Седьмое Слово

Если желаешь понять, что слова 

اٰمَنْتُ بِاللّٰهِ وَ بِالْيَوْمِ الْاٰخِر

«уверовал в Аллаха и в Судный день» служат двумя драгоценными тайнами, открывающими загадку Вселенной и врата счастья для человеческой души, что терпеливое упование на своего Создателя, благодарное вознесение просьб и молитв к своему Кормильцу являются двумя полезными и действенными лекарствами, а также что слушание Корана, повиновение его предписаниям, соблюдение намаза и отказ от больших грехов являются важным, дорогим и блестящим билетом на пути к Вечности, провизией мира Иного, светом во мраке могилы, то обратись к данному сравнительному рассказу, послушай…

Однажды некий воин на поле сражения и испытаний, в круговороте побед и поражений оказался в чрезвычайном положении: он глубоко ранен справа и слева, позади него — громадный лев, готовый напасть, а впереди его ожидает губящая всех его любимых виселица. Ко всему этому, ему была поставлена задача преодолеть долгий путь. И вот, когда этот несчастный пребывал посреди всего этого ужаса, испытывая безнадёжное волнение, справа, будто Хызыр, возник некий доброжелательный, светлый человек, и сказал: «Не отчаивайся! Я открою тебе две тайны. Если ты подобающе применишь их, тогда этот лев станет тебе покорным конём, а эта виселица обратится в качели для удовольствия и развлечения. Кроме того, я дам тебе два лекарства. Если воспользуешься ими надлежащим образом, две твоих гниющих раны превратятся в два нежных, благовонных цветка. Также, я дам тебе билет, с помощью которого ты, со скоростью полёта, за день преодолеешь годичный путь. Если же не веришь, то попробуй, проверь, дабы убедиться в верности сказанного». И действительно, он проверил и подтвердил правоту слов этого человека. Так же и я — бедный Саид — подтверждаю это, поскольку проверил и осознал, что это действительно так.

После этого воин неожиданно увидел, как слева к нему подошёл коварный, как бес, хмельной, лживый человек. У него было много украшений, привлекательных изображений, развлечений и разных одурманивающих средств. Он встал перед воином и заговорил:

— Эй, приятель, давай-ка с тобой закатим пирушку, повеселимся, поглядим на изображения красавиц, послушаем приятные песни, поедим вкусные блюда! А ну-ка! Что ты там шепчешь?

— Одну тайну…

— Брось ты это непонятное дело! Не будем портить себе удовольствие! А что это у тебя в руке?

— Лекарство.

— Выкинь его! Да что с тобой? Ведь ты же здоров! Сейчас время веселья. А что это за бумага с пятью знаками?

— Билет и проездные документы.

— Порви же всё это! Зачем нам в эту прекрасную весеннюю пору выходить в путь? — сказал он, и всякими соблазнами норовил убедить его. И этот бедняга даже немного поддался ему. Да, человек склонен обольщаться! И я тоже был обманут подобным интриганом.

Неожиданно справа послышалось громогласное: «Берегись! Не обольщайся! И скажи этому интригану: «Если у тебя есть какой-нибудь способ уничтожить льва позади меня, устранить виселицу предо мною и исцелить мои раны, освободить от предстоящей дороги, тогда — будь по-твоему! Давай, сделай так, покажи, а я посмотрю, и потом уже предлагай повеселиться! Иначе же молчи, дабы сказал своё слово этот благородный человек, подобный Хызыру»».

Итак, о мой нафс, смеявшийся в молодости, а сейчас рыдающий из-за того смеха! Знай же: тем несчастным воином являешься ты и любой другой человек, тот лев — это смертный час, та виселица — это смерть, утрата и разлука. В круговороте дней и ночей всякий друг прощается с нами, уходит навечно. Одна из тех двух ран это тягостная и бесконечная человеческая беспомощность, а другая — горькая, безграничная человеческая бедность. Тот назначенный длинный путь — это долгая дорога испытаний, проходящая через Мир душ, материнскую утробу, младенчество, старость, наш мир, могилу, загробный мир, площадь Судного Дня и мост Сырат. Те две тайны — это вера во Всевышнего и в Иной мир. Да, с помощью этих священных тайн смерть принимает образ покорного коня и бурака, который унесёт верующего из темницы этого мира в райские сады, к Милостивому Творцу. И поэтому мудрые и совершенные люди, познавшие истину смерти, любили её и желали её прихода.

К тому же, течение времени, сопровождающееся гибелью и разлукой, смертью и утратой и являющееся той виселицей, с помощью этой тайны веры обратится в средство приятного созерцания и наблюдения новых, разноцветных и разнообразных чудес искусства Всемогущего Творца, дивных созданий Его могущества и проявлений Его милости. Да, обновляющиеся отражения в зеркалах, проявляющие цвета в свете солнца, и сменяющиеся кинокадры будут образовывать ещё более приятные, ещё более замечательные виды. Одно из тех двух лекарств — это терпеливое упование на своего Создателя, опора на Его могущество, доверие Его мудрости. Так ли это? Да, ведь человек, своим бессилием опирающийся на Властелина Вселенной, Обладателя немедленно сбывающегося повеления كُنْ فَيَكُونُ  «Будь!», не познает страха. Ведь он, пред лицом даже самой ужасной беды, сказав:  اِنَّا لِلّٰهِ وَاِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!», — со спокойным сердцем положится на своего Милосердного Господа. Истинно познавшие Всевышнего получают удовольствие от своего бессилия, от страха перед Ним. Да, в страхе заключено наслаждение. Если бы какой-нибудь годовалый ребёнок обладал разумом и у него бы спросили, какое ощущение для него приятнее всего, то он, по всей вероятности, ответил бы: «То ощущение, когда я, понимая свои бессилие и слабость, боясь сладкого шлепка мамы, укрываюсь на её же ласковой груди». Между тем, ласка и нежность всех матерей — это лишь отблеск проявления Божественного милосердия. И вот поэтому мудрые и совершенные люди нашли в бессилии и страхе перед Аллахом такое наслаждение, что, решительно отказавшись от опоры на собственные силы, языком бессилия обратились к Его помощи, бессилие и страх же сделали своими поручителями. Другое же лекарство — молитва и обращение к Всевышнему с благодарностью и удовлетворённостью, доверие милости Милосердного Кормильца. Так ли это? Да! Могут ли бедность и нужда быть горькими и тягостными для гостя Щедрого Милостивого Господа, сотворившего всю поверхность земли в виде широкой скатерти даров и сделавшего весну букетом цветов на этой скатерти?! Напротив, он будет стремиться к усилению своей нужды, которая станет своего рода приятным аппетитом. Именно поэтому мудрые и совершенные люди гордились бедностью. Однако не пойми ошибочно: речь о том, чтобы молить Всевышнего, чувствуя перед Ним свою бедность, а не о том, чтобы выставлять бедность напоказ людям и попрошайничать.

Тем же билетом, документом является выполнение обязательных (фарз) религиозных предписаний, особенно намаза, а также отказ от совершения больших грехов. Так ли это? Да, по единогласию всех пророков и праведников, на том долгом и тёмном пути к вечности возможно приобрести провиант, свет и бура́ка (средство передвижения. — Прим. пер.), лишь следуя заповедям Корана и избегая совершения недозволенного им. В противном случае, наука и философия, искусство и мудрость на том пути не будут стоить и ломаного гроша, ведь их свет — лишь до дверей могилы.

Итак, о мой ленивый нафс! Совершать пятикратный намаз, избегать семи больших грехов — это немного, удобно и легко. И если у тебя есть разум, и он не испорчен, то ты осознаешь, насколько важен итог этого и насколько велики плоды и польза! Тому же человеку и сатане, побуждающему тебя к совершению греха и к распутству, скажи: «Если имеется способ уничтожить смерть, устранить из этого мира гибель, избавить человека от бессилия и бедности, закрыть врата могилы, то мы прислушаемся к тебе. А иначе — молчи! В Великом Храме Вселенной Коран читает Вселенную. Послушаем же его, озаримся этим Светом, ступим на его путь истины и сделаем его постоянно читаемой молитвой!»

Да, истинное слово — это Коран: исходя от Истинного и являясь Истиной, Коран говорит правду, показывает действительность и распространяет лучезарную Божественную мудрость…


اَللّٰهُمَّ نَوِّرْ قُلُوبَنَا بِنُورِ الْاٖيمَانِ وَ الْقُرْاٰنِ اَللّٰهُمَّ اَغْنِنَا بِالْاِفْتِقَارِ اِلَيْكَ وَ لَا تُفْقِرْنَا بِالْاِسْتِغْنَاءِ عَنْكَ تَبَرَّاْنَا اِلَيْكَ مِنْ حَوْلِنَا وَ قُوَّتِنَا وَ الْتَجَئْنَا اِلٰى حَوْلِكَ وَ قُوَّتِكَ فَاجْعَلْنَا مِنَ الْمُتَوَكِّلٖينَ عَلَيْكَ وَ لَاتَكِلْنَا اِلٰى اَنْفُسِنَا وَاحْفَظْنَا بِحِفْظِكَ وَارْحَمْنَا وَ ارْحَمِ الْمُؤْمِنٖينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ وَ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ وَ نَبِيِّكَ وَ صَفِيِّكَ وَ خَلٖيلِكَ وَ جَمَالِ مُلْكِكَ وَ مَلٖيكِ صُنْعِكَ وَ عَيْنِ عِنَايَتِكَ وَ شَمْسِ هِدَايَتِكَ وَ لِسَانِ حُجَّتِكَ وَ مِثَالِ رَحْمَتِكَ وَ نُورِ خَلْقِكَ وَ شَرَفِ مَوْجُودَاتِكَ وَ سِرَاجِ وَحْدَتِكَ فٖى كَثْرَةِ مَخْلُوقَاتِكَ وَ كَاشِفِ طِلْسِمِ كَائِنَاتِكَ وَ دَلَّالِ سَلْطَنَةِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ مُبَلِّغِ مَرْضِيَّاتِكَ وَ مُعَرِّفِ كُنُوزِ اَسْمَائِكَ وَ مُعَلِّمِ عِبَادِكَ وَ تَرْجُمَانِ اٰيَاتِكَ وَمِرْاٰتِ جَمَالِ رُبُوبِيَّتِكَ وَ مَدَارِ شُهُودِكَ وَ اِشْهَادِكَ وَ حَبٖيبِكَ وَ رَسُولِكَ الَّذٖى اَرْسَلْتَهُ رَحْمَةً لِلْعَالَمٖينَ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ وَ عَلٰى اِخْوَانِهٖ مِنَ النَّبِيّٖينَ وَ الْمُرْسَلٖينَ وَ عَلٰى مَلٰئِكَتِكَ الْمُقَرَّبٖينَ وَ عَلٰى عِبَادِكَ الصَّالِحٖينَ اٰمٖينَ