Шестое Слово

 بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 اِنَّ اللّٰهَ اشْتَرٰى مِنَ الْمُؤْمِنٖينَ اَنْفُسَهُمْ وَاَمْوَالَهُمْ بِاَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ

«Поистине, Аллах купил у верующих их души и их достояние за то, что им – Рай!» (Коран, 9:111).

Если хочешь осмыслить, насколько выгодной торговлей, насколько почётным положением является продажа своего нафса и имущества Всевышнему, становление его рабом и воином (т.е. поклонение и служение Ему), послушай этот сравнительный рассказ…

Однажды некий правитель доверил двум людям два хозяйства, в каждом из которых имелись фабрика, оборудование, кони, оружие и всё необходимое. Однако по причине бурного военного времени положение было непостоянным: всюду царили гибель, разруха, нестабильность. И правитель из милости послал к ним своего главного приближённого. Своим милостивым указом он повелел им: «Продайте мне доверенное вам имущество, дабы я сохранил его для вас и дабы оно не пропало. К тому же, по окончании войны, я верну вам его в более прекрасном состоянии и заплачу вам за него дорого как за вашу личную собственность. Кроме того, оборудование и приборы, имеющиеся на фабрике, будут эксплуатироваться от моего имени и в моей мастерской. И цена их, и плата за них возрастут тысячекратно. Всю эту прибыль я передам вам. Ведь вы бессильны и бедны, и такие крупные расходы вам не по карману. Все траты и всё обеспечение я возьму на себя, а доходы и выгоду предоставлю вам. При этом, всё это хозяйство я оставлю в вашем распоряжении до срока демобилизации. Итак, это дело сулит вам пятикратную выгоду. В противном случае, вы и сами видите, что, как и другие, не сможете сохранить имущество. Таким образом, вы лишитесь и имущества, и высокой цены за него. К тому же, те тонкие ценные инструменты и приборы, не найдя качественного сырья и должного применения, совершенно потеряют свою ценность. Кроме того, на вас навалятся заботы и трудности, связанные с управлением и сохранением. Наконец, вы подвергнетесь наказанию за несохранение доверенного вам имущества. Итак, это дело пятикратно убыточно для вас! И, к тому же, продать мне — это значит, став моим воином, распоряжаться имуществом от моего имени. И вместо того, чтобы стать пленником или башибузуком, вы займёте положение свободного личного офицера великого государя».

Выслушав это благоволение и указ, тот, что был благоразумным, сказал: «Слушаюсь! Я с гордостью продам своё имущество и буду премного благодарен».

Другой же, самоуверенный, с надменной душой фараона, себялюбивый, хмельной, воскликнул так, словно навечно останется в этом хозяйстве и якобы не ведает о земных потрясениях и тревогах: «Нет! Кто такой этот правитель?! Я не продам своё имущество!»

По прошествии некоторого времени, первый из них возвысился до такой степени, что все завидовали его положению: он удостоился милости правителя и счастливо жил в особом его дворце. Другой же дошёл до такого состояния, что все его жалели и приговаривали: «Заслужил!» Ведь в результате своей ошибки он не только потерял счастье и лишился имущества, но и несёт наказание и страдает.

Итак, о мой нафс, исполненный страстей! Посмотри через подзорную трубу данного примера на суть этой истины. Тем правителем является Властелин Вечности — твой Господь и Создатель. Те хозяйства, оборудование, инструменты, приборы — это имущество, имеющееся в распоряжении твоей жизни, в том числе входящие в это имущество тело, душа и сердце вместе с находящимися в них такими внешними и внутренними органами чувств, как глаза и язык, разум и воображение. Тот Главный Приближённый — Пророк Мухаммад (мир ему и благо). А тот мудрый Указ — это Мудрый Коран, объявляющий о великой торговле, являющейся темой нашего «Слова», следующим аятом:

 اِنَّ اللّٰهَ اشْتَرٰى مِنَ الْمُؤْمِنٖينَ اَنْفُسَهُمْ وَاَمْوَالَهُمْ بِاَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ 

«Поистине, Аллах купил у верующих их души и их достояние за то, что им — Рай!».

Тем бушующим полем битвы является наш беспокойный мир, который непрерывно находится в движении, изменяется, разрушается и наводит разум всякого человека на такую мысль: «Раз уж всё ускользнёт из наших рук, пропадёт, то нет ли способа изменить такое положение вещей, сделав их вечными?» Пребывая в таком раздумье, он вдруг услышит небесный возглас Корана: «Такой способ существует, и этот способ пятикратно выгодный, замечательный и удобный».

Вопрос: что же это за способ?

Ответ. Продать вверенное тебе Истинному Владельцу. В этой продаже и заключена пятикратная выгода.

Первая выгода. Тленное имущество обретает вечность. Дело в том, что преходящая жизнь, отданная Вечно Сущему Всевышнему, потраченная во имя Него, обратится в вечность, принесёт вечные плоды. И тогда минуты жизни, словно семена и зёрна, внешне погибнут, сгниют, но в Мире Вечности они взрастут и раскроются цветами счастья, а в Загробном Мире эти минуты обретут светлый и приятный вид.

Вторая выгода. Назначается такая цена, как Рай.

Третья выгода. Ценность каждого органа и чувства возрастает тысячекратно.

Например, разум — это своеобразный инструмент. Если ты не продашь его Всевышнему, а будешь использовать в угоду своим страстям, он станет таким пагубным, беспокоящим и терзающим инструментом, что опустится до уровня зловещего и пагубного орудия, которое свалит на твою несчастную голову бремя горькой боли прошлого и страхов пугающей неизвестности будущего. И вот поэтому-то грешный человек, чтобы избавиться от беспокойства и терзаний разума, чаще всего прибегает или к опьянению, или к развлечениям. Если же продашь разум его Истинному Владельцу и будешь использовать во имя Него, он станет таким волшебным ключом, что откроет тебе сокровищницы бесконечной милости и кладези мудрости Вселенной, посредством чего разум возвысится до высот Божественной путеводной звезды, указующей человеку дорогу к вечному блаженству.

Глаза же являются таким органом чувств, что душа созерцает наш мир через них, как сквозь окно. И если не продашь их Всевышнему, а будешь использовать в угоду своим страстям, то они, созерцая некоторые временные, непродолжительные красоты и виды, опустятся до нижайшего уровня сводника, став слугой похоти и низменных страстей нафса. А если посвятишь глаза их Всевидящему Создателю и будешь использовать во имя Него и в границах дозволенного Им, тогда они возвысятся до уровня исследователя Великой Книги Вселенной и зрителя чудес Божественного искусства этого мира, до уровня благословенной пчелы цветов Божьей милости, цветущих в земном саду.

Вкусовые же ощущения языка, — если не продать их Мудрому Создателю, а употребить в интересах своих страстей, в пользу своего желудка, — опустятся до уровня некоего вахтёра фабрики желудка. Если же продать Щедрому Кормильцу, тогда они возвысятся до уровня искусного смотрителя кладовых Божественной милости и благодарного дегустатора кухонь Божественного могущества.

Итак, о разум, обрати внимание на то, на каком уровне находится какой-нибудь злополучный инструмент, и на каком — ключ Вселенной! О глаза, хорошенько присмотритесь, на каком уровне низкий сводник, и на каком — образованный исследователь Божественной библиотеки (Вселенной)! О язык, хорошо вкуси, каково быть вахтёром фабрики, и каково — смотрителем особых кладовых Божественной милости!

И если так же сравнишь другие, подобные этим, инструменты и органы, то поймёшь, что, поистине, верующий человек достоин Рая, а безбожник приобретает некую сущность, подобающую Аду. А причина получения каждым из них такой оценки заключается в том, что верующий с помощью своей веры использует то, что вверено ему его Создателем, во имя Него и в рамках дозволенного Им, а безбожный, свершив вероломство, использует это в интересах низменных страстей своего нафса.

Четвёртая выгода. Человек — слабое существо, и бедствия его многочисленны. Он беден, и потребности его весьма значительны. Он бессилен, а ноша жизни очень тяжела. И если он не будет уповать на Всемогущего Творца, если не доверится Ему и не покорится, то его душа вечно будет терзаться в страданиях и муках. Бесполезная суета, страдания, сожаления задушат его и сделают из него или пропойцу, или зверя.

Пятая выгода. Поклонения и прославления Творца, совершаемые всеми органами и инструментами (способностями), и высокие награды за них воздадутся в виде райских плодов в то время, когда ты будешь крайне в них нуждаться. В этом единодушны все пророки и праведники.

Итак, если ты не совершишь эту с пяти сторон выгодную торговлю, то, помимо того, что лишишься данных выгод, ещё и потерпишь убытки в пяти отношениях.

Первый убыток. Имущество и дети, нафс и страсти, а также молодость и жизнь, любимые и обожаемые тобой, бесследно и бесполезно изчезнут, ускользнут из твоих рук, возложив на тебя тяжёлое бремя грехов и горечи.

Второй убыток. Ты понесёшь наказание за предательство вверенного тебе, ведь использовав самые ценные инструменты в самых недостойных целях, ты навредил самому себе.

Третий убыток. Низведя все эти бесценные человеческие инструменты и способности ниже животного уровня, ты оскорбил и поступил несправедливо к заложенной в них Божественной мудрости.

Четвёртый убыток. Несмотря на бессилие и бедность, взвалив на свои немощные плечи тяжкую ношу жизни,  ты будешь постоянно стонать от боли разлук и утрат.

Пятый убыток. Такие прекрасные дары Милосердного, как разум, сердце, глаза и язык, данные для приготовления к вечной жизни и всего необходимого для счастья в Ином мире, превратятся в скверный, мерзкий образ, открывающий тебе врата Преисподней.

Однако же вернёмся к продаже. Разве это нечто настолько тяжёлое, что многие избегают этого?! Вовсе нет! Это отнюдь не обременительно. Ведь границы дозволенного (халяль) обширны и достаточны для наслаждений, и нет необходимости прибегать к запретному (харам). Что же до обязательных (фарз) Божественных предписаний, то они легки и немногочисленны. Быть рабом и воином Аллаха (поклоняться и служить Ему. — Прим.пер.) — это неописуемо приятная честь. Обязанность  же —  начинать с именем Аллаха и трудиться во имя Его, давать и брать ради Него, действовать и бездействовать в границах дозволенного Им и в рамках Его закона. Совершив же ошибку, молить о прощении: «О Господи! Прости нам грехи наши! Прими нас как рабов Своих! Дай нам верность в сохранении того, что вверил Ты нам на время! Амин!..»