Третье Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

يَٓا اَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

О люди! Поклоняйтесь (вашему Господу)…» (Коран, 2:21)

Если желаешь понять, какой великой прибыльной торговлей, каким счастьем является поклонение и покорность Богу и каким колоссальным убытком и крушением является грехопадение и распутство, обратись к этому сравнительному рассказу, послушай…

Однажды два воина получили приказ следовать в далёкий город. Они отправились в путь и шли вместе, пока дорога не раздвоилась. На развилке они заметили человека. Он сказал им: «Эта дорога справа — совершенно безубыточна. Более того, девять из десяти путников, отправившихся по ней, извлекут великую пользу и обретут покой. А дорога, что слева, помимо того, что бесполезна, ещё и грозит убытками для девяти из десяти путников. К тому же, протяжённость обеих дорог одинакова. Разница лишь в том, что путник, выбирающий левую дорогу — дорогу без порядка и надзора — следует без вещмешка и без оружия. Он чувствует какую-то внешнюю лёгкость, обретает мнимый покой. А путник, выбирающий правый путь, — путь воинской дисциплины, — обязан нести с собой вещмешок с провизией весом в четыре о́кка (османская мера веса, 1 окка = 1,3 кг. — Прим.пер.) и казённое оружие весом в два о́кка, которое свалит и сразит любого противника».

После того, как оба воина выслушали слова того человека, счастливый воин пошёл по правой дороге, взвалив на свои плечи и спину полупудовую тяжесть. Но его сердце и душа избавились от тысячи пудов чувства страха и обязательств. Другой же, злополучный воин, оставил военную службу, не пожелал соблюдать порядок. Он отправился по левой дороге. Его тело избавилось от полупудовой тяжести, но его сердце терзалось от тысяч пудов тяжести обязательств, а душа томилась от многочисленных страхов. Он шёл, перед всеми унижаясь, всего боясь и дрожа от страха перед всяким событием и явлением, и достиг, наконец, места назначения, а там — подвергся наказанию за неповиновение и дезертирство.

Воин, следовавший по правому пути, любивший дисциплину и сохранивший свой вещмешок и оружие, не прося ничьей милости и никого не боясь, со спокойным сердцем и совестью шёл своей дорогой, и достиг, наконец, заветного города, а там — получил награду, достойную честного воина, как следует исполнившего свой долг.

Итак, о непокорная душа! Знай же, что первый из тех путников олицетворяет повинующихся Божьим заповедям, а второй — непокорных Всевышнему и подвластных страстям людей. Дорога олицетворяет жизненный путь, берущий начало из Мира душ, проходящий через могилу в Иной мир. Вещмешок и оружие — это поклонение Всевышнему и благочестие. Несмотря на то, что в поклонении существует внешняя обременительность, в его сути есть необъяснимые успокоение и облегчение. Дело в том, что поклоняющийся Всевышнему человек говорит в своей молитве (в намазе):  то есть: «Нет иного Творца (аль-Халик) и Кормильца (ар-Раззак), кроме Него! Польза и вред — в Его руках. Он Мудр (аль-Хаким), и напрасного деяния не свершит; Он Милостив (ар-Рахим), и Его милость и доброта — безграничны». Вследствие этого убеждения такой человек всюду находит врата сокровищницы Божьей милости, и стучится в эти врата молитвой. Кроме того, всё окружающее он видит повинующимся своему Господу. Прибегая к своему Господу, он с упованием полагается на Него и находит защиту от любой напасти. Его вера обеспечивает ему полную уверенность.

Да, источником всего истинно благого и доброго, в том числе мужества и смелости, являются иман (вера) и повиновение Богу, а источником всякого рода зла и греха, в том числе источником трусости, является заблуждение!

Да, если Земля взорвётся как бомба, то это, вероятно, даже не испугает духовно просвещённого, покорного Господу человека. Напротив, он с восхищением будет созерцать грандиозное Божественное Могущество. Однако какой-нибудь выдающийся, но бездуховный и нечестивый философ, считающийся интеллектуально просвещённым, увидев на небе комету, будет трепетать от страха на Земле. «А вдруг эта шальная комета столкнётся с Землёй?», — с тревогой подумает он, впав в отчаяние. (Однажды из-за подобной кометы с ужасом трепетала Америка. Тогда многие в ночное время покинули свои дома.)

Да, кроме того, что человек нуждается во многом, его капитал близок к нулю, и помимо того, что он подвержен многочисленным бедам, его возможности ничтожно малы. Его капитал, силы и возможности ограничены тем, чего могут достичь его руки. Однако же его стремления, желания, беды и страдания настолько безграничны, насколько вообще можно вообразить. Человек, не являющийся совершенно слепым, увидит и осознает, какой великой пользой, каким благополучием, какой милостью для беспомощной и слабой, бедной и нуждающейся души человека являются поклонение Аллаху, упование на Него, единобожие и покорность.

Известно, что если имеются два пути, то предпочтение будет отдаваться безубыточному, даже если вероятность этой безубыточности — одна из десяти. Между тем, путь повиновения Всевышнему, рассматриваемый нами, помимо безубыточности, с вероятностью в девять десятых содержит сокровищницу вечного блаженства. Путь же греха и распутства, помимо того, что является (даже по признанию самого грешника!) невыгодным, с вероятностью в девять десятых полон ужасов вечных мук и страданий, что, как общепринятая истина и историческая данность, установлено и определено по свидетельству и сообщениям множества пророков и праведников.

Одним словом, счастье и благополучие как в Ином мире, так и в мире земном, заключаются в поклонении и покорности Аллаху. Стало быть, мы всегда должны благодарить Аллаха за наши благочестие и праведность:

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلَى الطَّاعَةِ وَالتَّوْفٖيقِ