердца и души — от вечной погибели; одна из тех обязанностей — давать жизнь и заботиться о ней, а другая — поклоняться Дающему жизнь и Заботящемуся о ней, молиться Ему и, уповая на Него, вверять себя Ему.

Да, Тот, Кто даровал и устроил жизнь, воплотившую наиболее яркое чудо Божественного искусства и диво Божественной мудрости, является также и Тем, Кто обеспечивает средства для её поддержания. И Иного, кроме Него, нет! Желаешь доказательств? Пожалуйста! Самые слабые, самые неразумные животные, например, плодовые черви и рыбы, питаются лучше других, а самые беспомощные, самые хрупкие создания, например, дети и детёныши животных, кормятся лучшей пищей.

Да, чтобы понять, что дозволенное (халяль) Богом пропитание не зависит от силы и воли, но зависит от беспомощности и слабости, достаточно сравнить рыб — с лисицами, детёнышей — с хищниками, деревья — с ­животными.

Стало быть, человек, пренебрегающий намазом ввиду забот о пропитании, походит на того воина, который, бросив учения и подготовку и покинув укрытие, нищенствует на рынке. Однако же, если, совершив намаз, человек отправится на поиски пропитания из кухни Щедрого Кормильца, дабы не быть обузой для других, то это — прекрасно, благородно и также является поклонением.

К тому же, на то, что человек сотворён для поклонения своему Создателю, указывают его природа и духовная система, ибо с точки зрения сил и способностей, необходимых для поддержания жизни в этом мире, он не достигнет и уровня обыкновенного воробья, однако в отношении знаний, в отношении осознания своей бедности и нужды и обращения с мольбой к Всевышнему и поклонения Ему, являющихся необходимыми в его духовном развитии и загробной жизни, он — глава и правитель всего живого.

Стало быть, о мой нафс! Если твоей главной целью будет земная жизнь, и все твои усилия будут приложены ради достижения её благ, ты уподобишься самому обыкновенному воробью; если же сделаешь главной целью жизнь в Ином мире, а мирскую жизнь — пашней и средством для достижения этой цели, приложив для этого все усилия, то станешь великим главой всего живого на Земле, будешь в этом мире милым рабом Всевышнего, Его дорогим и почётным гостем.

Итак, у тебя два пути… Выбор — за тобой. Помощи и наставления на путь истины проси у Милостивого и Милосердного…