Второе Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»

 اَلَّذٖينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ

 «Которые веруют в тайное» (Коран, 2:3)

Если хочешь понять, какие великие счастье и благо, какие великие наслаждение и покой заключены в вере (в имане), обратись к этому сравнительному рассказу, послушай…

Однажды два человека ради удовольствия и торговли отправились в странствие. Один из них, который был себялюбивым и неудачливым, отправился в одну сторону; другой же — набожный и счастливый — в другую.

Себялюбивый человек, который был, к тому же, ещё и пессимистом, в наказание за свой пессимизм попал, на его взгляд, в очень скверный край. Он увидел, что в том краю беспомощные бедняги стонут от злодеяний и разрушений ужасных тиранов. Везде, где бы он ни был, он наблюдал подобную унылую и горькую картину. Весь край обратился в некое место всеобщей скорби и горя. Чтобы не ощущать эту горькую и мрачную обстановку, он не смог найти иного выхода, кроме опьянения. Дело в том, что все казались ему врагами, чуждыми. К тому же, вокруг он видел ужасные останки и сирот, плачущих в отчаянии. Его душа разрывалась на части.

Другой же, богобоязненный, праведный и благо­нравный, попал, на его взгляд, в прекрасную страну. Так вот, этот добрый человек видел в том краю всеобщую радость, вездесущее веселье, праздник, и повсюду — молельные места, где с восторгом и воодушевлением прославляют Всевышнего. Все казались ему родными и близкими. По всей стране он наблюдал праздничное торжество с поздравлениями и благодарностями по поводу всеобщей демобилизации. Помимо этого, он слышал барабанный бой и некую мелодию для радостных новобранцев, сопровождавшиеся такбиром и тахлилем (возвеличиванием и восхвалением Всевышнего. — Прим.пер.). Вместо страданий первого, злосчастного странника от своей и всеобщей боли, этот счастливый человек испытывал довольство от своей и всеобщей радости, и на душе у него было легко и спокойно. К тому же, ему досталось прибыльное дело, и он благодарил Аллаха.

Вернувшись, он встретился с тем несчастным, понял его состояние и сказал: «Послушай, да ведь ты же стал глупцом! Безобразие твоего внутреннего мира, должно быть, отразилось на твоём внешнем мире: ты вообразил смех как плач, а демобилизацию — как ограбление и разорение. Образумься, очисти своё сердце, дабы эта злополучная пелена сошла с твоих глаз, и ты смог узреть истину! Ведь страна этого в бесконечной степени справедливого и милосердного, любящего свой народ, могущественного, внимательного и доброго Господина, где, кроме того, настолько явно демонстрируются прогрессивные и совершенные произведения, не может быть в таком образе, который представило твоё воображение». И этот несчастный опомнился и раскаялся: «Да, я был опьянён, я был глупцом, — сказал он. — Благослови тебя Аллах! Ты избавил меня от адского, мучительного душевного состояния».

О нафс мой! Знай же, что первый человек представляет собой безбожного или же грешного, беспечного. На его взгляд, этот мир — место некоего всеобщего траура, все живые существа — сироты, плачущие от боли разлук и утрат, животные и человек — это одинокие беззащитные существа, разрываемые когтями смерти и предоставленные самим себе, а такие грандиозные создания, как горы и моря — будто бездушные, ужасные останки… Эти мысли и суждения, а также множество подобных им горьких, гнетущих, пугающих мыслей и суждений, возникая на почве его неверия и заблуждений, духовно терзают его.

Второй же человек — верующий. Он признаёт и подтверждает существование Великого Творца. На его взгляд, этот мир — своего рода храм Милосердного Аллаха, некий учебный полигон для людей и животных, а также арена испытаний для людей и джиннов. Смерть же людей и животных — это демобилизация: исполнившие свой прижизненный долг уходят из этого бренного мира духовно удовлетворёнными, без суеты и тревог, дабы освободилось место для новобранцев, чтобы они исполняли свой долг. Рождение же человека и животных — это мобилизация, начало несения службы и исполнения своих обязанностей. Каждое живое существо — это состоящий на службе довольный воин, исполнительный и удовлетворённый служащий. А все те звуки — это или зикр и тасбих (поминание Всевышнего) перед началом исполнения обязанностей, или голоса благодарности и облегчения по завершении долга, или же радостные напевы во время несения своих обязанностей. Каждое из созданий, согласно мировоззрению этого верующего человека, является отдельно взятым приветливым слугой, отдельным прилежным исполнителем, отдельной интересной книгой Милосердного Господа, Милостивого Хозяина. Множество истин, подобных этим, очень утончённых и возвышенных, светлых и приятных, будет возникать на почве его имана (веры).

Стало быть, иман духовно несёт в себе семя райского древа Туба, безбожие же хранит в себе своеобразную косточку адского Заккума.

Значит, спасение и благополучие заключены лишь в Исламе и имане. В таком случае, мы беспрестанно должны благодарить Всевышнего за Ислам и иман:

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى دٖينِ الْاِسْلَامِ وَ كَمَالِ الْاٖيمَانِ