Девятое Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 فَسُبْحَانَ اللّٰهِ حٖينَ تُمْسُونَ وَحٖينَ تُصْبِحُونَ ۞ وَلَهُ الْحَمْدُ فِى السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ وَعَشِيًّا وَحٖينَ تُظْهِرُونَ

«Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень!» (Коран, 30:17-18).

О брат мой! Ты спрашиваешь у меня о смысле назначения намаза в пять определённых временных промежутков. Из очень многих смыслов здесь мы укажем лишь на один.

Да, поскольку время каждого из намазов является началом важного переходного состояния, а также зеркалом грандиозного Божественного правления и отражателем всеобщих Божественных благ этого правления, то в эти временные промежутки повелено совершать намаз, то есть ещё больше прославлять (тасбих), возвеличивать (та’зим), а также благодарить Всевышнего за блага, дарованные им в промежутке между намазами. Чтобы в некоторой степени понять этот тонкий и глубокий смысл, необходимо послушать вместе со мной нижеследующие пять особенностей.

ОСОБЕННОСТЬ ПЕРВАЯ

Смысл намаза — прославлять (тасбих), возвеличивать (та’зим) и благодарить (шукр) Всевышнего, то есть словом и действием выражая «Субханаллах» — прославлять величие (аль-Джаляль) Всевышнего, словом и действием говоря «Аллаху Акбар» — возвеличивать Его совершенство (аль-Камаль), а также, сердцем, языком и телом выражая «Альхамдулиллях» — благодарить Его красоту (аль-Джамаль). Стало быть, прославление, возвеличивание и благодарение являются семенами намаза. Поэтому эти три вещи присутствуют во всех действиях и зикрах намаза. В связи с этим, по завершении намаза, чтобы упрочить и закрепить его смысл, данные священные слова повторяются по тридцать три раза. Этими краткими, но содержательными фразами закрепляется смысл намаза.

ОСОБЕННОСТЬ ВТОРАЯ

Смысл поклонения состоит в том, чтобы, представ перед Господом и понимая свои недостатки, беспомощность и бедность, с преклонением и любовью совершить перед Его Божественным совершенством, могуществом и милостью саджда (земной поклон).

То есть Божественное господство (рубубият) требует поклонения и повиновения, а святость и чистота Божественного господства требуют, чтобы раб Божий, видя собственные ошибки и недостатки, моля Всевышнего о прощении, посредством священного слова «Субханаллах» объявил о том, что его Господь свят и далёк от всех изъянов, выше всех ложных и нелепых суждений заблудших, чист от всех недостатков и пороков этого мира. Так же и абсолютное могущество господства требует, чтобы раб Божий, понимая собственную слабость, а также бессилие всех созданий, изумившись и восхитившись величием творений Божественного могущества, со словами «Аллаху Акбар» смиренно и покорно совершил руку’ (поясной поклон), обратился к Нему и уповал на Него. Наконец, неиссякаемая сокровищница Господней милости требует, чтобы раб Божий, языком молитв и обращений (дуа), выразил собственные потребности, нужду и бедность всех созданий, а также — благодарением, восхвалением и словом «Альхамдулиллях» — объявил о благах и дарах своего Господа.

Стало быть, совершаемые во время намаза движения и произносимые слова заключают в себе вышеуказанные смыслы, и поэтому были установлены Всевышним.


ОСОБЕННОСТЬ ТРЕТЬЯ

Подобно тому, как человек является своеобразным уменьшенным подобием этой великой Вселенной, а благословенная сура «аль-Фатиха» — неким светлым воплощением Великого Корана, так же и намаз является светлым каталогом, который включает в себя всевозможные виды поклонений, а также некой святой картой, показывающей разные виды поклонений всякого рода созданий.

ОСОБЕННОСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Подобно тому, как стрелки недельных часов, исчисляющие секунды, минуты, часы и дни недели, взаимосвязаны и подобны друг другу, таким же образом взаимосвязаны, подобны друг другу и напоминают друг о друге стрелки великих часов Вселенной, сотворённых Всевышним: секундная стрелка, соответствующая круговороту дней и ночей, минутная стрелка, соответствующая годам, часовая стрелка, соответствующая этапам человеческой жизни, дневная стрелка, соответствующая эпохам жизни Вселенной. Например:

• Время фаджр (рассвет, до восхода солнца) подобно началу весны и моменту попадания человека в материнскую утробу, подобно первому из шести дней сотворения небес и земли, и напоминает о Божественных деяниях на этих этапах;

• Время зухр (полуденное время) подобно середине лета, зрелой молодости, этапу в жизни Вселенной, соответствующему сотворению человека, и напоминает о проявлениях Божественной милости и изобилии благ в эти периоды;

• Время аср (предвечернее время до заката солнца) подобно осенней поре, приходу старости, Веку Счастья — времени жизни последнего Пророка (мир ему и благо), и напоминает о Божественных деяниях и милостях на этих этапах;

• Время магриб (после захода солнца), напоминая об исчезновении многочисленных созданий на закате осени, о смерти человека, о разрушении мира на начальном этапе конца света, объявляет о проявлениях Божественного могущества и величия, пробуждает человека от сна беспечности;

• Время иша (пора наступления ночи), напоминая человеку о том, как тьма чёрным саваном покрывает создания дневного мира, как зимняя пора белым саваном укутывает лик усопшей земли, о том, как за завесой забвения исчезают последние следы умершего человека, а также напоминая о полном закрытии арены испытаний этого бренного мира, объявляет о величественных деяниях Всемогущего Аллаха;

• Ночное же время, оповещая о зиме, о могиле, о загробном мире Барзах, напоминает человеку о том, как сильно человеческая душа нуждается в милости Всевышнего Милосердного Господа;

Тахаджуд в ночное время оповещает человека о том, что он (тахаджуд) — крайне необходимый свет во мраке могилы и во мгле Барзаха, и, напоминая о бесконечных дарах Истинного Благодетеля, содержащихся во всех этих преобразованиях, объявляет о том, в какой высочайшей степени Он достоин благодарений и восхвалений;

• Второе же утро напоминает об утре Дня великого воскрешения — да, насколько очевидно, необходимо и бесспорно наступление утра после этой ночи и весны после этой зимы, настолько же несомненно и наступление утра дня великого воскрешения, и весны Барзаха.

Стало быть, подобно тому, как каждое из данных пяти времён стоит во главе значительного преобразования и напоминает о великих изменениях, таким же образом оно, знамениями великих ежедневных распоряжений Божественного Могущества, напоминает о годовых, вековых и эпохальных чудесах могущества и дарах Божьей милости. Следовательно, фарз-намаз, являющийся истинной естественной обязанностью человека, основой поклонения и безусловным долгом, в данные временные промежутки уместен и целесообразен.


ОСОБЕННОСТЬ ПЯТАЯ

Человек по своей природе весьма слаб. Кроме того, многое огорчает его и причиняет ему боль. К тому же, он весьма беспомощен, а бед и врагов у него — много. Он очень беден, а его потребности — велики. Также, он ленив и бессилен, а бремя жизни крайне тяжело. Человечность связала его со всем миром, тогда как разлука и утрата кого-либо или чего-либо любимого и близкого постоянно ранит его, причиняет боль. Разум показывает ему высокие цели и вечные плоды, однако руки его коротки, жизнь — быстротечна, а сил и терпения — мало.

И вот, при таком положении человеческой души совершенно ясно, насколько необходимо обращение на рассвете (во время фаджра)  с молитвой и намазом к обители Всемогущего и Милосердного, просьба к Нему о помощи и поддержке. Также, совершенно ясно, насколько это необходимая опора для того, чтобы выдержать бремя дел и обязанностей, которые навалятся на человека в дневное время.

Полдень (зухр) — это время середины дня и начало его склонения к вечеру, время, когда дневные работы достигают своего пика, время краткого отдыха от гнёта дел и забот, время потребности души в передышке от беспечности и утомлённости, которые вселяют тленные и трудные дела этого бренного мира, а также время проявления Божественных благ. И совершать в это время полуденный намаз — это значит: освобождаясь от гнёта быта, избавляясь от этой беспечности и утомлённости, отстраняясь от бессмысленных и бренных вещей, почтительно и смиренно представая перед Истинным Благодетелем (аль-Мун’им), являющимся Неизменно Вечным, — благодарить, восхвалять Его за все блага и просить о помощи; совершая поясной поклон перед Его могуществом и величием — выражать своё бессилие; падая ниц (саджда) пред Его непреходящим Совершенством и беспримерной Красотой — объявлять о своих восхищении, любви и смиренности. И любой человек, несомненно, осознает, насколько приятно, необходимо и целесообразно совершать полуденный намаз.

Послеполуденное (предвечернее) время (’аср) — это время походит на унылую осеннюю пору, на безотрадное старческое состояние, на скорбный период перед скончанием мира. Это время завершения дневных работ, время формирования итогов таких Божественных благ, как здоровье, благополучие и добрые дела, которых удостоился человек в этот день, время объявления — посредством склонения огромного солнца к закату — о том, что человек является неким командированным гостем и что всё в этом мире временно, тленно, непостоянно. Человеческая же душа, жаждущая вечности и сотворённая для неё, преклоняющаяся перед дарованным благом и страдающая от разлук, сделав омовение для совершения послеполуденного намаза, возносит мольбу, взывает к обители Безначального и Бесконечного Аллаха, Вечно Сущего (аль-Каййум), обращается за помощью к благосклонности Его вечного и безграничного милосердия, благодарит и восхваляет Его за неисчислимые блага, совершая поклон (руку›) перед могуществом Его Господства и смиренно падая ниц (саджда) перед Его Божественным Постоянством, и, находя истинное утешение и обретая душевный покой, почтительно и покорно предстаёт перед Его Величием и Грандиозностью. И любой, вне сомнений, поймёт, насколько высокой и целесообразной обязанностью, какой своевременной уплатой естественного долга и даже каким достижением счастья является совершение послеполуденного намаза!

Вечернее время (магриб) напоминает о грустном прощании с изящными и чудесными созданиями летнего и осеннего миров, исчезающими с приходом зимы, напоминает о том, что человек с приходом смерти в скорбной разлуке расстаётся со своими любимыми и уходит в могилу. Это время напоминает о переходе жителей земли в иные миры в момент гибели этого мира, сотрясающегося в предсмертной агонии, и об угасании светильника этого места испытаний. Также, это время строго предостерегает тех, кто чрезмерно привязан к своим бренным любимым.

И вот, совершать вечерний намаз (магриб) означает, что душа человека, по своей природе являющаяся жаждущим зеркалом Вечно Прекрасного, в вечернее время, обращаясь к Трону Величия Постоянного, Неисчезающего и Неугасающего, Который вершит все эти колоссальные дела и управляет этими грандиозными мирами, произнося над всем этим тленным «Аллаху Акбар» и отстраняясь от всего бренного, почтительно и смиренно представая перед Вечным, благодаря и восхваляя Его перед Его безупречным Совершенством, бесподобной Красотой и безграничной Милостью  благословенным словом «Альхамдулиллях», говоря:  اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ   («Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Коран, 1:5)), выражает свою покорность перед Его Божественностью, Господством и Царствованием, которые не имеют помощников и партнёров и не нуждаются в них, и просит Его о помощи. Далее, душа, совершая поклон (руку’) перед Его безграничным Величием, бескрайними Могуществом и Превосходством, выражая вместе со всем сущим свои слабость и беспомощность, бедность и презренность, говоря:  سُبْحَانَ رَبِّىَ الْعَظٖيمِ («Хвала далёкому от всех недостатков и изъянов Господу Моему Великому!»), — прославляет и возвеличивает своего Великого Господа, а также, совершая земной поклон перед непреходящей Красотой Его Сущности, перед Его неизменными священными качествами и незыблемым Божественным Совершенством, уходом от всего земного смиренно и восхищённо объявляя свою любовь и покорность Всевышнему, обретая взамен всего тленного — Вечно Прекрасного, Постоянно Милосердного, произнося:   سُبْحَانَ رَبِّىَ الْاَعْلٰ     («Хвала Господу моему, Который превыше всего!»), провозглашает божественную чистоту Великого Господа, Бессмертного и Святого от недостатков. Затем, молясь сидя (в ташаххуде) и вознося от своего имени Неугасающе Прекрасному (аль-Джамиль) и Неисчезающе Высокому (аль-Джалиль) благословенные восхваления и молитвы всех созданий, приветствием Его Почтеннейшего Посланника обновляя cвою присягу на верность и выражая своё повиновение Его заповедям, наблюдая для обновления своей веры мудрый порядок этого дворца Вселенной, свидетельствует о единственности Всемогущего Творца, о пророчестве Мухаммада (мир ему и благо), являющегося глашатаем и благословенным вестником Господства Всевышнего и выразителем знамений Великой Книги Вселенной. Итак, истинный человек безусловно осознает, насколько тонкой и чистой обязанностью, насколько святым, приятным служением и поклонением, насколько серьёзной истиной, каким общением с Вечностью и постоянным счастьем в этом временном, бренном мире является совершение вечернего намаза (магриб)!

Ночное время (иша), когда с исчезновением последних оставшихся на горизонте следов дня ночной мир накрывает землю, напоминает о господних (раббани) деяниях Всемогущего Создателя, Чередующего день и ночь, مُقَلِّبُ الَّيْلِ وَ النَّهَارِ , в смене Им белой страницы на чёрную, напоминает о Божественных (иляхи) деяниях Мудрого Обладателя Совершенства, Повелевающего солнцем и луной مُسَخِّرُ الشَّمْسِ وَ الْقَمَرِ , в смене Им красивой зелёной страницы лета на холодную белую страницу зимы, напоминает о Божественных деяниях Создателя жизни и смерти с точки зрения того, что с течением времени всё, оставленное после себя в этом мире обитателями могил, исчезает, придаётся забвенью и полностью уходит в совершенно иной мир. Также, это время напоминает о могущественных деяниях и милостивых проявлениях Творца Земли и Небес в процессе открытия широкого, вечного и великого Иного мира, после окончательной гибели и разрушения, в грандиозной агонии, этого тесного, бренного и ничтожного мира.

И истинным Хозяином и Правителем этой Вселенной, истинным достойным поклонения и любви может быть лишь Тот, Кто легко, словно перелистывая страницы книги, меняет ночь на день, зиму на лето, этот мир — на мир Вечный. Это доказывает, что над всем этим владычествует один Абсолютно Всемогущий.

Итак, безгранично слабая и бессильная, бесконечно бедная и нуждающаяся человеческая душа, погружённая в безграничный мрак будущего, бьющаяся среди бесчисленных событий, совершая намаз в такое ночное время, говорит подобно Ибрахиму (мир ему):

 لَٓا اُحِبُّ الْاٰفِلٖينَ «Не люблю я закатывающихся…» (Коран, 6:76), — обращается намазом к Обители Бога, вечно достойного поклонения и любви, общается в молитве на этой бренной земле, в этой тленной жизни, в этом мрачном мире и тёмном будущем с Вечным и Неизменным, в этой частичке вечной беседы и в этих нескольких минутах вечной жизни [заключённых в намазе] видитБлагосклонность Милости и свет прямого пути Всемилостивого и Милосердного, которые проливают свет на её мир, освещают её будущее и смазывают раны, возникшие на ней от разлук с любимыми и всеми существами, и просит этих благосклонности и света. И забывая этот мир, который тоже временно забыл о ней и скрылся, изливает плачем сердца свои невзгоды перед Обителью Милости, и, выполняя перед отходом ко сну, похожему на смерть, свою последнюю обязанность, для благого завершения записи своих дневных деяний, встаёт на намаз, то есть вместо всех её тленных любимых предстаёт перед вечно достойным поклонения и любви, и вместо всех бессильных созданий, перед которыми она унижается, приходит к Щедрому и Всемогущему, и, чтобы спастись от зла всех вредоносных вещей, заставляющих её дрожать, восходит к Милосердному Хранителю. И начинает душа [намаз] с суры «аль-Фатиха», то есть вместо никчемного и неуместного восхваления ущербных, нищих созданий, прославляет Абсолютно Совершенного, Абсолютно Богатого, Щедрого и Милосердного Господа Миров, затем возвышается до обращения:  اِيَّاكَ نَعْبُدُ «Тебе одному мы поклоняемся…» (Коран, 1:5), — то есть, вопреки своим малости, ничтожности и одиночеству, благодаря связи с Царём Дня Суда, являющимся Правителем Извечности и Вечности, взойдя на степень некоего изнеженного гостя, несущего важную обязанность в этой Вселенной, говоря: اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ  «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Коран, 1:5), — от имени всех созданий представляет Ему поклонения и просьбы великой общины и грандиозного собрания Вселенной. Далее, говоря:  اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقٖيمَ  «Веди нас по дороге прямой» (Коран, 1:6), просит вести её по прямому, светлому пути, который среди мраков будущего приведёт к Вечному Счастью. И размышляя о величии Всевышнего Творца, воле Которого, словно послушные солдаты, подчинены солнца и лучезарные звёзды, являющиеся в Его гостинице мира некими лампами и слугами, скрывшимися сейчас подобно уснувшим растениям и животным, произнося: «Аллаху Акбар!», — склоняется в поясном поклоне (руку’). Затем, подумает о великом земном поклоне всех созданий, то есть о том, что все разновидности существ, и даже вся Земля и весь мир, подобно созданиям, уснувшим этой ночью, каждый год и каждый век освобождаются от прижизненного долга, как дисциплинированная армия или, скорее, как отдельные послушные солдаты, одним лишь повелением Всевышнего: كُنْ فَيَكُونُ «Будь! – и оно бывает» (Коран, 2:117 и др.) , а именно, отправляясь в Скрытый Мир, со словами «Аллаху Акбар» в абсолютной гармонии совершают земной поклон на закате своего бытия. Следующей же весной, по зову оживления и пробуждения, исходящего от повеления Всевышнего  كُنْ فَيَكُونُ , воскреснув вновь (частично — в точности, частично — в подобии), они смиренно и покорно встают для служения своему Господу. Так и этот маленький человек, следуя их примеру, представ перед Обителью Милостивого и Совершенного, Милосердного и Прекрасного Аллаха, с восторженной любовью, в покорности, ведущей к вечности, в почётном самоуничижении, говоря «Аллаху Акбар», совершает земной поклон (саджда). Всё это — означает совершить ночной намаз, представляющий своего рода вознесение (мирадж). И ты, несомненно, поймёшь, насколько это благие и прекрасные, святые и возвышенные, целесообразные и достойные долг, служение и поклонение Господу, и насколько это серьёзная истина…

Стало быть, в связи с тем, что каждое из данных пяти времён является предзнаменованием неких великих изменений и трансформаций, неким признаком грандиозных Божественных деяний и знамением всеобщих благ Всевышнего, назначение намаза, являющегося естественным долгом, именно в данные часы — абсолютная мудрость.


سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى مَنْ اَرْسَلْتَهُ مُعَلِّمًا لِعِبَادِكَ لِيُعَلِّمَهُمْ كَيْفِيَّةَ مَعْرِفَتِكَ وَ الْعُبُودِيَّةَ لَكَ وَ مُعَرِّفًا لِكُنُوزِ اَسْمَائِكَ وَ تَرْجُمَانًا لِاٰيَاتِ كِتَابِ كَائِنَاتِكَ وَ مِرْاٰتًا بِعُبُودِيَّتِهٖ لِجَمَالِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ ارْحَمْنَا

 وَ ارْحَمِ الْمُؤْمِنٖينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ اٰمٖينَ بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ

* * *

Восьмое Слово

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 اَللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ ۞ اِنَّ الدّٖينَ عِنْدَ اللّٰهِ الْاِسْلَامُ

«Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя!» (Коран, 3:2) «Воистину, религией у Аллаха является ислам» (Коран, 3:19).

Если хочешь постичь сущность этого мира, суть человеческой души в этом мире, смысл и ценность религии (Божьего закона) для человека, если хочешь осознать, что мир без истинной религии подобен темнице, а человек без религии является самым несчастным созданием, а также что раскрывающими загадку мироздания и избавляющими человеческую душу от мрака являются фразы

يَا اَللّٰهُ »О Аллах!» и  لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ «Нет Бога, кроме Аллаха», обратись к этому сравнительному рассказу, послушай…

Как-то в стародавние времена два брата отправились в долгое странствие. Шли они вместе, покуда дорога не раздвоилась. На распутье увидали мудреца и спросили: «Какой из этих двух путей лучше?» Он же ответил им: «На правом пути необходимо подчиняться закону и порядку, однако в этом обременении присутствуют безопасность и благополучие. На левом же пути — свобода и независимость, но там царят опасность и бедствия. Выбор — за вами».

Выслушав эти слова, благонравный из братьев сказал:  تَوَكَّلْتُ عَلَى اللّٰهِ  «Полагаюсь на Аллаха», — и отправился по правому пути. Он согласился подчиняться порядку и соблюдать дисциплину. Другой же брат, безнравственный и беспутный, лишь ради вольности предпочёл идти по левому пути.

А сейчас мы мысленно сопроводим этого человека, отправившегося в путь внешне в лёгком, но морально в трудном состоянии. Так вот, этот человек, перевалив через горы и перейдя долины, спустя время вышел на бескрайнюю равнину. Внезапно он услыхал какой-то страшный рёв. Оглянувшись, он увидел, как ужасный лев, выйдя из рощи, бросился на него. Путник обратился в бегство, и бежал, пока не увидел безводный колодец глубиной в шестьдесят аршинов. От страха он бросился в него. При падении на середине колодца его руки случайно коснулись сучьев какого-то дерева, и он ухватился за них. На стене колодца имелись два корня того разросшегося дерева. Две мыши, белая и чёрная, грызли эти корни. Он посмотрел наверх и увидел: лев, словно часовой, караулит его. Посмотрев же вниз, увидел, что там, на дне, лежит устрашающий дракон, который, подняв свою голову, приблизил её к его ногам, что были на расстоянии тридцати аршинов ото дна. Пасть же дракона была широка как дно колодца. Посмотрев на стены, он увидел, что они покрыты жалящими зловредными тварями, а взглянув на дерево, заметил, что это смоковница. Однако, на диво, на ней росли плоды разных деревьев, от ореха до граната.

И этот человек по своей неразумности не догадывается, что всё это — неспроста, и не может быть случайностью. За всем этим кроется какая-то необыкновенная тайна. И он не смог прийти к заключению, что у всех этих дел существует один великий Автор. Несмотря на то, что сейчас его сердце, душа и разум тайно рыдают от такого горького положения, его нафс-и аммара (повелевающий зло нафс), как ни в чём не бывало, не внимая сути положения, заткнул свои уши на плач души и сердца, обманывая самого себя, и начал есть плоды того дерева, словно находится в каком-нибудь саду. Меж тем, часть этих плодов была ядовитой и вредной.

В одном священном хадисе (хадис аль-кудси) Всевышний заповедал нам:

اَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدٖى بٖى

  «Как Меня познает раб Мой, таким же образом Я буду обращаться с ним».

И вот, этот злосчастный, ввиду своего плохого мнения и неразумности, воспринял увиденное как нечто обыденное, как будто это и есть сама суть. Подобному обращению подвергся и он сам, и будет подвергаться впредь. Не живёт и не умирает, а лишь страдает.

Мы же, оставив злосчастного в этих страданиях, вернёмся, чтобы понять положение другого брата. Итак, идёт этот благословенный, благоразумный человек своей дорогой, не испытывая при этом трудностей, которые испытывает его брат, ведь он, благодаря своей добропорядочности, думает о прекрасных вещах, мечтает о хорошем и находится в совершенной гармонии с самим собой. К тому же, он не утруждает себя, как его брат, и не терпит мучений. Ведь ему известен порядок и он следует ему, что в итоге ведёт к облегчению. Он свободно продолжает свой путь в спокойствии и уверенности. И вот, встретил он на пути сад, в котором растут прекрасные цветы и плоды, но по причине неухоженности здесь есть и неприятные вещи. Его брат тоже заходил в подобный сад, но из-за того, что он обращал внимание на эти неприятные вещи, ему стало плохо, и он, совершенно не отдохнув, выбежал оттуда. Но этот брат, поступив согласно правилу «во всём ищи хорошее», совершенно не стал смотреть на неприятные вещи. Наилучшим образом воспользовавшись прекрасными вещами и спокойно отдохнув, он продолжил свой путь.

С течением времени он, как и его брат, очутился на бескрайней равнине. Вдруг он услышал рёв бросившегося на него льва. Он испугался, но не настолько, как его брат, так как  благодаря своему благому воззрению и благой мысли нашёл утешение, подумав: «У этого безбрежного простора есть Правитель, и, вероятно, этот лев является слугой в распоряжении этого Правителя». Однако он, всё же, обратился в бегство и бросился в попавшийся на пути колодец глубиной в шестьдесят аршинов. Как и его брат, на середине колодца он ухватился за какое-то дерево, и повис на нём. Оглядевшись вокруг, он увидел, как два животных грызут два корня того дерева. Наверху его поджидал лев, а на дне колодца — дракон. Так же, как его брат, он увидел необычную ситуацию и ужаснулся от увиденного, однако его испуг был в тысячу раз слабее страха его брата. Дело в том, что его благонравие навело его на благую мысль, а благая мысль, благое суждение во всём показывают хорошую сторону. По этой причине он подумал: «Эти необычайные дела связаны между собой. И, к тому же, они словно действуют по одному повелению. В таком случае, за этими делами кроется какая-то тайна. Да, все эти дела происходят по повелению одного скрытого Правителя. Стало быть, я не одинок. Этот скрытый Правитель наблюдает за мной, испытывает меня. Он приглашает в некое место, направляя туда с неким замыслом». И от этой сладкой боязни и благой мысли у него возникло любопытство: «Интересно, а кто же Он — Тот, Кто, испытывая меня, желает представить себя, и этим необычным путём ведёт меня к некой цели?”

Затем желание познать это пробудило в нём любовь к хозяину тайны, эта любовь, в свою очередь, вызвала стремление раскрыть эту тайну, а из-за этого стремления возникло желание занять благую позицию, которая удовлетворила бы хозяина тайны и понравилась бы ему.

Затем он взглянул на дерево и увидел, что это смоковница. Однако на ней росли плоды тысяч разнообразных деревьев. Тогда страх его вовсе исчез, потому что он твёрдо понял: эта смоковница — некое меню, некий каталог, некая выставка! Должно быть, этот скрытый Правитель чудесным образом украсил это дерево образцами плодов из своего сада, украсил в виде некоего знамения угощений, приготовленных для своих гостей. Ведь иначе одно-единственное дерево не дало бы плодов тысяч разнообразных деревьев.

После этого он начал молиться и взывать, — и ему, вдохновлённым ключом, открылась тайна. Он воззвал: «О Правитель этих краёв! Моя судьба — в Твоих руках. Ищу спасения у Тебя и Тебе покоряюсь. Прошу Твоего согласия и ищу Тебя».

После этой мольбы стена колодца вдруг раскололась, и открылась некая дверь в очаровательно чистый и прекрасный сад. Вероятно, это пасть того дракона превратилась в эту дверь. Дракон и лев приняли вид двух слуг, приглашающих его войти в сад. Более того, тот лев превратился для него в послушного коня.

Итак, о моя ленивая душа и о мой воображаемый спутник! Сравним положение этих двух братьев, дабы увидеть и понять, как добро приносит добро и как зло порождает зло…

Смотрите! Злосчастный путник, следующий по левой дороге, в любой момент готов оказаться в пасти дракона, он весь дрожит от страха, а счастливый путник приглашён в плодоносный, великолепный сад. Сердце того несчастного терзается от ужаса и страха, а этот счастливый в сладостной боязни наблюдает удивительные явления, с любовью познавая их и извлекая полезный урок. Кроме того, тот несчастный мучим дикостью, отчаянием и одиночеством, а этот счастливый наслаждается в гармонии, надежде и ожидании. Тот несчастный чувствует себя узником, подверженным нападению свирепых зверей, а счастливый брат — словно дорогой гость, который гостит у Щедрого Хозяина и развлекается с Его необычными слугами, видя в них друзей. Кроме того, тот злосчастный, употребляя внешне сладкие, но по сути ядовитые плоды, ускоряет приход своих мук, ибо те плоды — образцы: их дозволено вкусить, дабы проявить желание к приобретению оригиналов, но никоим образом не разрешено поглощать их подобно животному! А этот счастливый, отведав их, понял в чём дело и отсрочил их употребление, наслаждаясь предвкушением. Тот несчастный извёл, истерзал себя. Светлую, как день, истину и ясную ситуацию своей недальновидностью обратил для себя в тёмные и мрачные опасения и воображение, в образ преисподней. И не заслуживает он сочувствия, не имеет права ни на кого жаловаться. Например, если человек, находясь в великолепном саду, в кругу друзей, в прекрасный летний день, не удовольствуется настроением от приятного праздничного угощения и опьянит себя скверными дурманящими напитками, после чего, вообразив себя голодным и нагим, находящимся среди зверей, посреди холодной зимы, начнёт рыдать и причитать, то разве он удостоится сочувствия?! Он лишь изводит самого себя. Принимая друзей своих за зверей, оскорбляет их. Так вот, наш несчастный подобен такому человеку! Счастливый же брат узрел истину, а истина — прекрасна! Постигая её красоту, он станет почитать совершенство Обладателя Истины и удостоится Его милости.

Таким образом раскрывается тайна одной из заповедей Корана: «Знай, что скверное — от тебя, а доброе — от Аллаха». И если сопоставишь другие подобные отличия, то поймёшь, что нафс-и аммара (повелевающий зло нафс) первого путника подготовил ему некий духовный ад, а чистосердечность и прекрасное воззрение, добропорядочность и благое суждение другого брата удостоили его великой награды и благополучия, а также блестящей благодати и достоинства.

О нафс мой и о человек, слушающий вместе со мной этот рассказ! Если не желаешь быть несчастным братом и хочешь стать счастливым, то слушай Коран и повинуйся его заповедям! Ухватись за него и следуй его предписаниям!

Если ты осмыслил истины, имеющиеся в этом сравнительном рассказе, то действительность относительно окружающего нас мира, религии, человека и веры (имана) можешь сопоставить с этим примером. Необходимое я тебе раскрою, а в тонкостях разберись сам.

Так вот, смотри! Один из тех двух братьев — душа богобоязненного и сердце праведного; другой же брат — душа безбожного и сердце порочного человека. Одна из тех двух дорог — правая — путь Корана и веры; другая — левая — путь неповиновения Господу и неверия. Садом же на той дороге является мимолётная общественная жизнь внутри человеческого общества и цивилизации, в которой рядом сосуществуют добро и зло, хорошее и плохое, чистое и грязное. Благоразумен тот, кто, следуя правилу:

  خُذْ مَا صَفَا دَعْ مَا كَدَر «Возьми хорошее, оставь плохое», — идёт по жизни со спокойным сердцем. А та бескрайняя равнина — это наш земной мир. Тот лев — это гибель и смерть. Колодец — тело человека и срок жизни. Те шестьдесят аршинов глубины указывают на шестьдесят лет, являющихся средней, наиболее вероятной продолжительностью жизни человека. То дерево — это определённый этап той или иной жизни, основа и средства её существования. Белая и чёрная мыши — это день и ночь. Тем драконом является преддверие Потустороннего мира и путь Барзаха, началом которого является могила — пасть того дракона. Однако для верующего человека эта пасть является дверью, открывающейся из темницы в сад. Те зловредные твари — это земные беды и невзгоды. Но для верующего они служат добрым Божественным предостережением и являются благосклонностью Милосердного Господа, спасающими от погружения в сон беспечности. Плоды на том дереве — это земные блага, которые Абсолютно Щедрый Аллах сотворил в виде некоего перечня благ Потустороннего мира, в виде их вестников и подобий, а также в виде образцов райских плодов, приглашающих своих приобретателей. И несмотря на единственность этого дерева, оно даёт всевозможные разнообразные плоды, что указывает на печать Божественного Могущества и Господства. Дело в том, что «из одного делать всё», т.е. создавать, творить такие прекрасные искусства, как из одной земли — все растения и плоды, из одной воды — всех животных, из одной простой пищи — все органы живого существа, и, вместе с этим, «из всего делать одно», т.е. из весьма разнообразной пищи, употребляемой живым существом, создавать для него одну, свойственную исключительно ему, плоть, и ткать однородную ткань (кожу), — это уникальная, специфическая, неподдельная печать Властелина Вечности, являющегося Единственным (аль-Ахад) и Абсолютно Самодостаточным (ас-Самад). Да, из одного делать всё и из всего делать одно — это некое знамение и некий признак, характерные исключительно для Создателя всех вещей, для Могущественного над всякой вещью.

Той тайной является сокровенный смысл сотворения, раскрывающийся с секретом имана (веры). А тот ключ — это

    يَا اَللّٰهُ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ اَللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ 

«О Аллах!; Нет Бога, кроме Аллаха; Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Сущего!»

Превращение пасти того дракона во врата сада указывает на то, что смерть, которая для заблудших и безбожных является дверью, в ужасе и забвении открывающейся в могилу, — гнетущую, как темница, и тесную, как чрево дракона, — для последователей Корана и людей веры служит вратами, отворяющимися из темницы этого мира в сады вечности, из арены испытаний — в райские сады, от тягот этой жизни — к милости Милостивого (ар-Рахман). Превращение того свирепого льва в приветливого слугу и последующее его превращение в послушного коня указывает, что хоть для заблудших смерть — это горькая вечная разлука со всеми своими любимыми и близкими, арест и заточение, в страхе и одиночестве, в темницу могилы с изгнанием из своего мнимого земного рая, для людей пути истины и последователей Корана смерть — это возможность встречи со старыми друзьями и близкими, ушедшими в мир Иной, способ прибытия на подлинную Родину и на вечные земли блаженства, приглашение войти в райские сады из темницы этого мира, некое наступление очереди для получения вознаграждения за служение от милости и щедрости Милостивого, Милосердного Аллаха, некое освобождение от бремени прижизненных обязанностей, завершение учений и предписаний жизненного испытания и поклонения Всевышнему…

Одним словом, любой человек, поставивший себе главной целью эту тленную жизнь, духовно будет пребывать в аду, даже если на внешний взгляд будет жить словно в раю. Тот же, кто серьёзно устремлён к вечной жизни, достигнет счастья в обоих мирах. Он с терпением и благодарностью Всевышнему воспринимает все тяготы жизни, какими бы трудными они ни были, поскольку смотрит на этот мир как на зал ожидания Рая.


اَللّٰهُمَّ اجْعَلْنَا مِنْ اَهْلِ السَّعَادَةِ وَ السَّلَامَةِ وَ الْقُرْاٰنِ وَ الْاٖيمَانِ اٰمٖينْ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ بِعَدَدِ جَمٖيعِ الْحُرُوفَاتِ الْمُتَشَكِّلَةِ فٖى جَمٖيعِ الْكَلِمَاتِ الْمُتَمَثِّلَةِ بِاِذْنِ الرَّحْمٰنِ فٖى مَرَايَا تَمَوُّجَاتِ الْهَوَاءِ عِنْدَ قِرَائَةِ كُلِّ كَلِمَةٍ مِنَ الْقُرْاٰنِ مِنْ كُلِّ قَارِءٍ مِنْ اَوَّلِ النُّزُولِ اِلٰى اٰخِرِ الزَّمَانِ وَ ارْحَمْنَا وَ وَالِدَيْنَا وَارْحَمِ الْمُؤْمِنٖينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِعَدَدِهَا بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ اٰمٖينَ

وَالْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ

* * *

Седьмое Слово

Если желаешь понять, что слова 

اٰمَنْتُ بِاللّٰهِ وَ بِالْيَوْمِ الْاٰخِر

«уверовал в Аллаха и в Судный день» служат двумя драгоценными тайнами, открывающими загадку Вселенной и врата счастья для человеческой души, что терпеливое упование на своего Создателя, благодарное вознесение просьб и молитв к своему Кормильцу являются двумя полезными и действенными лекарствами, а также что слушание Корана, повиновение его предписаниям, соблюдение намаза и отказ от больших грехов являются важным, дорогим и блестящим билетом на пути к Вечности, провизией мира Иного, светом во мраке могилы, то обратись к данному сравнительному рассказу, послушай…

Однажды некий воин на поле сражения и испытаний, в круговороте побед и поражений оказался в чрезвычайном положении: он глубоко ранен справа и слева, позади него — громадный лев, готовый напасть, а впереди его ожидает губящая всех его любимых виселица. Ко всему этому, ему была поставлена задача преодолеть долгий путь. И вот, когда этот несчастный пребывал посреди всего этого ужаса, испытывая безнадёжное волнение, справа, будто Хызыр, возник некий доброжелательный, светлый человек, и сказал: «Не отчаивайся! Я открою тебе две тайны. Если ты подобающе применишь их, тогда этот лев станет тебе покорным конём, а эта виселица обратится в качели для удовольствия и развлечения. Кроме того, я дам тебе два лекарства. Если воспользуешься ими надлежащим образом, две твоих гниющих раны превратятся в два нежных, благовонных цветка. Также, я дам тебе билет, с помощью которого ты, со скоростью полёта, за день преодолеешь годичный путь. Если же не веришь, то попробуй, проверь, дабы убедиться в верности сказанного». И действительно, он проверил и подтвердил правоту слов этого человека. Так же и я — бедный Саид — подтверждаю это, поскольку проверил и осознал, что это действительно так.

После этого воин неожиданно увидел, как слева к нему подошёл коварный, как бес, хмельной, лживый человек. У него было много украшений, привлекательных изображений, развлечений и разных одурманивающих средств. Он встал перед воином и заговорил:

— Эй, приятель, давай-ка с тобой закатим пирушку, повеселимся, поглядим на изображения красавиц, послушаем приятные песни, поедим вкусные блюда! А ну-ка! Что ты там шепчешь?

— Одну тайну…

— Брось ты это непонятное дело! Не будем портить себе удовольствие! А что это у тебя в руке?

— Лекарство.

— Выкинь его! Да что с тобой? Ведь ты же здоров! Сейчас время веселья. А что это за бумага с пятью знаками?

— Билет и проездные документы.

— Порви же всё это! Зачем нам в эту прекрасную весеннюю пору выходить в путь? — сказал он, и всякими соблазнами норовил убедить его. И этот бедняга даже немного поддался ему. Да, человек склонен обольщаться! И я тоже был обманут подобным интриганом.

Неожиданно справа послышалось громогласное: «Берегись! Не обольщайся! И скажи этому интригану: «Если у тебя есть какой-нибудь способ уничтожить льва позади меня, устранить виселицу предо мною и исцелить мои раны, освободить от предстоящей дороги, тогда — будь по-твоему! Давай, сделай так, покажи, а я посмотрю, и потом уже предлагай повеселиться! Иначе же молчи, дабы сказал своё слово этот благородный человек, подобный Хызыру»».

Итак, о мой нафс, смеявшийся в молодости, а сейчас рыдающий из-за того смеха! Знай же: тем несчастным воином являешься ты и любой другой человек, тот лев — это смертный час, та виселица — это смерть, утрата и разлука. В круговороте дней и ночей всякий друг прощается с нами, уходит навечно. Одна из тех двух ран это тягостная и бесконечная человеческая беспомощность, а другая — горькая, безграничная человеческая бедность. Тот назначенный длинный путь — это долгая дорога испытаний, проходящая через Мир душ, материнскую утробу, младенчество, старость, наш мир, могилу, загробный мир, площадь Судного Дня и мост Сырат. Те две тайны — это вера во Всевышнего и в Иной мир. Да, с помощью этих священных тайн смерть принимает образ покорного коня и бурака, который унесёт верующего из темницы этого мира в райские сады, к Милостивому Творцу. И поэтому мудрые и совершенные люди, познавшие истину смерти, любили её и желали её прихода.

К тому же, течение времени, сопровождающееся гибелью и разлукой, смертью и утратой и являющееся той виселицей, с помощью этой тайны веры обратится в средство приятного созерцания и наблюдения новых, разноцветных и разнообразных чудес искусства Всемогущего Творца, дивных созданий Его могущества и проявлений Его милости. Да, обновляющиеся отражения в зеркалах, проявляющие цвета в свете солнца, и сменяющиеся кинокадры будут образовывать ещё более приятные, ещё более замечательные виды. Одно из тех двух лекарств — это терпеливое упование на своего Создателя, опора на Его могущество, доверие Его мудрости. Так ли это? Да, ведь человек, своим бессилием опирающийся на Властелина Вселенной, Обладателя немедленно сбывающегося повеления كُنْ فَيَكُونُ «Будь!» (Коран, 2:117 и др.), не познает страха. Ведь он, пред лицом даже самой ужасной беды, сказав:  اِنَّا لِلّٰهِ وَاِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!» (Коран, 2:156), — со спокойным сердцем положится на своего Милосердного Господа. Истинно познавшие Всевышнего получают удовольствие от своего бессилия, от страха перед Ним. Да, в страхе заключено наслаждение. Если бы какой-нибудь годовалый ребёнок обладал разумом и у него бы спросили, какое ощущение для него приятнее всего, то он, по всей вероятности, ответил бы: «То ощущение, когда я, понимая свои бессилие и слабость, боясь сладкого шлепка мамы, укрываюсь на её же ласковой груди». Между тем, ласка и нежность всех матерей — это лишь отблеск проявления Божественного милосердия. И вот поэтому мудрые и совершенные люди нашли в бессилии и страхе перед Аллахом такое наслаждение, что, решительно отказавшись от опоры на собственные силы, языком бессилия обратились к Его помощи, бессилие и страх же сделали своими поручителями. Другое же лекарство — молитва и обращение к Всевышнему с благодарностью и удовлетворённостью, доверие милости Милосердного Кормильца. Так ли это? Да! Могут ли бедность и нужда быть горькими и тягостными для гостя Щедрого Милостивого Господа, сотворившего всю поверхность земли в виде широкой скатерти даров и сделавшего весну букетом цветов на этой скатерти?! Напротив, он будет стремиться к усилению своей нужды, которая станет своего рода приятным аппетитом. Именно поэтому мудрые и совершенные люди гордились бедностью. Однако не пойми ошибочно: речь о том, чтобы молить Всевышнего, чувствуя перед Ним свою бедность, а не о том, чтобы выставлять бедность напоказ людям и попрошайничать.

Тем же билетом, документом является выполнение обязательных (фарз) религиозных предписаний, особенно намаза, а также отказ от совершения больших грехов. Так ли это? Да, по единогласию всех пророков и праведников, на том долгом и тёмном пути к вечности возможно приобрести провиант, свет и бура́ка (средство передвижения. — Прим. пер.), лишь следуя заповедям Корана и избегая совершения недозволенного им. В противном случае, наука и философия, искусство и мудрость на том пути не будут стоить и ломаного гроша, ведь их свет — лишь до дверей могилы.

Итак, о мой ленивый нафс! Совершать пятикратный намаз, избегать семи больших грехов — это немного, удобно и легко. И если у тебя есть разум, и он не испорчен, то ты осознаешь, насколько важен итог этого и насколько велики плоды и польза! Тому же человеку и сатане, побуждающему тебя к совершению греха и к распутству, скажи: «Если имеется способ уничтожить смерть, устранить из этого мира гибель, избавить человека от бессилия и бедности, закрыть врата могилы, то мы прислушаемся к тебе. А иначе — молчи! В Великом Храме Вселенной Коран читает Вселенную. Послушаем же его, озаримся этим Светом, ступим на его путь истины и сделаем его постоянно читаемой молитвой!»

Да, истинное слово — это Коран: исходя от Истинного и являясь Истиной, Коран говорит правду, показывает действительность и распространяет лучезарную Божественную мудрость…


اَللّٰهُمَّ نَوِّرْ قُلُوبَنَا بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ اَللّٰهُمَّ اَغْنِنَا بِالْاِفْتِقَارِ اِلَيْكَ وَ لَا تُفْقِرْنَا بِالْاِسْتِغْنَاءِ عَنْكَ تَبَرَّاْنَا اِلَيْكَ مِنْ حَوْلِنَا وَ قُوَّتِنَا وَ الْتَجَئْنَا اِلٰى حَوْلِكَ وَ قُوَّتِكَ فَاجْعَلْنَا مِنَ الْمُتَوَكِّلٖينَ عَلَيْكَ وَ لَاتَكِلْنَا اِلٰى اَنْفُسِنَا وَاحْفَظْنَا بِحِفْظِكَ وَارْحَمْنَا وَ ارْحَمِ الْمُؤْمِنٖينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ وَ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ وَ نَبِيِّكَ وَ صَفِيِّكَ وَ خَلٖيلِكَ وَ جَمَالِ مُلْكِكَ وَ مَلٖيكِ صُنْعِكَ وَ عَيْنِ عِنَايَتِكَ وَ شَمْسِ هِدَايَتِكَ وَ لِسَانِ حُجَّتِكَ وَ مِثَالِ رَحْمَتِكَ وَ نُورِ خَلْقِكَ وَ شَرَفِ مَوْجُودَاتِكَ وَ سِرَاجِ وَحْدَتِكَ فٖى كَثْرَةِ مَخْلُوقَاتِكَ وَ كَاشِفِ طِلْسِمِ كَائِنَاتِكَ وَ دَلَّالِ سَلْطَنَةِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ مُبَلِّغِ مَرْضِيَّاتِكَ وَ مُعَرِّفِ كُنُوزِ اَسْمَائِكَ وَ مُعَلِّمِ عِبَادِكَ وَ تَرْجُمَانِ اٰيَاتِكَ وَمِرْاٰتِ جَمَالِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ مَدَارِ شُهُودِكَ وَ اِشْهَادِكَ وَ حَبٖيبِكَ وَ رَسُولِكَ الَّذٖى اَرْسَلْتَهُ رَحْمَةً لِلْعَالَمٖينَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ عَلٰى اِخْوَانِهٖ مِنَ النَّبِيّٖينَ وَ الْمُرْسَلٖينَ وَ عَلٰى مَلٰئِكَتِكَ الْمُقَرَّبٖينَ وَ عَلٰى عِبَادِكَ الصَّالِحٖينَ اٰمٖينَ

* * *