Девятое Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 فَسُبْحَانَ اللّٰهِ حٖينَ تُمْسُونَ وَحٖينَ تُصْبِحُونَ ۞ وَلَهُ الْحَمْدُ فِى السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَعَشِيًّا وَحٖينَ تُظْهِرُونَ

«Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень!» (Коран, 30:17-18).

О брат мой! Ты спрашиваешь у меня о смысле назначения намаза в пять определённых временных промежутков. Из очень многих смыслов здесь мы укажем лишь на один.

Да, поскольку время каждого из намазов является началом важного переходного состояния, а также зеркалом грандиозного Божественного правления и отражателем всеобщих Божественных благ этого правления, то в эти временные промежутки повелено совершать намаз, то есть ещё больше прославлять (тасбих), возвеличивать (та’зим), а также благодарить Всевышнего за блага, дарованные им в промежутке между намазами. Чтобы в некоторой степени понять этот тонкий и глубокий смысл, необходимо послушать вместе со мной нижеследующие пять особенностей.

ОСОБЕННОСТЬ ПЕРВАЯ

Смысл намаза — прославлять (тасбих), возвеличивать (та’зим) и благодарить (шукр) Всевышнего, то есть словом и действием выражая «Субханаллах» — прославлять величие (аль-Джаляль) Всевышнего, словом и действием говоря «Аллаху Акбар» — возвеличивать Его совершенство (аль-Камаль), а также, сердцем, языком и телом выражая «Альхамдулиллях» — благодарить Его красоту (аль-Джамаль). Стало быть, прославление, возвеличивание и благодарение являются семенами намаза. Поэтому эти три вещи присутствуют во всех действиях и зикрах намаза. В связи с этим, по завершении намаза, чтобы упрочить и закрепить его смысл, данные священные слова повторяются по тридцать три раза. Этими краткими, но содержательными фразами закрепляется смысл намаза.

ОСОБЕННОСТЬ ВТОРАЯ

Смысл поклонения состоит в том, чтобы, представ перед Господом и понимая свои недостатки, беспомощность и бедность, с преклонением и любовью совершить перед Его Божественным совершенством, могуществом и милостью саджда (земной поклон).

То есть Божественное господство (рубубият) требует поклонения и повиновения, а святость и чистота Божественного господства требуют, чтобы раб Божий, видя собственные ошибки и недостатки, моля Всевышнего о прощении, посредством священного слова «Субханаллах» объявил о том, что его Господь свят и далёк от всех изъянов, выше всех ложных и нелепых суждений заблудших, чист от всех недостатков и пороков этого мира. Так же и абсолютное могущество господства требует, чтобы раб Божий, понимая собственную слабость, а также бессилие всех созданий, изумившись и восхитившись величием творений Божественного могущества, со словами «Аллаху Акбар» смиренно и покорно совершил руку’ (поясной поклон), обратился к Нему и уповал на Него. Наконец, неиссякаемая сокровищница Господней милости требует, чтобы раб Божий, языком молитв и обращений (дуа), выразил собственные потребности, нужду и бедность всех созданий, а также — благодарением, восхвалением и словом «Альхамдулиллях» — объявил о благах и дарах своего Господа.

Стало быть, совершаемые во время намаза движения и произносимые слова заключают в себе вышеуказанные смыслы, и поэтому были установлены Всевышним.


ОСОБЕННОСТЬ ТРЕТЬЯ

Подобно тому, как человек является своеобразным уменьшенным подобием этой великой Вселенной, а благословенная сура «аль-Фатиха» — неким светлым воплощением Великого Корана, так же и намаз является светлым каталогом, который включает в себя всевозможные виды поклонений, а также некой святой картой, показывающей разные виды поклонений всякого рода созданий.

ОСОБЕННОСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Подобно тому, как стрелки недельных часов, исчисляющие секунды, минуты, часы и дни недели, взаимосвязаны и подобны друг другу, таким же образом взаимосвязаны, подобны друг другу и напоминают друг о друге стрелки великих часов Вселенной, сотворённых Всевышним: секундная стрелка, соответствующая круговороту дней и ночей, минутная стрелка, соответствующая годам, часовая стрелка, соответствующая этапам человеческой жизни, дневная стрелка, соответствующая эпохам жизни Вселенной. Например:

• Время фаджр (рассвет, до восхода солнца) подобно началу весны и моменту попадания человека в материнскую утробу, подобно первому из шести дней сотворения небес и земли, и напоминает о Божественных деяниях на этих этапах;

• Время зухр (полуденное время) подобно середине лета, зрелой молодости, этапу в жизни Вселенной, соответствующему сотворению человека, и напоминает о проявлениях Божественной милости и изобилии благ в эти периоды;

• Время аср (предвечернее время до заката солнца) подобно осенней поре, приходу старости, Веку Счастья — времени жизни последнего Пророка (мир ему и благо), и напоминает о Божественных деяниях и милостях на этих этапах;

• Время магриб (после захода солнца), напоминая об исчезновении многочисленных созданий на закате осени, о смерти человека, о разрушении мира на начальном этапе конца света, объявляет о проявлениях Божественного могущества и величия, пробуждает человека от сна беспечности;

• Время иша (пора наступления ночи), напоминая человеку о том, как тьма чёрным саваном покрывает создания дневного мира, как зимняя пора белым саваном укутывает лик усопшей земли, о том, как за завесой забвения исчезают последние следы умершего человека, а также напоминая о полном закрытии арены испытаний этого бренного мира, объявляет о величественных деяниях Всемогущего Аллаха;

• Ночное же время, оповещая о зиме, о могиле, о загробном мире Барзах, напоминает человеку о том, как сильно человеческая душа нуждается в милости Всевышнего Милосердного Господа;

Тахаджуд в ночное время оповещает человека о том, что он (тахаджуд) — крайне необходимый свет во мраке могилы и во мгле Барзаха, и, напоминая о бесконечных дарах Истинного Благодетеля, содержащихся во всех этих преобразованиях, объявляет о том, в какой высочайшей степени Он достоин благодарений и восхвалений;

• Второе же утро напоминает об утре Дня великого воскрешения — да, насколько очевидно, необходимо и бесспорно наступление утра после этой ночи и весны после этой зимы, настолько же несомненно и наступление утра дня великого воскрешения, и весны Барзаха.

Стало быть, подобно тому, как каждое из данных пяти времён стоит во главе значительного преобразования и напоминает о великих изменениях, таким же образом оно, знамениями великих ежедневных распоряжений Божественного Могущества, напоминает о годовых, вековых и эпохальных чудесах могущества и дарах Божьей милости. Следовательно, фарз-намаз, являющийся истинной естественной обязанностью человека, основой поклонения и безусловным долгом, в данные временные промежутки уместен и целесообразен.


ОСОБЕННОСТЬ ПЯТАЯ

Человек по своей природе весьма слаб. Кроме того, многое огорчает его и причиняет ему боль. К тому же, он весьма беспомощен, а бед и врагов у него — много. Он очень беден, а его потребности — велики. Также, он ленив и бессилен, а бремя жизни крайне тяжело. Человечность связала его со всем миром, тогда как разлука и утрата кого-либо или чего-либо любимого и близкого постоянно ранит его, причиняет боль. Разум показывает ему высокие цели и вечные плоды, однако руки его коротки, жизнь — быстротечна, а сил и терпения — мало.

И вот, при таком положении человеческой души совершенно ясно, насколько необходимо обращение на рассвете (во время фаджра)  с молитвой и намазом к обители Всемогущего и Милосердного, просьба к Нему о помощи и поддержке. Также, совершенно ясно, насколько это необходимая опора для того, чтобы выдержать бремя дел и обязанностей, которые навалятся на человека в дневное время.

Полдень (зухр) — это время середины дня и начало его склонения к вечеру, время, когда дневные работы достигают своего пика, время краткого отдыха от гнёта дел и забот, время потребности души в передышке от беспечности и утомлённости, которые вселяют тленные и трудные дела этого бренного мира, а также время проявления Божественных благ. И совершать в это время полуденный намаз — это значит: освобождаясь от гнёта быта, избавляясь от этой беспечности и утомлённости, отстраняясь от бессмысленных и бренных вещей, почтительно и смиренно представая перед Истинным Благодетелем (аль-Мун’им), являющимся Неизменно Вечным, — благодарить, восхвалять Его за все блага и просить о помощи; совершая поясной поклон перед Его могуществом и величием — выражать своё бессилие; падая ниц (саджда) пред Его непреходящим Совершенством и беспримерной Красотой — объявлять о своих восхищении, любви и смиренности. И любой человек, несомненно, осознает, насколько приятно, необходимо и целесообразно совершать полуденный намаз.

Послеполуденное (предвечернее) время (’аср) — это время походит на унылую осеннюю пору, на безотрадное старческое состояние, на скорбный период перед скончанием мира. Это время завершения дневных работ, время формирования итогов таких Божественных благ, как здоровье, благополучие и добрые дела, которых удостоился человек в этот день, время объявления — посредством склонения огромного солнца к закату — о том, что человек является неким командированным гостем и что всё в этом мире временно, тленно, непостоянно. Человеческая же душа, жаждущая вечности и сотворённая для неё, преклоняющаяся перед дарованным благом и страдающая от разлук, сделав омовение для совершения послеполуденного намаза, возносит мольбу, взывает к обители Безначального и Бесконечного Аллаха, Вечно Сущего (аль-Каййум), обращается за помощью к благосклонности Его вечного и безграничного милосердия, благодарит и восхваляет Его за неисчислимые блага, совершая поклон (руку›) перед могуществом Его Господства и смиренно падая ниц (саджда) перед Его Божественным Постоянством, и, находя истинное утешение и обретая душевный покой, почтительно и покорно предстаёт перед Его Величием и Грандиозностью. И любой, вне сомнений, поймёт, насколько высокой и целесообразной обязанностью, какой своевременной уплатой естественного долга и даже каким достижением счастья является совершение послеполуденного намаза!

Вечернее время (магриб) напоминает о грустном прощании с изящными и чудесными созданиями летнего и осеннего миров, исчезающими с приходом зимы, напоминает о том, что человек с приходом смерти в скорбной разлуке расстаётся со своими любимыми и уходит в могилу. Это время напоминает о переходе жителей земли в иные миры в момент гибели этого мира, сотрясающегося в предсмертной агонии, и об угасании светильника этого места испытаний. Также, это время строго предостерегает тех, кто чрезмерно привязан к своим бренным любимым.

И вот, совершать вечерний намаз (магриб) означает, что душа человека, по своей природе являющаяся жаждущим зеркалом Вечно Прекрасного, в вечернее время, обращаясь к Трону Величия Постоянного, Неисчезающего и Неугасающего, Который вершит все эти колоссальные дела и управляет этими грандиозными мирами, произнося над всем этим тленным «Аллаху Акбар» и отстраняясь от всего бренного, почтительно и смиренно представая перед Вечным, благодаря и восхваляя Его перед Его безупречным Совершенством, бесподобной Красотой и безграничной Милостью  благословенным словом «Альхамдулиллях», говоря: 

اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ   («Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи»), выражает свою покорность перед Его Божественностью, Господством и Царствованием, которые не имеют помощников и партнёров и не нуждаются в них, и просит Его о помощи. Далее, душа, совершая поклон (руку’) перед Его безграничным Величием, бескрайними Могуществом и Превосходством, выражая вместе со всем сущим свои слабость и беспомощность, бедность и презренность, говоря:  سُبْحَانَ رَبِّىَ الْعَظٖيمِ («Хвала далёкому от всех недостатков и изъянов Господу Моему Великому!»), — прославляет и возвеличивает своего Великого Господа, а также, совершая земной поклон перед непреходящей Красотой Его Сущности, перед Его неизменными священными качествами и незыблемым Божественным Совершенством, уходом от всего земного смиренно и восхищённо объявляя свою любовь и покорность Всевышнему, обретая взамен всего тленного — Вечно Прекрасного, Постоянно Милосердного, произнося:   سُبْحَانَ رَبِّىَ الْاَعْلٰ    («Хвала Господу моему, Который превыше всего!»), провозглашает божественную чистоту Великого Господа, Бессмертного и Святого от недостатков. Затем, молясь сидя (в ташаххуде) и вознося от своего имени Неугасающе Прекрасному (аль-Джамиль) и Неисчезающе Высокому (аль-Джалиль) благословенные восхваления и молитвы всех созданий, приветствием Его Почтеннейшего Посланника обновляя cвою присягу на верность и выражая своё повиновение Его заповедям, наблюдая для обновления своей веры мудрый порядок этого дворца Вселенной, свидетельствует о единственности Всемогущего Творца, о пророчестве Мухаммада (мир ему и благо), являющегося глашатаем и благословенным вестником Господства Всевышнего и выразителем знамений Великой Книги Вселенной. Итак, истинный человек безусловно осознает, насколько тонкой и чистой обязанностью, насколько святым, приятным служением и поклонением, насколько серьёзной истиной, каким общением с Вечностью и постоянным счастьем в этом временном, бренном мире является совершение вечернего намаза (магриб)!

Ночное время (иша), когда с исчезновением последних оставшихся на горизонте следов дня ночной мир накрывает землю, напоминает о господних (раббани) деяниях Всемогущего Создателя, Чередующего день и ночь,  مُقَلِّبُ الَّيْلِ وَ النَّهَارِ, в смене Им белой страницы на чёрную, напоминает о Божественных (иляхи) деяниях Мудрого Обладателя Совершенства, Повелевающего солнцем и луной مُسَخِّرُ الشَّمْسِ وَ الْقَمَرِ , в смене Им красивой зелёной страницы лета на холодную белую страницу зимы, напоминает о Божественных деяниях Создателя жизни и смерти с точки зрения того, что с течением времени всё, оставленное после себя в этом мире обитателями могил, исчезает, придаётся забвенью и полностью уходит в совершенно иной мир. Также, это время напоминает о могущественных деяниях и милостивых проявлениях Творца Земли и Небес в процессе открытия широкого, вечного и великого Иного мира, после окончательной гибели и разрушения, в грандиозной агонии, этого тесного, бренного и ничтожного мира.

И истинным Хозяином и Правителем этой Вселенной, истинным достойным поклонения и любви может быть лишь Тот, Кто легко, словно перелистывая страницы книги, меняет ночь на день, зиму на лето, этот мир — на мир Вечный. Это доказывает, что над всем этим владычествует один Абсолютно Всемогущий.

Итак, безгранично слабая и бессильная, бесконечно бедная и нуждающаяся человеческая душа, погружённая в безграничный мрак будущего, бьющаяся среди бесчисленных событий, совершая намаз в такое ночное время, говорит подобно Ибрахиму (мир ему):

  ا اُحِبُّ الْاٰفِلٖينَ «Не люблю я закатывающихся…», — обращается намазом к Обители Бога, вечно достойного поклонения и любви, общается в молитве на этой бренной земле, в этой тленной жизни, в этом мрачном мире и тёмном будущем с Вечным и Неизменным, в этой частичке вечной беседы и в этих нескольких минутах вечной жизни [заключённых в намазе] видитБлагосклонность Милости и свет прямого пути Всемилостивого и Милосердного, которые проливают свет на её мир, освещают её будущее и смазывают раны, возникшие на ней от разлук с любимыми и всеми существами, и просит этих благосклонности и света. И забывая этот мир, который тоже временно забыл о ней и скрылся, изливает плачем сердца свои невзгоды перед Обителью Милости, и, выполняя перед отходом ко сну, похожему на смерть, свою последнюю обязанность, для благого завершения записи своих дневных деяний, встаёт на намаз, то есть вместо всех её тленных любимых предстаёт перед вечно достойным поклонения и любви, и вместо всех бессильных созданий, перед которыми она унижается, приходит к Щедрому и Всемогущему, и, чтобы спастись от зла всех вредоносных вещей, заставляющих её дрожать, восходит к Милосердному Хранителю. И начинает душа [намаз] с суры «аль-Фатиха», то есть вместо никчемного и неуместного восхваления ущербных, нищих созданий, прославляет Абсолютно Совершенного, Абсолютно Богатого, Щедрого и Милосердного Господа Миров, затем возвышается до обращения:  اِيَّاكَ نَعْبُدُ «Тебе одному мы поклоняемся…», — то есть, вопреки своим малости, ничтожности и одиночеству, благодаря связи с Царём Дня Суда, являющимся Правителем Извечности и Вечности, взойдя на степень некоего изнеженного гостя, несущего важную обязанность в этой Вселенной, говоря:  اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», — от имени всех созданий представляет Ему поклонения и просьбы великой общины и грандиозного собрания Вселенной. Далее, говоря:

 اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقٖيمَ   «Веди нас по дороге прямой», просит вести её по прямому, светлому пути, который среди мраков будущего приведёт к Вечному Счастью. И размышляя о величии Всевышнего Творца, воле Которого, словно послушные солдаты, подчинены солнца и лучезарные звёзды, являющиеся в Его гостинице мира некими лампами и слугами, скрывшимися сейчас подобно уснувшим растениям и животным, произнося: «Аллаху Акбар!», — склоняется в поясном поклоне (руку’). Затем, подумает о великом земном поклоне всех созданий, то есть о том, что все разновидности существ, и даже вся Земля и весь мир, подобно созданиям, уснувшим этой ночью, каждый год и каждый век освобождаются от прижизненного долга, как дисциплинированная армия или, скорее, как отдельные послушные солдаты, одним лишь повелением Всевышнего: كُنْ فَيَكُونُ , а именно, отправляясь в Скрытый Мир, со словами «Аллаху Акбар» в абсолютной гармонии совершают земной поклон на закате своего бытия. Следующей же весной, по зову оживления и пробуждения, исходящего от повеления Всевышнего كُنْ فَيَكُونُ , воскреснув вновь (частично — в точности, частично — в подобии), они смиренно и покорно встают для служения своему Господу. Так и этот маленький человек, следуя их примеру, представ перед Обителью Милостивого и Совершенного, Милосердного и Прекрасного Аллаха, с восторженной любовью, в покорности, ведущей к вечности, в почётном самоуничижении, говоря «Аллаху Акбар», совершает земной поклон (саджда). Всё это — означает совершить ночной намаз, представляющий своего рода вознесение (мирадж). И ты, несомненно, поймёшь, насколько это благие и прекрасные, святые и возвышенные, целесообразные и достойные долг, служение и поклонение Господу, и насколько это серьёзная истина…

Стало быть, в связи с тем, что каждое из данных пяти времён является предзнаменованием неких великих изменений и трансформаций, неким признаком грандиозных Божественных деяний и знамением всеобщих благ Всевышнего, назначение намаза, являющегося естественным долгом, именно в данные часы — абсолютная мудрость.


سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى مَنْ اَرْسَلْتَهُ مُعَلِّمًا لِعِبَادِكَ لِيُعَلِّمَهُمْ كَيْفِيَّةَ مَعْرِفَتِكَ وَ الْعُبُودِيَّةَ لَكَ وَ مُعَرِّفًا لِكُنُوزِ اَسْمَائِكَ وَ تَرْجُمَانًا لِاٰيَاتِ كِتَابِ كَائِنَاتِكَ وَ مِرْاٰتًا بِعُبُودِيَّتِهٖ لِجَمَالِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ ارْحَمْنَا

 وَ ارْحَمِ الْمُؤْمِنٖينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ اٰمٖينَ بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ